СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности и приёмы формирования мотивации обучающихся с целью повышения качества образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к выступлению на заседании методического объединения учителей.

Просмотр содержимого документа
«Особенности и приёмы формирования мотивации обучающихся с целью повышения качества образования»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Молодогвардейская средняя школа № 21»


ДОКЛАД

к выступлению

на заседании методического объединения

учителей естественно-научного цикла


Особенности и приёмы

формирования мотивации обучающихся

с целью повышения качества образования







Подготовила:

учитель математики и информатики

Стяжкина Светлана Анатольевна



Вопрос о мотивации учения есть вопрос
о процессе самого учения
.
П.Я. Гальперин

Образование и школа как его основной элемент постоянно меняются. Новые общественные реалии требуют новых подходов в системе образования. Естественная тяга к познанию, присущая детям, сейчас легко удовлетворяется средствами Интернет. Учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, но нет желания». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Если говорить языком психологии, то можно сказать о том, что у учащихся отсутствует мотивация к учению.

Повышение мотивации – это важная и актуальная тема в сфере образования. В настоящее время стало очевидным, что высокий уровень мотивации является ключевым фактором успешного обучения и личностного развития учащихся. Поэтому, сталкиваясь с вызовами и трудностями в этой области, педагоги и специалисты в образовании все чаще обращают своё внимание на разработку и применение эффективных стратегий и методик, направленных на повышение мотивации обучающихся.

Проблема мотивации вот уже много лет остается одной из самых дискуссионных в образовании. Школьник, движимый внутренней, познавательной мотивацией, учится намного успешнее того, кто старается ради оценки и похвалы. Иными словами, один вид мотивации явно предпочтительнее другого.


Большинство специалистов говорят о том, что формировать нужно не учебную мотивацию, а непосредственно учебную деятельность. Учебная деятельность имеет место тогда и только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом. То есть со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения. Мотивация основывается на мотивах. Мотив - конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Внешние мотивы, стимулирующие процесс учения, напрямую не связаны.

Внутренние мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью.

Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).

Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.

Самостоятельность – способность самому ставить свои цели и самому их достигать.

Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.

Проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на этоинтерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. И всё же интерес рассматривается как одна из фундаментальных естественных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека.

Наиболее удачные методы и приемы создания позитивного настроя учащихся на уроке является следующее:

1. Создание игровых ситуаций;

2. нестандартное начало урока;

3. нестандартный урок;

4. применение интересных развивающих задач;

5. использование дополнительных внепрограммных материалов.

Наиболее оптимальными методами и приемами мотивации учебной деятельности учителя считают:

1. проблемно-поисковые, актуальные, практические, интерактивные, личностно-ориентированные методы и принципы работы;

2. индивидуальные, парные, групповые формы работы, сотрудничество учителя и учащихся на уроке;

3. беседа, лекция, соревнования, игры и др.

 При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.

 Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным определен демократический стиль общения.

Учителя школы умеют формировать у учащихся глубокие мотивы обучения, создавая для этого соответствующие условия на уроках.

Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ему знания и умения, но и вызвать в нем ответную активность, познавательную или практическую. Важным структурным элементом этой активности является мотивация, в которой отражается отношение школьников к учебе.

При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:

1. Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;

2. Создавать ситуации успеха;

3. Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

4. Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

5. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Большую роль в создании мотивации играют цели урока

  • Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;

  • Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;

  • Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)

  • Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;

  • Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;

  • Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения

Одним из стимулов мотивации является оценка.

Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует

  • Когда ученик уверен в её объективности;

  • Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;

  • Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;

  • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;

  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:

  • связанные со школой в целом, пребыванием в ней;

  • обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;

  • связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;

  • положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);

  • от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.

Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.

Эмоции с отрицательной модальностью

  • неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей;

  • обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости.

  • перегрузки, эмоциональная напряженность.

Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.

При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов :

  • процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;

  • показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала.


Таким образом, одной из ключевых составляющих успешного повышения мотивации является создание стимулирующей образовательной среды. Важно, чтобы обучение было интересным, разнообразным и сопровождалось применением инновационных подходов и технологий. Педагоги могут использовать такие инструменты, как игры, проектная деятельность, использование современных образовательных технологий и мультимедийных ресурсов. Важно, чтобы ученики ощущали свою активную роль в обучении и имели возможность проявить свои способности и таланты.

Другим важным аспектом повышения мотивации является создание прочной мотивационной основы. Педагоги могут внедрять разнообразные педагогические подходы, например, включение в образовательный процесс практически значимых задач и проблем, активное использование групповой работы и обмена опытом. Важно, чтобы ученики видели связь между образовательным материалом и реальной жизнью, что помогает повысить их внутреннюю мотивацию к обучению.

Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные потребности и интересы школьников. Педагоги могут применять дифференцированный подход, предлагая ученикам различные варианты выполнения заданий и активно вовлекая их в процесс принятия решений. Это поможет обучающимся осознать свои сильные стороны и быть более мотивированными к достижению успеха.

Наконец, важным фактором в повышении мотивации школьников является поощрение и признание их достижений. Педагоги могут использовать такие методы, как похвала, дипломы, сертификаты, чтобы стимулировать учащихся к дальнейшим успехам. Важно, чтобы ученики ощущали поддержку и положительную обратную связь со стороны педагогов, что поможет им развить чувство уверенности и мотивации к достижению поставленных целей.

Учитель может помочь подростку осознать и оценить отдельные стороны своей учебной деятельности и сформировать положительные мотивации, что является важнейшим условием повышения качества образования:

  • Всестороннее расширение кругозора

  • Применение старых способов работы в новых ситуациях

  • Создание ситуации коллективной учебной работы

  • Самостоятельные формы учебной работы, а также самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, взаимооценка

  • Быстрый темп работы на уроке

  • Целеполагание и умение планировать свою трудовую деятельность.


Итак, повышение мотивации обучающихся – это сложный, но вполне осуществимый процесс. Применение эффективных стратегий и подходов, таких как создание стимулирующей образовательной среды, разработка прочной мотивационной основы, учет индивидуальных потребностей и поощрение достижений, позволяет создать благоприятные условия для успешного обучения и личностного развития обучающихся. В результате, школьники будут более заинтересованы в получении знаний, будут проявлять большую активность и ответственность в учебных заданиях, что, в свою очередь, приведет к достижению лучших результатов и улучшению общего качества образования. 

Общим выводом считаю, что одна из главных задач школы – научить человека учиться, сделать потребность в знаниях - основой жизни, стремление к познанию – смыслом жизни. Это свойственно как для учащихся, так и для педагогов.

 

Литература:

Мотивация ученика и ее влияние на учебную деятельность. Усвоение учебного материала напрямую зависит от мотивации школьника. Так ради чего подросток учится? Источник: https://rosuchebnik.ru/material/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchenika/

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с. Источник /http://pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-13.shtml#book_page_top/

Мотивация учебной деятельности. Источник /https://studfiles.net/preview/1764805/

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Источник /http://www.shag.com.ua/markova-a-k-formirovanie-motivacii-ucheniya-v-shkolenom-vozras.html/ Возрастные особенности мотивации школьников Источник /https://mybiblioteka.su/tom2/11-76238.html/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!