Основные положения МКТ и их опытное обоснование.
Вид занятия - смешанный.
Тип занятия комбинированный.
Учебные цели занятия: повторение и углубление знаний учащихся о строении вещества, формирование умений описывать тепловые явления на молекулярно кинетических представлениях о строении вещества, убедить учащихся в реальности микромира, возможности его познания, рассмотреть экспериментальные доказательства существования и движения молекул.
Задачи занятия:
Обучающая: объяснить строение вещества, объяснить тепловые явления на основе молекулярно кинетических представлениях о строении вещества,
Развивающая: Развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью анализа и сравнения типов соединений, обобщения изучаемых фактов. Развитие устной речи студентов.
Воспитательная: показать важность знаний о соединениях источников и законах тока для повседневной жизни.
Планируемые образовательные результаты:
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать: Закон Ома для полной цепи постоянного тока, виды соединений источников электрической энергии в батареи.
уметь: Определять вид соединений источников энергии. Решать задачи на расчет электрических цепей постоянного тока.
Ход занятия:
1. Организация начала урока. (2 минуты). Приветствие. Постановка цели:
2. Актуализация. (20 минут)
Проверка домашнего задания
3. Новый материал. (30 минут)
1. Историческая справка
Задолго до нашей эры народы Древнего Востока – египтяне, вавилоняне, ассирийцы, индусы и китайцы – накопили много естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерения земельных участков и т.д. накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.
Сейчас мало осталось людей, для которых реальность существования атомов менее очевидна, чем движение Земли вокруг Солнца. Почти у каждого с этим понятием связано интуитивное представление о чем-то маленьком неделимом.
Творцом идеи атома принято считать Демокрита, хотя история упоминает также его учителя Левкинпа, и не менее уверенно-древнеиндийского философа Канаду.
Легенда рассказывает, что Демокрит сидел на камне у моря, держал в руке яблоко и размышлял. “Если я сейчас это яблоко разрежу пополам, то у меня останется половина, если я эту половину снова разрежу на две – останется четверть. Но если и дальше продолжать, всегда ли у меня в руке будет оставаться часть яблока? Или же в какой-то момент оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?” философ пришел к выводу, что деление такое бесконечно не существует и назвал эту последнюю, уже неделимую частицу атомом.
В России развитие идей древних ученых о внутреннем строении вещества продолжил М.В. Ломоносов. Многие идеи Ломоносова более чем на 100 лет опередили науку того времени. Так, например, он впервые разграничил понятия “корпускула” – молекула и “элемент” – атом. Он считал, что наименьшие неделимые частицы – атомы – входят в состав более крупных частиц – молекул. Разнообразие тел зависит от того, какие атомы, в каком количестве и каким образом соединены в молекулы.
Изучая строение вещества, М.В. Ломоносовым была создана молекулярно—кинетическая теория, которой успешно пользуются как физики, так и химики.
С основными положениями этой теории мы сегодня с вами и познакомимся, а также разберем опыты, подтверждающие данную теорию.
3. Изучение нового материала.
Физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения, силы взаимодействия между частицами, образующими тела и характеры теплового движения этих частиц изучает специальный раздел физики, который называется “Молекулярная физика”. Молекулярная физика опирается на основные положения МКТ:
Давайте сформулируем их вместе. Вот что сказал о природе вещей Лукреций Кар:
- Начала вещей недоступны для глаза.
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Но не заполнено все веществом и не держится тесно
В веществах пустота существует. (Делаем вывод: все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки)
- Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света. (Делаем вывод: молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении)
- Увидишь ты там, как много пылинок меняют
Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,
Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях. (Делаем вывод: молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания)
“Все молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении” – гласит второе положение МКТ.
4. Составление опорного конспекта:
Заполнение таблицы, в которой приводится экспериментальное обоснование основных положений МКТ.
Основные положения МКТ
|
Экспериментальное подтверждение
|
Все вещества состоят из молекул
|
Возможность механического дробления вещества, растворение веществ в воде, диффузия, сжатие и расширение газов.
|
Молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении
|
Диффузия. Броуновское движение мелких, взвешенных в жидкости частиц под действием ударов молекул.
|
Молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
|
Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в тоже время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга. Сливаются.
|
В зависимости от расположения молекул и их поведения различают 3 агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. (просмотр видео “Состояния вещества с позиции МКТ”)
Закрепление материала:
1. Почему «…на морском берегу, разбивающем волны, платье сыреет всегда, а на Солнце, вися, оно сохнет. . . »? (Лукреций Кар «О природе вещей»)
Ответ: Относительная влажность воздуха на морском берегу больше, чем вдали от него, вследствие этого одежда сыреет. Испарение влаги с одежды, развешенной в солнечном месте, происходит быстрее, так как воздух сух.
2. Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?
Ответ: Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически движущихся молекул воздуха.
3. Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз скорость его проникновения больше, чем скорость проникновения кислорода?
Ответ: Скорость молекул угарного газа больше, чем скорость молекул кислорода, так как при одинаковой температуре их средние кинетические энергии равны, а масса молекул кислорода больше, чем масса молекул угарного газа.
4. Пуская кровь заболевшему матросу, корабельный врач Роберт Майер обратил внимание на необычно алый цвет венозной крови. Его наблюдения показали, что в жарких странах венозная кровь гораздо светлее, чем в северных. Как этот факт помог Майеру в открытии закона сохранения и превращения энергии?
Ответ: Алый цвет венозной крови обусловлен тем, что в вены возвращается кровь, богатая кислородом. Это происходит потому, что в тропиках человек потребляет меньше кислорода, так как для поддержания процессов жизнедеятельности, нормальной температуры тела там нужно меньше энергии.
5. Серёжа дежурил в столовой. Вот уже минут пять он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» - спросил сам себя Серёжа. Как бы вы посоветовали ему разделить стаканы?
Ответ: При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются, поэтому наружный стакан надо опустить в горячую воду, а во внутренний налить холодную воду.
6. Будет ли гореть спичка, зажжённая внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?
Ответ: Нет, так как в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода к зажжённой спичке.
Домашнее задание: Сообщение по теме: Броуновское движение. Получение и применение кристаллов.
Просмотр содержимого документа
«Основные положения МКТ и их опытное обоснование»
Тема занятия: Основные положения МКТ и их опытное обоснование.
Вид занятия - смешанный.
Тип занятия комбинированный.
Учебные цели занятия: повторение и углубление знаний учащихся о строении вещества, формирование умений описывать тепловые явления на молекулярно кинетических представлениях о строении вещества, убедить учащихся в реальности микромира, возможности его познания, рассмотреть экспериментальные доказательства существования и движения молекул.
Задачи занятия:
Обучающая: объяснить строение вещества, объяснить тепловые явления на основе молекулярно кинетических представлениях о строении вещества,
Развивающая: Развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью анализа и сравнения типов соединений, обобщения изучаемых фактов. Развитие устной речи студентов.
Воспитательная: показать важность знаний о соединениях источников и законах тока для повседневной жизни.
Планируемые образовательные результаты:
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать: Закон Ома для полной цепи постоянного тока, виды соединений источников электрической энергии в батареи.
уметь: Определять вид соединений источников энергии. Решать задачи на расчет электрических цепей постоянного тока.
Ход занятия:
1. Организация начала урока. (2 минуты). Приветствие. Постановка цели:
2. Актуализация. (20 минут)
Проверка домашнего задания
3. Новый материал. (30 минут)
1. Историческая справка
Задолго до нашей эры народы Древнего Востока – египтяне, вавилоняне, ассирийцы, индусы и китайцы – накопили много естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерения земельных участков и т.д. накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.
Сейчас мало осталось людей, для которых реальность существования атомов менее очевидна, чем движение Земли вокруг Солнца. Почти у каждого с этим понятием связано интуитивное представление о чем-то маленьком неделимом.
Творцом идеи атома принято считать Демокрита, хотя история упоминает также его учителя Левкинпа, и не менее уверенно-древнеиндийского философа Канаду.
Легенда рассказывает, что Демокрит сидел на камне у моря, держал в руке яблоко и размышлял. “Если я сейчас это яблоко разрежу пополам, то у меня останется половина, если я эту половину снова разрежу на две – останется четверть. Но если и дальше продолжать, всегда ли у меня в руке будет оставаться часть яблока? Или же в какой-то момент оставшаяся часть уже не будет обладать свойствами яблока?” философ пришел к выводу, что деление такое бесконечно не существует и назвал эту последнюю, уже неделимую частицу атомом.
В России развитие идей древних ученых о внутреннем строении вещества продолжил М.В. Ломоносов. Многие идеи Ломоносова более чем на 100 лет опередили науку того времени. Так, например, он впервые разграничил понятия “корпускула” – молекула и “элемент” – атом. Он считал, что наименьшие неделимые частицы – атомы – входят в состав более крупных частиц – молекул. Разнообразие тел зависит от того, какие атомы, в каком количестве и каким образом соединены в молекулы.
Изучая строение вещества, М.В. Ломоносовым была создана молекулярно—кинетическая теория, которой успешно пользуются как физики, так и химики.
С основными положениями этой теории мы сегодня с вами и познакомимся, а также разберем опыты, подтверждающие данную теорию.
3. Изучение нового материала.
Физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения, силы взаимодействия между частицами, образующими тела и характеры теплового движения этих частиц изучает специальный раздел физики, который называется “Молекулярная физика”. Молекулярная физика опирается на основные положения МКТ:
Давайте сформулируем их вместе. Вот что сказал о природе вещей Лукреций Кар:
Начала вещей недоступны для глаза.
Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Но не заполнено все веществом и не держится тесно
В веществах пустота существует. (Делаем вывод: все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки)
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света. (Делаем вывод: молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении)
Увидишь ты там, как много пылинок меняют
Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,
Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях. (Делаем вывод: молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания)
“Все молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении” – гласит второе положение МКТ.
4. Составление опорного конспекта:
Заполнение таблицы, в которой приводится экспериментальное обоснование основных положений МКТ.
Основные положения МКТ | Экспериментальное подтверждение |
Все вещества состоят из молекул | Возможность механического дробления вещества, растворение веществ в воде, диффузия, сжатие и расширение газов. |
Молекулы находятся в непрерывном тепловом хаотическом движении | Диффузия. Броуновское движение мелких, взвешенных в жидкости частиц под действием ударов молекул. |
Молекулы взаимодействуют между собой: одновременно действуют силы взаимного притяжения и отталкивания. | Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в тоже время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга. Сливаются. |
В зависимости от расположения молекул и их поведения различают 3 агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. (просмотр видео “Состояния вещества с позиции МКТ”)
Закрепление материала:
1. Почему «…на морском берегу, разбивающем волны, платье сыреет всегда, а на Солнце, вися, оно сохнет. . . »? (Лукреций Кар «О природе вещей»)
Ответ: Относительная влажность воздуха на морском берегу больше, чем вдали от него, вследствие этого одежда сыреет. Испарение влаги с одежды, развешенной в солнечном месте, происходит быстрее, так как воздух сух.
2. Почему пыль, представляющая частицы твёрдого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?
Ответ: Пылинки испытывают непрерывные удары со стороны хаотически движущихся молекул воздуха.
3. Почему угарный газ быстрее проникает в организм, чем кислород? Во сколько раз скорость его проникновения больше, чем скорость проникновения кислорода?
Ответ: Скорость молекул угарного газа больше, чем скорость молекул кислорода, так как при одинаковой температуре их средние кинетические энергии равны, а масса молекул кислорода больше, чем масса молекул угарного газа.
4. Пуская кровь заболевшему матросу, корабельный врач Роберт Майер обратил внимание на необычно алый цвет венозной крови. Его наблюдения показали, что в жарких странах венозная кровь гораздо светлее, чем в северных. Как этот факт помог Майеру в открытии закона сохранения и превращения энергии?
Ответ: Алый цвет венозной крови обусловлен тем, что в вены возвращается кровь, богатая кислородом. Это происходит потому, что в тропиках человек потребляет меньше кислорода, так как для поддержания процессов жизнедеятельности, нормальной температуры тела там нужно меньше энергии.
5. Серёжа дежурил в столовой. Вот уже минут пять он терпеливо возился с чистыми стаканами: стаканы после мытья были вставлены один в другой и не хотели разделяться. «Что делать?» - спросил сам себя Серёжа. Как бы вы посоветовали ему разделить стаканы?
Ответ: При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются, поэтому наружный стакан надо опустить в горячую воду, а во внутренний налить холодную воду.
6. Будет ли гореть спичка, зажжённая внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?
Ответ: Нет, так как в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода к зажжённой спичке.
Домашнее задание: Сообщение по теме: Броуновское движение. Получение и применение кристаллов.