Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Радуга» г. Горячий Ключ
Основы педагогического мастерства
Выполнила : Кулиш А. С.
Воспитатель логопедической группы
Основы педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство- совершенное владение педагогом всем арсеналом умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе образования и формирования личности.
Педагогическое мастерство- поиск новых методов и форм решения педагогических задач с высокой степенью успешности.
Педагогическое мастерство проявляется в деятельности.
Педагогическая деятельность- вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание и развитие детей.
.
Профессиональные функции:
- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;
- охрана жизни и здоровья детей;
- осуществление воспитательно- образовательной работы;
- участие в педагогическом просвещении родителей;
- самообразование.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – это: 1. знания, умения, навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности; 2. способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм; 3. сумма технологий, методов и приёмов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности; 4. набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности. Педагогическая компетентность – совокупность знаний, умений, навыков, осведомлённость, авторитетность в области педагогики.
Педагогическая ситуация .
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи , требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:
– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); – разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); – противодействие (действие, препятствующее другому действию); – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
Педагогическая техника
Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки.
Высокий уровень педагогический техники педагога является одним из важнейших признаков педагогического мастерства .
Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения ребёнка определять его душевное состояние.
Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Большую группу умений и навыков педагогической техники составляют приемы выразительного показа воспитателем определенных чувств, своего субъективного отношения к тем или иным действиям обучаемых либо проявлениям ими моральных качеств.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: - владение своим организмом (мимика, пантомимика); - управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); - социально – перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); - техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: - дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; - технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.
Владение пластикой и мимикой.
Мимика – это совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает.
Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д. Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.
Управление эмоциональным состоянием
Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания);
самовнушение и др.
Техника речи.
Речевое дыхание- это энергетическая база речи. Позволяет проговаривать фразы на выдохе.
Фазы речевого дыхания:
ВДОХ ПАУЗА ДЛИННЫЙ ЗВУКОВОЙ ВЫДОХ
Голос- индивидуальная особенность человека, имеющая разные характеристики: гибкость, подвижность, высота, тембр, сила.
Дикция- внятное, чёткое произношение звуков, слов, фраз.
Ритмика- использование пауз, размеренность речи.
Педагогическое общение.
Педагогическое общение — профессиональное общение педагога с воспитанниками в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Стили общения
Неправильно выбранный стиль общения может привести к конфликтам.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Способы разрешения конфликтов:
- юмор;
- «психологическое поглаживание»
( похвала, комплимент);
- компромисс ( взаимные уступки);
- анализ ситуации( участие двух сторон, беседа- диалог);
- ультиматум ( выдвижение требований);
- разрыв связи.
Педагогическое воздействие - особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).
Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении.
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:
1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);
3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).
Выделяют два основных вида педагогического воздействия : убеждение и внушение.
Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.
Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.
Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности. Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.
Отношение к людям
Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе
Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе
Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость
Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Педагог, предпочитаемый детьми
Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора.
Организаторские качества: демократичность , коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.
Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.
Внешний вид: хорошо одет, приятный голос.
Заповеди для педагога
- Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
- Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться.
- Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
- Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Заповеди для педагога
- Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
- Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь.
Нам повезло, что мы живем в России Во времена свершений и побед. За будущее наших поколений Нам, педагогам, свой держать ответ. Так важно воспитать в ребенке личность Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю другого не дано.
Спасибо
за внимание!