1
Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Политехнический техникум»
Согласно : Утверждено Зам . директора по УПР Директор ПТ Харкебенов А.Б.
С.М.Иванов -------2020-2021 г ------------------------ 2020-2021 г
Рабочая программа
«Основы художественного проектирования одежды».
Для подготовки квалифицированных рабочих
по профессии 29.01.07
Рассмотрено : На заседании МК
----------------------------2020-2021
Преподаватель спец. дисциплин:
Надяева Наталья Уляевна
2020-2021 г.г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 29.01.07 Портной.
Организация-разработчик: ФГУ «Федеральный институт развития образования»
Разработчики:
Бурулова Ольга Гучуновна, заместитель директора по УР БПОУ «ПТ»
Надяева Наталья Уляевна, преподаватель спецдисциплин
Даваева Инна Нарановна, ИП Ателье «Сударушка»
Рекомендована методической комиссией специальных дисциплин, протокол № от « » июня 2 г.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________2 __ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 10 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы художественного проектирования одежды
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 29.01.07 Портной, входящим в состав укрупненной группы профессий 260000 Технология продовольственных и потребительских товаров, по направлению подготовки
29.01.07. Портной.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
16909 Портной.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать геометрические построения в создании композиционных мотивов рисунка;
- использовать зрительные иллюзии в проектировании изделий одежды;
гармонично сочетать цвета;
- уметь строить отдельные детали одежды с использованием приемов геометрического черчения;
- строить фигуры по схеме;
- строить силуэтные формы костюма.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- геометрические композиции в одежде;
- орнаментальные композиции ткани;
- цвет в художественном проектировании;
- вычерчивание деталей одежды;
- построение фигуры по схемам;
- детали одежды в художественном проектировании изделий;
- силуэтные формы костюма.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося часов;
самостоятельной работы обучающегося часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лекции | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы художественного проектирования одежды»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | |
| | | | |
Введение | Общие сведения о предмете: его цели и задачи | 1 | | Стр 3 |
Часть 1. Основы художественного проектирования одежды Глава 1. Художественное проектирование - теоретическая основа дизайна костюма |
Художественное проектирование - теоретическая основа дизайна костюма | Место дизайна костюма в искусстве Значение т функции одежды Художественный и проектный образ в костюме Мода как видоизменение форм одежды 5.Стиль в моде | 3 | 3 | Стр.10 Стр.14 Стр.18 Стр24 Стр.32 |
Глава 2. Основы композиции костюма |
Основы композиции костюма | Определение понятий « Композиция» 2.Основной закон и свойства композиции 3.Выразительные средства композиции. | 2 | 3 | Стр.43. Стр.45 Стр.49 |
3.1. Пропорции 3.2.Маштабность 3.3.Контраст и нюанс. Тождество. | 2 | | Стр.56 Стр.63 |
3.4. Симметрия и асимметрия. Диссимметрия. 3.5. Ритм и метр. 3.6. Динамика и статика. | 2 | | Стр.77 Стр.92 Стр.103 Стр.113 |
Лабораторно-практические работы 1. композиция костюма Пропорция, маштабность | 2 | | |
Глава 3. Виды композиционных построений. |
Виды композиционных построений | 1.Орнамент 1.1. Виды построения орнаментов 1.2.Жанры орнаментальных композиций 1.3.Орнаментальная композиция в костюме | 3 | 3 | Стр.126 Стр.133 Стр.144 |
Лабораторно-практические работы 1. Виды построения орнаментов | 2 | | |
Глава 4 Форма костюма и материал |
Форма костюма и материал | .1. Основные свойства формы как объемно- пространственной структуры 2.Силуэт – плоскостное восприятие формы костюма 3. Пластические свойства швейных материалов и форма костюма 4.Понятие о фактуре 5.Декор в костюме | 3 | 3 | Стр.162 Стр.165 Стр.171 Стр.176. Стр.176 Стр 182 |
6. Цвет в художественном проектировании костюма. 6.1. Характеристика цвета 6.2.Понятие о колорите 6.3. Построение гармонических сочетаний цветов 6.4.Психологические особенности восприятия цвета 6.5.Цветовые иллюзии | 3 | 3 | Стр.183 Стр188 Стр.190. |
| Стр 196 Стр 200 |
Глава 5. Моделирование форм костюма |
Моделирование форм костюма | Фигура человека как объект моделирования одежды Способы моделирования одежды | 2 | | Стр 206 Стр211 |
Лабораторно-практические работы Построение базовых конструкций одежды расчетно- графическим методом Перенос нагрудной выточки | 2 | | Стр.212 Стр.216 Стр.218 Стр.222 Стр.226 Стр.232 |
| 1.Формообразование от лоскута ткани 2. Формообразование при помощи прямого кроя 3. Формообразование при помощи криволинейного кроя 4. Формообразование посредством разверток | 3 | 3 | Стр.212 Стр.216 Стр.218 Стр.222 |
3.Построение базовых конструкций одежды расчетно- графическим методом 4.Метод конструктивного моделирования | 2 | | Стр.226 Стр.232 |
Лабораторно-практические работы 1.Перенос нагрудной выточки | 2 | | Стр 234 |
2. параллельное и радиальное разведение | | | Стр. 237 |
3. Формообразование одежды муляжным способом. Метод наколки. | | | Стр.242 |
Глава 6. Особенности художественного проектирования при массовом и индивидуальном производстве одежды |
Особенности художественного проектирования при массовом и индивидуальном производстве одежды | Особенности художественного проектирования при массовом и индивидуальном производстве одежды | 2 | 3 | |
Часть 2. Основы эскизной графики Глава 1 Значение графической разработки костюма в художественном проектировании |
| Значение графической разработки костюма в художественном проектировании | 2 | | Стр.257 |
| Лабораторно-практические работы Сравнить рис. | 2 | | Стр.263 |
Глава 2. Выразительные графические средства и приемы эскизирования |
Выразительные графические средства и приемы эскизирования | 1.Линия и пятно. Понятие о графических фактурах 2.Материалы для выполнения цветных эскизов 3.Приемы работы с красками 4.Коллаж | 2 | 3 | Стр. 265 |
| . Лабораторно-практические работы 1.Упражнение 1 Выполнить эскиз | 2 | 3 | Стр.270 Стр.271 Стр. 272 Стр 275 Стр.278 282 |
Глава 3 Построение фигуры человека |
Построение фигуры человека | 1.Каноны пропорций человеческой фигуры 2.Понятие о конструктивных поясах 3.Схемы фигур – пропорциональной и стилизованной | 2 | 3 | Стр.283 Стр.291 Стр.293 Стр.294 Стр.301 |
Лабораторно-практические работы Упражнение . Выполнить схему человека | 2 | | Стр.301 |
Глава 4. Виды костюмных эскизо |
Виды костюмных эскизов | 1.Значение фор – эскизов в проектировании одежды 2.Творческие эскизы и рекламная графика 3.Требования к рабочим эскизам | 2 | 3 | Стр.303 Стр.307 Стр.312 |
Лабораторно-практические работы Упражлинение .Выполнить эскиз модели | 2 | | Стр316 |
Дифференцированный зачет | | | | |
ИТОГО: | | час. | | |
| Тематика домашних заданий Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий составленным преподавателем) Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ. Выполнение письменной контрольной работы в соответствии с выбранной тематикой. Самостоятельное изучение правил выполнения 3D-моделей в программах Floor Plan 3 DV 8? Auto Cad и т.п. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. 1. изготовление лекал для макетирования. 2. использование цвета в моделировании. 3. разработка эскизов моделей разных силуэтных форм и выполнение компьютерной презентации | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ»
и швейной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий ;
- образцы материалов, тканей, полуготовых изделий, карманов, шлицей, задних и передних половинок платьев, юбок;
- образцы лекал, калмыцких национальных костюмов, шапок,
- набор иголок швейных булавок, ножниц, сантиметров, тесьмы;
- комплект тестов, раздаточного материала, дидактического материала.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование швейной мастерской
по количеству обучающихся:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стол раскройный;
- гладильная доска;
- примерочная;
- швейные машины «Орша», «Brother veritas»
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Периодические издания (отечественные издания):
1. “Швейная промышленность»,
2. “Швейное производство»
3 “ Шитье и крой»
1. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования:
учебник / С.Е. Беляева.- М: Академия, 2017- 208с., ил.
2. Бердник, Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды: учеб. пособие
/Т.О.Бердник.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.-384с.
3. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики:
учеб. пособие / Т.О.Бердник.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 320с.
4. Бердник, Т.О. Швея, портной легкой женской одежды: учеб. пособие / Т.О.Бердник.-
Ростов н/Д: Феникс, 2016.- 320с.
5. Бровина, Е.В. Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно -
-технологических карт по производственному обучению: учеб. пособие /Е.В.Бровина,
А.А. Курдыба, Е.Ю. Сайганова, З.В.Шевчук, Н.Г.Филатова .- Ростов н/Д: Феникс,2015.-
416с.
6. Дашкевич, Л.М. Современная технология обработки юбки и блузки: учеб. пособие
/Л.М. Дашкевич, Н.Е. Можчиль.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.-224с.
7. Ермаков, А.С. Оборудование швейных предприятий: учебник /А.С.Ермаков.- 2-е изд.,
стер.- М: Академия, 2016.- 432с.
8. Ермаков, А.С. Практикум по оборудованию швейных предприятий: учеб. пособие
/А.С. Ермаков.-М: Академия, 2016.-256с.
9. Жихарев, А.П. Материаловедение. Швейное производство: учеб. пособие
/А.П.Жихарев, Г.П.Румянцев, Е.А.Кирсанова.- М: Академия, 2016.- 240с.
10. Закройщик верхней женской одежды: учеб. пособие /Л.Н.Зевакова.- Ростов н/Д:
Феникс, 2015.- 320с.
11. Иконникова, Г.А. Производственное обучение портных по пошиву легкого платья:
учеб. пособие / Г.А. Иконникова.- М: Академия, 2016.-96с.
12. Кочесова, Л.В. Конструирование женской одежды: учебник /Л.В.Кочесова.- М:
Академия, 2016.-304с.
13. Крючкова, Г.А. Технология и материалы швейного производства: учебник /
Г.А.Крючкова.- М: Академия, 2016.- 384с.
14. Можчиль, Н.Е. Закройщик легкой женской одежды: учеб. пособие / Н.Е.Можчиль.-
Ростов н/Д: Феникс, 2015.-352с.
15. Практикум по производственному обучению профессии «Портной»: учеб. пособие /
Т.В.Могузова [и др.]. - М: Академия, 2015.- 112с.
16. Силаева, М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учебник / М.А.Силаева.-
2-е изд., стер.- М: Академия, 2016.-528с.
17. Сотникова, Т.С. Технология одежды: Рабочая тетрадь: учеб. пособие
/ Т.С.Сотникова.- М: Академия, 2016.- 176с.
18. Швейное оборудование: учеб. пособие / О.В.Суворова.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 352 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знать: | |
геометрические композиции в одежде; | Лабораторная работа, самостоятельная работа; |
орнаментальные композиции ткани; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
цвет в художественном проектировании; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
вычерчивание деталей одежды; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
построение фигуры по схемам; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
детали одежды в художественном проектировании изделий; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
силуэтные формы костюма | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
Уметь: | |
использовать геометрические построения в создании композиционных мотивов рисунка; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
использовать зрительные иллюзии в проектировании изделий одежды; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
гармонично сочетать цвета; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
уметь строить отдельные детали одежды с использованием приемов геометрического черчения; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
строить фигуры по схемам; | лабораторная работа, самостоятельная работа; |
строить силуэтные формы костюма | лабораторная работа, самостоятельная работа |
Календарно-тематический план
по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе
«ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ»
( сроком 10 месяц.)
Преподаватель спецдисциплин: Надяева Н
2020-2021 г.
Наименования разделов разделов, тем | Тема урока: | № урока | . Кол-во часов | Вид учеб. занятия | Наглядное пособие, оборудов. | Дом. задание | |
Введение | Общие сведения о предмете: его цели и задачи | 1 | Стр 3 | |
Часть 1. Основы художественного проектирования одежды Глава 1. Художественное проектирование - теоретическая основа дизайна костюма | |
Художественное проектирование - теоретическая основа дизайна костюма | 1.Место дизайна костюма в искусстве 2.Значение т функции одежды 3.Художественный и проектный образ в костюме 4. Мода как видоизменение форм одежды 5.Стиль в моде | 3 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.10 Стр.14 Стр.18 Стр24 Стр.32 | |
Глава 2. Основы композиции костюма | | | | |
Основы композиции костюма | 1.Определение понятий « Композиция» 2.Основной закон и свойства композиции 3.Выразительные средства композиции. | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.43. Стр.45 Стр.49 | |
3.1. Пропорции 3.2.Маштабность 3.3.Контраст и нюанс. Тождество. | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.56 Стр.63 | |
3.4. Симметрия и асимметрия. Диссимметрия. 3.5. Ритм и метр. 3.6. Динамика и статика. | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.77 Стр.92 Стр.103 Стр.113 | |
Лабораторно-практические работы 1. композиция костюма Пропорция, маштабность | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | | |
Глава 3. Виды композиционных построений. | |
Виды композиционных построений | 1.Орнамент 1.1. Виды построения орнаментов 1.2.Жанры орнаментальных композиций 1.3.Орнаментальная композиция в костюме | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.126 Стр.133 Стр.144 | |
Лабораторно-практические работы 1. Виды построения орнаментов | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | | |
Глава 4 Форма костюма и материал | | |
Форма костюма и материал | .1. Основные свойства формы как объемно- пространственной структуры 2.Силуэт – плоскостное восприятие формы костюма 3. Пластические свойства швейных материалов и форма костюма 4.Понятие о фактуре 5.Декор в костюме | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.162 Стр.165 Стр.171 Стр.176. Стр.176 Стр 182 | |
6. Цвет в художественном проектировании костюма. 6.1. Характеристика цвета 6.2.Понятие о колорите 6.3. Построение гармонических сочетаний цветов 6.4.Психологические особенности восприятия цвета 6.5.Цветовые иллюзии | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | | Стр.183 Стр188 Стр.190. | |
| Стр 196 Стр 200 | |
Глава 5. Моделирование форм костюма | |
| 1 . Фигура человека как объект моделирования одежды Способы моделирования одежды | 2 | | | | | Стр 206 Стр211 | |
| | Конспект, карандаш, ручка | |
Лабораторно-практические работы Построение базовых конструкций одежды расчетно- графическим методом Перенос нагрудной выточки | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | | Стр.212 Стр.216 Стр.218 Стр.222 Стр.226 Стр.232 | |
| | |
Моделирование форм костюма | 1.Формообразование от лоскута ткани 2. Формообразование при помощи прямого кроя 3. Формообразование при помощи криволинейного кроя 4. Формообразование посредством разверток | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.212 Стр.216 Стр.218 Стр.222 | |
5 .Построение базовых конструкций одежды расчетно- графическим методом 6 .Метод конструктивного моделирования | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.226 Стр.232 | |
Лабораторно-практические работы 1.Перенос нагрудной выточки | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр 234 | |
2. параллельное и радиальное разведение | | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр. 237 | |
3. Формообразование одежды муляжным способом. Метод наколки. | | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.242 | |
Глава 6. Особенности художественного проектирования при массовом и индивидуальном производстве одежды | |
Особенности художественного проектирования при массовом и индивидуальном производстве одежды | 1.Особенности художественного проектирования при массовом и индивидуальном производстве одежды | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | | |
Часть 2. Основы эскизной графики Глава 1 Значение графической разработки костюма в художественном проектировании | |
| 1.Значение графической разработки костюма в художественном проектировании | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.257 | |
| Лабораторно-практические работы Сравнить рис. | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.263 | |
Глава 2. Выразительные графические средства и приемы эскизирования | |
Выразительные графические средства и приемы эскизирования | 1.Линия и пятно. Понятие о графических фактурах 2.Материалы для выполнения цветных эскизов 3.Приемы работы с красками 4.Коллаж | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр. 265 | |
| . Лабораторно-практические работы 1.Упражнение 1 Выполнить эскиз | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.270 Стр.271 Стр. 272 Стр 275 Стр.278 282 | |
Глава 3 Построение фигуры человека | |
Построение фигуры человека | 1.Каноны пропорций человеческой фигуры 2.Понятие о конструктивных поясах 3.Схемы фигур – пропорциональной и стилизованной | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.283 Стр.291 Стр.293 Стр.294 Стр.301 | |
Лабораторно-практические работы Упражнение . Выполнить схему человека | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.301 | |
Глава 4. Виды костюмных эскизов | |
Виды костюмных эскизов | 1.Значение фор – эскизов в проектировании одежды 2.Творческие эскизы и рекламная графика 3.Требования к рабочим эскизам | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр.303 Стр.307 Стр.312 | |
Лабораторно-практические работы Упражлинение .Выполнить эскиз модели | 2 | | | Конспект, карандаш, ручка | Стр316 | |
консультация | | | | | | | |
Дифференцированный зачет | | | | | | | |
ИТОГО: | | 52час. | | | |
Календарно-тематический план
по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе
«ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ»
(консультация)
( сроком 10 месяц.)
Преподаватель спецдисциплин: Надяева Н.У.
2020-2021 г.
| Наименования разделов разделов, тем | Тема урока: | № урока | . Кол-во часов | Вид учеб. занятия | Наглядное пособие, оборудов. | Дом. задание |
1 | Художественное проектирование - теоретическая основа дизайна костюма | 1.Место дизайна костюма в искусстве | | | лекция | | Стр.10 Стр.14 | |
| Основы композиции костюма | 2Выразительные средства композиции | | | лекция | | Стр.43. Стр.45 | |
| 3.Пропорции. Маштабность | | | лекция | | Стр.56 Стр.63 | |
| 4. Симметрия и асимметрия. Диссимметрия | | | лекция | | Стр.77 Стр.92 | |
22 | Виды композиционных построений | 5.Орнамент. Виды построения орнаментов | | | лекция | | Стр.126 | |
3 | Форма костюма и материал | 6.Силуэт – плоскостное восприятие формы костюма | | | лекция | | Стр.165 | |
| 7. Цветовые иллюзии | | | лекция | | Стр. 200 | |
3