СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности работы с детьми «группы риска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы выросло количество преступлений и правонарушений, совершаемых подростками, увеличивается число социальных сирот (детей, лишённых родительской опеки). Всё это тесно связано с жизнью, нас окружающей, с социумом, в котором находимся и мы и наши учащиеся. 

Просмотр содержимого документа
««Особенности работы с детьми «группы риска»»

«Особенности работы с детьми «группы риска»


  1. Особенности подросткового возраста.

В последние годы выросло количество преступлений и правонарушений, совершаемых подростками, увеличивается число социальных сирот (детей, лишённых родительской опеки). Всё это тесно связано с жизнью, нас окружающей, с социумом, в котором находимся и мы и наши учащиеся.

Подростковый возраст характерен противоречиями, которые обостряются иной раз до уровня трагедии. Это возраст потерь и приобретений, возраст любви, особенностей её проявлений в окружающем мире.

Любовь к себе – один из видов любви. Вступив в подростковый возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого «Я», постоянно ускользающего от него самого. Для сохранения «Я» необходима огромная работа по его построению, постепенному выстраиванию. Встреча со взрослым человеком, который может стать для подростка жизненным идеалом, является основным условием получения информации о мире взрослых.

У подростков часто возникает чувство одиночества. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения (это можно проследить по кружкам и секциям, куда они записываются), перестраивают систему оценок других людей и себя, у них возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. В этот же период идёт и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего, убеждения не совпадают с общественным мнением.

Всё сказанное относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определённая категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

  1. Характеристика девиантного и делинквентного поведения.

Поведение, отклоняющееся от норм, принятых в обществе, называют девиантным ( от лат. – отклонение). Делинквентным называют поведение, характеризующееся склонностью к преступным или противоправным действиям (от лат. – совершающий проступок).

Можно выделить 4 типа девиантного поведения:

  1. Десоциализированное – плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм.

  2. Социализированное – привязанность к своим, однако враждебность к посторонним.

  3. Неагрессивное – устойчивая лож, прогулы, побеги из дома, наркомания, алкоголизм, токсикомания.

  4. Агрессивное – насилие над другими.

Подростками с делинквентнымм поведением занимаются врачи – психиатры (поскольку считается, что это нарушение психики), а педагогам в школе приходится сталкиваться с учащимися с девиантным поведением.

Неудивительно, что подростки с девиантным поведением вступают в неформальные молодёжные группировки (тусовки) и организации. Чувство одиночества, непонимания старшими, желание выделится в среде подростков, толкает их к этому. Ведь они по своей сути максималисты. Мир для них не имеет полутонов. Отсюда и словесный максимализм, близкий к жаргону «зоны». А для некоторых из них «зона» окружена ореолом романтики. Почему подростки становятся «трудными»? Причиной этого является социальная дезадаптация. Многие из них потеряли веру в школу, добро и справедливость. На первое место вышел культ физической силы. Проявлять свой интерес непрестижно и опасно: сверстники назовут «ботаником, заучкой». Такие подростки чаще всего совершают правонарушения, чтобы доказать свою значимость себе и окружающим.

Потребности и интересы подростка смещены в сторону материальности. Его духовность узка, смысл жизни утрачен или не найден. Такая ситуация толкает подростка к различным формам девиации (воровство, наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.) Нестабильность в обществе привела к психологической нестабильности: чувству дискомфорта, потерянности, одиночества с одной стороны и чувству вседозволенности, враждебности – с другой. «Трудные» ученики – это, как правило, дети из семей с нездоровой нравственной атмосферой, педагогически запущенные, склонные к конфликту с взрослыми и сверстниками, отличаются неуспеваемостью, недисциплинированностью, упрямством.

Одной из основных проблем при работе с учащимися девиантного поведения является недисциплинированность этих учащихся. Недисциплинированность может быть вызвана конфликтами из-за невозможности завоевать определённую позицию в коллективе; следующей причиной является неусвоение учащимися правил поведения и их импульсивный и двигательно – подвижный характер.

Следующей проблемой при работе с учащимися девиантного поведения классные руководители определили неуспеваемость. Основными причинами неуспеваемости являются: отставание в умственном развитии учащихся, связанное с длительными пропусками в учении или пассивностью учащихся; педагогическая запущенность (нарушение различных видов деятельность, отсутствие возможностей для реализации собственных способностей, неправильное взаимодействие с учителем).

Для устранения неуспеваемости вырабатывается следующая система мер:

  1. Планирование коррекционной деятельности (планирование повторение и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов), выбор наиболее рациональной системы упражнений.

  2. Создание доброжелательной атмосферы при обучении.

  3. Проведение дополнительных занятий с неуспевающими учащимися.

  4. Стимулирование учебной деятельности (оценкой, подбадриванием, похвалой, созданием ситуации успеха).

  5. Поддержание интереса к усвоению темы, выяснение степени усвоения материала.

  6. Предложение примерного плана ответа; объяснение последовательности выполнения задания; использование наглядного материала, карточек с направляющим планом действий, предупреждение о возможных затруднениях; разбивка задания на дозы, - этапы.

  7. Контроль за учебной деятельностью; проверка всех домашних заданий; стимулирование и активизация самостоятельных действий слабоуспевающих; указание на ошибки, проверка, исправление.

И ещё одной проблемой, которую выявили классные руководители, является приступ упрямства (приступ протеста) учащихся.

Приступы протеста чаще всего наблюдаются в двух случаях: либо учащегося принуждают делать то, что он делать не хочет, либо, напротив, ему запрещают делать то, что доставляет ему удовольствие. Приступ протеста направлен против взрослого (в школе – против учителя). Учащийся противится не потому, что это доставляет ему удовольствие, а потому, что он попал в сложную ситуацию, справится с которой не сможет самостоятельно. Приступы протеста или упрямства возникают внезапно, без всякой подготовки и раздумий. Эти приступы не рассчитаны на внешний эффект, учащийся вовсе не ставит перед собой цель любой ценой добиться желаемого, но не исключено, что если мы будем неправильно реагировать не его поведение, приступы превратятся со временем в привычку и средство давления.

Как же работать с подобными учащимися? Прежде всего, необходимо научится предотвращать приступы протеста у учащегося. Корни упрямства кроются в душевном напряжении, поэтому прежде необходимо снять это напряжение. Первым условием душевного равновесия учащегося является спокойная, доброжелательная обстановка дома, ровные отношения между родителями (если это домашние дети ), доброжелательные отношения воспитателей к своим подопечным (если это воспитанники детского дома).

Но если всё-таки у учащегося случился приступ упрямства, не следует подавлять его насилием. Это может вызвать враждебное отношение учащегося к учителю. Желательно быстро и решительно переключить внимание учащегося на что-то другое, что разрядит его напряжение. Не следует читать ему наставлений, призывать его к благоразумию. Не следует после того, как учащийся успокоился, дополнительно наказывать его или лишать его ласки. Наоборот, именно доброжелательность создаёт оптимальные условия для того, чтобы учащийся мог вернуться в нормальную колею.

Система профилактической работы с учащимися девиантного поведения.

  1. Выявление «трудновоспитуемых» детей.

  2. Изучение психологических особенностей педагогически запущенных детей, интересов и склонностей.

  3. Проведение индивидуальных бесед, консультаций для учащихся, их родителей и воспитателей.

  4. Организация совместной работы с Берсеневским детским домом.

  5. Проведение дней профилактики с приглашением инспекторов ИДН.

  6. Ежедневный контроль за пропусками занятий учащихся.

  7. Изучение склонностей и интересов «трудновоспитуемых» учащихся и привлечение их к деятельности по интересам.

  8. Выявление семей, в которых неблагоприятные условия для жизни и учёбы ученика.

  9. Посещение неблагополучных семей на дому.

  10. Психологическая коррекция взаимоотношений «трудновоспитуемых» учащихся.

Памятка


  • Не навязывай себя никому, в том числе и детям.

  • Если не знаете, как воздействовать – остановитесь! (Если произошёл инцидент, возникла трудность, и вы не знаете как поступить, прогнозируйте событие, переключите ребёнка на другое действие, а потом постарайтесь понять, что было причиной).

  • Устраните из вашего общения с детьми способы и формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.

  • Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.

  • Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

  • Не фиксируйте внимание на неудачах.

  • Давайте качественные оценки (лучше описать действие ребёнка в эмоционально – благоприятном плане, чем оценивать действие).

  • Не сравнивайте детей с кем–либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример.

  • Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме.

  • Используйте разные формы несловесной поддержки ребёнка (улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, обнимание за плечи и т.д., что подскажут ваши руки и сердце).



  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

  • Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

  • Если ребёнка хвалят, он учится быть благородным.

  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

  • Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

  • Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!