СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Презентация

Просмотр содержимого документа
«Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.»

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Орфоэпия (от греч.  orthos  — «правильный» и  epos  —«речь») — это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

Орфоэпия (от греч.  orthos  — «правильный» и  epos  —«речь») — это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи.

Под  орфоэпической нормой  обычно понимают возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Нормы русской орфоэпии складывались в течение длительного исторического периода. Русские орфоэпические нормы, в основном, сформировались в первой половине XVIII в. на основе разговорного языка города Москвы.  Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIХ в.
  • Под  орфоэпической нормой  обычно понимают возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения.
  • Нормы русской орфоэпии складывались в течение длительного исторического периода. Русские орфоэпические нормы, в основном, сформировались в первой половине XVIII в. на основе разговорного языка города Москвы.  Русское литературное произношение закрепилось, приобрело характер национальной нормы в первой половине XIХ в.
Стили орфоэпии Всего в русском языке выделяют три стиля произношения: литературный,  книжный, разговорно-просторечный.  Литературным стилем, чаще всего, владеют образованные люди, знающие правила произношения русского языка. Книжный стиль отличается четким произношением всех звуков и реплик. Чаще всего его используют для выступлений в кругах ученых. Для разговорно-просторечного стиля характерно использование лексики, подходящей для общения в неформальной обстановке. Им пользуется большинство людей.
  • Стили орфоэпии Всего в русском языке выделяют три стиля произношения:
  • литературный,
  • книжный,
  • разговорно-просторечный.
  • Литературным стилем, чаще всего, владеют образованные люди, знающие правила произношения русского языка. Книжный стиль отличается четким произношением всех звуков и реплик. Чаще всего его используют для выступлений в кругах ученых. Для разговорно-просторечного стиля характерно использование лексики, подходящей для общения в неформальной обстановке. Им пользуется большинство людей.
  1.В возвратных глаголах на конце пишется  -ться  или  -тся  ( смеяться, смеётся ), а произносится одинаково — [ца]. 2.Парные звонкие согласные, обозначаемые буквами  б, в, г, д, ж, з,  становятся глухими (оглушаются)   на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами  п, ф, к, т, ш, с: круг  ([к]),  бровь  ([ф']),  гараж  ([ш]),  вкус  ([ф]),  указка  ([с]), подскочил  ([т]).       Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются):  отблески  ([д]),  просьба  ([з']). 3. Во многих иноязычных словах согласные перед  е  произносятся твёрдо:  свитер  ([тэ]),  кафе  ([фэ]),  резюме  ([мэ]),  шедевр  ([дэ]),  тезис  ([тэ]). Но во многих заимствованных словах согласные перед  е  произносятся мягко:  академия, пресса, шинель, компресс, термометр. 4. В начале некоторых слов пишется  сч , а произносится [щ']:   счастье, счёт.
  •   1.В возвратных глаголах на конце пишется  -ться  или  -тся  ( смеяться, смеётся ), а произносится одинаково — [ца].
  • 2.Парные звонкие согласные, обозначаемые буквами  б, в, г, д, ж, з,  становятся глухими (оглушаются)   на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами  п, ф, к, т, ш, с: круг  ([к]),  бровь  ([ф']),  гараж  ([ш]),  вкус  ([ф]),  указка  ([с]), подскочил  ([т]).      Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (озвончаются):  отблески  ([д]),  просьба  ([з']).
  • 3. Во многих иноязычных словах согласные перед  е  произносятся твёрдо:  свитер  ([тэ]),  кафе  ([фэ]),  резюме  ([мэ]),  шедевр  ([дэ]),  тезис  ([тэ]). Но во многих заимствованных словах согласные перед  е  произносятся мягко:  академия, пресса, шинель, компресс, термометр.
  • 4. В начале некоторых слов пишется  сч , а произносится [щ']:   счастье, счёт.

5. В некоторых сочетаниях согласных ( стн, здн  и некоторых других) происходит выпадение звука, хотя буква пишется:  поздний, чувствовать. 6.Нормы орфоэпии определяют «выпадание» согласных в некоторых словах, например: здравствуйте → [здраствуйте], сердце → [серце], солнце → [сонце]. Такое «выпадание» обязательно в произношении и не является признаком необразованности. 7. Согласно фонетическим законам в заимствованных словах согласный звук перед [е] может произноситься и мягко, и твердо. Однако нормы орфоэпии определяют конкретные случаи употребления того или иного варианта. Так, в словах «темп» и «декада» произносится твердый согласный [т]: т[э]мп, д[э]када. В словах же «музей», «темперамент», «декларация» предусмотрено употребление мягких звуков перед [е]: муз[е]й, т[е]мперамент, д[е]кларация.
  • 5. В некоторых сочетаниях согласных ( стн, здн  и некоторых других) происходит выпадение звука, хотя буква пишется:  поздний, чувствовать.
  • 6.Нормы орфоэпии определяют «выпадание» согласных в некоторых словах, например: здравствуйте → [здраствуйте], сердце → [серце], солнце → [сонце]. Такое «выпадание» обязательно в произношении и не является признаком необразованности.
  • 7. Согласно фонетическим законам в заимствованных словах согласный звук перед [е] может произноситься и мягко, и твердо. Однако нормы орфоэпии определяют конкретные случаи употребления того или иного варианта. Так, в словах «темп» и «декада» произносится твердый согласный [т]: т[э]мп, д[э]када. В словах же «музей», «темперамент», «декларация» предусмотрено употребление мягких звуков перед [е]: муз[е]й, т[е]мперамент, д[е]кларация.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!