СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные растительные ткани и их функции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать  у  учащихся  представление о  ткани, как функциональном объединении клеток, о основ­ных растительных тканях и их функциях.  Оборудование   и материалы: таблицы «Строение растительной клетки», «ткани  растений», «Покровная ткань. Кожица листа», «Внутреннее строение  листа»,  Раздаточный материал – картинки, «Различные типы растительных тканей» Базовые понятия и термины: ткань, растительные ткани, образовательные ткани, покровные ткани, устьица,  кожица

Просмотр содержимого документа
«Основные растительные ткани и их функции»

Тема урока: Основные растительные ткани и их функции
Цель урока: сформировать  у  учащихся  представление о  ткани, как функциональном объединении клеток, о основ­ных растительных тканях и их функциях. 
Оборудование   и материалы: таблицы «Строение растительной клетки», «ткани  растений», «Покровная ткань. Кожица листа», «Внутреннее строение  листа»,  Раздаточный материал – картинки, «Различные типы растительных тканей»
Базовые понятия и термины: ткань, растительные ткани, образовательные ткани, покровные ткани, устьица,  кожица, ме­ханические или опорные ткани, луб, древесина, проводящие ткани, ассимилирующие ткани, запасающие ткани, ситовидные   трубки, сосуды, пробка. 
                                             СТРУКТУРА УРОКА 
Организационный этап ………………………………………………………..2 мин
Контроль  ранее изученного………………………………………………8мин
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .. ..2мин 
Изучение нового материала           ………………………20мин 
Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся       …………….12мин 
Подведение итогов урока   ……………………….1 мин 
Домашнее задание………………………………………………………….1мин. 
                                              ХОД УРОКА 
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль  ранее изученного.
Тестовая  работа  «Клетка  растений»
3.Актуализация опорных знаний. В девятнадцатом веке молодой зоолог Теодор Шванн и его друг ботаник Матиас Шлейден обнаружили, что и растения и животные состоят из похожих элементов — клеток. Рассматривая  растения  под  микроскопом, они  видели  разные  элементы, названные  клетками, которые  имели  сходные  черты,  но  не  были  абсолютно   одинаковыми.
Почему  представленные  клетки  разные? 
А теперь  вспомните нашу  лабораторную  работу.  Для  того   чтобы  увидеть  клетку мы  использовали  микроскоп. Это  значит  что размеры  клеток очень малы. Но ведь целое  растение  мы  можем увидеть  невооруженным  глазом. Почему? ( Потому что оно  состоит  из многих клеток)
А теперь  обратите  внимание  на  цветок. Отличаются  ли его стебель и листья? (да). Будут ли эти клетки одинаковыми? (нет).
Расположенные  в листьях и стебле клетках действительно  разные, и  располагаются  в  теле цветка в определенном месте в большом количестве, образуя ткани. О таких  образованиях живых организмов как о тканях и пойдет сегодня  речь на нашем уроке.
Целью нашего  урока  будет  ознакомиться   с различными  видами  тканей  растений, особенностями  строения  их  клеток и функциями  которые  они в  растении  выполняют.
4. Изучение нового материала.
Понятие  «ткань»
 

Ткань - группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.
Ткани растений.
Образовательные ткани 
Функция этих тканей - образование новых клеток путем деления. Образовательная ткань состоит из мелких клеток с крупными ядрами и без вакуолей. Клетки этой ткани постоянно делятся. Одна часть дочерних клеток, дорастая до размеров материнской, снова делится, а другая часть постепенно превращается в клетки постоянных тканей.
Покровные ткани 
Эти ткани снаружи покрывают органы растения и защищают их от вредных воздействий окружающей среды. У растений есть несколько видов покровных тканей. Листья и мо­лодые зеленые стебли покрытыкожицей, которая состоит из одного Слоя прозрачных клеток. Защитные свойства кожицы определяются тем, что ее клетки плотно сомкнуты, наружная оболочка клеток утолщена и покрыта сверху жировидным веществом, а иногда еще и воском. Это защищает органы от высыхания и проникновения внутрь грибов и бактерий, которые вызывают болезни растений.  В ней есть специальные образования для газообмена — устьица.  Устьице — это щель, окруженная двумя замыкающими клетками, 
У многих растений (особенно у древесных) стебель покрыт другой 
покровной тканью - пробкой. Это многослойная ткань. Клетки ее плотно сомкнуты. Их живое содержимое отмирает, а полости    клеток 
заполняются    воздухом.   Пробка - гораздо более  надежная   защита 
для растения, чем кожица. Газообмен растений, покрытых пробкой, происходит через чечевички.Чечевички — это разрывы в пробке, через которые проходит воздух.
Опорные, или механические ткани 
Сильно расчлененное тело растения требует опоры. Поддерживают и укрепляют органы растения опорные ткани. Характерной особенностью этих тканей является сильное утолщение клеточных стенок, которые обеспечивают выполнение их функций. Часто клеточные оболочки одревесневают, и живое содержимое клетки отмирает. 
Проводящие ткани 
В растениях есть два типа проводящих тканей. Одна ткань состоит из сосудов и проводит воду и минеральные вещества из корней в листья. Ее называют ксилемой. Другая ткань состоит из ситовид­ных клеток, которые проводят питательные вещества, образующиеся в листьях во время фотосинтеза, вниз по растению. Эту ткань называют флоэмой.
Основная ткань 
Клетки этой ткани заполняют промежутки между специализированными тканями. Ее клетки могут быть крупными или мелкими, С тонкими или утолщенными оболочками, плотно сомкнутыми или с межклетниками. Основная ткань в разных органах растений может выполнять различные функции:ассимилирующую, запасающую, опорную.
5 . Закрепление и систематизация  знаний.
Работа в тетради  с печатной  основой.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание: §, конспект




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!