СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности и содержание деятельности по профилактике суицидального поведения молодежи

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности и содержание деятельности по профилактике суицидального поведения молодежи

Презентация для выступдления перед педагогами СОУ, ССУЗов

Просмотр содержимого документа
«Особенности и содержание деятельности по профилактике суицидального поведения молодежи»

Особенности и содержание деятельности по профилактике суицидального поведения молодежи педагог-психолог первой квалификационной категории Малахова Елизавета

Особенности и содержание деятельности по профилактике суицидального поведения молодежи

педагог-психолог первой квалификационной категории

Малахова Елизавета

Определение  СУИЦИД, САМОУБИЙСТВО (лат. «себя убивать») это умышленное и осознанное лишение себя жизни Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное и осознанное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать отчета в своих действиях или руководить ими, а также по неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Определение

СУИЦИД,

САМОУБИЙСТВО

(лат. «себя убивать»)

это умышленное и осознанное лишение себя жизни

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное и осознанное лишение себя жизни.

Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать отчета в своих действиях или руководить ими, а также по неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Суицидальные проявления

Суицидальные действия

Переживания

Мысли

Переживания

Замыслы

Мысли

Намерения

Замыслы

Намерения

Суицидальная попытка

Завершенный суицид

Суицидальная попытка

Завершенный суицид

Суицидальное поведение

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре такого поведения выделяют:

— собственно суицидальные действия .

Они включают суицидальную попытку и завершенный суицид.

Суицидальная попытка — это целенаправленное использование средств лишения себя жизни, не закончившееся смертью. С другой стороны завершенный суицид предполагает действия, завершенные летальным исходом.

суицидальные проявления .

Включают в себя суицидальные мысли, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения . Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суицидальные замыслы — это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства.

Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному действию во внешнем поведении.

3

Типология  по способу совершения Огнестрельное оружие Отключение больным аппаратуры поддержания жизни Прыжок под поезд Вскрытие вен Физическое истощение Самосожжение Повешение Самоубийство путём подрыва в непосредственной близи от себя заряда взрывчатого вещества « Прыжок, падение с высоты Химическое воздействие С мостов Отравление Доведения себя до физического истощения (голодом или жаждой) Харакири Электричество Утопление Взрыв Со скал Сильная щелочь или кислота Холодное оружие Удушение Использование технических средств С высоких зданий Падение на меч

Типология по способу совершения

Огнестрельное оружие

Отключение больным аппаратуры поддержания жизни

Прыжок под поезд

Вскрытие вен

Физическое истощение

Самосожжение

Повешение

Самоубийство путём подрыва в непосредственной близи от себя заряда взрывчатого вещества

«

Прыжок, падение с высоты

Химическое воздействие

С мостов

Отравление

Доведения себя до физического истощения (голодом или жаждой)

Харакири

Электричество

Утопление

Взрыв

Со скал

Сильная щелочь или кислота

Холодное оружие

Удушение

Использование технических средств

С высоких зданий

Падение на меч

Распределение пациентов в зависимости от способов совершения суицидов (данные станции скорой помощи города Москвы) 4

Распределение пациентов в зависимости от способов совершения суицидов (данные станции скорой помощи города Москвы)

4

Типология

Суицид

Истинный суицид

направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни.

Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид

не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

 

Скрытый суицид (косвенное самоубийство)

вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, которые имеют высокую вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Сюда относится рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, добровольные поездки в горячие точки, а также употребление сильных наркотиков, самоизоляция.

6

Скрытый

Истинный

Демонстративный

Классификация суицидов в детском и подростковом возрасте

Суицид

Классификация суицидов в детском и подростковом возрасте

суицид как протест в ситуации восприятия враждебности окружающего мира. Суицид как форма мести: умереть, чтобы другому стало плохо; Суицидальное поведение по типу «протеста» предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т.е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Ребенок руководствуется принципом: «Вам будет хуже после моей смерти». Конфликт, как правило, носит острый характер.

суицид как призыв о помощи характеризуется стремлением получить помощь извне, а суицидальное поведение становится формой шантажа; Суицидальное поведение по типу «призыва» возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

суицид как избегание — (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу «избегания» проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.;

суицид как самонаказание - протест во внутреннем плане переживаний личности, где сосуществуют и противостоят друг другу две роли: «Я — судья» и «Я — подсудимый». Суицид как способ уничтожения в себе врага; Определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

суицид как отказ , главным мотивом которого является отказ от существования, а целью — лишение себя жизни, чаще встречается у лиц страдающих душевными расстройствами.

7

Протест

Призыв

Избегание

Самонаказание

Отказ

Суицидальные замыслы

Динамика развития суицидального поведения

C

Пресуицид

Динамика развития суицидального поведения.

 

«Нулевая» стадия – стадия размышлений об отсутствии ценности жизни

Непосредственно после осознания неразрешимости какого-либо конфликта или психотравмирующего события у человека возникают душевные переживания, включающие в себя размышления и представления об отсутствии ценности жизни.

Они выражаются в формулировках типа: «Не живешь, а существуешь» , «Нет в жизни счастья» и т.д., особенностью которых является отсутствие четких представлений о собственной смерти, а имеется пессимистическое отрицание ценности жизни. Это своеобразный «нулевой» цикл в развитии процесса принятия решения о самоубийстве, совершении аутодеструктивных действий.

Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни .

Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли , которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь» , «вот бы уснуть и не проснуться» , возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве.

Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия - это суицидальные замыслы . Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка . Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом . Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

8

Суицидальные намерения Суицидальная попытка

Стадия вопросов о смерти и смысле жизни

Концепции формирования суицидов

Медицинская модель

Медицинская модель

В рамках социологического подхода декларируется связь между суицидальным поведением и социальными условиями. В основе подобных взглядов лежит учение Э.Дюркгейма об «аномии» — нарушении в ценностно-нормативной системе общества.

Дюркгейм отмечал, что количество самоубийств в обществе определяется «коллективными представлениями», общей связью, сплоченностью общества. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид отходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стремления к общему благу, что может стать причиной решения уйти из жизни.

На самоубийства, отчасти, оказывает влияние политическая ситуация, в том числе войны. В 1866 г., когда разразилась война между Австрией и Италией, число самоубийств в обеих странах снизилось на 14%. Та же тенденция наблюдалась и во время Второй мировой. Напротив, в мирное время армия является благодатной социальной средой для самоубийств, вероятно, в силу атмосферы самоотречения и обезличивания.

Также известно, что экономические кризисы обладают способностью усиливать тенденцию к самоубийству. Например, за внезапным увеличением числа банкротств обычно следует рост числа самоубийств

Современные исследователи самоубийства как социального явления выделяют в качестве важного фактор развития религиозного сознания общества. Вера , особенно ислам, существенно снижает вероятность суицидального поведения. В религиозной этике самоубийство расценивается как тяжкий грех, что накладывает нравственный запрет на суицидальное поведение верующего человека.

В христианских государствах сегодня наблюдается либерализация общественного отношения к самоубийствам. Все более серьезно обсуждается возможность эвтаназии — добровольного ухода из жизни при помощи врача. Так, в 2002 г. в Голландии (впервые в истории человечества) принят закон, регулирующий эвтаназию.

Помимо общественных установок, состояния политики и экономики, а также развития религии существенным оказывается семейное влияние. Наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором риска.

Медицинская теория . Учитывая высокий уровень самоубийств среди психически больных, многие психиатры склонны объяснять факт самоубийства наличием психического заболевания. Подтверждением этому служит высокий процент суицидов у людей с депрессивными состояниями, у лиц с расстройством личности, среди пациентов, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Отмечается достаточно высокий процент суицидов и у психически больных с бредовыми и галлюцинаторными расстройствами. Однако еще в 80-90-е годы прошлого века, когда впервые стали появляться объективные сведения статистико-социологического плана, было установлено, что число душевнобольных и практически здоровых самоубийц соотносится как 1:3 - 1:4.

Большинство исследователей находили тесную взаимосвязь между депрессивным состоянием и формирующимся суицидальным поведением. Риск суицида при наличии депрессии оценивается примерно в 10-15% по сравнению с 1-2% среди населения .

Объяснение отмеченных корреляций можно найти в работах основателя отечественной суицидологической школы профессора А.Г. Амбрумовой, которая показала, что суицид не может расцениваться как прямое следствие психической патологии, в том числе депрессивного регистра.

По ее мнению, суицид у депрессивных больных рассматривается как многофакторное явление, в генезе которого большое значение имеет взаимосвязь средовых воздействий, социально-психологических структур личности, которые составляют основы социализации индивидуума, а также психопатологических симптомов.

Психологическая теория . Если социологи рассматривают самоубийство как показатель социального напряжения, то психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает тогда, когда у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Здесь многое зависит от характерологических особенностей личности.

Основоположником формирования психологической концепции можно считать 3. Фрейда. Он полагал, что есть два вида влечений: один из них - инстинкт жизни, Эрос; другой - это влечение к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Для Фрейда смерть являлась чем-то большим, чем просто фактом телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степени напористым «на всем протяжении жизни человека и достигает своей цели, лишь приводя его к смерти». Суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного и разрушительного влияния Танатоса. Убийство - это агрессия, устремленная на других , а суицид - это агрессия, направленная на себя .

В дальнейшем исследователи развивали концепцию влияния факторов окружающей среды. Особое внимание уделялось импульсивности и агрессивности, связь которых с суицидальным поведением была обнаружена в исследованиях и подтверждена на практике.

Работы Дж. Манна и ряда других авторов позволили выявить биохимические корреляты депрессии и суицидального поведения, связанные с нарушением серотонинергической системы мозга . Была показана также определенная связь этих нарушений с агрессивностью, импульсивностью и высокой чувствительностью к стрессорам. Показано влияние ранее перенесенных негативных жизненных событий, хронических заболеваний, злоупотребления психоактивными веществами и др.

Стресс формируется в связи с негативными взаимоотношениями, перенесенной психической травмой и насилием над личностью, социальными стрессорами в виде бедности, безработицы, психическими или соматическими заболеваниями, болевым синдромом, алкоголизацией и наркоманией. К актуальным факторам возникновения суицидального поведения относится разрыв с другом, смерть близких, межперсональные конфликты, появление финансовых проблем, издевательство над личностью, запугивание, различные негативные и травматические жизненные события, приступ или обострение заболевания, нарциссизм.

Разработана так называемая, психологическая модель суицидального поведения - «крик боли» . Она рассматривает суицидальное поведение как попытку избежать чувства «попадания в ловушку». Индивиды ощущают неспособность убежать от внешней ситуации или от своего собственного внутреннего смятения, при этом отсутствует надежда на спасение, возникает ощущение «произошедшего краха» и «пойманности» . Это ощущение случившегося краха может возрастать под воздействием внешних обстоятельств (например, плохие взаимоотношения, безработица, стрессы на работе) или неконтролируемого внутреннего смятения.

Важный аспект подобного стресса состоит в том, что он сигнализирует индивиду о крахе в некой важной сфере жизни. Ощущение подобного краха запускает примитивные психологические механизмы. Индивид чувствует, что он не может предпринять ничего, что позволило бы ему уйти от травматичного фактора, в дальнейшем он начинает верить в то, что вероятность его «спасения» в данной ситуации другими людьми или обстоятельствами невелика.

Обзор теорий, проливающих свет на детерминацию и природу суицидального поведения, позволяет сделать вывод о сложности данного явления.

9

Социокультурная

Социокультурная

Мотивационная модель Эдвина

Мотивационная модель Эдвина

Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т.

Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т.

Интерперсональная

Интерперсональная

Когнтивная

Когнтивная

Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент

Насилие

Раздоры в семье

Стрессоры :

Проблемы с законом

Потеря близкого человека

Ссора/разлад в отношениях со значимым человеком

Фасилитаторы:

Интоксикация

Информация о суицидах в СМИ

Самоубийство в окружении

Подростковое заражение

Расстройство настроения у родителей

Другие расстройства 1 оси

Нейротизм

Безнадёжность

Тревожность

Доступность средства самоубийства

Депрессия

Импульсивно-агрессивные черты характера

Попытки суицида

Суицидальные мысли

Завершённый суицид

Нарушение серотонинергической передачи

Импульсивная агрессия у родителей

Попытки суицида у родителей

Модель развития суицидального поведения у подростков

Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент (J.A.Bridge, T.R.Goldstein, D.A.Brent) построена на эпидемиологических данных и рассматривает суицид как совокупность факторов: социально-культурных, психиатрических, психологических, семейных, биологических.

Авторы данной модели (рис. 1) видят развитие суицидального поведения следствием сочетания двух типов уязвимости – расстройства настроения и тенденции к импульсивной агрессии (склонность агрессивно реагировать на фрустрацию), что, в свою очередь, связано с некоторыми нейробиологическими особенностями. На рис. 1 пунктирной линией разделены факторы, вступающие в действие до и после пубертата.

В предпубертатном периоде ключевую роль играют семейные факторы. Наличие аффективных расстройств и/или других расстройств 1-й оси DSM-IV (Первая ось (axis I) включала преходящие обратимые нарушения, которые проявляются и исчезают, например фобии, генерализованное тревожное расстройство, депрессии, аддикции и т. д. Эти нарушения «симптомны», так как пациенты с нарушениями на данной оси часто обнаруживают у себя наличие психических нарушений («симптомов»), которые их беспокоят и нуждаются в лечении.) у родителей вносит свой вклад в появление предвестников развития расстройств настроения у детей, таких как нейротизм , чувство безнадежности и высокий уровень тревожности . Импульсивная агрессия у родителей как типичный способ реакции на фрустрацию и суицидальные попытки родителей влияют на формирование импульсивной агрессивности у детей.

Сочетание обоих факторов дает наиболее высокую вероятность появления суицидальных мыслей, которые имеют больше шансов реализоваться в попытке суицида при наличии импульсивности и определенных жизненных стрессоров, таких как проблемы с поведением (в том числе противоправное поведение), межличностный конфликт и/или потеря. Возможные фасилитаторы суицидального поведения – интоксикация и обилие информации о самоубийстве в окружении подростка (информация о суицидах в СМИ, суицид в окружении, подростковое заражение). Доступность летального агента (например, оружия, таблеток, свободного доступа на чердак) делает попытку более летальной.

На этапе перехода от суицидальных мыслей к попытке суицида могут вступить в действие факторы-протекторы, такие как наличие семейных связей, хорошие отношения в школе, религиозные и культурные верования, осуждающие суицид.

Таким образом, авторы видят основную причину развития суицидальных намерений у подростков в семейном окружении и личностных особенностях родителей , которые передаются детям и могут быть усугублены высоким уровнем стресса в жизни и доступностью способов совершения суицида.

Защитные факторы

Семейные связи

Наличие друзей в школе

Религиозные/культурные ценности

Импульсивная агрессия

9

Интерперсональная теория суицида Т. Джойнер, К. Ван Орден

Желание смерти

Восприятие себя

как беремени

Брошенность

Я один

Без меня им будет лучше

Вопрос о причинах суицида впервые сильно взволновал молодого студента кафедры клинической психологии Т. Джойнера (T.E. Joiner), когда ему было 25 лет и его отец покончил жизнь самоубийством. Впоследствии Т. Джойнер устроился работать в психиатрическую клинику в Техасе, где одной из его задач был отбор пациентов с высоким суицидальным риском для последующей госпитализации. Поскольку количество мест в больнице было ограничено, каждый день ему приходилось принимать серьезное решение о том, кого госпитализировать, а кого оставить на амбулаторном лечении.

Через несколько лет интенсивной практической работы он сформулировал в ответ на вопрос: «Почему люди умирают от суицида?» простую формулу: «Потому что хотят и могут это сделать» . Желание умереть, согласно автору, возникает при наличии двух факторов: брошенности и восприятия себя как бремени .

Брошенность (фрустрированная принадлежность, одиночество). Социальная изоляция, согласно большому числу исследований, – один из наиболее значимых и надежных предикторов суицидальных намерений, попыток и завершенных суицидов на протяжении жизни.

Авторы предполагают, что связь этой переменной с суицидальным поведением объясняется фрустрацией фундаментальной психологической потребности человека – «потребности в принадлежности» , описанной Р. Баумейстер и М. Лири. Согласно интерперсональной теории, когда эта потребность не удовлетворяется, – состояние, которое они называют фрустрированная принадлежность, – развивается желание умереть (также называемое в суицидологической литературе пассивными суицидальными намерениями).

Потребность в принадлежности настолько сильна, говорит Т. Джойнер, что проявляет себя даже на пороге смерти. Так, одна из прощальных записок гласит: «Я иду по мосту. Если хотя бы один человек улыбнется мне, я не прыгну» . Автор записки спрыгнул с моста.

Другая составляющая чувства фрустрированной принадлежности – отсутствие взаимной поддержки, ощущение, которое может быть выражено словами: «У меня нет людей, на которых я мог бы опереться в тяжелые времена», «Я не могу поддержать близких мне людей» .

Восприятие себя как бремени . Согласно системной семейной теории подростковых суицидов Д. Саббат, ощущение, что подросток является бременем для семьи, – ключевой фактор суицидального поведения. Согласно указанной теории, типичные факторы подросткового суицидального поведения – патогенное отношение родителей к ребенку, которое интерпретируется подростком как то, что он не нужен семье, им было бы лучше, если бы он умер.

Авторы интерперсональной теории суицида трактуют этот конструкт шире: восприятие себя в качестве бремени не ограничивается только семьей, а может включать также других близких людей.

В восприятие себя как бремени включаются два измерения:

убеждение в своей ущербности и, в связи с этим, зависимости от других;

аффективно нагруженные мысли о ненависти к себе.

Переживание внутреннего состояния восприятия себя как бремени выражается в мыслях и высказываниях: «Я приношу людям только вред», «Я ненавижу себя», «Я бесполезен» .

Факторы риска : безработица, тюремное заключение, бездомность, тяжелая физическая болезнь, прямые утверждения, что человек является обузой для своих близких.

Приобретенная сниженная чувствительность к боли . В большинстве моделей суицидального поведения постулируется, что риск совершения самоубийства растет пропорционально увеличению суицидального желания, но, согласно интерперсональной теории суицидов, суицидальное желание само по себе не является причиной самоубийства, поскольку, простыми словами, совершить самоубийство не так-то просто.

Согласно интерперсональной теории, чтобы умереть от суицида, человек должен потерять некоторую долю страха, связанного с суицидальным поведением, и очень маловероятно (если не невозможно), чтобы кто-то родился с настолько слабым страхом смерти, чтобы иметь возможность совершить самоубийство.

Следовательно, повышенная толерантность к физической боли и редуцированный страх смерти развиваются в течение жизни под влиянием определенных обстоятельств, таких как:

практически любой опыт перенесения сильной боли и/или страха (травмы, несчастные случаи, насилие, самоповреждающее, рискованное поведение);

сцены насилия и жестокости в СМИ;

компьютерные игры, связанные с убийством и насилием;

суицидальные мысли, подготовка к суициду, прерванные попытки, суицидальные попытки.

Причем, как отмечают авторы, человек может иметь толерантность к определенному способу самоубийства. Так, в исследовании Ван Орден и соавторов показана корреляция между видом деятельности военнослужащих и способами самоубийства, который они выбирали. Для пехоты это – огнестрельное оружие, для военно-морских сил – повешение, для воздушные сил – прыжки с высоты. Авторы объясняют это тем, что у людей, занимающихся определенной деятельностью, снижается чувствительность, они просто привыкают к определенным видам раздражителей, и им проще воспользоваться привычным для них способом действий, а не каким-то другим.

Таким образом, согласно интерперсональной модели, истинная суицидальная попытка совершается только в том случае, если все три фактора совпадают в одном человеке: желание умереть из-за острого чувства одиночества, восприятие себя как бремени для близких людей, приобретенная толерантность к физической боли и редуцированный страх смерти.

Высокая толерантность к боли + отсутствие страха смерти

Завершенные/не завершенные истинные

суициды

11

Негативный взгляд на себя, мир и свое будущее

Ошибки мышления

Когнитивная ригидность

Когнитивная теория суицида у подростков

Отношения со значимыми другими

Мысли

Негативные эмоции: гнев, отчаяние. Ощущение неизбежной, невыносимой, бесконечной боли

Эмоции

Когнитивная модель суицида

Когнитивная модель суицидального поведения у подростков – применение когнитивной теории Аарона Бека, разработанной в 1960–1980 гг. В общем виде когнитивная модель развития расстройств аффективного спектра, предложенная А. Беком, предполагает, что вследствие определенных жизненных ситуаций и специфики отношений с близкими людьми у человека складываются определенные убеждения о жизни, касающиеся восприятия себя, других людей и своего будущего. Эти убеждения влияют на интерпретацию повседневных событий и, в зависимости от их содержания, вызывают позитивные или негативные эмоции и способствуют адаптивному или дезадаптивному поведению в качестве реакции на жизненные события, которое подкрепляет базовые убеждения и установки, и, таким образом, круг замыкается.

В последнее время эта модель была адаптирована для подростков. Так, для подростков, склонных к суициду, такие особенности их жизни, как неблагополучная ситуация в семье, насилие, пренебрежение со стороны родителей, или наличие психических заболеваний у родителей, и/или травля и отвержение со стороны ровесников, способствуют формированию определенного типа мышления.

Такому мышлению свойственен негативный взгляд на себя, окружающих и свое будущее . Эти глубинные убеждения могут звучать следующим образом: «Я некомпетентен» , «Я недостоин любви» , «Окружающие люди враждебны», «Будущее беспросветно» . Поддержанию этих установок способствует определенный тип обработки информации и интерпретации повседневных событий, называемый «ошибками мышления»: катастрофизация, персонализация, сверхобобщение, черно-белое мышление, когнитивная ригидность. Рассмотрим их подробнее.

Катастрофизация . События рассматриваются в свете самого худшего исхода. Например: «Я недостаточно хорошо подготовился к контрольной, значит, я получу двойку, родителей вызовут к директору, меня исключат из школы, я не поступлю в институт и закончу жизнь на помойке» .

Персонализация . Подросток убежден, что другие плохо к нему относятся, не рассматривая иных, более правдоподобных, объяснений их поведения. Например: «Подруга мне не перезвонила, потому что я что-то сделала неправильно» . А не потому, например, что она была занята, или плохо себя чувствовала, или у нее закончились деньги на телефоне.

Сверхобобщение. Из одного или нескольких изолированных случаев выводится общее правило или делается умозаключение, которое распространяется на широкий круг ситуаций. Так, если подруга не перезвонила, то девочка, склонная к сверхобобщению, может сделать из этого вывод: «Меня никто не любит, у меня нет друзей» , не беря во внимание другие факты своей жизни.

Черно-белое мышление . Дихотомическое, поляризованное, мышление в терминах «все» или «ничего». Ребенок, который склонен так думать, видит ситуацию только в двух категориях вместо континуума. Например: «Если я не всегда получаю пятерки, значит, я – неудачник» или «Если подруга мне не перезвонила, значит, мы больше не друзья» .

Когнитивная ригидность . Отсутствие способности видеть разные решения возникающих проблем. Таким подросткам свойственен очень узкий набор копинг-стратегий, и им очень трудно предложить несколько разных способов выхода из сложившейся ситуации.

При воздействии стресса активизируется негативная триада взглядов на себя, окружение и будущее , которая вызывает очень сильные негативные эмоции. Как указывают когнитивные терапевты, для девочек стрессорами чаще всего выступают межличностный конфликт (ссора с подругой/другом), расставание с объектом влюбленности, для мальчиков – проблемы в учебе или в выбранной специальности.

Для того чтобы справиться с зашкаливающим негативным аффектом, такие подростки начинают применять дезадаптивные способы совладания, вследствие описанных выше особенностей мышления. Это могут быть злоупотребление алкоголем и/или наркотиками, самоповреждающее поведение (нанесение себе порезов и ожогов) и другие виды девиантного поведения. Поскольку применяемые способы только усугубляют существующую проблему и снижают накал негативных эмоций лишь временно, появляется острое чувство безнадежности и пассивные суицидальные мысли («Лучше бы я был мертв» ).

Подросток может проходить этот порочный цикл мысли – эмоции – поведение много раз, усугубляя свое состояние, пока не настанет суицидальный кризис – безнадежность относительно текущей жизненной ситуации (« Эта ситуация невыносима и к лучшему не изменится») и фиксация на мысли, что суицид – единственное решение проблемы (туннельное видение, озабоченность идеей, что «выхода нет»). Эти оба состояния усиливают друг друга, и разрешением кризиса выступает попытка суицида.

Для иллюстрации модели используем пример, который приводит А. Бек: мальчик из привилегированной школы провалил несколько экзаменов и оказался на грани отчисления. Эта ситуация вызвала у него сильнейшую тревогу. Он думал: «Мама будет ругаться, мне придется ходить в обычную школу… Я ничего не добьюсь в жизни… Я неудачник…». Мальчик пытался повеситься, но соседи вовремя его спасли. Мать мальчика действительно была разочарована его «провалом», так как имела необоснованно высокие ожидания в отношении сына.

Итак, первый фактор – жизненные события, влияние окружения. В этом примере мы наблюдаем крайне требовательную мать с высоким уровнем перфекционизма.

Второй фактор – мысли. Мы наблюдаем когнитивную триаду: негативное отношение к себе («Я неудачник»), к своему будущему («Я ничего не добьюсь в жизни»), к миру (мать критична и требовательна).

Третий фактор – когнитивная ригидность. Мальчик не видит иных путей решения проблемы, кроме суицида, и вообще не рассматривает переход в обычную школу в качестве альтернативы, не видит плюсов и минусов того и другого варианта.

Четвертый фактор – ошибки мышления. В данном случае – катастрофизация («Если я сейчас сдал не все экзамены, значит, я ничего не добьюсь в жизни» ), сверхобобщение («Если я не сдал эти экзамены, – я неудачник» ) и черно-белое мышление ( «Или я соответствую самым высоким стандартам моей матери, или я – ничтожество» ). Такой тип мышления неминуемо вызывает сильные негативные эмоции (тревоги) и при отсутствии адаптивных стратегий совладания приводит к суицидальному кризису, основные проявления которого описаны выше.

Поведение

Суицидаль

ный кризис

12

Дезадаптивное

Безнадежность

Суицид как единственный выход

дисгармоническое воспитание

хронические конфликты

дисгармоническое воспитание

хронические конфликты

детские травмы

Семейный фактор и семейная история суицида

Семейный фактор и семейная история суицида

депрессивность родителей

депрессивность родителей

детские травмы

Факторы риска суицидального поведения

Предшествующие попытки суицида

Эмоциональные нарушения

депрессия

Предшествующие попытки суицида

депрессия

Эмоциональные нарушения

Тем не менее, можно выделить некоторые факторы риска суицидального поведения :

предшествующие попытки суицида (данного человека);

кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, смерть близкого человека, безработица и финансовые проблемы, развод);

семейный фактор и семейная история суицида (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание);

эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия);

психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения);

социальное моделирование (демонстрация суицида в СМИ, их изображение в литературных произведениях - «эффект Вертера»).

 

Стрессовая ситуация делает людей более восприимчивыми к самоубийству. В кризисных обстоятельствах они утрачивают все перспективы и ориентиры, и под угрозой оказывается их выживание. Прогнозы на будущее кажутся мрачными и безнадежными.

Такие серьезные стрессовые ситуации, как болезнь , экономические неурядицы , смерть близких или семейные проблемы , часто превосходят возможности защитных механизмов человека. В результате кризиса жизни возникает отчаяние и беспомощность .

Влияние внешних факторов, как правило, находит свое отражение в мотивах и поводах суицидального поведения. В порядке последовательного уменьшения удельного веса мотивов их можно распределить следующим образом.

Лично-семейные конфликты, в том числе:

несправедливое отношение (оскорбления, обвинения, унижения) со стороны родственников и окружающих;

ревность, супружеская измена, развод;

потеря «значимого другого», болезнь, смерть близких;

препятствия к удовлетворению ситуационной актуальной потребности;

неудовлетворенность поведением и личными качествами «значимых других»;

одиночество, изменение привычного стереотипа жизни, социальная изоляция;

неудачная любовь;

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;

половая несостоятельность.

Состояние психического здоровья, в том числе:

реальные конфликты у психически больных;

патологические мотивировки;

постановка психиатрического диагноза.

Состояние физического здоровья, в том числе:

соматические заболевания, физические страдания;

уродства.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе:

опасение судебной ответственности;

боязнь иного наказания или позора;

самоосуждение за неблаговидный поступок.

Конфликты в профессиональной или учебной сфере, в том числе:

• несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа;

• несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Материально-бытовые трудности.

Другие мотивы и поводы.

 

В семье могут возникнуть такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы . Эти коллизии вызывают сильную тревогу и эмоциональные волнения. В дисгармоничных, дезинтегрированных семьях, как правило, выбирают ответственного за возникшие нарушения социальных связей. Чаще всего выбирается самый ранимый член семьи, наименее агрессивный и не умеющий отстоять свое мнение или возразить. Ему многократно сообщают, что именно он является «плохим» и ответственным «за все эти безобразия» . Его могут даже обвинить в происшедшей от естественных причин смерти близкого.

Наиболее тяжело переносят семейные конфликты лица в возрасте 30-40 лет ; неудачную любовь - молодые люди 16-18 лет , одиночество, потерю близких - лица пенсионного возраста , несправедливое отношение - подростки до 16 лет , а также лица 40-55 лет .

Эмоциональные нарушения.

Эмоциональные переживания являются одними из самых основных показателей возможности суицида. Любой внезапный личностный конфликт всегда является серьезным предупреждением. Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии . Депрессия часто начинается постепенно, появляются тревога и уныние. Люди могут не осознавать ее начала. Они только замечают, что в последнее время стали подавленными , печальными и «хандрят» . Будущее выглядит тусклым, и они считают, что его нельзя изменить. Часто они приходят к мысли, что больны раком, психическим или иным неизлечимым заболеванием. Перед суицидом они начинают думать о смерти. Им становится трудно выполнять даже простые обязанности. «Я даже не могу ясно мыслить» ,— говорят они. Им бывает трудно принять самое простое решение. Они жалуются на вялость, недостаток жизненной энергии и усталость. Признаком депрессии и обусловленных ею суицидальных мыслей может быть снижение сексуальной активности. Больные депрессией жалуются на бесплодие или импотенцию. Интимные связи не доставляют им удовольствия.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

потеря аппетита или импульсивное обжорство;

бессонница или повышенная сонливость;

частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;

погруженность в размышления о смерти;

отсутствие планов на будущее;

внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Для многих людей в состоянии депрессии суицид может показаться разрешением эмоциональной боли и грусти.

Депрессивные расстройства являются одной из наиболее распространенных нервно-психических проблем нашего общества, частота которых значительно возросла за прошедшие два с половиной десятилетия. Текущее столетие часто называют «веком депрессии».

Депрессия - это не просто изменения настроения, при которых человек может чувствовать себя «грустным», «печальным», «отчаявшимся», «удрученным», «унылым» или «скорбным». Депрессия является сложным клиническим синдромом, и часто ее трудно распознать и дифференцировать. Она затрагивает эмоции, мышление, побуждения, соматическое благополучие человека и, в силу этого, его поведение и взаимоотношения с людьми.

Депрессивная личность испытывает неподдельное страдание и нарушения соматических, психических и социальных функций. Депрессия может приводить к несостоятельности, разрыву семейных связей и взаимоотношений с близкими, нарушать нормальную жизнь дома и на работе. Для некоторых она становится фатальной. Большинство из тех, кто кончает с собой, страдают от депрессии. Многие из черт, свидетельствующих о суицидальном поведении, сходны с признаками депрессии.

Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевают безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненной жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Больные постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей – утратой друзей или близких, здоровья или работы. Депрессия может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты. Пожилые люди наиболее восприимчивы к депрессии. В нашем обществе пожилые больше всех страдают от потери друзей или семьи, источников существования, жилища, здоровья, от бесполезности и исчезновения ощущения принадлежности. Если человека постигает утрата, то это порождает не только депрессию, но и гнев.

Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения. Подавляющее большинство этих больных не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда обращаются к врачам. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

Алкоголизм и наркомания.

Риск суицидов очень высок у больных алкоголизмом. Это заболевание имеет отношение к 25-30% самоубийств, среди молодых людей его вклад может быть еще выше - до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.

Поскольку алкоголь способствует возникновению депрессии, то ее начальные признаки возникают довольно быстро. После выпивки они чувствуют себя еще более подавленными и виновными, и это является поводом для нового приема алкоголя. Таким образом, возникает порочный круг: депрессия приводит к употреблению алкоголя, что, в свою очередь, вызывает еще большую депрессию, приводя в дальнейшем к частой алкоголизации или запоям. В результате распадается семья, теряются друзья и работа.

Наркомания и суициды тесно связаны между собой. Длительное употребление наркотиков и их влияние на организм, так же как и общий стиль жизни наркоманов в целом, в значительной мере направлены на саморазрушение, независимо от осознания ими этих намерений. Имеется взаимосвязь полинаркомании и состояний депрессии и тревоги.

13

смерть близкого человека

безработица и финансовые проблемы

развод

неизлечимая болезнь

неизлечимая болезнь

развод

смерть близкого человека

безработица и финансовые проблемы

Кризисная ситуация

Кризисная ситуация

Пихические

алкоголизм

Пихические

алкоголизм

шизофрения

наркомания

шизофрения

наркомания

Социальное моделирование

Социальное моделирование

демонстрация суицида в СМИ, их изображение в литературных произведениях - «эффект Вертера»

демонстрация суицида в СМИ, их изображение в литературных произведениях - «эффект Вертера»

Возрастные и половые различия

  • Кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.
  • Суицидальное поведение в детском возрасте связано со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания.
  • Суицидальное поведение возрастает с 14—15-летнего, достигая максимума к 16—19 годам.
  • Суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер.
  • На зрелый возраст приходится наибольшее число завершенных самоубийств, а именно – в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин.
  • Для пожилого возраста также характерно увеличение числа самоубийств. Это связывают с серьезными социально-психологическими проблемами, одиночеством, окончанием профессиональной деятельности, отдалением от семьи и т.д.

Кроме того, возрастные и половые различия существенно влияют на особенности суицидального поведения. Вот некоторые закономерности (слайд 11):

Кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Суицидальное поведение в детском возрасте связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14—15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16—19 годам.

По данным исследования А. Г. Амбрумовой детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение

Суицидальное поведение в подростковом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа. А.Е.Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи. После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей.

Значительное влияние на суицидальное поведение подростков оказывают межличностные отношения со сверстниками и родителями.

На зрелый возраст приходится наибольшее число завершенных самоубийств, а именно – в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин.

Для пожилого возраста также характерно увеличение числа самоубийств. Прежде всего, это связывают с серьезными социально-психологическими проблемами, одиночеством, окончанием профессиональной деятельности, отдалением от семьи и т.д.

13

Группа риска -люди с неполным средним образованием

Образование

Образование

Группа риска -люди с неполным средним образованием

Люди с высоким уровнем образования менее склонны к суициду.

Люди с высоким уровнем образования менее склонны к суициду.

Закономерности

Были замкнуты и избегали общения – 16%

Общались с широким кругом людей – 24%

Были замкнуты и избегали общения – 16%

Общались с широким кругом людей – 24%

Материальное обеспечение : Не обнаружено данных, которые бы свидетельствовали о связи между уровнем жизни и количеством самоубийств. Так, одна из самых высокоразвитых и богатых стран Европы - Швеция на протяжении десяти лет является одним из лидеров по числу суицидов.

Сексуальная ориентация : По данным исследований, которые проводились в США, представители гомосексуальной ориентации совершают попытки самоубийства в 7 раз чаще, чем натуралы.

Образование : Согласно исследованиям, люди с высоким уровнем образования менее склонны к суициду. С другой стороны в группу риска входят люди с неполным средним образованием.

Взаимоотношения : Изучение ближайшего окружения лиц, покончивших жизнь самоубийством, было обнаружено, что преобладающее большинство общались лишь с несколькими людьми (60%), всего 16% были замкнуты и избегали общения, а 24% имели широкий круг друзей и знакомых.

15

Представители гомосексуальной ориентации совершают попытки самоубийства в 7 раз чаще, чем натуралы

Представители гомосексуальной ориентации совершают попытки самоубийства в 7 раз чаще, чем натуралы

Данных не обнаружено

Материальное обеспечение

Материальное обеспечение

Данных не обнаружено

Наиболее часто попытки самоубийства случаются в воскресенья

Наиболее часто попытки самоубийства случаются в воскресенья

Дни недели

Дни недели

Ночной (18-23) – 33%

Дневной (14-17) – 15%

Дневной (14-17) – 15%

Ночной (18-23) – 33%

Три скачка самоубийств:

Утренний (10-13) – 11%

Время суток

Три скачка самоубийств:

Время суток

Утренний (10-13) – 11%

Число суицидов увеличивается весной и летом

Декады месяца

Декады месяца

Число суицидов увеличивается весной и летом

количество самоубийств достигает максимума в последней десятидневке месяца

количество самоубийств достигает максимума в последней десятидневке месяца

Время года : Многие современные ученые сходятся во мнении, что сезонные колебания в распределении самоубийств приходятся на два основных пика: весеннее-летнем, когда число суицидов увеличивается, и осенне-зимнем, когда зарегистрировано меньше случаев самоубийств.

Декады месяца : Согласно исследованиям доказано, что количество самоубийств в течение месяца монотонно нарастает, достигая максимума в последней десятидневке.

Дни недели : Наиболее часто попытки самоубийства случаются в воскресенья. В последующие дни недели их число постепенно снижается, достигая минимума в четверги, а затем вновь начинает нарастать, демонстрируя весьма ощутимый скачок в воскресные дни. Некоторые исследователи связывают такую закономерность с началом новой недели - новых проблем, и попытки "решить все разом".

Праздники и будни : В праздничные дни интенсивность самоубийств выше, чем в обычные. Причем индекс "праздничной сверхсуицидальности" у мужчин существенно выше, чем у женщин.

Время суток : Судя по статистическим данным, в течение суток наблюдаются три заметных скачка самоубийств. Первый (утренний) происходит в период с 10.00 утра до полудня (13.00). Хотя по сравнению с другими временными отрезками этот подъем самый слабый и невыразительный. На его долю приходится лишь 11% всех совершаемых суицидов. Второй (дневной) охватывает время с 14.00 до 17.00 (15%). Третий (вечерний) - самый сильный и продолжительный - начинается в 18.00 и заканчивается к 23.00 (33%). После этого происходит медленный спад самоубийств, однако в первые ночные часы их уровень все еще превышает утренние и дневные показатели.

Таким образом, вероятность совершения суицидов достигает максимальных значений в вечернее и раннее ночное время, в воскресные и праздничные дни, в последней декаде месяца, а также в весенне-летний период.

16

Закономерности

В праздничные дни количество суицидов увеличивается

В праздничные дни количество суицидов увеличивается

Типичные симптомы депрессии, о которых могут сообщить учителя/родители В эмоционально-волевой сфере: с нижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась. Постоянное грустное настроение , немотивированная тревога, страхи, паника. В переживаниях (в словах): безнадежность, ненужность, одиночество, беспомощность, бессилие, низкая самооценка и чувство вины . В когнитивно-мнестической сфере: сложности концентрации внимания, хаотичность мышления. В поведении: социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях, пропуск школы или плохая успеваемость, В соматической сфере : значительные изменения сна и аппетита. 16

Типичные симптомы депрессии, о которых могут сообщить учителя/родители

  • В эмоционально-волевой сфере: с нижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Постоянное грустное настроение , немотивированная тревога, страхи, паника.
  • В переживаниях (в словах): безнадежность, ненужность, одиночество, беспомощность, бессилие, низкая самооценка и чувство вины .
  • В когнитивно-мнестической сфере: сложности концентрации внимания, хаотичность мышления.
  • В поведении: социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях, пропуск школы или плохая успеваемость,
  • В соматической сфере : значительные изменения сна и аппетита.

16

На что обратить внимание  ребенок 7-11 лет Причины суицида связанные с семьей ребенка: смерть одного из родителей и желание с ним воссоединиться, в силу недостаточного понимания природы смерти, насилие, унижение со стороны родителей, мотив - обида часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий. Эмоции Переживания Высказывания Поведение Жалобы

На что обратить внимание ребенок 7-11 лет

Причины суицида связанные с семьей ребенка: смерть одного из родителей и желание с ним воссоединиться, в силу недостаточного понимания природы смерти, насилие, унижение со стороны родителей, мотив - обида часто в сочетании со своей ненужностью родителям и желание избавиться от физических и психологических страданий.

Эмоции

Переживания

Высказывания

Поведение

Жалобы

На что обратить внимание  ребенок 12-14 лет Комплексные причины суицида: семья, окружение Мотив Эмоции Переживания Высказывания Поведение Жалобы

На что обратить внимание ребенок 12-14 лет

Комплексные причины суицида: семья, окружение

Мотив

Эмоции

Переживания

Высказывания

Поведение

Жалобы

На что обратить внимание  ребенок 15-17 лет Комплексные причины суицида: семья, окружение Мотив 20 Эмоции Переживания Высказывания Поведение Жалобы

На что обратить внимание ребенок 15-17 лет

Комплексные причины суицида: семья, окружение

Мотив

20

Эмоции

Переживания

Высказывания

Поведение

Жалобы

Основные причины суицида

религиозный фанатизм

подражательное самоубийство

вынужденное самоубийство

неурядицы в личной жизни

военные

идеологические

психические болезни

проблемы со здоровьем

финансовые проблемы

потеря смысла жизни

физические издевательства

целенаправленная травля

чувство безнадежности

Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей .

Основными причинами самоубийства считаются:

неурядицы в личной жизни: несчастная любовь; непонимание окружающими и изоляция; проблемы на работе;

чувство безнадежности, беспомощности и собственной незначимости;

целенаправленная травля (в том числе доведение до самоубийства);

физические издевательства (изнасилования, побои);

потеря смысла жизни;

финансовые проблемы;

проблемы со здоровьем;

религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство;

психические болезни (депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизофрения);

идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом);

военные (самоубийство с целью нанесения урона противнику или избежания плена);

вынужденное самоубийство (по приговору суда, под угрозой мучительной смерти или расправы с близкими родственниками);

подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей)

21

Помощь и профилактика Здоровые люди Телефонная служба медико-психологической помощи Кризисное консультирование Специализированные отделения психиатрических больниц Суицидологические Помощь и профилактика Существует реальная система помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, которые видят выход лишь в крайних мерах вроде самоубийства. Согласно результатам исследований Всесоюзного научно-методического суицидологического центра, покушения на самоубийство совершаются здоровыми людьми ; лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами ; либо страдающими психическими заболеваниями . Для первых двух групп прежде всего предназначена теле фонная служба медико-психологической помощи — Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия) . Кризисное консультирование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц. 22 Здоровые люди

Помощь и профилактика

Здоровые люди

Телефонная служба медико-психологической помощи

Кризисное консультирование

Специализированные отделения психиатрических больниц

Суицидологические

Помощь и профилактика

Существует реальная система помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, которые видят выход лишь в крайних мерах вроде самоубийства.

Согласно результатам исследований Всесоюзного научно-методического суицидологического центра, покушения на самоубийство совершаются здоровыми людьми ; лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами ; либо страдающими психическими заболеваниями .

Для первых двух групп прежде всего предназначена теле фонная служба медико-психологической помощи — Телефон экстренной психологической помощи (Телефон доверия) . Кризисное консультирование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.

22

Здоровые люди

Возрастные факторы риска 22

Возрастные факторы риска

22

Поведенческие признаки  школьной дезадаптации детей и подростков трудности в учебной деятельности Поведенческие признаки школьной дезадаптации детей и подростков трудности в учебной деятельности: пропуски занятий, низкие баллы по рейтингу, жалобы преподавателей, жалобы самого учащегося трудности в общении (конфликты, изоляция от группы: низкий статус в группе, постоянные насмешки, отвержение, избегание им общегрупповых мероприятий. депрессия (подавленное настроение, понурый усталый вид, пассивность, молчаливость). различные признаки использования ПАВ, прежде всего неадекватность поведения. особенности здоровья: инвалидность, хронические соматические заболевания (необходимость периодического лечения, индивидуального графика, сниженная работоспособность) 24 трудности в общении депрессия признаки употребления ПАВ особенности здоровья

Поведенческие признаки школьной дезадаптации детей и подростков

трудности в учебной деятельности

Поведенческие признаки школьной дезадаптации детей и подростков

трудности в учебной деятельности: пропуски занятий, низкие баллы по рейтингу, жалобы преподавателей, жалобы самого учащегося

трудности в общении (конфликты, изоляция от группы: низкий статус в группе, постоянные насмешки, отвержение, избегание им общегрупповых мероприятий.

депрессия (подавленное настроение, понурый усталый вид, пассивность, молчаливость).

различные признаки использования ПАВ, прежде всего неадекватность поведения.

особенности здоровья: инвалидность, хронические соматические заболевания (необходимость периодического лечения, индивидуального графика, сниженная работоспособность)

24

трудности в общении

депрессия

признаки употребления ПАВ

особенности здоровья

Поведенческие признаки суицидального поведения детей и подростков

Высказывания о нежелании жить

Высказывания о нежелании жить : «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»; разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном свете, отображающие жестокость, особенно направленную на себя;

Фиксация на теме смерти в литературе и живописи , частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;

Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное).

Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен ;

Раздражительность , подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества, тревоги, депрессии, плач без причины;

Сложности контролирования эмоций , высокая лабильность эмоций. Эйфория после депрессии Низкий уровень чувства безопасности, уважения, автономности

Нарушение позитивной социальной идентичности , потеря перспективы будущего;

Необычное, нехарактерное для данного человека поведение , в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных. Возможны злоупотребление алкоголем, ПАВ

Стремление к рискованным действиям , отрицание проблем;

Снижение успеваемости , пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

Приведение в порядок дел , примирение с давними врагами;

проблемы со сном , потеря аппетита, апатия;

склонность к уединению и отчуждению; попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей

побеги из дома ;

резкие изменения во внешности и поведении;

возбужденное или агрессивное состояние ;

угрызения совести ; самобичевание;

символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото;

неспособность долго оставаться внимательным ;

утрата интереса к любимым занятиям

членство в группировке или секте

25

Фиксация на теме смерти

Активная предварительная подготовка

Сообщение друзьям

Грустная музыка

Поведенческие признаки суицидального поведения детей и подростков

Эмоциональные нарушения

Высказывания о нежелании жить : «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»; разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном свете, отображающие жестокость, особенно направленную на себя;

Фиксация на теме смерти в литературе и живописи , частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;

Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное).

Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен ;

Раздражительность , подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества, тревоги, депрессии, плач без причины;

Сложности контролирования эмоций , высокая лабильность эмоций. Эйфория после депрессии Низкий уровень чувства безопасности, уважения, автономности

Нарушение позитивной социальной идентичности , потеря перспективы будущего;

Необычное, нехарактерное для данного человека поведение , в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных. Возможны злоупотребление алкоголем, ПАВ

Стремление к рискованным действиям , отрицание проблем;

Снижение успеваемости , пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

Приведение в порядок дел , примирение с давними врагами;

проблемы со сном , потеря аппетита, апатия;

склонность к уединению и отчуждению; попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей

побеги из дома ;

резкие изменения во внешности и поведении;

возбужденное или агрессивное состояние ;

угрызения совести ; самобичевание;

символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото;

неспособность долго оставаться внимательным ;

утрата интереса к любимым занятиям

членство в группировке или секте

26

Высокая лабильность эмоций

Нарушение позитивной социальной идентичности

Нехарактерное поведение

Стремление к рискованным действиям

Поведенческие признаки суицидального поведения детей и подростков

Снижение успеваемости

Высказывания о нежелании жить : «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»; разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном свете, отображающие жестокость, особенно направленную на себя;

Фиксация на теме смерти в литературе и живописи , частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;

Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное).

Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен ;

Раздражительность , подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества, тревоги, депрессии, плач без причины;

Сложности контролирования эмоций , высокая лабильность эмоций. Эйфория после депрессии Низкий уровень чувства безопасности, уважения, автономности

Нарушение позитивной социальной идентичности , потеря перспективы будущего;

Необычное, нехарактерное для данного человека поведение , в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных. Возможны злоупотребление алкоголем, ПАВ

Стремление к рискованным действиям , отрицание проблем;

Снижение успеваемости , пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

Приведение в порядок дел , примирение с давними врагами;

проблемы со сном , потеря аппетита, апатия;

склонность к уединению и отчуждению; попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей

побеги из дома ;

резкие изменения во внешности и поведении;

возбужденное или агрессивное состояние ;

угрызения совести ; самобичевание;

символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото;

неспособность долго оставаться внимательным ;

утрата интереса к любимым занятиям

членство в группировке или секте

27

Приведение в порядок дел

Физические нарушения

Внешность

Членство в группировке или секте

Особенности суицидального поведения детей и подростков

интенсивность суицидального поведения возрастает по сравнению с предшествующими и последующими периодами жизни;

подавляющее количество суицидальных попыток носит демонстративный характер (суицид как призыв о помощи, демонстративный суицид) и является формой привлечения внимания к себе и своим трудностям;

широко распространена подражательно-конформная форма суицида — «я как все», «не слабо» и т.д., особенно на фоне различных форм аддиктивного поведения;

совершаемые суициды происходят на фоне острых аффективных реакций ;

причины суицида чаще всего связаны с жизненным неблагополучием , в первую очередь, с отношениями с другими людьми: родителями, друзьями, любимыми;

интенсивность суицидального поведения носит сезонный характер , в частности, повышается частота суицидов в период значимых для подростков праздников и экзаменов;

суицидальное поведение чаще всего представляет собой завершающую фазу развития отклоняющегося поведения, в том числе аддикций, и требует комплексной коррекционной и профилактической работы «на опережение»;

значимость информационной социализации для детей и подростков и низкий уровень информационной безопасности современного общества обуславливают влияние СМИ и Интернет-среды на формирование суицидальных намерений и суицидального поведения

27

Особенности суицидального поведения детей и подростков

интенсивность суицидального поведения возрастает по сравнению с предшествующими и последующими периодами жизни;

подавляющее количество суицидальных попыток носит демонстративный характер (суицид как призыв о помощи, демонстративный суицид) и является формой привлечения внимания к себе и своим трудностям;

широко распространена подражательно-конформная форма суицида — «я как все», «не слабо» и т.д., особенно на фоне различных форм аддиктивного поведения;

совершаемые суициды происходят на фоне острых аффективных реакций ;

причины суицида чаще всего связаны с жизненным неблагополучием , в первую очередь, с отношениями с другими людьми: родителями, друзьями, любимыми;

интенсивность суицидального поведения носит сезонный характер , в частности, повышается частота суицидов в период значимых для подростков праздников и экзаменов;

суицидальное поведение чаще всего представляет собой завершающую фазу развития отклоняющегося поведения, в том числе аддикций, и требует комплексной коррекционной и профилактической работы «на опережение»;

значимость информационной социализации для детей и подростков и низкий уровень информационной безопасности современного общества обуславливают влияние СМИ и Интернет-среды на формирование суицидальных намерений и суицидального поведения

29

Факторы жизнестойкости  (защитные факторы) Поддержка значимого людей Религиозные, культурные и этнические ценности Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе. Э Социальная интеграция Выраженное чувство долга, обязательность Ценность собственного здоровья Зависимость от общественного мнения Представление о неиспользованных жизненных возможностях Наличие творческих планов, тенденций, замыслов Наличие эстетических критериев в мышлении

Факторы жизнестойкости (защитные факторы)

Поддержка значимого людей

Религиозные, культурные и этнические ценности

Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.

Э

Социальная интеграция

Выраженное чувство долга, обязательность

Ценность собственного здоровья

Зависимость от общественного мнения

Представление о неиспользованных жизненных возможностях

Наличие творческих планов, тенденций, замыслов

Наличие эстетических критериев в мышлении

Незначительный Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда. Несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно. Нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом Твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. При наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус. Умеренный Примерная шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ) Риск отсутствует Высокий Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред. Известно, что были многочисленные попытки самоубийства в прошлом. Наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения

Незначительный

Суицидальные идеи ограничены, нет твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда. Несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно. Нет определенных планов и не было попыток самоубийства в прошлом

Твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей, возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два дополнительных фактора риска. При наличии более одного фактора риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности, свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус.

Умеренный

Примерная шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ)

Риск отсутствует

Высокий

Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить себе вред. Известно, что были многочисленные попытки самоубийства в прошлом. Наличие двух или более факторов риска. Суицидальные идеи и намерения

Кейс для практической работы №1 Обучающийся 9 класса А. не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. А. не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.

Кейс для практической работы №1

Обучающийся 9 класса А. не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. А. не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.

Кейс для практической работы №2 Обучающаяся 11 класса К. проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников К.авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

Кейс для практической работы №2

Обучающаяся 11 класса К. проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников К.авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

Кейс для практической работы №3 В. всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8-ом классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.

Кейс для практической работы №3

В. всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8-ом классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.

Кейс для практической работы №4 Р. (9 класс) всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (тёмная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своём кумире, который «очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»

Кейс для практической работы №4

Р. (9 класс) всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (тёмная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своём кумире, который «очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!