СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы морской подготовки. Судовождение маломерных судов. Безопасность и правопорядок на водоёмах. 11-й класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие предназначено для кадет 11-го класса КШИ "Навигацкая школа". В пособии рассмотрены вопросы : борьбы за живучесть на маломерных судах; огни и знаки визуальной сигнализации судов; звуковая сигнализация и основы радиосвязи на ВВП; правила плавания маломерных судов на ВВП; нормативные документы, регламентирующие плавание на маломерных судах; административная ответственность судоводителей.

Просмотр содержимого документа
«Основы морской подготовки. Судовождение маломерных судов. Безопасность и правопорядок на водоёмах. 11-й класс.»

Государственное казённое общеобразовательное учебное заведение

кадетская школа-интернат «Навигацкая школа» города Москвы





Основы морской подготовки

(Технология. Профориентационный курс.)

11 класс







Судовождение маломерных судов.

Безопасность и правопорядок на водоёмах.

















2017 г.

Составитель: преподаватель дисциплины «Основы морской подготовки» ГКОУ КШИ «Навигацкая школа» Клочков Н.Н.


Изменение уровня жизни в нашей стране, в связи с реформами, делает доступным для широкого использования средства перемещения по водным бассейнам в таких направлениях как водный туризм, рыболовство, водный спорт, приобретение плавсредств для коллективного и частного использования. Это обстоятельство подтверждает целесообразность и востребовательность обучения кадет по программе «Основы морской подготовки». Выпускники школы, связавшие свою жизнь с морскими специальностями, подчёркивают важное значение первого знакомства с морским делом в «Навигацкой школе» для выбора профессии.

Принципиальной особенностью дисциплины «Основы морской подготовки», изучаемой кадетами в рамках учебной программы КШИ «Навигацкая школа», является то, что по итогам обучения кадеты квалифицируются как судоводители маломерных судов после сдачи теоретического и практического экзаменов в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ( по достижении ими восемнадцати лет).

Настоящее пособие составлено в соответствии с Программой «Основ морской подготовки» для кадет КШИ «Навигацкая школа». В пособии рассматриваются разделы Программы: «Судовождение», «Безопасность и правопорядок на водоёмах». Эти разделы является завершающими при обучении судоводителей для районов плавания на внутренних водных путях (ВВП) и внутренних водах, не включённых в перечень внутренних водных путей (ВП). После чего кадеты могут повысить квалификацию для изменения района плавания: «судоводитель во внутренних морских водах и территориальном море РФ». Пособие предназначено для обучения кадет 11-го класса класса «КШИ Навигацкая школа». Терминология, используемая в пособии, соответствует терминологии, принятой в Правилах аттестации судоводителей маломерных судов.

















Оглавление

Стр.

Тема 1. Борьба за живучесть маломерного судна. 4 Тема 2. Огни и знаки визуальной сигнализации судов. 5

Вопросы и ссылки на правила к разделу «Огни и знаки

визуальной сигнализации судов». 10 Тема 3. Звуковые сигналы и основы радиосвязи на внутренних 15

водных путях.

3.1. Звуковые сигналы. 16

Вопросы и ссылки на правила к разделу «Звуковые сигналы

на внутренних водных путях». 18

3.2. Основы радиосвязи. 19

Вопросы и ссылки на правила к разделу «Основы радиосвязи» 19

Тема 4. Правила плавания маломерных судов по внутренним 20

водным путям (ВВП).

Вопросы и ссылки на Правила к разделу «Правила плавания

маломерных судов по ВВП». 27

Тема 5. Нормативные документы, регламентирующие плавание на

маломерных судах (вопросы и ответы). 32

Тема 6. Административная ответственность судоводителей

(вопросы и ответы). 36

Использованная литература. 40



















Тема 1. Борьба за живучесть маломерного судна.


Живучесть маломерного судна – это способность судна противостоять аварийным повреждениям, сохраняя, поддерживая и восстанавливая при этом в возможной мере мореходные качества.

Большинство маломерных судов эксплуатируется в прямой видимости берега, и получение судном даже серьёзных повреждений позволяет судоводителю своевременно высадиться на берег, где уже и производится необходимый ремонт судна.

Для обеспечения мероприятий по борьбе за живучесть судна оно должно быть укомплектовано необходимыми предметами снабжения. Их комплектация зависит от материала, из которого изготовлен корпус судна.

На моторных лодках и катерах заводского изготовления должна находиться ремонтная аптечка, которой их снабжают предприятия- изготовители. На судах самостоятельной (непромышленной) постройки для этих целей используются подручные средства.

Основными средствами борьбы за живучесть маломерных судов являются деревянные пробки и клинья различной формы, которые применяются для заделки отверстий от вывалившихся заклёпок и болтов, разошедшихся швов, трещин и пробоин в корпусе судна.

Клинья изготавливаются из сосны или дуба с острыми и тупыми концами применяются для заделки отверстий от вывалившихся заклёпок и болтов. Пробки изготавливаются из сосны, применяются для заделки круглых небольших пробоин, разошедшихся швов, трещин в корпусе судна.

Средние и крупные пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, полужёстких и жёстких).

Размеры пластыря могут быть различными в зависимости от типа и размерений маломерного судна. На маломерных судах наиболее применимы парусиновые пластыри. Они изготавливаются из трёх слоёв парусины и прошиваются насквозь крест- накрест квадратами.

Для постановки пластыря подкильные концы заводятся, как правило, с носа судна. Заводка подкильных концов с кормы или одновременно с носа и кормы допускается при неработающем двигателе.


Контрольные вопросы:

1. Как должны заводиться подкильные концы на катере или моторной лодке при постановке парусинового пластыря для заделки пробоины?

2. В каких случаях на маломерных судах используются во время плавания деревянные пробки и клинья?




Тема 2. Огни и знаки визуальной сигнализации судов.


Требования к огням и знакам визуальной сигнализации судов изложены в разделах III-VII Правил плавания по внутренним водным путям (ППВП).

Требования, относящиеся к огням должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью) и в условиях недостаточной видимости. При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные Правилами плавания по внутренним водным путям, ухудшать их видимость, или служить помехой для наблюдения.

Днём, когда требуют условия видимости, судоводители должны применять сигнализацию, предписанную для ночи.

Суда, находящиеся на ремонте или отстое в акваториях, расположенных за пределами судового хода, и не создающие препятствий для движущихся судов, предписанные огни и знаки могут не нести.

Сигнальные огни, которые должны нести суда, характеризуются следующими данными:

- топовый огонь – белый или красный, огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 2250 и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу суда по 22,50 позади траверза каждого борта;

- бортовые огни – зелёный на правом борту и красный огонь на левом борту, причём каждый из этих огней излучает непрерывный свет по дуге горизонта в 112,50 и должен быть расположен таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,50 позади траверза соответствующего борта;

- кормовой огонь – белый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 1350 и расположенный таким образом, чтобы свет был виден с направления прямо по корме до 67,50 с каждого борта;

- круговой огонь – огонь, излучающий свет непрерывно по дуге горизонта в 3600;

- буксировочный огонь – жёлтый огонь, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 1350 и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,50 с каждого борта;



Рис. Схема расположения огней на судне.

1 – топовый огонь; 2 – бортовые огни; 3 – буксировочный огонь;

4 – кормовые огни.

- светоимпульсная отмашка (цветная и белая) – проблесковый огонь, излучающий свет по дуге горизонта в 112,50 от траверза судна к носу или к корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 22,50. Светоимпульсная отмашка является дневной и ночной сигнализацией. При отсутствии светоимпульсной отмашки разрешается применение ночью световой отмашки (мигание белым огнём). А днём – флага-отмашки;

- проблесковый огонь – огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени.



Рис. 46. Условные обозначения огней.

Сигнальные знаки, которые должны нести суда, характеризуются следующими данными:

Флаги и щиты должны быть прямоугольными. Их длина и ширина должны быть не менее 1м, а для маломерных судов не менее 0,6 м.

Цилиндры, шары, конусы и двойные конусы могут быть заменены приспособлениями, которые на расстоянии создают те же изображения. Их размеры должны быть:

- высота цилиндра – не менее 0,8м, диаметр – не менее 0,5м;

- диаметр шара – не менее 0,6м;

- высота конуса – не менее 0,6м, диаметр основания – не менее 0,6м.

Запрещается использовать осветительные устройства, прожекторы а также щиты, флаги и другие предметы, если они могут быть ошибочно приняты за световую сигнализацию, огни и сигналы, упомянутые в Правилах плавания по внутренним водным путям, или если они могут ухудшить видимость или затруднить распознавание навигационных огней и сигналов.

Судоводителям запрещается использовать осветительные устройства и прожекторы, если они могут вызвать ослепление, создающее опасность или помехи для судоходства.

Конструкция сигнальных огней, знаков и звукосигнальных устройств, их технические характеристики и требования к их установке на судах должны соответствовать Правилам Российского Речного Регистра.

Самоходное судно должно нести:

- топовый огонь;

- бортовые огни;

- кормовой огонь.



Рис.3 Огни моторного маломерного судна


Бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части.

Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь.

Парусные суда должны нести:

- суда длиной 20 и более метров – бортовые огни: кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причём верхний огонь должен быть красным, а нижний – зелёным;

- суда длиной от 7 до 20 метров – бортовые огни, кормовой огонь при этом они могут быть объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

- суда длиной менее 7 метров – белый круговой огонь, расположенный на мачте; при приближении других судов это судно должно, кроме этого, освещать парус белым огнём;

- парусное судно, идущее под мотором или под парусом и мотором, должно нести огни как одиночное самоходное судно.

Шлюпки судов должны иметь белый круговой огонь и показывать его при приближении других судов.

Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести чёрный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.




Рис. 4 Огни и знаки маломерных судов.


Судно, стоящее на якоре, должно нести чёрный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон.

Суда органов надзора могут, не нарушая требований, предъявляемых к сигнализации другими положениями ППВП, показывать ночью и днём проблесковый синий огонь.

Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:

- флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;

- частое мигание круговым огнём, прожектором, вертикальное перемещение огня;

- ракеты красного цвета;

- медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.

Знаки и сигнальные флаги судов (днём).




Рис.5 Огни и знаки не маломерных судов.











Сигнальные флаги и знаки





Вопросы и ссылки на правила к разделу

«Огни и знаки визуальной сигнализации судов».


Что означает знак, выставляемый на судне?


Какой сигнал выставляется днём на судне, стоящем на мели, со стороны, с которой проход не возможен?


Какие огни и сигналы несёт судно, занятое водолазными работами?



Какие сигналы может подавать терпящее бедствие судно, которое просит помощи?

Какой сигнал поднимается на судне, которое терпит бедствие?

Что означает поднятый на судне сигнал?



Какие сигналы несёт судно занятое ловом рыбы тралением или другого орудия лова?



Через сколько метров должны обозначаться круговыми огнями (красными у правого берега, белыми или жёлтыми, или зелёными – у левого берега) сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода?



Какие сигналы днём должно нести самоходное судно с ядовитыми или взрывчатыми веществами на мели?




Какие огни в ночное время несут пассажирские водоизмещающие суда на переправе?


Какие огни в ночное время должно нести судно, буксирующее смешанный состав?



Укажите огни одиночного судна, которое следует на нас?

Какое это судно, в каком состоянии оно находится?

Какое судно должно нести ночью эти огни на ходу?

Что это за судно?



Что это за судно?

Что делает это моторное маломерное судно за пределами судового хода?


Как движется это моторное судно по отношению к наблюдателю?

Что это за судно?




Определите, какому виду (типу) плавсредств принадлежит эта ночная сигнализация?



Что означает этот знак на парусном судне?

Что это за судно?



Какую длину имеет парусное судно?





Что делает это парусное маломерное судно?



Какое движение флага – отмашки днём означает сигнал «Прошу остановиться»?



Какие пиротехнические средства обязательно должны находиться на борту маломерного судна 4 и 5 классов?



Тема 3. Звуковые сигналы и основы радиосвязи на внутренних водных путях.

В тех случаях, когда положениями ППВП предусмотрены звуковые сигналы, они должны подаваться:

- самоходными судами, за исключением маломерных, - посредством механически действующих сигнальных приборов;

- несамоходными и маломерными судами, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов, - посредством колокола или рожка.

Когда судно, терпящее бедствие, просит помощи, оно подаёт сигналы посредством повторяющихся ударов в колокол или продолжительных звуков.

Подача сигналов в крупных населённых пунктах и на отдельных участках пути (кроме сигналов бедствия и сигналов для предотвращения аварийной ситуации) может быть ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.

Запрещается пользоваться звуковыми сигналами иными, чем те, которые указаны в ППВП, или пользоваться указанными сигналами в условиях иных, чем те, которые предписаны или допущены в ППВП.

Все самоходные суда. А также береговые пункты управления движением флота должны быть оснащены установками радиотелефонной связи.

Установки радиотелефонной связи на судах и их количество должны соответствовать предписаниям органов Российского Речного Регистра. Порядок использования радиотелефонных установок определяется Правилами радиосвязи на внутренних водных путях и указанием по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе), которые должны быть на каждом судне.

Судовые радиотелефонные станции должны быть постоянно включены на канале межсудовой радиосвязи и обеспечивать надёжную связь во время движения и маневрирования судов, при стоянке на якоре, а также в условиях ограниченной видимости, при наступлении штормовой погоды и использоваться во всех случаях требующих заблаговременного согласования взаимных действий. Использование этого канала связи для других переговоров запрещается.

Движение самоходных судов с неисправными радиотелефонными установками допускается как исключение до ближайшего пункта ремонта.


Звуковые сигналы

В соответствии с Правилами плавания по ВВП РФ несамоходные и маломерные суда, машинное оборудование которых не имеет прибора для подачи сигналов, звуковые сигналы подают посредством колокола или рожка. Колоколом и рожком можно обозначить место своего нахождения в условиях ограниченной видимости на любом водоёме. На судоходных водоёмах немаломерные (транспортные) суда, оборудованные соответствующими приспособлениями предупреждают других судоводителей звуковыми сигналами. Поэтому судоводителям маломерных судов, осуществляющим плавание на судоходных водоёмах, необходимо знать и понимать значение звуковых сигналов.

Звуковые сигналы установлены Правилами плавания по внутренним водным путям РФ.

Точкой обозначается короткий звук – 1сек.

Тире обозначается продолжительный звук – примерно 4сек.


Обозначение сигнала

Значение сигнала

Способ запоминания


Внимание. При подходе к причалу пассажирского судна

Коли длинно загудел, то к причалу захотел

Изменяю свой курс вправо

Звук короткий – идём вправо

••

Изменяю свой курс влево

Два коротких идём влево

•••

Мои движители работают на задний ход

Три – назад и это браво

••••

Я намериваюсь остановиться

А четыре – встал для дела


•••••••••

Предупреждение

Раз коротких звуков много, быстренько освободи дорогу



― ― ―


Человек за бортом

Продолжительных коль три, быстро за борт посмотри. Если сразу всё поймёшь, человека ты спасёшь.


• ―

Прошу увеличить ход

Звук короткий и гудок, скорости прибавь браток

― •

Прошу уменьшить ход

Коли всё наоборот, скорости убавь чуток

― • ―

Прошу выйти на связь

Тире, точка и тире, выходи на связь ко мне

― ― ― ― ―

Сигнал бедствия

Много раз тире звучало, знать беда уж застучала


― • ― •

Я вас понял

Тире, точка, тире, точка я вас понял, ведь не бочка


― •••

При отходе в рейс пассажирского судна

Загудел, потом три точки. В рейс пошёл, прощайте дочки.

― ― ••

Запрос на обгон

Два гудка, потом две точки, обгоняю, мне же срочно.











Сигналы, подаваемые в условиях ограниченной

видимости


Одиночные суда в движении

Раз в тумане дул в дуду,

значит я тут на ходу

― ••

Составы и плоты в движении

Один длинный, два коротких регулярно коль поются, Значит, ночью быстролётной, баржи и плоты несутся

― ―

Суда при движении в узкости через каждые 2 - 3 минуты

Две минуты два ду-ду, две минуты два ду-ду

я по узкости иду

• ― •

Одиночные суда на якоре или на мели в пределах судового хода

Точка, длинный, опять точка, а вокруг глухая ночка. На мель или якорь встали, на судовом ходу устали


Частые удары в колокол или в металлический предмет

Если нечем загудеть, надо в колокол звенеть



Вопросы и ссылки на правила к разделу

«Звуковые сигналы на внутренних водных путях»


Что означает звуковой сигнал подаваемый судном?

― ― ― Человек за бортом


Какое значение имеет звуковой сигнал из 4-х коротких звуков?


• • • • «Я намериваюсь остановиться», «Я намениваюсь

сделать оборот»


Что означает звуковой сигнал из 5-и коротких звуков?


• • • • • «Предупреждение»


Какой звуковой сигнал должно подавать одиночное самоходное судно на якоре или на мели при ограниченной (менее 1км) видимости?

• ― • Один короткий, один продолжительный,

один короткий.


Какой сигнал должно подать маломерное судно, уходя с пути немаломерного судна?

Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль (правой по ходу) кромки в пределах до 10м от неё, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

(Правила плавания по ВВП РФ п.145)


Основы радиосвязи


Радиосвязь судов на внутренних водных путях предназначена для:

- наблюдения за сигналами тревоги, бедствия, безопасности, срочности;

- передачи и приёма радиограмм;

- организации радиотелефонных и радиотелеграфных переговоров между судами и между лицами диспетчерской службы и судами;

- своевременной доставки радиограмм корреспондентам.

Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в соответствии с требованиями Правил радиосвязи на внутренних водных путях.

Правила являются едиными, действующими на всей территории Российской Федерации и обязательными для выполнения всеми судовыми и береговыми радиостанциями, обеспечивающими радиосвязь, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности этих радиостанций.

Правила регламентируют ведение радиосвязи и обработку радиокорреспонденции на внутренних водных путях, а также определяют действия персонала при эксплуатации средств радиосвязи.

В современных условиях в порядке ведения радиосвязи произошли изменения. Стали автоматическими приём и подача сигналов бедствия с использованием цифрового избирательного вызова, ушла в прошлое легендарная «морзянка», находит всё более широкое применение спутниковая связь, значительно обновляется и расширяется парк средств связи.

На маломерных судах наибольшее применение нашли портативные переносные радиостанции. Они обладают большинством функций, имеющихся у судовых радиостанций, и используются для связи с другими судами и с берегом. Выпускаются эти радиостанции в брызгозащищённом и влагозащищённом исполнении.


Вопросы и ссылки на правила к разделу

«Основы радиосвязи»


Какие частоты для межсудовой радиосвязи в диапазоне дециметровых волн используются на ВВП РФ?

Судовые станции дециметровых волн должны быть постоянно включены на канале межсудовой радиосвязи (300,2 МГц) и обеспечивать надёжную связь:

- во время движения и маневрирования судов и составов;

- на стоянке в пределах судового хода;

- В условиях ограниченной видимости и при наступлении штормовой погоды, независимо от места стоянки судна.

(Правила радиосвязи на ВВП РФ п.146).

На всех внутренних водных путях Российской Федерации для межсудовой радиосвязи в диапазоне дециметровых волн используется фиксированная частота 300,2 (5 канал) кроме случаев, предусмотренных Правилами плавания в границах гидроузлов.

(Правила радиосвязи на ВВП РФ п.150).


Каким образом производится настройка судовой УКВ радиостанции при выходе в эфир?

Настройка судовой УКВ радиостанции при выходе в эфир производится передачей чисел порядкового счёта.

Что применяется в качестве позывного сигнала для вызова судовой радиостанции в радиотелефонном режиме?

В радиотелефонном режиме для вызова судовой радиостанции применяется в качестве позывного сигнала название судна.

(Правила радиосвязи на ВВП РФ п. 106).

Какой должна быть автоматическая передача радиотелефонных сигналов тревоги, передаваемых судном?

Автоматическая передача радиотелефонных сигналов тревоги, передаваемых судном, производится циклично, с интервалом между двумя последующими циклами, равными циклу.

Вызов и сообщение о бедствии повторяются с промежутками до тех пор, пока не будет получено подтверждение о приёме.

(Правила радиосвязи на ВВП РФ п. 44).


Тема 4. Правила плавания маломерных судов

по внутренним водным путям (ВВП)


Для плавания по внутренним водным путям необходимо знать каким образом осуществляется на водных объектах движение судов: по какой полосе перемещаться, как расходиться со встречными судами, как производить обгон, как двигаться в условиях ограниченной видимости и останавливаться для стоянки. Правила плавания по внутренним водным путям определяют требования, связанные с выполнением перечисленных вопросов.

Понятия и определения:

Судно, идущее вверх, - судно, осуществляющее движение в направлении:

- на реках и водохранилищах – от устья к истоку реки. Включая участки, где с отливом и приливом направление течения меняется;

- на каналах:

Имени Москвы – от г.Москва к п. Большая Волга;

Беломоро-Балтийском – от г.Беломорск к г.Повенец;

Волго-Балтийском от г. Череповец к г. Вытегра;

Волго-Донском – от р. Дон к р. Волга;

- на дополнительных судовых ходах, которые отходят от основного и не соединяются с ним, от основного хода к берегу;

- на озёрах – в соответствии с документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.

Судно, идущее вниз – судно, осуществляющее движение в направлении противоположном понятию судна идущего вверх.

Основной судовой ход – судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе;

- дополнительный судовой ход – судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, причалам, затонам ит.п.;

- основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает;

- полоса движения – часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода;

- ось судового хода – условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками;

- кромка судового хода – условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине;

- встречное плавание – движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу;

- расхождение – манёвр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании;

- обгон – приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22,50 позади траверза обгоняемого судна и обгон его;

- пересекающиеся курсы – пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения;

- пропуск – частный случай расхождения или обгона.

Расхождение и обгон разрешаются лишь в тех случаях, когда ширина судового хода достаточна для одновременного прохода.

Участки судоходных путей, на которых по условиям плавания запрещается расхождение и обгон судов, указывается в документах, определяющих особенности движения судов в бассейне, навигационных картах и обозначаются на местности информационными знаками.

Судам запрещается:

- движение самоходных судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев и случаев комплексного обслуживания, но не более чем двух. При буксировке под бортом буксируемое судно находится с правой стороны буксирующего судна. При этом управлять движением и маневрированием, и обеспечивать подачу сигналов должно судно, у которого свободен левый борт;

- обгон и расхождение с одновременным нахождением на траверзе трёх судов при ширине судового хода менее 200м;

- пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом близким к прямому;

- расхождение и обгон судов в зоне аварийно - ремонтных работ, заградительных ворот каналов, переправ (кроме скоростных) в пределах 500м выше и ниже мостов, если движение осуществляется через один пролёт.

Судно на участке с двухстороннем движением должно следовать правой по ходу полосой движения, а там, где движение затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), придерживаться оси судового хода, обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами. При этом каждое судно своевременно уклоняется вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следует так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

Исключение из настоящего правила допускается в отношении судов буксирующих плоты и скоростных судов.

Судно, идущее вверх, первым заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора – при визуальном обнаружении встречного судна, должно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и подать отмашку с левого борта.

Судно, идущее вниз, должно принять и незамедлительно подтвердить указанную сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки.

В случае, когда по условиям пути или каким-либо другим причинам расхождение затруднительно, судно, идущее вверх, с момента обнаружения судна, идущего вниз, должно регулировать своё движение таким образом, чтобы встреча произошла в наиболее удобном месте. При этом оно должно заблаговременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по левому борту.

Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.

При расхождении суда, не имеющие исправно действующих радиотелефонных станций и которые не могут осуществить между собой радиотелефонную связь, должны подать сигнал «Прошу уменьшить ход».

В случае невозможности пропуска встречного судна по левому борту судно, идущее вверх, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону в наиболее удобное место, уклониться влево, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по правому борту, при этом предварительно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и отмашками по правому борту.

Скоростные суда при движении не должны следовать в кильватер другим судам.

Скоростные суда при встречном плавании должна расходиться между собой только левыми бортами; при этом отмашку первым подаёт судно, идущее вверх.

Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту обгоняемого судна; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно уменьшить скорость и следовать с минимальной скоростью до окончания обгона.

Движение скоростных судов в не водоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1км невооружённым глазом видны и отчётливо опознаются навигационные знаки.

Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от неё; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование не маломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

Если два маломерных судна идут курсами, пересекающимся таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

- маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным не моторным судам;

- маломерные не моторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.

Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход ( полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов.

Пересечение должно производиться под углом близким к прямому и в возможно короткий срок.

Маломерным и парусным судам запрещается:

- маневрировать или останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;

- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

Обгон может производиться лишь тогда, когда обгоняющее и обгоняемое суда удостоверились в том, что обгон не представляет опасности, и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной связи и световыми сигналами.

Обгоняемое судно должно по требованию обгоняющего судна уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасности обгона.

Обгоняющее судно должно обходить обгоняемое судно по левому борту. Обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднён из-за путевых, метеорогических и других условий.

При обгоне парусного судна другим парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.

При обгоне какого-либо судна парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.

Когда обгон не возможен ввиду опасности столкновения, обгоняемое судно должно подать сигнал «Предупреждение». В этом случае производить обгон запрещается до получения обгоняемым судном разрешения, которое должно быть дано судном без повторного запроса.

Суда могу произвести оборот лишь после того, как они удостоверились в том, что движение других судов даёт возможность это сделать без риска и что другие суда не будут вынуждены внезапно изменить свой курс или скорость.

Судно должно выполнять оборот, как правило, только за кормой проходящих судов.

Оборот перед приближающимися судами может быть выполнен только после согласования взаимных действий.

Оборот не допускается в местах, указанных на лоцманских картах.

Суда могут пересекать судовой ход, входить в подходы к портам в притоки, выходить из них после того, как они удостоверились, что эти манёвры могут производиться безопасно и что другие суда не будут вынуждены внезапно изменить свой курс или скорость.

Суда, идущие от берега, причала или дополнительного судового хода, должны беспрепятственно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу.

Когда Бассейновый орган государственного управления на внутренних водных путях (БОГУ на ВВП) вводит в действие общий запрещающий сигнальный знак, указывающий, что судоходство на участке временно прекращено, все суда должны остановиться, не доходя до этого запрещающего знака.

Проход под мостами разрешается только через предназначенные для этой цели судовые пролёты, оборудованные действующими навигационными знаками и огнями.

Пропуск судов через разводные и наплавные мосты регулируются их владельцами с помощью семафорной сигнализации.

Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется совместно с другими судами.

Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешается только при зелёном сигнале входного (выходного) светофора.

Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зелёном сигнале промежуточного светофора.

Суда, плавающие в условиях ограниченной видимости и на участках судоходных путей с неосвещаемой обстановкой, должны уменьшить свою скорость, исходя из наличия других судов и условий плавания, подавать предписанные Правилами звуковые сигналы.

Суда должны немедленно остановиться при ухудшении видимости, наличии других судов, если местные условия судоходства не обеспечивают безопасности дальнейшего движения.

При остановке суда должны, по возможности, освободить судовой ход.

Требования к плаванию в условиях ограниченной видимости распространяются на все суда и составы, за исключением маломерных и парусных, при плавании по внутренним судоходным путям с латеральной системой навигационного оборудования при визуальной видимости 1км, и на участках судоходных путей с неосвещённой в тёмное время суток обстановкой.

Движение судов в условиях ограниченной (менее 1км) видимости допускается, если на борту имеется и используется следующее, находящееся в исправном состоянии, оборудование:

- радиолокационная установка;

- прибор указывающий скорость поворота (циркуляции) судна, или компас;

- радиотелефонная установка, позволяющая осуществлять радиотелефонную связь между судами и между судном и берегом;

- устройство для подачи звуковых сигналов.

Плавание в условиях ограниченной видимости должно осуществляться с соблюдением постоянного:

- визуального и слухового наблюдения;

- квалифицированного радиолокационного наблюдения;

- нахождения в рулевой рубке, кроме рулевого, двух судоводителей, один из которых является капитаном судна.

Когда два судна сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем, чтобы разойтись левыми бортами.

Когда два судна идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу. При этом оно не должно пересекать курс другого судна по носу.

Судно, которому уступают дорогу, должно сохранить свой курс и скорость, однако, когда становится очевидным, что, судно обязанное уступить дорогу, не принимает для этого соответствующих действий, оно должно предпринять меры для исключения столкновения только собственным манёвром.

Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днём при хорошей видимости и в установленных зонах БОГУ на ВВТ.

Водителя буксирующего судна должно сопровождать лицо, которому поручается обслуживание буксира и наблюдение за лыжником, и которое способно выполнить эту роль.

Буксирующее судно и воднолыжник в любом случае должны находиться на достаточном расстоянии, но не менее 50м от других судов, берега и от купающихся.

Судам запрещается становиться на якоря, отдавать и волочить якоря, лоты, тросы, цепи в зонах подводных переходов кабелей, трубопроводов, водозаборов и т. п., обозначенных на местности информационными знаками или на навигационной карте.

В случае обнаружения выбросов или нефтепятен суда, не заходя в аварийную зону, должны объявить судовую тревогу, запретить работы, связанные с огнём, курение и нахождение на палубе посторонних лиц, сообщить по радиосвязи диспетчеру в ближайший район водных путей и порта о происшествии в зоне подводного перехода трубопровода.

Судоводители должны при подходе к воздушным переходам заблаговременно уточнить их высотные габариты с учётом фактических уровней воды и принять необходимые меры по недопущению повреждения их, а также судовых устройств.

Не нарушая положений Правил, судоводители должны выбрать место стоянки как можно ближе к берегу, насколько это позволяют осадка и местные условия, и так, чтобы не препятствовать судоходству.

Суда и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом, чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать им, с учётом, в частности, ветра, изменения уровня воды, а также волнения.

Суда не должны становиться на стоянку:

- на участках, запрещённых БОГУ на ВВТ;

- на участках, обозначенных информационными запрещающими знаками;

- в зоне мостов, высоковольтных линий злектропередач, гидросооружений и подводных переходов трубопроводов;

- в узкостях, крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением;

- на входах в притоки и выходах из них;

- на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи навигационных знаков.

Владельцы маломерных судов обеспечивают круглосуточную охрану своих судов и надзор за их стоянкой.

Пользователи причалов должна обеспечивать:

- необходимые габариты акваторий и подходы к причалам и рейдам, на рейдах и у причалов, проведение траления не них;

- достаточное количество швартовных устройств (тумбы, рымы и т.д.) и отбойных приспособлений на причалах, рейдовых причальных устройств, а также сигнальных знаков, указывающих границы рейда;

- надёжную швартовку плавучих причалов и дебаркадеров с безопасными сходнями для соединения их с берегом.


Вопросы и ссылки на Правила к разделу

«Правила плавания маломерных судов по ВВП»


Как следует подходить на лодке (катере) для спасения тонущего при ветреной погоде?

Как должен маневрировать судоводитель катера (моторной лодки) при подходе с поворотом на 3600 к упавшему за борт, если не удалось остановиться наветреннее пострадавшего?

На сколько градусов рекомендуется переложить руль в наветренную сторону сразу после падения человека за борт, чтобы осуществить подход к нему с возвратом на обратный курс?






Для спасения тонущего человека необходимо подходить к нему на малом ходу носом против течения. Это делается для того, чтобы избежать наваливания судна на тонущего от действия ветра или течения.

Подходить к тонущему с помощью вёсел, используя бросательный конец.

Руль перекладывается на 100 для возврата на обратный курс.


На каком расстоянии, во избежание присасывания, рекомендуется производить обгон на маломерном судне больших судов?



Какие действия должен предпринять судоводитель при выходе катера или моторной лодки из суводи?

Какие действия необходимо предпринять для безопасного прохода через перекат?

Какие действия должен предпринять судоводитель катера в районе затруднительного переката?

При выходе из суводи (участка акватории с вращательным движением воды) необходимо вести судно по внешнему краю суводи и, постепенно увеличивая ход, выводить к стрежню (участку водоёма с наибольшими глубинами и скоростью течения).

При прохождении через перекат следует соблюдать осторожность, уменьшив при этом скорость до минимальной.


В каких случаях моторное маломерное судно должно уступить дорогу гребной лодке?


В любом случае.


Если два маломерных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

- маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным не моторным судам;

- маломерные не моторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.


Какие действия должен предпринять судоводитель маломерного судна «а» для безопасного расхождения?

Изменить курс вправо


Какой из маневров на моторной лодке «а» является наиболее эффективным, чтобы уступить дорогу катеру «б»?

Повернуть под корму катера «б» и уменьшить скорость.


Какому из маломерных судов должен уступить дорогу катер «в»?

Маломерному судну «а».


Какому из маломерных судов должен уступить дорогу катер «а»?

Маломерному судну «б».


Суда на участке с двухсторонним движением должно следовать правой по ходу полосой движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), - придерживаясь оси судового хода и обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами. При этом каждое судно своевременно уклоняется вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следует так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

В случае, когда по условиям пути или каким-либо другим причинам расхождение затруднено, судно, идущее вверх, с момента обнаружения судна, идущего вниз, должно регулировать своё движение таким образом, чтобы встреча произошла в наиболее удобном месте. При этом оно должно заблаговременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по левому борту.

Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.

(Правила плавания по ВВП п.п.133,135,136)


В каких пределах маломерное судно может следовать по судовому ходу вдоль правой по ходу кромке, если по условиям пути следование за пределами судового хода невозможно?

Маломерные судна должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромке в пределах до 10 м от неё; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование не маломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

(Правила плавания по ВВП п.145)


На каком минимальном расстоянии от приближающегося судна разрешается пересекать судовой ход маломерному судну?



Судам запрещается:

Пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому.

Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов.

Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок.

(Правила плавания по ВВП п.п. 132, 148)


В каком случае маломерному судну разрешается останавливаться или становится на якорь в пределах судового хода?

При какой видимости маломерным судам запрещается выходить на судовой ход?

Маломерным и парусным судам запрещается:

- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода ( полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;

- выходить на судовой ход при ограниченной видимости (менее 1км), а парусным судам, кроме того, и ночью

(Правила плавания по ВВП п. 149)


С какого борта при буксировке «лагом» должно быть ошвартовано буксируемое судно по отношению к буксировщику?

Только с правого борта.


Судам запрещается:

- движение самоходных судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев и случаев комплексного обслуживания, но не более чем двух. При буксировке под бортом буксируемое судно должно находиться с правой стороны буксирующего судна. При этом управлять движением и маневрированием и обеспечивать подачу сигналов должно судно, у которого свободен левый борт. (Правила плавания по ВВП п.132)


Тема 5. Нормативные документы, регламентирующие плавание на маломерных судах (вопросы и ответы).


Какими органами власти или должностными лицами устанавливается порядок использования водных объектов для плавания на маломерных судах?

Органами государственной власти субъекта федерации.

Кто допускается к управлению гидроциклами и другими судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, прошедшими государственную регистрацию?

К управлению маломерными судами допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами. (Разд. 2 п. 10 Приложения к приказу МЧС России от 29.06. 2005г. № 502)

Какие документы должен иметь при себе судоводитель моторного маломерного судна во время плавания?

Судоводитель моторного маломерного судна во время плавания должен иметь при себе и предъявит для проверки государственному инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие документы:

- удостоверение на право управления маломерным судном с талоном ему;

- судовой билет маломерного судна;

- оформленную в установленном порядке доверенность (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца) на право управления маломерным судном (Разд. 3, п.16 Приложения к приказу МЧС России от 29.06.2005г. №502).

Какой документ необходимо иметь при себе во время перевозки зарегистрированного маломерного судна автотранспортом?

Судовой билет.

В каком из перечисленных случаев (смотри вопросник) маломерному судну разрешается маневрировать на акватории пляжа?

При плавании на маломерных судах запрещается заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах. (Разд.2 п.14ж Приложения к приказу МЧС России от 29.06.2005г. № 502).

Какая периодичность представления маломерного судна на техническое освидетельствование?

В каких случаях после зимовки можно начинать эксплуатировать судно в мае месяце без прохождения технического освидетельствования?

Ежегодное техническое освидетельствование производится до начала эксплуатации маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование не представляются (п.2.4. Приложения к приказу МЧС России от 29.06.2005г. № 501).

Исходя из вышеизложенного – маломерное судно должно проходить техническое освидетельствование ежегодно (за исключением гребного), а его эксплуатацию в текущем году после зимовки начинать только после прохождения технического освидетельствования.

Гребные маломерные суда проходят только первичное техническое освидетельствование, контроль их технического состояния в процессе эксплуатации возлагается на судовладельца (Приказ МЧС России от 19.06.2007г. №340).

В чьи обязанности входит проведение инструктажа пассажиров по правилам поведения во время плавания на маломерном судне?

Судоводитель маломерного судна обязан перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне. (Разд.3, п. 17в Приложения к приказу МЧС России от 29.06. 2005г. №502).

Разрешается ли на гребной лодке устанавливать мотор?

Согласно п.14л, разд.2 Приложения к приказу МЧС России от 29.06. 2005г. № 502 допускается устанавливать моторы на гребные лодки при наличии соответствующей записи в судовом билете. Однако на практике ни один государственный инспектор ГИМС такую запись в судовой билет не сделает, так как при установке мотора на маломерное судно ему присваивается другой государственный регистрационный номер, отличающийся от регистрационного номера гребного судна.

Поэтому судоводителю необходимо снять с учёта гребную лодку и поставить это же судно вновь на учёт, но уже как моторное судно.

При какой грузоподъёмности надувной безмоторной лодки он подлежит государственной регистрации в судовой книге?

225 кг и более.

При какой мощности главного (стационарного двигателя), катер эксплуатируемый во внутренних водах, подлежит регистрации в ГИМС МЧС России?

Менее 55 кВт.

При какой мощности подвесного лодочного мотора (двигателя) маломерное судно подлежит государственной регистрации?

Независимо от мощности и типа двигателя.

При какой мощности главного двигателя морское прогулочное судно пассажировместимостью 12 и менее человек подлежит государственной регистрации в ГИМС МЧС России?

Независимо от мощности.

Согласно п.2, разд.1 Приложения к приказу МЧС России от29.06.2005г. № 500 под маломерными судами в настоящих правилах понимаются принадлежащие юридическим и физическим лицам:

- самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 т с главными двигателями мощностью менее 50 кВт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 т

(кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного плавания (река-море), а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъёмностью менее 100кг, байдарок – менее 150 кг и надувных безмоторных судов – менее 225 кг), эксплуатируемые во внутренних водах;

- прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55квт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 т (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судав), используемые в целях мореплавания.

Исходя из определения. Государственной регистрации подлежат:

- надувные безмоторные (гребные) лодки грузоподъёмностью 225 и более килограмм;

- катера с главными (стационарными ) двигателями мощностью менее 55 кВт;

- маломерное судно с подвесными лодочными моторами (двигателями) независимо от типа и мощности;

- морское прогулочное судно пассажировместимостью 12 и менее человек независимо от мощности главных двигателей.

В каком из перечисленных случаев производится повторная государственная регистрация маломерного судна?

Повторная государственная регистрация судна производится в случаях:

- изменения места жительства (места нахождения) судовладельца, либо места постоянного базирования (стоянки) судна, связанных со сменой субъекта РФ;

- изменения параметров, занесённых в судовой билет, вследствие переоборудования корпуса судна или изменения количества двигателей, или замены двигателя (двигателей) на более мощные (п.30 Приложения к приказу МЧС России от29.06.2005г. №500).

В течение какого времени со дня приобретения судна оно должно быть предъявлено на государственную регистрацию?

Физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов… документы для государственной регистрации принадлежащих им судов (независимо от их технического состояния) в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретённых за пределами РФ судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов – в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 12 Приложения к приказу МЧС России от 29.06. 2005г. №500).

В течение какого срока судовладелец маломерного судна обязан сообщить в орган государственной регистрации судна о любом изменении сведений, внесённых в судовую книгу?

О любом изменении сведений, вносимых в судовую книгу, собственник судна обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.

(п.29 Приложения к приказу МЧС России от 29.06.2005г. №500)

При каких неисправностях запрещается пользование маломерным судном?

Эксплуатация маломерных судов запрещается при следующих неисправностях:

- наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;

- отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна)

- отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждения его составных частей, или не обеспечение надёжности его работы;

- наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, не обеспечение надёжного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включённом реверсе;

- несоответствие норм комплектации и оборудования судна, указанных в судовом билете;

- отсутствие, неисправность, или несоответствие отличительных огней установленным требованиям.

(п. 15 Приложения к приказу МЧС России от 29.06.2005г. №502)



Тема 6. Административная ответственность судоводителей

( вопросы и ответы).


В течение какого времени судоводитель имеет право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении со дня вручения ему копии постановления?

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Какое административное наказание предусмотрено за передачу управления маломерным судном лицу, не имеющему на это право?

Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему на это права, влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тысячи пятисот рублей (ст.11.8, ч.2КоАП РФ).

Какое административное наказание предусмотрено за преднамеренную остановку маломерного судна в запрещённом месте?

Преднамеренная остановка маломерного судна в запрещенном месте влечёт предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трёхсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев (ст. 11.7, ч.2 КоАП РФ).

Кем выносится решение о лишении права управления маломерным судном?

Решение о лишении специального права, предоставленного физическому лицу, в том числе права управления маломерным судном, выносится судьёй.

Какое административное наказание предусмотрено за управление маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования?

Управление маломерным судном, не прошедшем технического освидетельствования, влечёт наложение административного штрафа в размере о т пятисот до одной тысячи рублей (ст.11.8, ч.1 КоАП РФ)

За какое нарушение государственный инспектор по маломерным судам имеет право задержать маломерное судно и поместить его на специальную стоянку для хранения?

При совершении административного правонарушения, влекущего задержание маломерного судна, на какое время оно задерживается?

При нарушениях, предусмотренных ст.11.9 КоАП РФ «Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения», должностным лицом ГИМС судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, отстраняется от управления судном, а судно в случае необходимости задерживается и направляется на хранение на специализированную стоянку. Маломерное судно задерживается до устранения причины задержания (ст. 27.13 КоАП РФ).

Какое административное наказание предусмотрено за управление маломерным судном с нарушением ограничений по условиям плавания?

Управление маломерным судном с нарушением ограничений по условиям плавания влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ст.11.8, ч.1.КоАП РФ).

В каких из перечисленных случаев государственный инспектор по маломерным судам имеет право использовать суда, принадлежащие гражданам?

Обязанности судоводителей маломерных судов.

Судоводитель маломерного судна обязан:

оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, доставлять пострадавших в лечебное учреждение, сообщать в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах. ( Приложение к приказу МЧС России от 29.06. 2005 № 502)

Исходя из этого, государственный инспектор имеет право использовать суда для доставки пострадавших в лечебное учреждение.

Какое административное наказание предусмотрено за управление маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке либо не несущим бортовых номеров?

Управление маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке, либо не несущим бортовых номеров влечёт наложение административного штрафа от пятисот до одной тысячи рублей (ст. 11.8, ч.1 КоАП РФ)

Какое административное наказание предусмотрено за превышение установленной скорости?

Превышение судоводителем установленной скорости плавания влечёт предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трёхсот до пятисот рублей, или лишение права управления мадомерным судном на срок до шести месяцев (ст.11.10,ч.2 КоАП РФ).

Какое административное наказание предусмотрено за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров в пути следования?

Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров в пути следования влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от трёхсот до пятисот рублей (ст.11.7, ч.2 КоАП РФ).

В течение какого срока должен быть уплачен административный штраф со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу?

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст31.5 КоАП РФ.

Какое административное наказание предусмотрено за эксплуатацию маломерных судов, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации?

Эксплуатация маломерных судов, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа в размере от ста до трёхсот рублей (ст.8.23. КоАП РФ)

Какое административное наказание предусмотрено за управление маломерным судном судоводителем, находящимся в состоянии опьянения?

Управление маломерным судном судоводителем, находящимся в состоянии опьянения влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет ( ст.11.9, ч.1 КоАП РФ)

Какое административное наказание предусмотрено за нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков?

Нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков влечёт предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до 6-и месяцев (ст.11.7, ч.2 КоАП РФ)

Какое административное наказание предусмотрено за превышение установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренную остановку или стоянку судна в запрещённых местах?

Превышение установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещённых местах влечёт предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., или лишение права управления маломерным судном на срок до 6-и месяцев (ст. 11.7, ч.2 КоАП РФ)

Какое административное наказание предусмотрено за уклонение судоводителя, управляющего маломерным судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования за состояние опьянения?

Уклонение судоводителя, управляющего маломерным судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (ст. 11.9, 4.2 КоАП РФ).

Использованная литература:

1. Морская практика для матроса. Замоткин А.П. Изд. Транспорт, 1993г.

2. Маломерные суда на водоёмах России. Антонов В.В. Романов В.В. ЗАО «Капитал Принт», 2006г.

3. Основы Военно - Морского дела. Цидельников В.Ф. МО СССР 1981г.

4. Маломерное судно Г.А. Коминов Г.А. Моркнига, 2009.

5. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утверждены министерством транспорта РФ от 14.10.2002г., зарегистрированы Министерством юстиции 30.12.2002г., регистрационный № 40088, М., «Моркнига», 2009г.













35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!