Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Молодогвардейская средняя школа № 21»
ДОКЛАД
к выступлению
на заседании методического объединения
учителей естественно-научного цикла
Особенности и приёмы
формирования мотивации обучающихся
с целью повышения качества образования
Подготовила:
учитель математики и информатики
Стяжкина Светлана Анатольевна
Вопрос о мотивации учения есть вопрос
о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Образование и школа как его основной элемент постоянно меняются. Новые общественные реалии требуют новых подходов в системе образования. Естественная тяга к познанию, присущая детям, сейчас легко удовлетворяется средствами Интернет. Учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «Не хочет учиться», «Мог бы прекрасно заниматься, но нет желания». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Если говорить языком психологии, то можно сказать о том, что у учащихся отсутствует мотивация к учению.
Повышение мотивации – это важная и актуальная тема в сфере образования. В настоящее время стало очевидным, что высокий уровень мотивации является ключевым фактором успешного обучения и личностного развития учащихся. Поэтому, сталкиваясь с вызовами и трудностями в этой области, педагоги и специалисты в образовании все чаще обращают своё внимание на разработку и применение эффективных стратегий и методик, направленных на повышение мотивации обучающихся.
Проблема мотивации вот уже много лет остается одной из самых дискуссионных в образовании. Школьник, движимый внутренней, познавательной мотивацией, учится намного успешнее того, кто старается ради оценки и похвалы. Иными словами, один вид мотивации явно предпочтительнее другого.
Большинство специалистов говорят о том, что формировать нужно не учебную мотивацию, а непосредственно учебную деятельность. Учебная деятельность имеет место тогда и только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом. То есть со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения. Мотивация основывается на мотивах. Мотив - конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Внешние мотивы, стимулирующие процесс учения, напрямую не связаны.
Внутренние мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью.
Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
Самостоятельность – способность самому ставить свои цели и самому их достигать.
Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Эмоции - реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей.
Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы - познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.
Проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. И всё же интерес рассматривается как одна из фундаментальных естественных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека.
Наиболее удачные методы и приемы создания позитивного настроя учащихся на уроке является следующее:
1. Создание игровых ситуаций;
2. нестандартное начало урока;
3. нестандартный урок;
4. применение интересных развивающих задач;
5. использование дополнительных внепрограммных материалов.
Наиболее оптимальными методами и приемами мотивации учебной деятельности учителя считают:
1. проблемно-поисковые, актуальные, практические, интерактивные, личностно-ориентированные методы и принципы работы;
2. индивидуальные, парные, групповые формы работы, сотрудничество учителя и учащихся на уроке;
3. беседа, лекция, соревнования, игры и др.
При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.
Важная роль в мотивации учащихся к обучению отводится стилю общения учителя с учениками во время урока и во внеурочное время. Приоритетным определен демократический стиль общения.
Учителя школы умеют формировать у учащихся глубокие мотивы обучения, создавая для этого соответствующие условия на уроках.
Чтобы научить ребенка, надо не просто передать ему знания и умения, но и вызвать в нем ответную активность, познавательную или практическую. Важным структурным элементом этой активности является мотивация, в которой отражается отношение школьников к учебе.
При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:
1. Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
2. Создавать ситуации успеха;
3. Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
4. Способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
5. Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Большую роль в создании мотивации играют цели урока
Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;
Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;
Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)
Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;
Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения
Одним из стимулов мотивации является оценка.
Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует
Когда ученик уверен в её объективности;
Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
Знает что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);
от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.
Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.
Эмоции с отрицательной модальностью
неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей;
обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости.
перегрузки, эмоциональная напряженность.
Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.
При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов :
процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;
показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала.
Таким образом, одной из ключевых составляющих успешного повышения мотивации является создание стимулирующей образовательной среды. Важно, чтобы обучение было интересным, разнообразным и сопровождалось применением инновационных подходов и технологий. Педагоги могут использовать такие инструменты, как игры, проектная деятельность, использование современных образовательных технологий и мультимедийных ресурсов. Важно, чтобы ученики ощущали свою активную роль в обучении и имели возможность проявить свои способности и таланты.
Другим важным аспектом повышения мотивации является создание прочной мотивационной основы. Педагоги могут внедрять разнообразные педагогические подходы, например, включение в образовательный процесс практически значимых задач и проблем, активное использование групповой работы и обмена опытом. Важно, чтобы ученики видели связь между образовательным материалом и реальной жизнью, что помогает повысить их внутреннюю мотивацию к обучению.
Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные потребности и интересы школьников. Педагоги могут применять дифференцированный подход, предлагая ученикам различные варианты выполнения заданий и активно вовлекая их в процесс принятия решений. Это поможет обучающимся осознать свои сильные стороны и быть более мотивированными к достижению успеха.
Наконец, важным фактором в повышении мотивации школьников является поощрение и признание их достижений. Педагоги могут использовать такие методы, как похвала, дипломы, сертификаты, чтобы стимулировать учащихся к дальнейшим успехам. Важно, чтобы ученики ощущали поддержку и положительную обратную связь со стороны педагогов, что поможет им развить чувство уверенности и мотивации к достижению поставленных целей.
Учитель может помочь подростку осознать и оценить отдельные стороны своей учебной деятельности и сформировать положительные мотивации, что является важнейшим условием повышения качества образования:
Всестороннее расширение кругозора
Применение старых способов работы в новых ситуациях
Создание ситуации коллективной учебной работы
Самостоятельные формы учебной работы, а также самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, взаимооценка
Быстрый темп работы на уроке
Целеполагание и умение планировать свою трудовую деятельность.
Итак, повышение мотивации обучающихся – это сложный, но вполне осуществимый процесс. Применение эффективных стратегий и подходов, таких как создание стимулирующей образовательной среды, разработка прочной мотивационной основы, учет индивидуальных потребностей и поощрение достижений, позволяет создать благоприятные условия для успешного обучения и личностного развития обучающихся. В результате, школьники будут более заинтересованы в получении знаний, будут проявлять большую активность и ответственность в учебных заданиях, что, в свою очередь, приведет к достижению лучших результатов и улучшению общего качества образования.
Общим выводом считаю, что одна из главных задач школы – научить человека учиться, сделать потребность в знаниях - основой жизни, стремление к познанию – смыслом жизни. Это свойственно как для учащихся, так и для педагогов.
Литература:
Мотивация ученика и ее влияние на учебную деятельность. Усвоение учебного материала напрямую зависит от мотивации школьника. Так ради чего подросток учится? Источник: https://rosuchebnik.ru/material/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchenika/
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с. Источник /http://pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-13.shtml#book_page_top/
Мотивация учебной деятельности. Источник /https://studfiles.net/preview/1764805/
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Источник /http://www.shag.com.ua/markova-a-k-formirovanie-motivacii-ucheniya-v-shkolenom-vozras.html/ Возрастные особенности мотивации школьников Источник /https://mybiblioteka.su/tom2/11-76238.html/