СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы педагогического мастерства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое мастерство- совершенное владение педагогом всем арсеналом умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе образования и формирования личности.

Педагогическое мастерство- поиск новых методов и форм решения педагогических задач с высокой степенью успешности.

Педагогическое мастерство проявляется в деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Основы педагогического мастерства.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Радуга» г. Горячий Ключ Основы педагогического мастерства    Выполнила : Кулиш А. С. Воспитатель логопедической группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Радуга» г. Горячий Ключ

Основы педагогического мастерства

Выполнила : Кулиш А. С.

Воспитатель логопедической группы

Основы педагогического мастерства. Педагогическое мастерство- совершенное владение педагогом всем арсеналом умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе образования и формирования личности. Педагогическое мастерство- поиск новых методов и форм решения педагогических задач с высокой степенью успешности. Педагогическое мастерство проявляется в деятельности. Педагогическая деятельность- вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание и развитие детей. .

Основы педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство- совершенное владение педагогом всем арсеналом умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе образования и формирования личности.

Педагогическое мастерство- поиск новых методов и форм решения педагогических задач с высокой степенью успешности.

Педагогическое мастерство проявляется в деятельности.

Педагогическая деятельность- вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание и развитие детей.

.

Профессиональные функции:  создание педагогических условий для успешного воспитания детей; охрана жизни и здоровья детей; осуществление воспитательно- образовательной работы; участие в педагогическом просвещении родителей; самообразование.

Профессиональные функции:

  • создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
  • охрана жизни и здоровья детей;
  • осуществление воспитательно- образовательной работы;
  • участие в педагогическом просвещении родителей;
  • самообразование.

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  – это:        1. знания, умения, навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;        2. способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм;        3. сумма технологий, методов и приёмов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;        4. набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.         Педагогическая компетентность  – совокупность знаний, умений, навыков, осведомлённость, авторитетность в области педагогики.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это:       1. знания, умения, навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;       2. способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм;       3. сумма технологий, методов и приёмов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;       4. набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.       Педагогическая компетентность – совокупность знаний, умений, навыков, осведомлённость, авторитетность в области педагогики.

Педагогическая ситуация . Педагогическая ситуация  – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи , требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

Педагогическая ситуация .

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи , требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: – недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);  – разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);  – противодействие (действие, препятствующее другому действию);  – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);  – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); – разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); – противодействие (действие, препятствующее другому действию); – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

Педагогическая техника

Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки.

Высокий уровень педагогический техники педагога является одним из важнейших признаков педагогического мастерства .

Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения ребёнка определять его душевное состояние.

Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлениям ими моральных качеств.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.  Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:  - владение своим организмом (мимика, пантомимика);  - управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);  - социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);  - техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).  Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:  - дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;  - технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: - владение своим организмом (мимика, пантомимика); - управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); - социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); - техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: - дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; - технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Владение пластикой и мимикой.  Мимика – это совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает.  Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.  Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.  Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.  Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.

Владение пластикой и мимикой.

Мимика – это совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает.

Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д. Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.

Управление эмоциональным состоянием Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания);  самовнушение и др.

Управление эмоциональным состоянием

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания);

самовнушение и др.

Техника речи. Речевое дыхание- это энергетическая база речи. Позволяет проговаривать фразы на выдохе. Фазы речевого дыхания: ВДОХ ПАУЗА ДЛИННЫЙ ЗВУКОВОЙ ВЫДОХ  Голос-  индивидуальная особенность человека, имеющая разные характеристики: гибкость, подвижность, высота, тембр, сила. Дикция- внятное, чёткое произношение звуков, слов, фраз. Ритмика- использование пауз, размеренность речи.

Техника речи.

Речевое дыхание- это энергетическая база речи. Позволяет проговаривать фразы на выдохе.

Фазы речевого дыхания:

ВДОХ ПАУЗА ДЛИННЫЙ ЗВУКОВОЙ ВЫДОХ

Голос- индивидуальная особенность человека, имеющая разные характеристики: гибкость, подвижность, высота, тембр, сила.

Дикция- внятное, чёткое произношение звуков, слов, фраз.

Ритмика- использование пауз, размеренность речи.

Педагогическое общение. Педагогическое общение   — профессиональное общение педагога с воспитанниками в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.  Педагогическое общение   — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическое общение.

Педагогическое общение   — профессиональное общение педагога с воспитанниками в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение   — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Стили общения

Стили общения

Неправильно выбранный стиль общения может привести к конфликтам. Конфликт —  ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Неправильно выбранный стиль общения может привести к конфликтам.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Способы разрешения конфликтов: юмор; «психологическое поглаживание» ( похвала, комплимент); компромисс ( взаимные уступки); анализ ситуации( участие двух сторон, беседа- диалог); ультиматум ( выдвижение требований); разрыв связи.

Способы разрешения конфликтов:

  • юмор;
  • «психологическое поглаживание»

( похвала, комплимент);

  • компромисс ( взаимные уступки);
  • анализ ситуации( участие двух сторон, беседа- диалог);
  • ультиматум ( выдвижение требований);
  • разрыв связи.
Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения). Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении.

Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).

Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении.

Педагогическое взаимодействие  – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах: 1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником); 2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе); 3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Выделяют два основных вида педагогического воздействия : убеждение и  внушение.    Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.   Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.

Выделяют два основных вида педагогического воздействия : убеждение и внушение.

Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.

Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.   Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.

Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности. Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.

Отношение к людям Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять. Отношение к себе Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен. Отношение к работе Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок. Креативность, гибкость Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Отношение к людям

Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе

Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе

Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость

Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Педагог, предпочитаемый детьми Личностные качества:  доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора. Организаторские качества: демократичность , коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность. Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять. Внешний вид: хорошо одет, приятный голос.

Педагог, предпочитаемый детьми

Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора.

Организаторские качества: демократичность , коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.

Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.

Внешний вид: хорошо одет, приятный голос.

Заповеди для педагога Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться. Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

Заповеди для педагога

  • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
  • Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться.
  • Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
  • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Заповеди для педагога Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Заповеди для педагога

  • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
  • Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.
  • Если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.
Нам повезло, что мы живем в России  Во времена свершений и побед.  За будущее наших поколений  Нам, педагогам, свой держать ответ.   Так важно воспитать в ребенке личность  Суметь посеять знания, добро.  Заставить думать, размышлять и верить,  Ведь воспитателю другого не дано.

Нам повезло, что мы живем в России Во времена свершений и побед. За будущее наших поколений Нам, педагогам, свой держать ответ. Так важно воспитать в ребенке личность Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю другого не дано.

Спасибо  за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!