СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности преподавания истории для детей с нарушением слуха».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История - самый приближенный к нашей повседневной жизни учебный предмет, и при этом он остаётся одним из самых сложных для преподавания в школах.

История – это очень большой объем информации и понятийного материала. Дети должны запомнить не только имена и даты, но и научиться понимать связи между событиями, пользоваться понятиями и смыслами истории.

Учителю, работающему с учащимися специальных (коррекционных) классов, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом.

Просмотр содержимого документа
««Особенности преподавания истории для детей с нарушением слуха».»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»











«Особенности преподавания истории для детей с нарушением слуха».













Выполнила:

учитель истории и

обществознания

Комиссарова В. Н.
















Белгород, 2021г.

История - самый приближенный к нашей повседневной жизни учебный предмет, и при этом он остаётся одним из самых сложных для преподавания в школах.

История – это очень большой объем информации и понятийного материала. Дети должны запомнить не только имена и даты, но и научиться понимать связи между событиями, пользоваться понятиями и смыслами истории.

Учителю, работающему с учащимися специальных (коррекционных) классов, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом.

У учащихся с ОВЗ по слуху нарушены процессы анализа и синтеза, отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, запоминание материала часто неосмысленное, суждения отличаются упрощённостью и конкретностью. Глухие дети не умеют обобщённо выражать мысли, устанавливать логические зависимости явлений и событий. Поэтому они и испытывают трудности в овладении историческим материалом.

Значит, глухие и слабослышащие учащиеся нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их физиологического и психического развития.

Проработав в школе для глухих детей более 15 лет, я для себя уяснила следующее:

1. Материал урока по истории должен быть очень конкретным. Необходимо заострить внимание на главном и добиться его понимания.

2. Изученный материал необходимо закреплять несколько раз, что будет способствовать осмыслению и лучшему его запоминанию.

3.Важно уделять на уроке время для более подробного знакомства с биографиями выдающихся исторических деятелей, с интересными фактами их жизни.

4. Использовать большой наглядный материал, который помогает формировать исторические представления и понятия, ведь восприятие у детей с нарушением слуха в основном зрительное.

5. При любой возможности связывать изученный материал с реальными явлениями и предметами.

6. Использовать игровые, квестовые приемы и формы работы, так как они служат условием для возникновения интереса и познавательной активности учащихся.

7. Широко использовать возможности ИКТ, как при изучении нового материала, так и при закреплении и повторении пройденного.

8. Развивать творческие способности учащихся, применяя соответствующие задания (сочинить, изобразить, сконструировать).

Обучая истории глухих детей,учителю необходимо использовать в своей работе самые разнообразные приемы и методы.

Важную роль в формировании исторических понятий играет использование средств наглядности. Наглядные пособия (схемы, карты, макеты, иллюстрации) намного эффективнее, чем многословные описания, так как создают яркие представления об изучаемом предмете. На своих уроках я часто рисую материал, который объясняю. Рисунки позволяют лучше воспринимать и понимать словесные объяснения. При закреплении изученного материала рисуют уже дети. Например, учащиеся с удовольствием рисуют исторические объекты и моменты сражений. Это помогает сознательно и прочно усвоить материал.

На уроках в 5-ом классе, при знакомстве с письменностью и культурой древнего человека, дети рисунками рассказывают о том, как жили первобытные люди, как охотились, как выживали в непростых природных условиях. У нас на уроках есть такая игра « Письмо из прошлого». По сюжету картинки нужно угадать содержание письма.

В 6-ом классе при изучении истории Средних веков учащиеся изображают в рисунках жизнь и быт средневекового человека.

Много рисунков делаем по теме « Великая Отечественная война». Творческая самостоятельная деятельность учащихся приближает их к изучаемым историческим событиям.

Глухие дети с удовольствием помогают изготовлять наглядный материал, который используется на уроках истории. У нас есть « ленты времени», макеты сражений ( «Ледовое побоище»), рыцарские замки, состаренные свитки.

Важным элементом наглядности являются технические средства обучения. На уроки с применением экранных пособий отбираются наиболее зрелищные,содержательные, эмоциональные кадры. При выборе фильмов и иных кадров важно учитывать возрастные особенности учащихся, их знания, словарный запас и уровень развития, Применение технических средств обучения создаёт условия для сохранения оптимальной работоспособности учащихся, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность.

У глухих и слабослышащих учащихся вызывают интерес занимательные задания. Дети с удовольствием отгадывают кроссворды, закрепляя тем самым изученный материал. Сильные учащиеся, разгадав кроссворд предложенный, составляют свой кроссворд, чем всегда очень гордятся. Считаю, что разгаданный тематический кроссворд для глухого ребенка более полезен, чем выученный, но непонятый текст.

Кроме кроссвордов на уроках использую исторические ребусы, « испорченные тексты», задания на соотнесение событий и дат. Особенно нравится детям игра « Исторический морской бой» с использованием наглядных элементов (поле и корабли).

При таких формах работы происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.

Оживить урок по истории помогают современные средства ИКТ. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным,

Важным звеном в деятельности педагога является диагностика знаний учащихся. Здесь на помощь учителю приходит компьютерное тестирование.

Как показывает практика, учащиеся с удовольствием осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, мотивирует, развивает мышление и внимание. В этом плане современные дети с ОВЗ мало чем отличаются от обычных здоровых детей. Они с большим интересом пользуются электронной энциклопедией и сетью Интернет для получения информации.

Одной из важных форм работы над историческими понятиями на уроках истории является словарная работа с опорой на учебник. Словарная работа является целой системой по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих детей на уроках истории. Это объяснение нового словаря, закрепление словаря, включение его в речевую практику, дальнейшее использование. В классе ведется « Словарная летопись», которая пополняется на каждом уроке.

Наиболее сложными для учащихся с нарушением слуха являются обществоведческие понятия, у которых более высокий уровень обобщения. Приходится работать с разными словарями, чтобы вывести определение, доступное для понимания глухого ребенка.

Таким образом, главными особенностями преподавания истории для детей с нарушение слуха являются конкретность, наглядность, занимательность.

Список использованной литературы:

1. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М.,1986.

2. Толковый словарь / Сост. Д.Н. Ушаков. М., 2008-2009.

3. Иванова Н.А. Особенности построения зрительного ряда на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2000. - №4.

4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002

5. Основы сурдопедагогики, Карпова Г.А., 2008

6. Янн П Л . Воспитание и обучение глухого ребенка: Сур- допедагогика как наука / Пер. с нем. М., 2003.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!