СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности проведения занятия «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особенности проведения занятия «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу».

Просмотр содержимого документа
««Особенности проведения занятия «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу».»

Занятие

«Особенности проведения занятия «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу».

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу - это активное погружение учащихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у учащихся целостное представление о предмете.

Психологические особенности вводного занятия:

-        преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);

-        создание имиджа педагога дополнительного образования;

-        определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;

-        предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;

-        создание атмосферы быстрого знакомства.

Организационные особенности:

-        быстрое включение детей в деятельность;

-        использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).

Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:

-        создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

-        познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

-        познакомить детей с учреждением и детским объединением;

-        выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

-        получить необходимую информацию друг о друге;

-        вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Структура вводного занятия

I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно ис­пользовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

— дети знакомы друг с другом,

— педагог осознает причины, побудившие каждого из детей за­писаться в данное детское объединение.

II этап занятия — рассказ педагога о детском объедине­нии. В такой рассказ необходимо включить:

  • -разъяснение детям целей и задач детского объединения, со­держания его образовательной программы,

    • -описание содержания и результатов первого года занятий,

    • -объяснение основных этапов овладения мастерством,

    • -рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от­дельных воспитанников,

    • -знакомство детей со знаками отличия членов детского объеди­нения, если таковые имеются, и условиями их получения,

      • -рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, ка­кие перспективы могут быть для них открыты в данной области де­ятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полу­ченные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

  • -выставка детских творческих работ;

  • -стенгазета или рукописный журнал;

  • -альбом-летопись детского объединения;

  • -Фотографии, слайды и видеофильмы;

  • -знаки отличия кружковцев;

  • -награды детского объединения и его воспитанников;

  • -выставка книг и периодической печати;

  • -информационный стенд.

III этап занятия — выявление уровня первичной подго­товки детей в данном виде деятельности. Для этого можно исполь­зовать:

  • -тесты или тестовые задания;

  • -конкурсы и соревнования;

    • -познавательные игры;

    • -выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попро­сить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основа­нием для:

  • -внесения корректив в образовательную программу;

  • -разработки индивидуальных заданий;

    • -объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения кол­лективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

IV этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по уч­реждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

-выставочные стенды учреждения;

  • -кабинеты администрации;

    • -детские объединения сходного профиля.

Некоторые приемы оптимизации занятия

  1. При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

  2. Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

  3. Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

  4. Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

  5. Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.

  6. При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчик, мишка.

О чем необходимо помнить при проведении занятия

Ошибки несоответствия.

-        Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.

-        Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.

-        Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.

Ошибки необеспеченности.

-        У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.

-        Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.

-        Недостаток, неверный расчет времени.

-        Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.

Методические ошибки проведения занятия.

-        Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.

-        Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.


-        Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.

-        Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.

Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.





Методист Ю.В. Антипова



































15 ошибок педагога

(памятка молодому педагогу)

Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из уч­реждения дополнительного образования:

1)       монотонность при объяснении материала или наоборот, ско­роговорка и объяснение ключевых моментов темы с опу­щенной головой;

2)       плохая организация занятия;

3)       постоянное однообразие формы деятельности;

4)       отсутствие динамики действий, взаимодействия участни­ков образовательного процесса;

5)       восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдель­ной личности;

6)       отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;

7)       использование «запретных» слов («вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);

8)       отсутствие в ходе занятия оценки детей;

9)       отсутствие оценки проведенного занятия;

10)   сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, труд­но воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть по­нятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);

11)   простые вещи объясняются слишком долго;

12)   педагог кричит на детей;

13)   на занятии отсутствует практическое участие или творчес­кая активность детей;

14)  педагог не придает значения своему внешнему виду;

15) отмена и перенос занятий без уважительной причины;

16)  отсутствие динамики развития занятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!