СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные требования к рабочей программе «История» 5-9 классы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные требования к рабочей программе "История" 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Основные требования к рабочей программе «История» 5-9 классы»

Основные требования к рабочей программе «История» 5-9 классы

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов являются составной частью программы основного общего образования и обеспечивают достижение планируемых результатов её освоения, разрабатываясь на основе требований ФГОС.

Учебный предмет «История» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы» и состоит из двух учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

Рабочая программа учебного предмета «История» 

Пояснительная записка

Пояснительная записка, отражающая:

  • общую характеристику учебного предмета «История», где определены место предмета в системе школьного образования, воспитательный потенциал предмета, практическая значимость предмета для развития обучающихся;

  • цель и задачи изучения учебного предмета «История», при определении которых учтены как сам предмет, так и его роль в формировании российской гражданской идентичности, патриотизма, исторического мышления;

  • место учебного предмета «История» в учебном плане, исходя из того, что предмет изучается в 5–9 классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.



Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «История», отражающее:

  • структуру и последовательность изучения учебных курсов предмета «История» — «Всеобщая история» и «История России» — с распределением по классам с указанием объема изучаемых часов;

  • содержание учебных курсов с указанием объёма часов на изучение тем в рамках объёма часов изучения по классам, определяемое требованиями обновленного ФГОС2 и содержанием Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Каждая тема курса «История России» сопровождается изучением материала региональной истории «Наш край».

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования, отражающие:

Личностные результаты освоения учебного предмета «История» в сферах гражданского и патриотического воспитания, в духовно-нравственной сфере, в понимании ценности научного познания в контексте исторического знания, в сферах эстетического и трудового воспитания, в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью, в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды;

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «История»:

  • универсальные учебные познавательные действия: владение базовыми логическими действиями (например, систематизировать и обобщать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи событий, формулировать и обосновывать выводы); владение базовыми исследовательскими действиями (например, определять познавательную задачу, систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий, представлять результаты своей деятельности в различных формах); работа с информацией (например, осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации, извлекать информацию из источника, различать виды источников исторической информации и уметь определять их достоверность);

  • универсальные учебные коммуникативные действия: осуществление общения (например, участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, выражать и аргументировать свою точку зрения, осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия); осуществление совместной деятельности (например, планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории);

  • универсальные учебные регулятивные действия: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (например, выявление проблемы, требующей решения и составление плана действий, и определение способа решения); владение приемами самоконтроля (например, самооценка полученных результатов, коррекция учебной деятельности);

  • эмоциональный интеллект, способствующий более глубокому пониманию и усвоению истории.

Предметные результаты освоения учебного предмета «История» формулируются на основании требований ФГОС, а также на основании содержания Концепции преподавания учебного курса «История России».

Предметные результаты освоения предмета «История» включают:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, и современности;

  • умение работать:

а) с основными видами современных источников исторической информации, оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода;

б) с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками, извлекая, анализируя, систематизируя и интерпретируя содержащуюся в них информацию; определять информационную ценность и значимость источника;

  • способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;

  • владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;

  • способность применять исторические знания в общении как основу диалога в поликультурной среде,

  • взаимодействовать с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества;

  • осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Всеобщая история

  • Происхождение человека. Первобытное общество.

  • История Древнего мира: Периодизация и характеристика основных этапов. Древний Восток. Зарождение первых цивилизаций на берегах великих рек.

Древний Египет, Месопотамия, Финикия, Палестина, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай.

Культура и религия стран Древнего Востока. Античность. Древняя Греция. Эллинизм. Культура и религия Древней Греции. Культура эллинистического мира.

Древний Рим. Культура и религия Древнего Рима. Возникновение и развитие христианства.

  • История Средних веков и раннего Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов.

Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века. Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Международные отношения в Средние века. Культура Средневековья.

Возникновение и развитие ислама. Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе. Становление абсолютизма в европейских странах. Реформация и контрреформация в Европе. Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII вв. Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII вв. Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи. Политические и религиозные противоречия  начала XVII в. Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII вв. Культура и картина мира человека раннего Нового времени.

  • История Нового времени: Периодизация и характеристика основных этапов. Эпоха Просвещения.

Просвещенный абсолютизм: общее и особенное. Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот. Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в. Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в. Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в ее состав. Создание королевства Пруссия. Характерные черты международных отношений XVIII в.

Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США. Создание колониальных империй. Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии. Колониальный период в Латинской Америке. Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX — начале XX в. Европейские революции XIX в. Утверждение конституционных и парламентских монархий. Создание Германской империи. Образование единого государства в Италии. США в XIX — начале XX в. Гражданская война в США. Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в. Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX —начале XX в. Колониальный раздел Африки. Антиколониальные движения. Международные отношения в XIX в. Развитие науки, образования и культуры в Новое время.

История России

  • Роль и место России в мировой истории. Периодизация и источники российской истории.

  • Народы и государства на территории нашей страны в древности.

  • Образование Руси: Исторические условия образования государства Русь. Формирование территории.

Внутренняя и внешняя политика первых князей. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Русь в конце X — начале XII в.: Территория, органы власти, социальная структура, хозяйственный уклад, крупнейшие города. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси. Внутриполитическое развитие. Общественный строй Руси. Древнерусское право. Внешняя политика и международные связи. Древнерусская культура.

  • Русь в середине XII — начале XIII в.: Формирование системы земель — самостоятельных государств.

Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры.

  • Русские земли в середине XIII–XIV в.: Борьба Руси против монгольского нашествия. Судьбы русских земель после монгольского завоевания. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Политический строй Новгорода и Пскова. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Возвышение Московского княжества. Московское княжество во главе героической борьбы русского народа против ордынского господства. Православная церковь в ордынский период русской истории. Культурное пространство русских земель. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири. Золотая Орда. Межкультурные связи и коммуникации.

  • Формирование единого Русского государства в XV веке: Объединение русских земель вокруг Москвы.

Междоусобная война в Московском княжестве. Новгород и Псков в XV в. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование единого аппарата управления. Культурное пространство единого государства.

  • Россия в XVI веке: Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Сопротивление удельных князей. Органы государственной власти. Унификация денежной системы. Местничество.

Государство и церковь. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Социальная структура российского общества. Начало закрепощения крестьян. Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения. Культурное пространство России в XVI в. Опричнина: сущность, результаты и последствия. Россия в конце XVI в. Пресечение династии Рюриковичей.

  • Смута в России: Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах, сущности и основных этапах.

Самозванцы и самозванство. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Вступление в войну против России Речи Посполитой. Подъем национально-освободительного движения. Освобождение Москвы в 1612 году. Земский собор 1613 года и его роль в укреплении государственности. Итоги и последствия Смутного времени.

  • Россия в XVII веке: Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавия. Церковный раскол.

Экономическое развитие России в XVII в. Социальная структура российского общества. Русская деревня в XVII в. Юридическое оформление крепостного права.

Социальные движения. Внешняя политика России в XVII в. Культурное пространство. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Начало освоения Сибири и Дальнего Востока.

Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Развитие образования и научных знаний.

  • Россия в эпоху преобразований Петра I: Причины и предпосылки преобразований. Экономическая политика Петра I. Роль государства в создании промышленности. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Реформы управления. Создание регулярной армии, военного флота. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения. Внешняя политика. Северная война. Преобразования Петра I в области культуры. Итоги, последствия и значение петровских преобразований.

  • Эпоха «дворцовых переворотов»: Причины и сущность дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика России в 1725–1762 гг.

  • Россия в 1760–1790-х гг.: «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Политическое развитие. Промышленность. Финансы. Сельское хозяйство.

Внутренняя и внешняя торговля. Социальный строй.

Народы России. Национальная политика. Обострение социальных противоречий, их влияние на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. Внешняя политика России в период правления Екатерины II, ее основные задачи, направления, итоги. Влияние идей Просвещения на культурное пространство Российской империи в XVIII в. Русская культура и культура народов России. Культура и быт российских сословий. Российская наука. Отечественное образование. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий.

  • Российская империя в XIX — начале XX вв.:

Внутренняя политика Александра I в начале царствования. Проекты либеральных реформ. Негласный комитет. Реформы государственного управления. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 года — важнейшее событие отечественной и мировой истории XIX в. Россия — великая мировая держава. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике.

Движение и восстание декабристов. Внутренняя политика Николая I: реформаторские и консервативные тенденции. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Рост городов. Начало промышленного переворота и его особенности в России. Кодификация права. Оформление официальной идеологии.

Сословная структура российского общества. Крестьянский вопрос. Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Этнокультурный облик страны. Национальная политика.

Кавказская война. Внешняя политика России в период правления Николая I. Крымская война. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Социальная и правовая модернизация страны при Александре II.

Великие реформы 1860–1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Национальная и религиозная политика. Общественное движение в период правления. Многовекторность внешней политики империи. Внутренняя политика Александра III. Реформы и «контрреформы». Национальная и религиозная политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику.

Промышленный подъем на рубеже XIX–XX вв. Индустриализация и урбанизация. Пореформенный социум: идейные течения и общественные движения в 1880–1890-х гг. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Внешняя политика Александра III. Культура и быт народов России во второй половине XIX в.

  • Россия на пороге XX в.: динамика и противоречия развития. Демография, социальная стратификация.

Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Имперский центр и национальные регионы. Система власти. Николай II. Общественно политические движения и политические партии в начале XX в. Политический терроризм. Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России. «Основные Законы Российской империи» 1906г.

Общественное и политическое развитие России в 1907–1914 гг. Россия в системе международных отношений.

Внешняя политика Николая II. «Серебряный век» российской культуры: основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки и образования. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Примечание: Синхронизированно с историей России вводится материал региональной истории.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!