СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности коррекции звукопроизношении при дизартрии и ринолалии.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности коррекции звукопроизношения по дизартрии и ринолалии

Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекции звукопроизношении при дизартрии и ринолалии.»

Особенности коррекции звукопроизношении при дизартрии и ринолалии.

Особенности коррекции произносительной стороны речи

Дизартрия

Ринолалия

Основные задачи

1.Выявление у ребенка сохранных компенсаторных возможностей (для построения последующей коррекционной работы с опорой на сохранные звенья)

2. Формирование или развитие (в зависимости от состояния развития ребенка)сенсорных функций : слухового восприятия, звукового анализа,

3.Формиование или развитие восприятия и воспроизведения ритма.

4.Вырабатывание у ребенка необходимого способа подачи воздушной струи.

5.Нормализация мышечного тонуса.

6.Формирование или развитие артикуляционного праксиса.

7.Формирование или развитие просодической стороны речи.

8.Формирование правильного произношения.



 Работа начинается в дооперационный период, продолжается в послеоперационный период.

1.Формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания.

2. Развитие орального праксиса ,перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения.

3.Формирование фонематического слуха.

4.Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.

5.Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков(без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.

6.Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

7.Формирование мягких звуков.

8..Активизация деятельности артикуляционного аппарата(в зависимости от состояния дефекта.)

9.. Формирование артикуляции звуков.

10.Устранение назального оттенка голоса.

7. Дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа.

8. Нормализация просодической стороны речи.

9.Автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Особенности подготовительного этапа

1.У ребенка раннего возраста воспитание потребности в речевом общении .

 2.Развитие сенсорных функций : слухового восприятия и звукового анализа.

3.Развитие восприятия и воспроизведения ритма.

4.Подготовка моторики артикуляционного аппарата с этой целью при тяжелой форме дизартрии проводят пассивную гимнастику ,при средней тяжести пассивную и активную, при стертой форме дизартрии активную гимнастику с функциональной нагрузкой.

5.При анартрии: Стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражания.

6.Нормализация мышечного тонуса, с этой целью проводится дифференцированный логопедический массаж;

7.Выработка речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха с помощью дыхательной гимнастики;

8.Нормализация голоса по средствам голосовой гимнастики;

9. Формирование просодики направлено на формирование интонационно-выразительной стороны речи;

развитие тонкой моторики рук, с этой целью проводят пальцевую гимнастику

  1. Избегание грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка ,отведение высунутого языка в сторону),чтобы не утяжелять впоследствии произвольные движения, необходимые при закрепление артикуляций отдельных звуков.

  2. Пролонгированность процесса активизации мускулатуры артикуляционного аппарата.

  3. Индивидуализация выбора артикуляционных упражнений с учетом состояния речевой моторики ребенка.

  4. Использование вместе с общепринятыми специальных артикуляционных упражнений: гимнастики для неба (глотание капель воды, позевывание, полоскание горла, покашливание ).

  5. Максимальное использование непроизвольных движений при совершенствовании артикуляционного праксиса.

  6. Ограничение количества выполняемых одновременно артикуляционных упражнений(не более трёх).

  7. Использование приёмов логопедического массажа.

  8. Формирование адекватных фонематических представлений.

Последовательность работы над звуками

По Г.В. Чиркиной проводится в 2 этапа:

Iэтап: Ставятся и автоматизируются :[а, п, у, м, к, ы ,н, х, в, о, т, с, л]

далее идет процесс дифференциации

[п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы]

II этап ставятся и автоматизируются

[б, д, з, г, ж , ш, ч, ц, р],

Дифференцируются [с-з-,ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т `]


 По А.Г. Ипполитовой:

I этап. Гласные [а,э,о,ы,у,и]

II этап. Йотированные гласные: я, е ,ё, ю формируются из сочетания

[и] и соответствующего гласного[а,э,о,у]

IIIэтап работа над «полугласным »

[й]

По Л. И. Вансовской работу над гласными следует начинать с гласных переднего ряда[и],[э].

Они фокусируют выдыхаемую струю в переднем отделе ротовой полости и направоять язык к нижним резцам.

При их произнесении стенки глотки и мягкое нёбо работает более активно.

Далее следует работа над согласными звуками в три периода.

I период: постановка и закрепление [п],[ф],[в],[т] и их мягких вариантов,

Постановка и закрепление

[ к],[х],[с],[г],[л],[б] и их мягких вариантов

II период: постановка и закрепление [д],[з],[ш],[р] и их мягких вариантов.

III период: постановка и закрепление [ж],[ц],[ч],[щ].Проводится дифференциация ротовых и носовых согласных:

[м]и [п],[м] и [б],[н] и [т],[н] и [д] и их мягких вариантов.

Особенности постановки звуков

1.Сначала вырабатывается необходимый способ подачи воздушной струи

2.Для гласных, соноров, шумных звонких присоединяют к воздушной струе голосоподачу.

2. Используют специфические приемы постановки звуков.

Методы ,используемые для постановки звуков .

  1. Метод фонетической локализации(логопед пассивно придает языку и губам необходимую позицию для изучаемого звука).(при тяжелых формах дизартрии).

  2. Двигательно-кинестетический метод.(устанавливаются межанализаторные связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением)

  3. Слухо-зрительно-кинестетический метод (между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада изучаемого звука и двигательным ощущением при его произнесении.).


  1. При длинной и подвижной нёбной занавеске легче начинать с фрикативных звуков (щелевых [ф] и[с]).

  2. При нёбно-глоточной недостаточности начинают с взрывных фонем ([п],[т],[к]).

  3. Использование специфических и традиционных приемов постановки звуков.

  4. Использование механической помощи ,как зажимание пальцами крыльев носа.

  5. Вызываемый звук сразу не называется .Дается четкая артикуляция этого звука и направленный выдох, например : «Губы сомкнуты , «выстрел » на ватку -п.

  6. Вызывание звука в составе слога, а не в изолированном положении.

  7. Не рекомендуется использование утрированного ,чеканного ,протяжного произношения поставленного звука ,т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры ,увеличивается время смычки ,усиливается эмиссия воздуха в нос.

  8. Допускается использование промежуточных ,приближенных артикуляций (межзубная ,одноударная ).

  9. При вызывании звука внимание ребенка направляется на артикулему звука. Нельзя фиксировать внимание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля, чтобы старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения

  10. Выбор приема для вызывания звуков устанавливается строго индивидуально .

  11. Максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков.


Примечание

(дополнительные сведения)

  1. Перед постановкой звуков важно выявить сохранные компенсаторные возможности ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова , в которых дефектные звуки произносятся правильно)

  2. При работе по постановке звуков:

Для язычных звуков отрабатывается позиции языка,

для губных звуков отрабатываются позиции губ.

  1. Последовательность постановки звуков и коррекция звуков выбирается индивидуально:

В первую очередь отрабатываются те фонемы ,которые в тех или иных звукосочетаниях произносятся правильно

Далее наиболее простые в артикуляторном плане.

В случае нарушения тонуса мышц и выраженного нарушения звукопроизношения выявляются любые возможности произнесения звука.

  1. Учитывая индивидуальные возможности мышечного тонуса логопед может использовать патологическое положение языка или губ.


 И.И. Ермакова считает, что коррекцию звуков при ринолалии нужно начинать с наиболее доступных ребенку.

Автоматизация звуков при ринолалии

  1. Допускается автоматизация звуков -аналогов.

  2. Рекомендуется автоматизация не в прямых ,а в интервокальной позиции.(по А. Г. Ипполитовой).

  3. Существенно важна координации фонации ,дыхания, артикуляции автоматизируемых согласных.

  4. Вызванный звук , слоги, слова с ним нужно произносить сначала шёпотом ,затем в звучной речи.(Н.В. Червякова

  5. Рекомендуется ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы(И.И. .Ермакова)

  6. Отработка новых артикуляционных навыков желательна не на произнесении стабильного речевого материала,а на материале ,максимально приближенном к разгоаорной речи.

  7. Параллельно с коррекцией звукопроизношения идет работа по формированию навыков правильного голосоведения.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!