СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности психического развития детей с ЗПР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особенности психического развития детей с ЗПР»

Просмотр содержимого документа
««Особенности психического развития детей с ЗПР»»

«Особенности психического развития детей с ЗПР»

«Особенности психического развития детей с ЗПР»

 «Ребенок с диагнозом ЗПР- это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел и умел .»  Эдуард Сеген

«Ребенок с диагнозом ЗПР- это ребёнок, который

ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы

он знал, хотел и умел .»

Эдуард Сеген

Задержка психического развития   Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г..  Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные.  (В.В. Лебединский)  Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.  (Н.М. Назарова)   Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма

Задержка психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г..

Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные.

(В.В. Лебединский)

Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.

(Н.М. Назарова)

Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма

Причины ЗПР Медико-биологические Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга, генетика, травмы. Функциональная незрелость ЦНС. Слабость процессов торможения и возбуждения. Социально-психологические Образ жизни  Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания.  Стиль воспитания  Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей .

Причины ЗПР

Медико-биологические

Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга, генетика, травмы.

Функциональная незрелость ЦНС.

Слабость процессов торможения и возбуждения.

Социально-психологические

Образ жизни

Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания.

Стиль воспитания

Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей .

Основные клинические типы ЗПР  (Лебединская К.С.,1982г.) ЗПР конституционального происхождения  ЗПР самотогенного происхождения  ЗПР психогенного происхождения  ЗПР церебрально – органического происхождения

Основные клинические типы ЗПР

(Лебединская К.С.,1982г.)

  • ЗПР конституционального происхождения

  • ЗПР самотогенного происхождения

  • ЗПР психогенного происхождения

  • ЗПР церебрально – органического происхождения

 ЗПР конституционального происхождения  По-другому данный тип можно называть – гармонический инфантилизм. У детей данного типа: •  Эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития. •  Мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет). •  Повышенный фон настроения. •  Непосредственность и яркость эмоций. •  Легкая внушаемость. •  Незрелость личности ребёнка. •  Нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения)  Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом.  Данный тип редкий, из – за этого сложно диагностируемый, но в отличии от других типов, легкий и может пройти к концу обучения в начальной школе.

ЗПР конституционального происхождения

По-другому данный тип можно называть – гармонический инфантилизм. У детей данного типа:

• Эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития.

• Мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет).

• Повышенный фон настроения.

• Непосредственность и яркость эмоций.

• Легкая внушаемость.

• Незрелость личности ребёнка.

• Нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения)

Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом.

Данный тип редкий, из – за этого сложно диагностируемый, но в отличии от других типов, легкий и может пройти к концу обучения в начальной школе.

 ЗПР соматогенного происхождения   Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д).  Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями.  У детей данного типа наблюдается: •  Неуверенность в своих поступках •  Боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность) •  Низкий уровень коммуникативной сферы.  Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержки со стороны семьи и педагогов.

ЗПР соматогенного происхождения

Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д).

Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями.

У детей данного типа наблюдается:

• Неуверенность в своих поступках

• Боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность)

• Низкий уровень коммуникативной сферы.

Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержки со стороны семьи и педагогов.

ЗПР психогенного происхождения  Центральным ядром данной формы задержки психи­ческого развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на пси­хику ребенка оказывалось травмирующее влияние не­благоприятных социальных условий, то это может при­вести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом слу­чае можно говорить об аномалии в развитии личности.  Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологичес­ким состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недо­развития.

ЗПР психогенного происхождения

Центральным ядром данной формы задержки психи­ческого развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на пси­хику ребенка оказывалось травмирующее влияние не­благоприятных социальных условий, то это может при­вести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом слу­чае можно говорить об аномалии в развитии личности.

Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологичес­ким состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недо­развития.

 ЗПР церебрально-органического происхождения  Этот тип задержки психического развития встреча­ется чаще других. Часто обладает яркостью и стойкос­тью нарушений в эмоционально-волевой сфере и позна­вательной деятельности ребенка.  У этой категории де­тей преобладает наличие негрубой органической недо­статочности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беремен­ных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конф­ликт и т. п.  Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Этот тип задержки психического развития встреча­ется чаще других. Часто обладает яркостью и стойкос­тью нарушений в эмоционально-волевой сфере и позна­вательной деятельности ребенка.

У этой категории де­тей преобладает наличие негрубой органической недо­статочности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беремен­ных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конф­ликт и т. п.

Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

Особенности развития психических процессов при ЗПР ПАМЯТЬ  По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.  С началом школьного обучения значение памяти в деятельности ребенка значительно возрастает, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации являются необходимыми условиями овладения системой знаний, но школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники . Дошкольный возраст Школьный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР

ПАМЯТЬ

По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.

С началом школьного обучения значение памяти в деятельности ребенка значительно возрастает, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации являются необходимыми условиями овладения системой знаний, но школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники .

Дошкольный возраст

Школьный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР ВНИМАНИЕ  Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети. У младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания Школьный возраст Дошкольный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР

ВНИМАНИЕ

Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети.

У младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания

Школьный возраст

Дошкольный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР

МОТОРИКА

Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики являются имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы — чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хорееформные движения (мышечные подергивания). В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

Дети с ЗПР: В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок с ЗПР затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм.

Дошкольный возраст

Школьный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА  У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.  Давая самую общую характеристику младших школьников с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом. Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих. Дошкольный возраст Школьный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.

Давая самую общую характеристику младших школьников с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом. Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.

Дошкольный возраст

Школьный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР МЫШЛЕНИЕ   Наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера.  У младших школьников с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уровень познавательной мотивации приводит к тому, что у младших школьников рассматриваемой категории в отличие от нормально развивающихся редко обнаруживается готовность к решению мыслительных задач. Дошкольный возраст Школьный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР

МЫШЛЕНИЕ

Наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера.

У младших школьников с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уровень познавательной мотивации приводит к тому, что у младших школьников рассматриваемой категории в отличие от нормально развивающихся редко обнаруживается готовность к решению мыслительных задач.

Дошкольный возраст

Школьный возраст

Особенности развития психических процессов при ЗПР

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста Если охарактеризовать игру детей с задержкой психического развития в самом общем плане, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей .

Игра является основным методом обучения. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Дошкольный возраст

Школьный возраст

Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

Особенности развития психических процессов при ЗПР

РЕЧЬ

О недостатках речи у многих детей с задержкой психического развития свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков .

Простые наблюдения показывают, что дети с задержкой психического развития к началу школьного возраста не испытывают трудностей на уровне элементарного бытового общения со взрослыми и сверстниками. Они владеют повседневным обиходным словарем и грамматическими формами, для этого необходимыми. Однако расширение словаря обращенной речи за рамки многократно повторяемой бытовой тематики приводит к тому, что возникает непонимание некоторых задаваемых ребенку вопросов и инструкций, содержащих слова, значение которых неизвестно или недостаточно ясно ребенку, или не усвоенные им грамматические формы. Затруднения понимания могут быть связаны и с недостатками произношения, довольно часто наблюдаемыми у детей с задержкой психического развития. Эти недостатки обычно не являются значительными, в основном сводятся к нечеткости, «смазанности» речи, однако приводят к дефектам анализа воспринимаемого речевого материала, что в свою очередь ведет к отставанию в формировании языковых обобщений. В результате дети часто, даже зная нужное слово, не могут его употребить или употребляют его неверно. С этим связано значительное количество ошибок, аграмматизмов в их речи.

Дошкольный возраст

Школьный возраст

Недостатки речевого развития детей с ЗПР Недостаточное развитие речевой моторики.  Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер.  Недостаточная сформированность фонематического восприятия.  Несформированность звукового анализа и синтеза.  Неточное развитие словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным.  Страдает предметная соотнесенность слов – номинативная функция речи.  Значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.  Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).

Недостатки речевого развития детей с ЗПР

  • Недостаточное развитие речевой моторики.

  • Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер.

  • Недостаточная сформированность фонематического восприятия.

  • Несформированность звукового анализа и синтеза.

  • Неточное развитие словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным.

  • Страдает предметная соотнесенность слов – номинативная функция речи.

  • Значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

  • Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).

Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР

Ребенок уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу ДОУ или класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время прекрасно чувствует себя в игре

Не осознает себя учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей, затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от педагога, воспринимает и перерабатывает замедленно, нуждается в наглядно-практической опоре, в предельной развернутости инструкций.

Словесно-логическое мышление недоразвито, долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, возникает чувство неуверенности в себе, страх, уход в более доступную деятельность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!