ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
преподаватель
Гриненко Галина Николаевна
Основные формы взаимосвязи педагогики с другими науками
Педагогика, как и любая другая наука, не может существовать обособленно. Так как все накопленные знания переплетаются и пронизывают все науки в той или иной мере. Нельзя рассматривать педагогику, как собственно и любую другую науку, как отдельную самостоятельно развивающуюся единицу. Ведь без знания таких наук как философия, психология, медицина, история, математика и т.д., педагогика была бы «сухой» и плоской мерой обучения.
Педагогика призвана учить, воспитывать человека как личность, а для этого ей нужны познания и идеи философии- родоначальницы всех наук. В настоящее время педагогика использует философские концепции и общенаучные подходы, заимствованную в философии логику построения рассуждений и формулирования умозаключений.
Чтобы плодотворно обучать и воспитывать новое поколение, надо учитывать психологические особенности обучающихся. И здесь на помощь приходит психология, наука, помогающая глубже проникнуть в сознание и психику детей и подростков, научиться находить с ними общий язык, тем самым делаю процесс обучения и воспитания более эффективным и доступным.
Необходимость учитывать в педагогическом процессе физиологические особенности обучающихся разного возраста требует взаимодействия педагогики с физиологией и медициной. В настоящее время очень много детей с физическими и психическими нарушениями и для более комфортного и понятного преподавания новых знаний необходимо учитывать особенности тех или иных патологий и заболеваний.
Большую роль в «жизни» педагогики играет экономика. Ведь от правильного и грамотного распределения финансов и материальных ресурсов зависит прогрессивное и плодотворное развитие педагогики как науки.
Взаимосвязь педагогики с антропологией позволяет грамотно и рационально корректировать процесс обучающей деятельности на основе знаний о развитии и эволюции человека из человека умелого в человека разумного.
Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками.
Самая важная- является использование педагогикой основных идей, теоретических и практических знаний, выводов и результатов других наук. Знания философии выполняют основную роль в процессе разработки педагогической теории. Философия является как бы «взлетной полосой» развития для всех наук и, в частности для педагогики. Чтобы развиваться в правильном направлении, любая молодая наука должна взять пример с более «старшей». Так и в случае отношений философия-педагогика.
Идеи психологии помогают педагогике правильно расставлять приоритеты в процессе обучения и развития детей с различными типами характеров, темпераментов, типами поведения. Физиология, гигиена, биология и медицина дала идеи о том, что у всех людей есть условно-рефлекторной деятельность, две сигнальные системы, обратная связь, что помогает понять механизмы приобретения умений, навыков и привычек в процессе обучения.
Вторая форма связи педагогики с другими науками - творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках. В педагогике нашел широкое применение метод тестирования, который является изначально методом психологии. Метод регистрации и статистики заимствован из математической науки и экономики.
Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других наук.
Четвертая форма связи педагогики с другими науками - ее участие в комплексных исследованиях человека. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук.
Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что педагогика как самостоятельная наука обособленно от других наук существовать и полноценно развиваться не сможет, так как она аккумулирует в себе знания и накопленный опыт своих «коллег».