Перченкова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы МАОУ - школы №9 г. Жуковского, педстаж 36 лет
Основные направления работы и принципы моей педагогической деятельности (тезисы)
1. СЛОВЕСНИК... Мне по душе это слово. Работа словесника – это, во-первых, работа со словом и, во-вторых, - с человеком (или в обратной последовательности). Именно на уроках русского языка и литературы в душах детей зарождаются и развиваются "прекрасные порывы», необходимые в любом возрасте.
ПОЭТОМУ неизменным трепетом вот уже 36 лет встречаю новых спутников-школьников, с которыми предстоит нам вместе идти по дороге знаний.
2.Рабочие моменты моих уроков свидетельствуют о разнообразии нашей учебной жизни и о постоянном поиске. Мультимедийные средства обучения помогли сделать кабинет творческой лаборатортей, где готовятся и проходят уроки-путешествия, смотры знаний, интеллектуальные марафоны . И наши школьники ежегодно добиваются побед в конкурсах и олимпиадах муниципального, областного и даже федерального уровня.
3. Привить любовь к литературе, к родной речи каждому ребенку ( а не только одаренному) помогает мне КЛЮЧ (Клуб любознательных юных читателей) - разновозрастное объединение школьников, где преимущественно играем, проводим конкурсы, читательские конференции, выпускаем газету "Школьные вести", журнал "Живое слово" и - предпринимаем литературные путешествия.
Мне представляется, что именно КЛЮЧ научил детей выходить далеко за границы школьных учебников, то есть развивать исследовательские способности и проектную деятельность. 10 лет наши работы становятся победителями научно-практической конференции "Интеллектуальное будущее НАУКОГРАДА". Самые значимые работы последних лет:
"Любовь,что движет солнца и светила" ( А. Блок Елизвета Кузьмина-Караваева (мать Мария)) - автор работы - Веселкова Софья
"Спор об истине: С. Есенин против Д. Бедного" - Веселкова Софья, Бурдова Юля
"Поэты русского зарубежья, или "вернуться в Россию стихами" - Заурова Елена, Набокова Анна, Артамонова Екатерина
"Поэты Г. ЖУКОВСКОГО О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ" - этим проектом мы жили около полутора лет и в результате работа стала победителем на областном и лауреатом на федеральном уровне (краеведческая конференция "Отечество-2012"
5.Патриотизм – конечно же, ключевая вневременная ценность. Осознать это – и значит стать гражданином. И потому одно из главных направлений в жизни школы – патриотическое воспитание школьников. Думаю, дети не забудут поисковую работу и участие в марше Бессмертного полка, Уроки Мужества, встречи с Сыном полка Дроновым Евгением Ивановичем, с другим ветераном Великой Отечественной - Масленниковым В.П.; участником войны в Афганистане и Чечне Самылиным А.А.; памятны будут экскурсии и походы по местам боевой славы, конкурсы чтецов и вечера Памяти.
6. Вообще традиции свидетельствуют о глубинных связях между поколениями. Огромен воспитательный потенциал школьного Музея космонавтики, имени Гагарина. Я руководила его работой 5 лет, и начинали мы с детских рисунков и коллекционирования марок, а теперь - это экскурсии для школ Подмосковья и встречи с летчиками-испытателями, космонавтами, учеными, писателями - нашими талантливыми земляками и даже зарубежными гостями (Берт Вис).
7. «Познай себя»– это главный жизненный «проект» каждого из нас. Я, как классный руководитель, как старший товарищ. помогаю своим воспитанникам раскрыть себя и постичь мир природы, мир искусства...
8.Это требует сил и усилий. Значит, нужен спорт. И мы опровергли известное утверждение: в ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРВЫЙ ДУХ, НО ТОЛЬКО ЧАЩЕ - ОДНО ИЗ ДВУХ. Каждый 4-ый мой выпускник достиг значительных спортивных результатов. Спорт помогает победить суровый ЕГЭшный дух:(Результаты ГИА и ЕГЭ у нас выше региональных: мы умеем рассчитать силы и сконцентрироваться в этом интеллектуальном марафоне.
9. … Всё эти успехи, я думаю, и пробуждает творческую энергию педагога. И, подобно Чайке, по имени Джонатан Ливингстон, хочется поделиться своим опытом восхождения к вершинам.
Поэтому ДИССЕМИНАЦИЯ педагогического опыта - благое дело. Уроки и мастер-классы для учителей города и Подмосковья в своей школе, участие работе педагогической ассамблеи в УМЦ, областные семинары в Раменском, Химках, а в 2015г. и в Крыму на Волошинских чтениях
«Любовь долготерпит» и «никогда не перестаёт». Охотно поделюсь главным, универсальным, «рецептом» с каждым, кто любовно взращивает «розовые кусты» на почве образования: «Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на пути»1.
1 Ш. Амонашвили