ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИИ
Выполнила:
Тараненко Евгения Александровна
Еще недавно вся та область теоретического знания и научно-практической работы, которую мы условно называем общим именем "дефектология", считалась чем-то вроде малой педагогики.
Считать и мерить в дефектологии начали раньше, чем экспериментировать, наблюдать, анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять.
Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные.
Со всей справедливостью М. Крюнегель констатирует, что наиболее распространенные психологические методы исследования ненормального ребенка.
Метрическая шкала А. Бине или профиль Г. И. Россолимо основываются на чисто количественной концепции детского развития, осложненного дефектом.
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине -шкала для оценки интеллекта, разработанная в 1916 году.
В тесте используется единый показатель уровня интеллекта - IQ. Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах.
В настоящее время шкала Стэнфорд-Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.
Российский невропатолог, психоневролог и дефектолог Григорий Иванович Россолимо считал, что профиль имеет диагностическое значение для определени я «дефективности личности», степеней умственной отсталости, а также характера отсталости (недостатки ВПП, слабость психического тонуса).
Г. И. Россолимо отмечает необходимость определения потенциальных возможностей ребёнка ещё до школы, что поможет сразу направить его в соответствующее учебное заведение. По его мнению, разработанный им метод может оказать в этом значительную помощь.
Существуют методы изучения дефективного ребенка, не только психологических, но и охватывающих анатомическую и физиологическую стороны детского развития.
В данном случае масштаб, размер, шкала - являются основными категориями исследования.
Проблемы дефектологии - суть проблемы пропорций, а все многообразие явлений, изучаемых дефектологией, охватывается единой схемой.
Считать и мерить в дефектологии начали раньше, чем экспериментировать, наблюдать, анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять.
Практическая дефектология избрала тоже этот наиболее легкий путь числа и меры и пыталась осознать себя как малую педагогику.
Реакция против количественного подхода ко всем проблемам теории и практики составляет самую существенную черту дефектологии современной.
Борьба двух дефектологических мировоззрений, двух принципов составляет живое содержание того благотворного кризиса, который переживает сейчас эта область научного знания.
Дефектология проделывает сейчас идейную работу, похожую на ту, которую в свое время проделали педагогика и детская психология, когда они защищали положение: ребенок - не есть маленький взрослый.
Дефектология борется сейчас за основной тезис, в защите которого видит единственный залог своего существования как науки, именно тезис, гласящий:
« Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но иначе развитой! ».
Мы никогда не получим по методу вычитания психологии слепого ребенка, если из психологии зрячего вычтем зрительное восприятие и все, что с ним связано.
Точно так же и глухой ребенок не есть нормальный ребенок минус слух и речь.
Процесс детского развития, если рассматривать его с качественной стороны, есть, говоря словами В. Штерна, цепь метаморфоз (1922).
Дефектология сейчас овладевает сходной идеей.
Как ребенок на каждой ступени развития, в каждой его фазе представляет качественное своеобразие, специфическую структуру организма и личности, так точно дефективный ребенок представляет качественно отличный, своеобразный тип развития.
Специфичность органической и психологической структуры, тип развития и личности, а не количественные пропорции отличают слабоумного ребенка от нормального.
Давно ли педология поняла всю глубину и истинность уподобления многих процессов развития ребенка превращению гусеницы в куколку и куколки в бабочку?
Сейчас дефектология устами Гюртлера объявляет детское слабоумие особой разновидностью, особым типом развития, а не количественным вариантом нормального типа. Это, говорит он, различные органические формы, наподобие головастика и лягушки.
Есть полное соответствие между своеобразием каждой возрастной ступени в развитии ребенка и своеобразием различных типов развития.
Как переход от ползания к вертикальной походке и от лепета к речи есть метаморфоза, качественное превращение одной формы в другую, так речь глухонемого ребенка и мышление имбецила - качественно иные функции по сравнению с мышлением и речью нормальных детей.
Только с идеей качественного своеобразия тех явлений и процессов, которые изучает дефектология, она впервые приобретает твердую методологическую основу, ибо никакая теория невозможна, если исходить исключительно из отрицательных предпосылок, как невозможна никакая воспитательская практика, построенная на чисто отрицательных определениях и основах.
В этой идее - отношение к ней определяет геометрическое место всякой частной, конкретной проблемы.
С этой идеей перед дефектологией открывается система положительных задач, теоретических и практических.
Дефектология становится возможна как наука, ибо приобретает особый, методологически отграниченный объект изучения и познания.
И с нахождением этой идеи методологическое оформление новой дефектологии лишь начинается.
Как только определяется возможность особого вида научного знания, так сейчас же возникает тенденция к его философскому обоснованию.
Как только утверждено своеобразие изучаемого дефектологией мира явлений, так сейчас же возникает вопрос о принципах и способах познания и изучения этого своеобразия, т. е.
проблема философская .
Опирались на современную «философию ценности», развитую В. Штерном, А. Мессером, Н. Мейнингом, Г. Риккертом и другими авторами.
Р. Гюртлер, которому принадлежит попытка найти основу дефектологии в идеалистической философии.
X. Нелль занимался частной проблемой трудовой подготовки воспитанников вспомогательной школы.
Помимо тенденции к философскому оформлению, перед современной дефектологией встают совершенно конкретные отдельные проблемы.
Их разрешение составляет предмет
большинства дефектологических исследований.
Дефектология имеет свой, особый объект изучения, она должна овладеть им.
Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие форм, почти безграничное количество различных типов.
Наука должна овладеть этим своеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, его диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия.
Далее встают проблемы практические, такие как овладеть законами этого развития .
Критически наметить основные проблемы современной дефектологии в их внутренней связанности и единстве под углом зрения тех философских идей и социальных предпосылок, которые положены в основу нашей теории и практики воспитания.