СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подготовки к ОГЭ по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное место в КИМ ОГЭ по географии отводится проверке сформированности умения использовать различные источники информации: карты атласов; статистические источники (таблицы, графики, диаграммы), представленные в заданиях; тексты.

В экзаменационной модели КИМ ОГЭ контролируется сформированность многих важных умений: выбрать источник, необходимый для решения конкретной задачи; найти и извлечь информацию из источника; представлять в различных формах (графики, таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач.

Наибольшее количество заданий относится к разделу «География России».

Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки к ОГЭ по географии»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ  в 2023-2024 учебном году Учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г.Курска

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ в 2023-2024 учебном году

Учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г.Курска

Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ ОГЭ представляет собой форму государственной итоговой аттестации, которая проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного стандарта Расписание В 2024 г. основной период ОГЭ в период с 21 мая по 17 июня: ➢ 30 мая (четверг) , 11 июня (вторник) Резервные дни: ➢ 25 и 26 июня , 1 и 2 июля Дополнительный период: ➢ 10 сентября (вторник) , 20, 23 и 24

Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ

ОГЭ представляет собой форму государственной итоговой аттестации, которая проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного стандарта

Расписание

В 2024 г. основной период ОГЭ в период с 21 мая по 17 июня:

➢ 30 мая (четверг) , 11 июня (вторник)

Резервные дни:

➢ 25 и 26 июня , 1 и 2 июля

Дополнительный период:

➢ 10 сентября (вторник) , 20, 23 и 24

Дополнительные материалы и оборудование  На экзамене разрешается пользоваться: - линейкой непрограммируемым калькулятором - географическими атласами для 7 – 9 классов (любого издательства)

Дополнительные материалы и оборудование

На экзамене разрешается пользоваться:

- линейкой

  • непрограммируемым калькулятором

- географическими атласами для 7 – 9 классов (любого издательства)

МЕСТО И РОЛЬ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТАМИ В СИСТЕМЕ КИМ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ Содержание КИМ ОГЭ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС): 1) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 2) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями 2014–2022 гг.). Детализированные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, проверяемые на основе ФГОС 2021 г., являются преемственными по отношению к требованиям ФГОС 2010 г. При разработке КИМ ОГЭ учитывается содержание федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»)

МЕСТО И РОЛЬ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТАМИ В СИСТЕМЕ КИМ ОГЭ ПО ГЕОГРАФИИ

Содержание КИМ ОГЭ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС):

1) приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

2) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями 2014–2022 гг.).

Детализированные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, проверяемые на основе ФГОС 2021 г., являются преемственными по отношению к требованиям ФГОС 2010 г.

При разработке КИМ ОГЭ учитывается содержание федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»)

В каждый вариант КИМ 2024 г. включены задания, проверяющие уровень освоения основных разделов программы основной школы по географии и выполнение основных требований к результатам освоения основной образовательной программы. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа , из них: 8 заданий с ответом в виде одной цифры, 5 заданий с ответом в виде слова или словосочетания, 14 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр. Работа содержит 3 задания с развёрнутым ответом , в двух из которых (12 и 28) требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос .

В каждый вариант КИМ 2024 г. включены задания, проверяющие уровень освоения основных разделов программы основной школы по географии и выполнение основных требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа , из них:

8 заданий с ответом в виде одной цифры,

5 заданий с ответом в виде слова или словосочетания,

14 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр.

Работа содержит 3 задания с развёрнутым ответом , в двух из которых (12 и 28) требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос .

Важное место в КИМ отводится проверке сформированности умения использовать различные источники информации: карты атласов; статистические источники (таблицы, графики, диаграммы), представленные в заданиях; тексты. В экзаменационной модели КИМ ОГЭ контролируется сформированность многих важных умений: выбрать источник, необходимый для решения конкретной задачи; найти и извлечь информацию из источника; представлять в различных формах (графики, таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач. Наибольшее количество заданий относится к разделу «География России».

Важное место в КИМ отводится проверке сформированности умения использовать различные источники информации: карты атласов; статистические источники (таблицы, графики, диаграммы), представленные в заданиях; тексты.

В экзаменационной модели КИМ ОГЭ контролируется сформированность многих важных умений: выбрать источник, необходимый для решения конкретной задачи; найти и извлечь информацию из источника; представлять в различных формах (графики, таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач.

Наибольшее количество заданий относится к разделу «География России».

Система оценивания Из 30 заданий максимальный первичный балл – 31  Верное выполнение каждого задания с кратким ответом – 1 балл За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов , правильное выполнение заданий 28 и 29 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом . Изменения в КИМ 2024 г. по сравнению с 2023 г. отсутствуют. Продолжительность ОГЭ по географии - 2 часа 30 минут (150 минут)

Система оценивания

Из 30 заданий максимальный первичный балл – 31

Верное выполнение каждого задания с кратким ответом

1 балл

За выполнение задания 12 с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов , правильное выполнение заданий 28 и 29 с развёрнутым ответом оценивается 1 баллом .

Изменения в КИМ 2024 г. по сравнению с 2023 г. отсутствуют.

Продолжительность ОГЭ по географии - 2 часа 30 минут (150 минут)

Инструкция по выполнению работы и заполнению бланков  Ответы на задания 1, 4, 5, 6, 11, 16-18 записываются в виде одной цифры , которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 Ответы к заданиям 2, 3, 7-10, 13-15, 19-27, 30 записываются в виде числа, слова (словосочетание) или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1

Инструкция по выполнению работы и заполнению бланков

Ответы на задания 1, 4, 5, 6, 11, 16-18 записываются в виде одной цифры , которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1

Ответы к заданиям 2, 3, 7-10, 13-15, 19-27, 30 записываются в виде числа, слова (словосочетание) или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1

Инструкция по выполнению работы и заполнению бланков Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами При переносе ответа в виде последовательности цифр на бланк (задания 3, 8, 14-15, 19-21, 24-26) следует указать только эту последовательность , без запятых, пробелов и прочих символов  Если ответ на задание имеет единицу измерения , то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число . Единицы измерения в ответе указывать не надо!

Инструкция по выполнению работы и заполнению бланков

Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами

При переносе ответа в виде последовательности цифр на бланк (задания 3, 8, 14-15, 19-21, 24-26) следует указать только эту последовательность , без запятых, пробелов и прочих символов

Если ответ на задание имеет единицу измерения , то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число . Единицы измерения в ответе указывать не надо!

Инструкция по выполнению работы и заполнению бланков В задании 23 ответом может быть десятичная дробь. Ответ переносится в бланк ответов № 1 в таком виде: Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развернутый ответ. Ответы на эти задания записываются на бланке ответов № 2 Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него - 1 , 8

Инструкция по выполнению работы и заполнению бланков

В задании 23 ответом может быть десятичная дробь. Ответ переносится в бланк ответов № 1 в

таком виде:

Работа содержит 3 задания (12, 28 и 29), на которые следует дать развернутый ответ.

Ответы на эти задания записываются на бланке ответов № 2

Запишите сначала номер задания,

а затем ответ на него

-

1

,

8

 Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ОГЭ Диагностика практического применения географических знаний (разделы обязательного минимума содержания): Источники географической информации Природа Земли и человек 3. Материки, океаны, народы и страны 4. Природопользование и геоэкология 5. География России (наибольшее количество заданий)

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ОГЭ

Диагностика практического применения географических знаний (разделы обязательного минимума содержания):

  • Источники географической информации
  • Природа Земли и человек

3. Материки, океаны, народы и страны

4. Природопользование и геоэкология

5. География России (наибольшее количество заданий)

Задание 12 предполагает проверку умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития на основе знаний о плане местности, географических картах, а также способах картографического изображения. Задание имеет повышенный уровень сложности и может быть оценено в зависимости от правильности и полноты ответа в 0, 1 или 2 балла. Сутью задания является сравнение нескольких участков местности, изображенных на топографической карте, и оценка их пригодности для использования в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека. Ответ выпускника должен состоять из указания на номер участка, а также двух доводов, которые подтверждают его выбор. Обоснования могут касаться как выбранного участка, так строиться «от обратного», то есть может быть дано описание участков, неподходящих для выполнения упомянутого в условии задания действия.

Задание 12 предполагает проверку умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития на основе знаний о плане местности, географических картах, а также способах картографического изображения. Задание имеет повышенный уровень сложности и может быть оценено в зависимости от правильности и полноты ответа в 0, 1 или 2 балла. Сутью задания является сравнение нескольких участков местности, изображенных на топографической карте, и оценка их пригодности для использования в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека. Ответ выпускника должен состоять из указания на номер участка, а также двух доводов, которые подтверждают его выбор. Обоснования могут касаться как выбранного участка, так строиться «от обратного», то есть может быть дано описание участков, неподходящих для выполнения упомянутого в условии задания действия.

Примеры заданий по содержательным блокам «Источники географической информации» (9-12) 1.Эталоном определения расстояний является линейный масштаб. Измерять расстояния рекомендуется между центрами объектов 2. Чем ближе проведены горизонтали, тем склон более крутой 3. Бергштрихи всегда направлены в сторону понижения склона 4. Чем крупнее масштаб, тем местность на плане или карте изображена более подробно

Примеры заданий по содержательным блокам «Источники географической информации» (9-12)

1.Эталоном определения расстояний является линейный масштаб. Измерять расстояния рекомендуется между центрами объектов

2. Чем ближе проведены горизонтали, тем склон более крутой

3. Бергштрихи всегда направлены в сторону понижения склона

4. Чем крупнее масштаб, тем местность на плане или карте изображена более подробно

Для определения профиля который соответствует карте: определяется высота точек А и В на карте, а далее их соответствие основам профиля - сравнивается на карте и основе профиля понижение или повышение рельефа

Для определения профиля который соответствует карте:

  • определяется высота точек А и В на карте, а далее их соответствие основам профиля

- сравнивается на карте и основе профиля понижение или повышение рельефа

Примеры заданий по содержательным блокам «Источники географической информации» (9-12) Элементы верного ответа при определении участка который подходит для: катания на санках (лыжах) 1) - участок имеет крутой склон/ уклон 2) - на участке нет растительности (кустарников, деревьев, вырубки и т.п.) / ям / оврагов или на участке луговая растительность Примечание: Если используется слово «препятствие», то оно должно быть расшифровано с учетом условных знаков карты! Без расшифровки не принимается, т.к. необходимо оценить безопасность участка на основе умения читать карту. Ответ может быть «от обратного» с описанием остальных участков и ыбором правильного. Слово «ровной» вместо «горизонтальной» принять нельзя, т.к. ровной может быть и наклонная поверхность

Примеры заданий по содержательным блокам «Источники географической информации» (9-12)

Элементы верного ответа при определении участка который подходит для:

катания на санках (лыжах)

1) - участок имеет крутой склон/ уклон

2) - на участке нет растительности (кустарников, деревьев, вырубки и т.п.) / ям / оврагов или на участке луговая растительность

Примечание: Если используется слово «препятствие», то оно должно быть расшифровано с учетом условных знаков карты! Без расшифровки не принимается, т.к. необходимо оценить безопасность участка на основе умения читать карту. Ответ может быть «от обратного» с описанием остальных участков и ыбором правильного. Слово «ровной» вместо «горизонтальной» принять нельзя, т.к. ровной может быть и наклонная поверхность

Участок для игры в футбол, волейбол или катания на коньках Участок ровную горизонтальную поверхность / поверхность с рАвными высотами. 2. На участке нет растительности (кустарников, деревьев, вырубки и т.п.) / ям / оврагов или участок с луговой растительностью Примечание: Если используется слово «препятствие», то оно должно быть расшифровано! Без расшифровки не принимается, т.к. необходимо оценить безопасность участка на основе умения читать карту. Ответ может быть «от обратного» с описанием остальных участков и выбором правильного. Словосочетание «ровную горизонтальную» должно быть обязательно, т.к. ровной может быть и наклонная поверхность, а горизонтальной – неровная поверхность .

Участок для игры в футбол, волейбол или катания на коньках

  • Участок ровную горизонтальную поверхность / поверхность с рАвными высотами.

2. На участке нет растительности (кустарников, деревьев, вырубки и т.п.) / ям / оврагов или участок с луговой растительностью

Примечание: Если используется слово «препятствие», то оно должно быть расшифровано! Без расшифровки не принимается, т.к. необходимо оценить безопасность участка на основе умения читать карту.

Ответ может быть «от обратного» с описанием остальных участков и выбором правильного.

Словосочетание «ровную горизонтальную» должно быть обязательно, т.к. ровной может быть и наклонная поверхность, а горизонтальной – неровная поверхность .

Выбор участка для закладки фруктового сада с удобством вывоза урожая и ранним сходом снега: Участок имеет склон южной экспозиции / склон обращен (смотрит) на юг. 2. Участок расположен близко к дороге / рядом с шоссе. Примечание: Ответ может быть «от обратного» с описанием остальных участков и выбором правильного: участок №3 расположен на южном склоне далеко от дороги, а участок №1 расположен близко к дороге, но на северном склоне.

Выбор участка для закладки фруктового сада с удобством вывоза урожая и ранним сходом снега:

  • Участок имеет склон южной экспозиции / склон обращен (смотрит) на юг.
  • 2. Участок расположен близко к дороге / рядом с шоссе.

Примечание: Ответ может быть «от обратного» с описанием остальных участков и выбором правильного: участок №3 расположен на южном склоне далеко от дороги, а участок №1 расположен близко к дороге, но на северном склоне.

Пример задания 12. Школьники выбирают место для катания на санках с крутой горки. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания

Пример задания 12. Школьники выбирают место для катания на санках с крутой горки. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. Ответ запишите на бланке ответов № 2, сначала указав номер задания

Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше всего подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше всего подходит для этого.

Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Задание 28 предполагает проверку: - освоения и применения системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; - понимания роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, понимания роли и места географической науки в системе научных дисциплин; - овладения базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и практических задач; - умения классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств. - умения использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни.

Задание 28 предполагает проверку:

- освоения и применения системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития;

- понимания роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, понимания роли и места географической науки в системе научных дисциплин;

- овладения базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и практических задач; - умения классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств.

- умения использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни.

Содержание задания 28 относится к следующим тематическим разделам: географическое изучение Земли, изображения земной поверхности, Земля – планета Солнечной системы, оболочки Земли, человечество на Земле, материки и страны, взаимодействие природы и общества, география России (без темы «География России»). Задание имеет базовый уровень сложности и может быть оценено в зависимости от правильности и полноты ответа в 0 или 1 балл. Сутью задания является применение географических знаний в заданных в задании условиях. Ответ выпускника должен состоять из описания процесса / явления, демонстрации знаний терминологии или выбора обоснования.

Содержание задания 28 относится к следующим тематическим разделам:

географическое изучение Земли,

изображения земной поверхности,

Земля – планета Солнечной системы,

оболочки Земли,

человечество на Земле,

материки и страны, взаимодействие природы и общества,

география России (без темы «География России»).

Задание имеет базовый уровень сложности и может быть оценено в зависимости от правильности и полноты ответа в 0 или 1 балл.

Сутью задания является применение географических знаний в заданных в задании условиях. Ответ выпускника должен состоять из описания процесса / явления, демонстрации знаний терминологии или выбора обоснования.

Задание 29 предполагает проверку:

  • умения объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей среды;
  • умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • умения решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и улучшения; задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

Содержание задания 29 относится к следующим тематическим разделам: географическое изучение Земли, изображения земной поверхности, Земля – планета Солнечной системы, оболочки Земли, человечество на Земле, материки и страны, взаимодействие природы и общества, география России. Задание имеет высокий уровень сложности и может быть оценено в зависимости от правильности и полноты ответа в 0 или 1 балл. Сутью задания является применение умения использовать информацию из текста задания в совокупности с ранее полученными географическими знаниями для решения учебных практико-ориентированных задач. Ответ выпускника должен состоять из описания географических особенностей объектов/явлений.

Задание 1

Задание 1

Задание 2

Задание 2

Задание 3

Задание 3

Задание 4

Задание 4

Задание 4

Задание 4

Задание 5

Задание 5

Задание 6

Задание 6

Задание 7

Задание 7

Задание 8

Задание 8

Задание 9

Задание 9

Задание 10

Задание 10

Задание 11

Задание 11

Задание 11

Задание 11

Задание 11

Задание 11

Задание 12

Задание 12

Задание 13

Задание 13

Задание 14

Задание 14

Задание 15

Задание 15

Задание 16

Задание 16

Задание 17

Задание 17

Задание 18

Задание 18

Задание 19

Задание 19

Задание 20

Задание 20

Задание 21

Задание 21

Задание 22

Задание 22

Задание 23

Задание 23

Задание 24

Задание 24

Задание 25

Задание 25

Задание 26

Задание 26

Задание 26

Задание 26

Задание 30

Задание 30

Шкала перевода баллов ОГЭ  География   «2»  0-11  «3»  12-18  «4»  19-25  «5»  26-31   Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования - 23 балла.

Шкала перевода баллов ОГЭ География «2»  0-11 «3»  12-18 «4»  19-25 «5»  26-31 Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования - 23 балла.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!