особенности применения Здоровьесберегающих технологий в физкультурном воспитании детей с Ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида
Г.А. Баранова
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Е.Н. Еремина, Л.С. Кондрашечкина
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 компенсирующего вида», г. Ефремов Тульской области
Аннотация. Рассмотрен вопрос использования в физкультурном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья элементов здоровьесберегающих технологий, реализуемых в условиях учреждения компенсирующего вида.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, физкультурно-оздоровительная работа.
Одним из важных подходов в развитии системы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения является создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии. Возникает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.
Особенное значение в образовательных организациях данного вида занимают здоровьесберегающие технологии. Их реализация предполагает использование следующего комплекса методов, приемов и средств здоровьесберегающих технологий: соревновательный, игровой, видео метод; оздоровительная, корригирующая, дыхательная гимнастика; психогимнастика; соблюдение основ личной гигиены и гигиены обучения; средства здоровьесберегающих технологий: гигиенические факторы, оздоровительные силы природы; средства двигательной направленности.
Гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; соблюдение основ личной и общественной гигиены; выполнение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.
Оздоровительные силы природы: воздействие на организм человека температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, солнечное излучение; проведение занятий на свежем воздухе; солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия.
Рассмотрим подробнее особенности реализации здоровье-сберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида.
Заметим, что для правильной организации работы по физическому воспитанию проводится обследование детей (два раза в год: в сентябре и в мае), которое помогает выявить индивидуальные особенности каждого дошкольника.
В содержание работы с детьми, имеющими низкий уровень физического развития и детей с ограниченными возможностями здоровья входит: уменьшение физической нагрузки в процессе занятий; адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие; формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью; мотивация на улучшение результатов (похвала); оказание помощи ребенку при выполнении упражнений.
Для преодоления несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника, определяем индивидуально-образовательный маршрут (ИОМ). Он может быть рассмотрен как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного физического потенциала ребёнка.
Большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа с детьми - инвалидами. Упражнения на дыхание, закаливание, массаж, ходьба по корригирующим дорожкам оказывают стимулирующее воздействие на физиологические системы детей.
Большое значение в образовательной деятельности занимают подвижные игры. Игра – это школа воспитания. Воспитательное значение подвижных игр огромное. Они усиливают коллективизм. Дети объединяются на основе своих интересов, переживаний. Как ребёнок участвует в игре, таким он и будет в жизни; через игру он входит в систему взаимоотношений людей. Проведение различных спортивных развлечений способствует духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей дошкольного учреждения. В процессе проведения эстафет совершенствуются не только физические, но и нравственные, волевые качества ребёнка. Укрепляются дружественные взаимоотношения со сверстниками, чувства коллективизма, командный дух.
Список литературы:
1. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение / Н.Л. Литош. - М.: Юрайт, 2020. - 170 с.
2. Пензулаева, Л.И. Физическая культура в детском саду. 5-6лет. Конспекты занятий. ФГОС / Л.И. Пензулаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 192 c.