СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации учебной деятельности на уроках математики для учащихся с ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности  составления адаптированной образовательной программы и организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья для достижения успешности образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации учебной деятельности на уроках математики для учащихся с ОВЗ»

Особенности организации учебной деятельности по математике для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для успешной организации учебной деятельности на уроках математики учащихся с ограниченными возможностями здоровья очень важное значение имеет индивидуальная адаптированная образовательная программа по предмету.

Адаптированная образовательная программа по предмету математики (далее – АОП) - это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП предусматривает решение следующих коррекционных задач:

-создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности.

-стимулирование интереса обучающихся к познавательной и учебной деятельности.

-развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.

Индивидуальные особенности учащегося с ОВЗ, которые необходимо учитывать при организации учебной деятельности на уроках математики

1.Учащийся испытывает трудности в запоминании, поиске нового материала, скорость письма низкая, поэтому новый материал конспектирует частично. У доски учащийся отвечает неохотно. Для преодоления этих трудностей в программу рекомендуется включить : карточки задания для проверки готовности к уроку, работу с литературой и выполнение заданий по заранее составленному плану.

2. Учащийся слабо подготовлен к систематическому изучению математической дисциплины, имеет большие пробелы в знаниях, полученных ранее, поэтому при изучении нового материала ему требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по математике должна быть составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. В программе большую часть занимает повторение, особенно в начале и в конце учебного года.

3.У учащегося с ОВЗ имеются особые образовательные потребности в:

-обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

-обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у обучающегося с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

-постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

-в помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений.

Для преодоления этих трудностей в программу включаются карточки задания для проверки готовности к уроку, работа с литературой и выполнение творческих заданий. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включаются практические работы. Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности учащегося, его мотивированию к самостоятельной работе. Работа с учебником практикуется на уроке с целью формирования навыка самостоятельного поиска информации. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и действий; основные сведения для учащихся даются дифференцированно. Практические действия даются таким образом, чтобы при их выполнении ученики могли опираться на полученные ранее навыки. Программа учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, сравнения, обобщения.

Программа определяет базовые знания умения, которыми должны овладеть учащиеся и составляется с учетом того, чтобы сформировать прочные базовые умения и навыки обучающихся с ОВЗ.

Характерные формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

Для работы с обучающимися с ОВЗ учителем используются следующая система работы по созданию специальных условий, включая коррекционную работу в рамках преподаваемого предмета.

Темп изучения материала должен быть небыстрый. Достаточно много времени отводится на «пошаговое» предъявление материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так и компенсации индивидуальных недостатков, отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Для побуждения к познавательной активности выполняемые задания должны быть разнообразны по форме и содержанию.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития продуктивной умственной деятельности: обучающийся учится анализировать, замечать существенное, подмечать общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить несложные приемы на практику, обучается логическому мышлению, приемам организации мыслительной деятельности.

Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения, что достигается путем выделения в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.

Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у такого учащегося интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.

Принцип работы с учащимся с ОВЗ - это и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащийся должен проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при выполнении различных приемов. Похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении детей данной категории. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.

Требования к теоретической части и самостоятельному выполнению работы – снижены.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- положительное отношение к урокам математики;

-понимание роли математических действий в жизни чело­века;

-интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

-ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

-понимание причин успеха в учебе;

-понимание нравственного содержания поступков окружающих людей4

-интерес к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

-ориентация на оценку результатов познавательной деятельности;

-развитие общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

-самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-первоначальная ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

-понимание чувств одноклассников, учителей;

-представление о значении математики для познания окружающего мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

-выполнять действия в устной форме;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

-выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

-понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

-выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

-воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные:

-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

-использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;

-на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

-строить небольшие математические сообщения в устной форме;

-проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

-выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

-проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

-в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

-строить простые индуктив­ные и дедуктивные рассуждения.

-под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

-работать с дополнительными текстами и заданиями;

-соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

-моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

-устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

-строить рассуждения о математических явлениях.

Коммуникативные:

-принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства;

-допускать существование различных точек зрения;

-стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

-использовать в общении правила вежливости;

-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

-следить за действиями дру­гих участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

-строить понятные высказывания и аргументировать свою позицию;

-использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

-корректно формулировать свою точку зрения;

-проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.

На уроках формируется самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, представления о нравственных нормах, усидчивость, терпение, навыки сотрудничества с сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, взаимодействия с социумом.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

1.Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

2.Развитие основных мыслительных операций:

-развитие умения сравнивать, анализировать;

-развитие умения выделять сходство и различие понятий;

-умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

-умение планировать деятельность.

3.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

-формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения;

-формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивой и адекватной самооценки;

-формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

4.Коррекция развития речи:

-развитие фонематического восприятия;

-коррекция нарушений устной и письменной речи;

-коррекция монологической речи;

-коррекция диалогической речи;

-расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:

1.Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2.Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ. Индивидуальный подход.

3.Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

4.Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

5.Использование многократных указаний, упражнений.

6.Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

7.Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

8..Использование заданий с опорой на образец.




Подготовила: Габидуллина Флиса Разиховна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 14 города Евпатории Республики Крым».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!