СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены особенности преподавания модуля "Основы православной культуры" в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры»»

Н. Н. Федотовская,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Коряжмы»

Особенности преподавания модуля «Основы православной культуры»

В данной работе я остановлюсь на особенностях преподавания в начальной школе основ православной культуры. Актуальность преподавания этого курса в школе обусловлена воспитательными проблемами в условиях гуманитарного кризиса в России.

Цели общего образования, задачи обучения и воспитания детей в школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний. Одной из основных задач общеобразовательной школы является воспитание личности, приобщение её к народу, обществу, государству. А это и общее гражданское воспитание школьников, формирование российской гражданской и культурной идентичности, воспитание патриотов и граждан России. Это и духовно-нравственное воспитание, формирование у школьника устойчивой системы духовно-нравственных ценностей на основе целостных мировоззренческих и этических традиций, представленных в российском обществе.

Курс «Основы православной культуры» в полной мере способствует духовно- нравственному воспитанию школьников. Для меня лично вопрос преподавания данного курса очень актуален, так как я первый год веду этот предмет на параллели 4-х классов, и приходится самой изучать материал по предмету, отбирать формы, методы обучения на уроках, что, в общем-то, не так просто. Но, тем не менее, у меня уже появилась своя методическая копилка, в которой есть и разработки уроков, и презентации изучаемых тем, опыт учителей, преподающих ОПК.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы православной культуры», основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

- словесных, которые решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

-наглядных, которые решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции;

- практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы, которыенеобходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

- репродуктивных, которые необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда.

Среди видов учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» можно выделить следующие:

-работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включённости в общую работу класса.

-парнаяработа, которая позволяет преодолеть страх перед учителем (не смогу!), перед одноклассниками (сделаю не как все!), способствует формированию коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

-интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определённой теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определённой проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.

-составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры.

-сочинение, эссе. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью.

-создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений.

-использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем.

Работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, притч является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОПК. Эти тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в данных текстах. Немного хочу остановиться на притчах. Притча – дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.Так как основными стилистическими приёмами в притче являются сравнение, метафора, аллегория,то именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность при анализе младшими школьниками.

Функции притч:

- функция зеркала (сравнение себя с тем, о ком или о чём говорит автор);

- функция модели (отображение конфликтной ситуации с предложением возможных способов их разрешения);

- функция опосредования (притча выступает как способ «открытия» нового знания);

- функция хранения опыта.

Способы использования притч в учебном процессе:

  • обсуждение основной идеи и смысла истории;

  • анализ названия притчи или задание придумать притче новое название;

  • притча без окончания и обсуждение, чем она могла бы закончиться;

  • сформулировать вопросы к притче или ответить на поставленные вопросы;

  • выделить ключевые понятия;

  • инсценировка;

  • найти или вставить пропущенные слова;

  • рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, социальной роли и т.п.);

  • сравнение нескольких притч;

  • подобратьк притче пословицу.

Приведу пример работы с притчей.

Притча о счастье (урок 21«Зачем творить добро?», учебник А.Кураева)

Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье выполняло их. К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: «Тебе-то, Счастье, чего хочется?». «Выбраться отсюда», - ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой. А Счастье … побежало за ним следом.

Учитель читает притчу и, прочитав: «К яме подошёл молодой парень», останавливается.

- Ребята, продолжите историю. (Молодой человек помог выбраться Счастью из ямы, и Счастье снова отправилось бродить по свету и исполнять желания людей.Молодой человек помог Счастью выбраться из ямы. Счастье поблагодарило его и предложило выполнить любое его желание. А молодой человек сказал: «Пусть все желания людей будут всегда добрыми». И с тех пор все люди загадывали только добрые желания.)

- А на самом деле эта история заканчивается так. (Учитель читает конец притчи)

- Какое отношение имеет эта притча к теме нашего урока? (Молодой человек сделал доброе дело – помог Счастью выбраться из ямы.Взамен Счастье побежало за ним следом, чтобы сделать добро ему.)

- Подберите к притче подходящие по смыслу пословицы и поговорки. (Не было бы счастья, да несчастье помогло.В счастье человек добреет, а от бед звереет. Наше счастье в наших руках.)При преподавании предмета «Основы православной культуры» приходится сталкиваться с необходимостью частого использования иллюстраций. И здесьпоможет стратегия визуального мышления. Стратегия визуального мышления - это тщательно продуманная и научно обоснованная последовательность вопросов и специально подобранные ряды произведений искусства. Восприятие произведения искусства – сложнейшийпроцесс, в котором участвуют эмоции, воображение, память, мышление, ассоциативные механизмы. Иными словами, постижение произведений искусства требует целостной психической активности.В результате тесного сотрудничества американских и петербургских специалистов модель адаптированной программы «Стратегия визуального мышления» получила название «Образ и мысль». При обучении детей по этой программе исключается какая-либо информация о художниках или произведениях (пояснение сюжета, времени создания, особенностей образного языка). Здесь даётся возможность ребенку использовать все имеющиеся у него способности воспринимать и интерпретировать произведения искусства. Отсутствие дополнительной информации вынуждает его обращаться к собственному опыту. Во время рассматривания произведения дети отвечают на вопросы, которые задаёт им учитель. Последовательность вопросов строго продумана. Обсуждение начинается с простых вопросов и может доходить до разворачивания целой дискуссии.Самым ценным для детей в процессе дискуссии оказывается то, что каждый из них убеждается в возможности существования различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета. Ребенок начинает осознавать, что его точка зрения не единственная, что его сверстники рассуждают иначе, и их мнения равноценны.

Приведу пример работы с иллюстрацией.













Рис.1. У. Смолл «Добрый самарянин»


Рис.2. В. Котарбинский «Христос в

ожидании ареста»

Работа по репродукции картины У. Смолла «Добрый самарянин»(рис.1, урок 12 «Милосердие и сострадание», учебник А.Кураева).

- Что вы видите на картине? (На картине изображены люди)

- А что еще? Кто видит что-то другое? (Скот)

-Правильно ли я поняла, Аня, что ты на картине увидела скот?

-Что происходит на этой картине? (Доктор осматривает девочку)

- Петя, что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?

-Кто эти люди? (Доктор- богатый человек, остальные - бедные)

-Что позволяет тебе это утверждать? (У доктора хорошая одежда, цилиндр, пальто, брюки модные с отворотами. У других людей нет даже на ногах обуви, у мужчины стоптанные сапоги, старое пальто, у детей нет верхней одежды)

- Где это происходит? (В пути, на дороге, около реки, в поле)

- Когда это происходит (век и время года)?

-Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

-Каков смысл происходящего?-Как бы вы назвали эту картину?

Только после этого вопроса можно назвать имя художника и название картины. Можно рассказать об истории написания этой картины.

Беседа по репродукции картины В.Котарбинского «Христос в ожидании ареста»(рис.2, урок 7 «Христос и его крест», учебник А.Кураева)

-Прочитайте название картины.

-Кто автор картины?

- Кого вы видите на картине? (Христа)

-Где происходят события? (У подножия горы)

- Когда происходят события? (События происходят ночью)

- Почему решили, что ночью? (Небо тёмное, светит яркая звезда)

-О чём говорит поза Христа? (Он стоит на коленях и произносит молитву.Христос обращается к Богу)

-Почему вы решили, что Христос возносит молитву?

(Глаза его прикрыты, выражение лица сосредоточенное)

-Как вы думаете, о чём он просит Бога?(Он просит Бога, чтобы тот ему помог.Он просит Бога, чтобы тот его поддержал в трудную минуту)

-О какой трудной минуте вы ведёте речь?(Христа должны были арестовать и предать казни.Чтобы это пережить, ему нужны были силы, терпение)

-Вы отметили, что на картине ночь. Почему же фигура Христа ярко освещена? (Наверное, потому, что Бог его слышит и поддерживает.А может, потому, что Христос – единственный, кто добровольно решил пройти через смерть)

-А что вы видите над головой Христа? (Это нимб)

-Как вы думаете, что символизирует нимб?(Исключительность Христа.Он такой один)

-Нимб – это символ духовной силы. Какова идея картины, что хотел сказать художник?(Христос сам принял решение пройти через смерть и воскреснуть вновь.В своём решении он был твёрд, поэтому ему нужны были силы пройти этот путь до конца)

-Какой вывод можно сделать? (Христос являет собой благородство, веру в то, что поступает так во имя справедливости)

В результате такой работы с иллюстрацией у детей развивается самостоятельность суждений, повышается самооценка, происходит развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса.

Домашние задания для уроков ОПК отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Подготовьте 1–2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, такие задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении. Например, ребятам было дано задание написать сочинение на тему «Как я понимаю золотое правило этики». Вот одно из сочинений: «Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе». Ещё один пример: «Я понимаю золотое правило этики так, что это правило очень важное. Без него будет очень тяжело жить людям, если они не будут прощать. Ведь если сказать это правило, то оно звучит так: не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Почему-то некоторые люди не слушают это правило, не понимая того, что они усложняют себе жизнь. Все люди грешны, поэтому нельзя судить их по пустякам».

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся говорить. Поэтому, когда на уроке возникает дискуссия, это не может не радовать.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания, содержание учебного материала курса ОПК также помогаетдетям развивать в себе потребность изменить себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние и на детей, и на меня. Ведь ни один предмет в школе не учит работать над собой,заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках. Познавая, изучая мир православной культуры,я открываю его не только для детей, но и для себя.


Список информационных источников

  1. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

  2. https://moi-universitet.ru

  3. http://www.otdelro.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!