СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности профилактики стресса в коррекционной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка подходит для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Особенности профилактики стресса в коррекционной школе.»


Особенности профилактики стресса в коррекционной школе.

В коррекционной школе обучаются дети с задержкой психического развития и дети со слабоумием.

Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно — около 15 лет назад. Ранее эти дети исследовались главным образом с клинических (психоневрологических) и физиологических позиций, хотя, разумеется, при этом обращалось внимание и на некоторые психологические особенности. До 70-х гг. психологические работы на эту тему имели более общую направленность: в них рассматривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую, естественно, входили и дети с задержкой психического развития, однако лишь как часть ее.

Характерные черты психической деятельности детей с задержкой психического развития — низкий уровень познавательной активности, вследствие чего эти дети в равных условиях овладевают гораздо меньшим объемом знаний и представлений об окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники. Но даже те знания, которые у них сформированы, имеют преимущественно пассивный характер, с трудом актуализируются, если для этого не применяются специальные стимулирующие меры. Поэтому обычно в экспериментах констатирующего характера, когда никакая дополнительная стимуляция не производится, дети этой категории производят впечатление значительно отстающих в развитии, близких к умственно отсталым. Это обнаруживается как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни детей вне класса, в частности в недостаточной сформированности у них навыков самообслуживания, что создает известные трудности в жизни этих детей в условиях интерната.

Вместе с тем дети этой категории резко отличаются от умственно отсталых своими потенциальными возможностями. Однако эти возможности реализуются лишь в условиях, когда деятельность детей специально стимулируется или когда им оказывается помощь со стороны взрослого.

В повседневной практике обучения этих детей трудность состоит в том, что не всегда удается подобрать адекватную стимуляцию и найти такие формы и меры помощи, которые вызывали бы соответствующую активность детей, актуализацию знаний, применение умственных операций, а не выступали бы в форме подсказок готовых ответов, ибо такая форма почти ничего не дает для умственного развития.

Для преодоления описанных выше проявлений отставания и недостатков развития в учебные планы школы для детей этой категории целесообразно использовать такой метод обучения как «игротерапия».

При разработке корректирующих игр необходимо учитывать, что у детей с особенностями психического развития психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние не только на развитие умственной деятельности ребенка, но и способствует повышению стрессоустойчивости детей. В игре ребенок учиться действовать с предметами заместителями. Предмет заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя, такой ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Ребенок с особенностями психического развития к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами. Но ведь не все дети умеют играть! Поэтому научить их играть — основная задача нашей деятельности

Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач, можно добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому что игра – это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.

Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры .Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение. Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки - матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. " Мама " с " папой " дружно пьют чай и вместе ходят гулять - ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки, или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры. Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.

Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на состояние ребенка и его настроение.

Практические приемы игротерапии:

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:

- обеспечить эмоциональную разрядку;

- снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей порцией жизнерадостности и оптимизма;

- уменьшить страх неожиданного воздействия, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

- улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

- освоить групповые правила поведения;

- наладить контакт между родителями и детьми;

- развить ловкость и координацию движений.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые ссоры из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно.

Детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение.

К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия, относятся:

1. Жмурки

Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки.

Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.

2. Пятнашки

Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим.

Во время игры водящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!».

Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить детей.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

1. Сражение

Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия.

Игра заканчивается всеобщим перемирием.

2. Злые – добрые кошки

Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.

Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление

1. Снеговик

Игроки превращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд.

Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.

2. Цветные ладошки

Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.

Игры, помогающие в коррекции страхов

1. Сова и зайцы

Для этой игры нужна возможность постепенно создавать темноту, поэтому играть лучше вечером.

Выбираются заяц и сова. Днем – когда включен свет — сова спит, а заяц скачет. Ночью — когда свет выключается – вылетает сова, и с криком: «У – у – у» ищет зайца. Заяц замирает.

Когда сова находит зайца, они меняются местами.

Считаю, что игра является наиболее естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения. Игра имеет свою внутреннюю ценность – мир детей реально существует, и они рассказывают о нем в игре.

Игротерапия в дошкольном возрасте весьма актуальна, поскольку через игру ребёнок выражает все свои чувства, эмоции, переживания. «Учимся, играя» – девиз игротерапии!

Благодаря игре, ребёнок получает всестороннее развитие и формирует социальный и бытовой опыт для дальнейшей жизни.

Таким образом, игротерапия может направлять развитие ребёнка в различное русло, начиная от простой эмоциональной разгрузки, которая очень часто показана дошкольникам и заканчивая полноценной коррекцией задержек в развитии.

Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.

Как писал Амонашвили Шалва Александрович в своей работе «Здравствуйте, дети» личность рождается в борьбе с самой собою, в процессе самопознания и самоопределения, и воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе.

Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовой ситуации, воспитывать стрессоустойчивую позицию. ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

Проведённое мною анкетирование подтвердило наличие школьного стресса и школьной тревожности выпускников начальной школы и учащихся среднего звена. Анализ результатов анкетирования свидетельствует о том, что среди обучающихся с задержкой психического развития намного больше детей с высоким уровнем стресса.

На основе вышеописанного анкетирования можно сделать вывод, что у детей с задержкой психического развития наблюдается несколько способов разрешения стрессовых ситуаций: агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например, отказывается от посещения школы. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических детей соматических реакциях головных болях и пр. например, в утренней рвоте, болях в животе. Поведение детей подверженных стрессам, часто является деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных стоящих перед педагогом-психологом.

В случае если ребенок сдерживает свой гнев, постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновения стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических расстройств. По наблюдению ученых, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

Для коррекции стрессов у младших школьников с задержкой психического развития и слабоумных детей можно использовать различные методы. Надеюсь, что рекомендации, сформулированные мною для учащихся, родителей и учителей, помогут снизить уровень тревожности и стресса.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!