Задачи |
Воспитательные | Развивающие | Обучающие | Коррекционно-развивающие |
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | -развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать; -развивать у учащихся познавательного способа действия, ориентированного на поиск и выделение информации; - развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию оценивать свою деятельность, работать с материалом предварительного чтения, выстраивать алгоритм действий; | Повторить изученное об особенностях БСП; научить отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический анализ предложения. | -формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, - развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе). - развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности; - развивать вербальные и невербальные средства общения; - развивать диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения. |
Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные | Коррекционно-развивающие |
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные УУД: - умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; - умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности | Понимать, что такое «БСП», отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП; умеют проводить синтаксический анализ предложения. уметь находить их в предложении, правильно выделять их в письменной речи, правильно произносить. | - используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, - используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе). - умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение текстов; - развивают вербальные и невербальные средства общения; развивают диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения. |
Познавательные УУД: - умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. |
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. - умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
Словесный метод; практические методы, методы контроля и самоконтроля; метод стимулирования.
№ п\п | Этапы урока | Цель и содержание учебного материала. | Функции и виды деятельности учителя | Формы и виды деятельности учащихся |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе? | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) | Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1.Сравнительный анализ предложений. 2. Самопроверка | Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом. Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему? - Проверьте себя. И оцените. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. | Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. |
3 | Выявление места и причины затруднения. | Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? -сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться … -Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) | Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. | Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Ведут записи в тетради. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. Работа с теоретическим материалом учебника. | Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение. - Где мы с вами можем получить более подробную информацию о БСП ? Из каких источников? ( из книги) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.). с.94-95 - Что вы будете выяснять? (что такое БСП). - Делимся на группы -эксперты -поэты -художники -картографы -символисты -навигаторы -плановики | Учитель выступает в роли организатора. Следит за хронометрией урока. | Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения. Презентуют свои «проекты» |
5 | Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Цель: определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. - В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения. -Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией. Бабушка сердилась. Внучка не слушалась. Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего. Схема: Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Виды интонации и смысловые отношения в БСП перечислительная интонация при соединительных отношениях между частями БСП пояснительная интонация при причинно- пояснительных отношениях между частями БСП результативно-следственная интонация при противопоставлении или времени, условии и следствии | Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за хронометрией урока Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске | На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Цель: усвоение учащимися новых способов действия. Алгоритм анализа БСП: • найти грамматические основы; • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП; • поставить необходимый знак препинания; • построить схему БСП. Для слабых учащихся: подписать карточку; • подчеркнуть грамматические основы, • построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП. Для сильных учащихся: Заменить ССП и СПП БСП. (См. Приложение) | Организовывает работу на новый способ действия Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) | Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Выполняют предложенные учителем задания. |
7 | Включение в систему знаний и повторение. Задание, аналогичное 13 в тестах ОГЭ Самопроверка. | Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где нам может понадобиться эта тема? - А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями. - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? | Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма. | Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. |
8 | Домашнее задание | - Ребята, над чем вы будете работать дома? Выучить понятие о БСП, упр.214(А), 215 (В) | Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. | Выбор задания |
9 | Рефлексия учебной деятельности 1.Обмен мнениями 2.Оценивание деятельности | Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий - А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по-другому? - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?...... | Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? | Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. |