СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности сюжета и композиции рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» (1883). Смысл финала произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности сюжета и композиции рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» (1883). Смысл финала произведения»

Особенности сюжета и композиции рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» (1883). Смысл финала произведения

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

Дома вы повторили биографию Антона Павловича Чехова и познакомились с рассказом «Смерть чиновника». Предлагаю закрепить знания с помощью теста.

Тест по биографии А.П. Чехова

  1. Годы жизни А.П. Чехова

а) 1799-1937

б) 1860-1904

в) 1826-1889

г) 1809-1852

2) В каком городе родился писатель?

а) Таганрог

б) Тула

в) Москва

г) Пенза

3) Какую профессию получил А.П. Чехов в университете?

а) писатель

б) чиновник

в) врач

4) В каком журнале печатался А.П. Чехов?

а) «Отечественные записки»

б) «Стрекоза»

в) «Современник»

Несколько учеников зачитывают ответы, затем учитель называет правильные варианты. (На экране портрет писателя)

  1. Постановка цели урока

Ребята, назовите произведения А.П. Чехова, с которыми вы уже знакомы. Сегодня мы проанализируем рассказ «Смерть чиновника», выявим его сюжетно-композиционные особенности (Запись темы урока). Этот рассказ был написан в 1883 году и опубликован в том же году в журнале «Осколки». Произведение относится к числу ранних юмористических рассказов писателя.

  1. Работа по теме урока.

Перейдём к анализу рассказа. В формулировке темы нашего урока есть слово «сюжетно-композиционные особенности». Мы разобьём это слово на две части и поговорим о них по порядку. Вам уже знакомо слово «сюжет». Дайте определение этому термину. Теперь давайте посмотрим, как толкуется это слово в литературоведческом словаре.

(На экране появляется определение сюжета. Ученики записывают в тетрадь. Сюжет – это развитие действия, ход событий в литературных произведениях.)

Как вы знаете, есть несколько стадий развития действия. Какие это стадии? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.)(На экране появляется соответствующая схема, ученики переносят её в тетрадь). Комментируется каждый этап (как понимают его ученики, где этот элемент в произведении). Примеры записываются в тетрадь. 1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.

2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.

3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.

4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.

5.Развязка. Чиновник умер.

(На экран выведен слайд с названиями трёх жанров: рассказ – повесть – роман.) К какому из этих трёх жанров можно отнести произведение «Смерть чиновника»? Какие сюжетно-композиционные особенности позволяют нам это сделать? (Небольшой по объёму, мало действующих лиц, изображены определённые эпизоды из жизни героев.) Подтвердите каждую позицию на примерах из текста. (Жанр и признаки появляются на слайде, записываются в тетрадь).

(Во время последующей беседы на экране появляется иллюстративный ряд.)

У главных героев рассказа довольно забавные фамилии. Какие? (Чиновник Червяков и генерал Бризжалов) Какие ассоциации они вызывают? (Червяков – нечто близкое к земле, неприятное, пресмыкающееся. Бризжалов – близко по звучанию к слову «брюзжать» (демонстрировать недовольство)) Соответствуют ли эти фамилии характерам и поведению героев? (Да. Червяков унижается перед генералом, а тот недоволен его назойливостью) В науке о литературе подобные фамилии принято называть «говорящими». Как вы можете объяснить этот термин? (Это фамилии, которые определённым образом характеризуют персонажа)

Понаблюдаем за речью Червякова. К некоторым словам он прибавляет звук «с» (сокращённое «сударь») в знак почтительности и даже некоторой приниженности по отношению к собеседнику. Как это характеризует Червякова? Мы проанализировали использование такого приёма, как речевая характеристика персонажа.

В рассказах Чехова часто особую роль играет художественная деталь – незаметная, на первый взгляд, подробность, которая несёт важную смысловую нагрузку. Как генерал реагирует на извинения Червякова?

(Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.) Что таким образом подчёркивается? Ждёт ли генерал извинений от Червякова? Нужны ли они ему? (Нет, он не знает, как т него избавиться. Также здесь подчёркивается нарастающее раздражение генерала.)

А.П. Чехов – признанный мастер малого жанра. Герои его ранних рассказов – люди незаметные и незначительные. Одним из основных художественных принципов раннего Чехова был лаконизм (спросить, что это), то есть краткость и чёткость в изложении мысли. В ходе анализа рассказов мы убедимся, как много сумел выразить писатель в весьма лаконичной форме.

Давайте посмотрим, какие сюжетные особенности рассказа Чехова мы выделили (На слайде представлен список: «говорящие» фамилии; речевая характеристика; художественная деталь; неожиданная развязка. Записывают в тетрадь).

Теперь поговорим о композиции произведения. Этот термин вам также знаком. Скажите, как вы его понимаете. (Затем на экране появляется определение, ученики записывают его в тетрадь. Композиция – построение произведения.)

Попробуем выявить композиционные особенности произведения (Соответствующий заголовок на слайде и в тетради.)

Чехов нередко использовал игровые приёмы в своих произведениях. Так, в «Смерти чиновника» содержится вставка-размышление о построении рассказов. Найдите и прочитайте её. (Ученик читает: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Автор правы: жизнь так полна внезапностей!») Этот композиционный приём называется авторским отступлением (Запись.)

В ранних рассказах Чехов часто прибегает к двум способам создания комического эффекта. Один из них – нагнетание, многократное повторение героем одного и того же действия с некоторыми изменениями, усиление его с помощью новых деталей (Запись в тетради). Посчитайте, сколько раз извиняется Червяков перед генералом (Пять раз). Обратите внимание на реакции генерала на его извинения (Генерал всё больше и больше раздражается). Герою (мы знаем это изначально) уготована в конце смерть. И вот словно сама смерть раз за разом отталкивает от себя незадачливого поборника приличий, а он тем одержимее, даже азартнее на неё наступает, напрашивается, пока наконец она его не прихлопнула в последней фразе рассказа.

Так мы подошли ко второму способу создания комического эффекта: неожиданной развязке. Прочитайте несколько первых и последнюю фразы рассказа («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите.» / «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.»). Сколь несоразмерны здесь повод и последствия – в начале произведения герой «чихнул» – в конце же «помер»! Такое абсурдное несоответствие причин и следствий бывает только в анекдотах. Чехов и берёт анекдотическое происшествие (такой случай действительно произошёл в Большом театре), смеётся над недалёким героем, но касается при этом весьма серьёзных вещей. (Соответствующая запись: контраст, несоответствие между причиной и следствием.)

  1. Выводы

В любом художественном произведении заглавие несёт особую смысловую нагрузку. Почему заглавием писатель подчёркивает, что речь пойдёт о смерти именно чиновника, не называет, к примеру, имени героя? (Важно показать типическое в герое, его социальную принадлежность. Такой акцент позволяет подвести читателя к размышлениям о чинопочитании как распространённом и губительном явлении.)

Послушайте фрагменты. О какой детали идёт речь? "На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. В конце рассказа последняя фраза сообщает: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и: помер"(вицмундир Червякова - деталь-символ чиновника). Каждое слово здесь насыщено смыслом, Каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника ("машинально" - бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, "не снимая вицмундира"), и тут Чехов использует гиперболу: " ... лёг на диван и ... помер". В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием "Смерть чиновника", которое отражает идею произведения.

Каким одним словом вы бы охарактеризовали поведение Червякова? (Чинопочитание) Заставляет ли его кто-то пресмыкаться или же он унижаются добровольно? (Нет, их никто не заставляет. Наоборот, у тех, перед кем они раболепствуют, такое поведение вызывает неприятие.)

Как относится автор к своему герою, к его кончине? Жалеет ли он его? (Нет. Надо всем автор смеётся. Автор высмеивает раболепство, чинопочитание, добровольное холопство, отсутствие чувства собственного достоинства. Запись в тетради.)

В литературоведении часто используется термин «маленький человек». Предположите, по отношению к каким героям он используется (Так называют людей, который не имеют высокого социального статуса и материального достатка. Они, как правило, проходят через унижения). Согласно словарю, это обозначение довольно разнородных героев, объединённых тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Поэтому «маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья (определение выведено на экран). Как относится к таким людям А.П. Чехов в своих рассказах? (Он не жалеет их, а показывает их отрицательные черты: раболепство перед теми, кто выше их по чину, отсутствие чувства собственного достоинства. Это идёт в разрез с традицией русской литературы изображать «маленьких людей» с сочувствием, пробуждать к ним сострадание, показывать их возможность заявить протест.) Вспомнить про Самсона Вырина в «Станционном смотрителе».

Осознать всю важность заявленной в рассказах проблемы добровольного унижения «маленьких людей» для писателя позволяет такая цитата из его письма к одному литератору (На слайде, ученик читает): «Необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонения чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая...»

Несмотря на то, что эти рассказы написаны в конце XIX века, раболепство и пресмыкательство никуда не делись и в наше время. Надеюсь, что произведения натолкнут вас на размышлении о необходимости сохранять чувство собственного достоинства.

  1. Домашнее задание

Подготовить пересказ рассказа «Смерть чиновника» от лица Червякова, прочитать рассказ А.П. Чехова «Маска».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!