СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Просмотр содержимого документа
«Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема урока: Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Виды сложных предложений. БСП и знаки препинания в БСП.

Номер урока в тематическом планировании: 15

Класс 11 а класс

Вид АООП: 3.2

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: повторение изученного об особенностях БСП.

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Коррекционно-развивающие

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


-развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать;

-развивать у учащихся познавательного способа действия, ориентированного на поиск и выделение информации;

- развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию оценивать свою деятельность, работать с материалом предварительного чтения,  выстраивать алгоритм действий;


Повторить изученное об особенностях БСП;

научить отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых  отношений между предложениями в  бессоюзном сложном предложении, выражать   их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический анализ предложения.


-формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- развивать вербальные и невербальные средства общения;

- развивать диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения.


Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Коррекционно-развивающие

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

- умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Понимать, что такое «БСП»,

отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых  отношений между предложениями в  бессоюзном сложном предложении, выражать   их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП;

умеют проводить синтаксический анализ предложения.



уметь находить их в предложении, правильно выделять их в письменной речи, правильно произносить.


- используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение текстов;

- развивают вербальные и невербальные средства общения;

развивают диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения.


Познавательные УУД:

- умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.


Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

- умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.



Методы и технологии обучения:

Словесный метод; практические методы, методы контроля и самоконтроля; метод стимулирования.

Технология развития критического мышления


№ п\п



Этапы урока

Цель и содержание учебного материала.

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности

–Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.



- Готовы к работе?


Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует  требования к  ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии













1.Сравнительный анализ предложений.







2. Самопроверка





Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом.


Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП.

Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему?


- Проверьте себя.

И оцените.






Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания  на повторение изученного материала.

Организует подготовку к изучению нового материала.

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу)

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания  на повторение, необходимые для  изучения нового материала на данном уроке.


3

Выявление места и причины затруднения.


Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации


Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны?

- Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке?

-сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

2)Учиться …


-Сообщение целей урока учителем.


- Запишите тему урока в тетрадь.

(Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?)


Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Выдвигают гипотезы решения задачи.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения(чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.


Ведут записи в тетради.

4

Построение проекта выхода из затруднения.



Работа с теоретическим материалом учебника.













Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.


- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о БСП ? Из каких источников? ( из книги)



- Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.). с.94-95

- Что вы будете выяснять?

(что такое БСП).


- Делимся на группы

-эксперты

-поэты

-художники

-картографы

-символисты

-навигаторы

-плановики

Учитель выступает в роли организатора.

Следит за хронометрией урока.

Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения.













Презентуют свои «проекты»

5

Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.






Цель: определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.


- В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения.



-Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией.

Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.


Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего.

Схема: Виды интонации и смысловые отношения в БСП.

Виды интонации и смысловые отношения в БСП

перечислительная

интонация при

соединительных отношениях

между частями БСП

пояснительная интонация

при причинно-

пояснительных отношениях

между частями БСП

результативно-следственная

интонация при

противопоставлении или времени,

условии и следствии



Учитель выступает в роли организатора.

Организует процесс совместного творчества.

Организует обсуждения учащихся.

Следит за хронометрией урока


Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске


На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др.

Применяют новый способ действий  к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют  преодоление  возникшего раннее затруднения.

Работают в группах.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Цель: усвоение учащимися новых способов действия.


Алгоритм анализа БСП:

• найти грамматические основы;

• определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

• поставить необходимый знак препинания;

• построить схему БСП.


Для слабых учащихся: подписать карточку;

• подчеркнуть грамматические основы,

• построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.


Для сильных учащихся:

Заменить ССП и СПП БСП. (См. Приложение)


Организовывает   работу на новый способ  действия Организует  самопроверку учебных  решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность  выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.


Выполняют предложенные учителем задания.

7

Включение в систему знаний и повторение.
















Задание, аналогичное 13 в тестах ОГЭ

Самопроверка.

Цель: включить  новый способ действий в систему знаний,  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

- Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке?


- Где нам может понадобиться эта тема?



- А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями.




- Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе?

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий  связан с ранее изученными.

Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных  доведением их до автоматизма.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.


Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

8

Домашнее задание

- Ребята, над чем вы будете работать дома?

Выучить понятие о БСП, упр.214(А), 215 (В)


Инструктаж

Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.




Выбор задания

9

Рефлексия учебной деятельности


1.Обмен

мнениями


2.Оценивание деятельности



Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание  методов построения и границ применения  нового способа действий


- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял….

Я узнал…..и т.д.

Что можно было сделать по-другому?


- Ребята, в чём вы испытали затруднение?


- Что у нас получилось лучше всего?

- А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах)

- Кто получил 5? Почему? 4. Почему?......



Организует рефлексию ( по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности.

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!