СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы охраны труда. Основы гигиены труда. Санитарно-гигиенические нормы и требования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для учащихся специальности "Дошкольное образование", изучающих учебный предмет "Основы охраны труда" в дневной и заочной форме получения образования. 

Просмотр содержимого документа
«Основы охраны труда. Основы гигиены труда. Санитарно-гигиенические нормы и требования»

Тема «Основы гигиены труда. Санитарно-гигиенические требования к учреждениям образования»


Цель: познакомить учащихся с основными санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к учреждениям образования»


Содержание лекции

1. Основы гигиены труда

Гигиена труда — это междисциплинарная область здравоохранения, позволяющая человеку заниматься своей профессиональной деятельностью таким образом, чтобы он причинял наименьший вред своему здоровью.

Гигиена труда состоит в выявлении и контроле рисков, связанных с физическими, химическими и другими опасностями на рабочем месте, в создании и поддержания безопасной и здоровой рабочей среды.

Эти опасности могут включать химические факторы: растворители, тяжелые металлы, такие как свинец и ртуть. Физические факторы, такие как громкий шум или вибрация, и физические опасности, такие как электричество или опасные механизмы.

Основное внимание в гигиене труда уделяется трем различным целям:

  • поддержание и укрепление здоровья и работоспособности работников;

  • улучшение условий труда и работы, способствующей безопасности труда,

  • развитие организаций труда и рабочих культур в направлении, поддерживающем здоровье и безопасность на работе, что также способствует созданию благоприятного социального климата и спокойной обстановки.


Цели программ по безопасности и гигиене труда включают создание безопасных и здоровых условий труда. Работодатели обязаны по заботиться о безопасности своих работников, защищая их от вредных производственных факторов.

Опасности и риски на рабочем месте

Хотя работа дает много экономических и других преимуществ, широкий спектр опасностей на рабочем месте также представляет риски для здоровья и безопасности людей на работе. К ним относятся химические вещества, биологические агенты, физические факторы, неблагоприятные эргономические условия, аллергены, опасности исходящие от оборудования и широкий спектр психосоциальных факторов риска. Средства индивидуальной защиты  (СИЗ) могут помочь защитить от многих из этих опасностей.

? – Назовите известные вам СИЗы.

Физические факторы: Физические опасности затрагивают многих людей на рабочем месте.

Потеря слуха является самой распространенной производственной травмой: множество работников подвергаются воздействию опасных уровней шума на работе.

Падения также являются частой причиной производственного травматизма и смертельных исходов, особенно в строительстве, добыче ископаемых, транспортировке, здравоохранении, а также уборке и обслуживании зданий.

Машины и станки имеют движущиеся части, острые края, горячие поверхности и другие опасности, которые могут раздавить, сжечь, порезать, срезать, нанести удар или иным образом травмировать или ранить работников, если их использовать небезопасно.

Биологические факторы: Биологические опасности включают инфекционные микроорганизмы, такие как вирусы и токсины, продуцируемые этими организмами, такими как сибирская язва. Биологические опасности влияют на работников во многих отраслях промышленности. Например, от гриппа страдают широкие слои населения.

Рабочие на открытом воздухе, включая фермеров, ландшафтных рабочих и строителей, подвергаются риску многочисленных биологических опасностей, включая укусы и укусы животных, ожоги от сока ядовитых растений, и болезней, передаваемых через животных, таких как болезнь Лайма.

Химические факторы: Опасные химические вещества могут представлять химическую опасность на рабочем месте. Существует множество классификаций опасных химических веществ, в том числе нейротоксины, иммунные агенты, дерматологические агенты, канцерогены, репродуктивные токсины, системные токсины, астмагены, пневмокониотические агенты и сенсибилизаторы. Органы власти, такие как регулирующие органы, устанавливают лимиты профессионального воздействия, чтобы снизить риск химической опасности.

Есть некоторые свидетельства того, что определенные химические вещества имеют различное влияние на организм, если смеживать или растворять их в других химических веществах. Это может быть особенно важно при снижении риска возникновении рака.

Психологические факторы: Психосоциальные риски включают в себя риски для психического и эмоционального благополучия работников, такие как чувство неуверенности в работе, продолжительный рабочий день и плохой баланс между работой и личной жизнью.

Недавние исследования показали, что создание благоприятного психологического климата для депрессивных работников, уменьшает количество потерянного рабочего времени по сравнению с теми кто находился в неблагоприятных условиях.


Источник: Электорнный ресурс: Лабораторные измерения и охрана труда. Режим доступа: https://laboratoria.by/ohrana-truda/gigiena-truda


2. Санитарно-гигиенические требования к учреждениям образования

Санитарно-гигиенические требования к учреждениям образования (в том числе дошкольного образования) зафиксированы в таких нормативных правовых актах как:

- Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования;

- Санитарные нормы и правила «Требования к учреждению дошкольного образования»

Выдержки из Санитарных норм и правил:

ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


14. Учреждения дошкольного образования должны размещаться на выделенном для них в установленном законодательством порядке земельном участке в соответствии с требованиями:

санитарных норм и правил, устанавливающих требования к обеспечению инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки;

….

15. Земельный участок, на котором располагается учреждение дошкольного образования, должен быть:

хорошо проветриваемым и инсолируемым;

иметь отвод ливневых и паводковых вод при сложных рельефах местности;

удаленным от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха;

иметь удобные подъездные пути;

иметь ограждение высотой не менее 1,6 м, безопасное по конструкции, а по внешнему периметру предусматривать полосу деревьев или кустарниковых насаждений шириной не менее 5 м;

по размерам соответствовать установленным в ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) требованиям.

16. Транспортный и пешеходный транзит через территорию учреждения дошкольного образования запрещается.

Через территорию учреждения дошкольного образования также не должны проходить инженерные коммуникации (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения), не предназначенные для санитарно-технического благоустройства учреждения.

17. На территории учреждения дошкольного образования предусматриваются групповые, общая физкультурная, хозяйственная площадки, а также другие площадки функционального назначения в соответствии с заданием на проектирование.

Планировка территории должна обеспечивать возможность езды воспитанников на велосипеде и катания на лыжах.

18. Групповые площадки учреждения дошкольного образования должны:

иметь удобную связь с выходами из помещений соответствующих групповых ячеек, а для воспитанников групп для детей в возрасте до 3 лет - размещаться в непосредственной близости от выходов из помещений этих групповых ячеек;

иметь инсолируемую и затененную части;

оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками;

для воспитанников в возрасте до 3 лет - иметь травяное покрытие.

На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия предусматривается и покрытие утрамбованным грунтом.

19. В учреждениях дошкольного образования, размещенных на территориях, подвергшихся загрязнению радионуклидами, групповые площадки для воспитанников максимально обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию.

20. Физкультурно-спортивное и игровое оборудование на территории учреждения дошкольного образования, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов, содержащих обязательные для исполнения требования.

Физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

21. Хозяйственная площадка должна быть изолирована, ограждена зелеными насаждениями, располагаться вблизи пищеблока и прачечной, иметь самостоятельный въезд с улицы.

На хозяйственной площадке на расстоянии не менее 20 м от здания учреждения дошкольного образования, игровых и физкультурной площадок оборудуется водонепроницаемая площадка (асфальт или бетон), огражденная с трех сторон на высоту выше мусоросборников для твердых коммунальных отходов.

На водонепроницаемой площадке устанавливаются мусоросборники и специальные емкости для сбора пищевых отходов.

Мусоросборники должны быть металлическими или пластиковыми с плотно закрывающимися крышками. Для сбора пищевых отходов используются специальные емкости с крышкой.

На хозяйственной площадке может размещаться овощехранилище.

22. Пешеходные дорожки на территории учреждения дошкольного образования должны быть ровными, без выбоин, обеспечивать связь всех функциональных площадок и отдельных групп помещений учреждения дошкольного образования с соответствующими функциональными площадками.

23. Озеленение территории учреждения дошкольного образования должно выполнять функции санитарно-защитного барьера, живой изгороди, зоны тихого отдыха, границ между функциональными площадками территории.

Площадь озеленения территории предусматривается не менее 50%.

Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Кустарники высаживаются не ближе 5 м от здания учреждения дошкольного образования, деревья - не ближе 10 м.

Использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками не допускается.

24. На территории учреждения дошкольного образования предусматривается устройство сооружений (навесы, веранды, террасы) удельной площадью 1,5 кв.м на одного воспитанника.

Сооружения, пристроенные к зданиям учреждений дошкольного образования, не должны затенять помещений групповых ячеек.

Навесы должны быть ограждены с трех сторон и ориентированы с наветренной стороны в соответствии с розой ветров. Полы навесов, террас должны предусматриваться преимущественно деревянными или песчано-гравийными.

25. Территория учреждения дошкольного образования должна иметь наружное электрическое освещение, исходя из нормы освещенности на поверхности земли в вечернее время не менее 20 люкс (далее - лк).


3. Задания к лекции

1) Выписать основные требования к территории учреждения дошкольного образования;

2) Выписать основные требования к физкультурно-игровому оборудованию на территории УДО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!