СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности составления текстов и раздаточного материала с целью формирования глобальных компетенций учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности составления текстов и раздаточного материала с целью формирования глобальных компетенций учащихся»

Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функционально грамотный человек - человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»

Элвин Тоффлер, американский философ, социолог и футуролог сказал следующее: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться».

В основных работах Тоффлера приводится тезис:

Человечество переходит к новой технологической революции (сверхиндустриальной). На смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию информационного или постиндустриального общества.

Способы формирования глобальных компетенций на уроках английского языка

  • создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а так же потребность учиться, делая тем самым реальным достижением успеха в овладении предметом;

  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;

  • активизировать ученика, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;

  • создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения;

  • учить ребенка работать над языком самостоятельно на уровне его физических интеллектуальных и эмоциональных возможностей - следовательно, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

  • предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество

В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие различных способностей и рассматриваются как:

  1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);

  2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;

  3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения, или пола;

  4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

Иностранный язык - едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, обучение общению, и в этом смысле его значение трудно переоценить.

В современном взаимосвязанном, разнообразном и быстро меняющемся мире взросление молодежи происходит под влиянием экономических, социальных, культурных, цифровых, демографических, экологических и даже эпидемиологических факторов. Для разрешения глобальных проблем необходимо международное сотрудничество, в котором проявляется глобальная компетентность каждого из участников. «Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

В настоящее время школа выступает связующим звеном между подрастающим поколением и внешнем миром. Для формирования личности, свободно взаимодействующей с миром, понимающей глобальные тенденции развития необходимо использовать потенциал всех учебных уроков. Предметы гуманитарного цикла обеспечивают развитие следующих компонентов функциональной грамотности учащихся: читательская грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. Соединение потенциалов уроков этого цикла дает дополнительную возможность усилить развитие данных компонентов.

Осознавая положительные аспекты интегрирования уроков гуманитарного цикла в развитии функциональности учеников, начиная с 2020 года, на базе школы МБОУ СОШ No1 г. Новочеркасска были проведены уроки, объединяющие в себе английский язык и обществознание. В эксперименте были задействованы ученики 7 класса (на данный момент) для которых в течение 2 лет было проведено 4 открытых интегрированных урока, а в 2024 году к эксперименту подключились учащиеся нынешнего 3 класса, которые так же постепенно стали осваивать опыт их предшественников. Особый упор в работе на данных уроках был сделан на способности учеников осмысленно общаться в рамках поставленной ситуации, используя возможности двух языков (русский язык и английский язык), тем самым развивая в себе навыки билингвизма.

Интеграция уроков английского языка и обществознания помогает формированию коммуникативных навыков ребенка по средствам различных способов осмысления полученной информации. Тематика уроков позволяет затронуть вопросы глобального характера такие как: экологическая и экономическая ситуации в различных государствах, вопросы воспитания и взросления детей, семейных взаимоотношений, медицины и здравоохранения и тд., рассмотреть проблематику данных тем в контексте развития двух стран (Российская Федерация и Великобритания) и проанализировать мировые тенденции на пути решения различных вопросов в рамках этих тем.

Одним из способов формирования глобальной компетенции в рамках развития осмысленной коммуникации является применение иллюстрационного материала на уроках. Рассмотрим наиболее популярные и доступные способы работы с иллюстрациями, применяемые на интегрированных уроках английского языка и обществознания

1) Описание картинки



Одним из самых известных способов развития коммуникативного навыка на уроках английского языка является описание картинки. Используя иллюстрацию, ученик описывает её по определённому плану, который включает в себя повествование о месте совершения действия, персонаже и ситуации, изображенной на картинке. Для эффективности развития не только коммуникативного навыка, но и способности глобально смотреть на вещи и анализировать ситуации, данный способ работы на уроке был изменен. Ученикам показывается не одна, а несколько картинок, в которых можно увидеть какую-либо проблему и описать причинно-следственные связи. На уроке по теме «Our Earth is Our home. Тенденции развития экологической культуры в современном мире» ученикам 7 класса были предложены следующие иллюстрации

На основании этих картинок, необходимо было:

1) Обозначить тему урока (What do you see in the picture? What problem can be identified by looking at these pictures?)

3) Обозначить проблему в глобальном плане, в которой предстоит разобраться на данном уроке (What global problem do you see in this picture?)

2) Обозначить ответственность каждого человека в зарождении проблемы: от частного к мировой ситуации (Does everyone have an influence on this situation?), тем самым показать ученикам и их личную ответственность в решении этой проблемы. Данное упражнение в начале урока способствует вовлечению учеников в речевую ситуацию, в которой не просто необходимо описать увиденное на картинке, а проанализировать их, погружаясь в проблему, которая будет рассматриваться в течение урока.

На уроке по теме «Family is a small world. Воспитание детей на основе традиций различных культур» ученикам 3 класса были предложены следующие иллюстрации

рис. 1 рис. 2

Работа с данными иллюстрациями проходила на протяжение всего урока. Обращаясь к ним, ученики раскрывали новые аспекты темы. Вот некоторые из них:

1) Понять, представители каких культур представлены на картинках (Do you see people from one or different countries in the pictures?) и о воспитание детей каких стран будет идти речь на уроке

2) Описать условия формирования и развития детей в прошлом в различных государствах. Выделить различия и схожесть в них.

3) Установить, в процессе чего проходило воспитание детей в прошлом (What influenced the upbringing of children? What activity united children and adults?)

Сопоставление картинок, на которых продемонстрированы представители другой культуры и национальности помогает сопоставить традиции двух миров, осознать ценности другого народа. Важным компонентом построение речевой ситуации является знание лексики по данной теме. Для облегчения работы, ученикам раздаются вокабулярии, в которых перечислены слова для работы по данной теме (The Word list). Ключевым моментом здесь является то, что потенциал уроков обществознания позволяет не просто грамматически правильно построить своё высказывание (в большей степени на английском языке) и отработать лексику по теме, но и проанализировать ситуации, описать взаимосвязь событий, плавно перейти к дальнейшему раскрытию темы, высказывая свои мысли. В этом случае создание речевой ситуации является не просто возможностью преодолеть языковой барьер, а вступить в реальное речевое взаимодействие с учениками и учителем. Высказывание – повествование переходит в высказывание – рассуждение. Картинка является лишь стимулом к речевому взаимодействию.

2) Работа с графиками и диаграммами. Вторым способом визуального исследования материала и по средством этого вступления в коммуникацию является анализирование графиков и диаграмм. Предоставление информации данным способом пользуется огромной популярностью в современном мире. А умение правильно раскрыть информацию, полученную из графиков и диаграмм на английском языке, развивает навыки критического мышления и изложения данных на неродном

языке. При описании графиков и диаграмм можно использовать два метода:

1. Использование графиков и диаграмм как опоры для более полного раскрытия материала

2. Анализ и сравнение представленных диаграмм и графиков для получения дополнительной информации по теме, полученной самостоятельно

Данный иллюстрационный материал является не только удобным способом получения информации, но и отличным методом для развития навыков прочтения, анализирования и построения речевого высказывания на основе полученной информации. Чаще всего, работа с графиками и диаграммами происходит по группам, тем самым развивая у учеников навыки критического мышления, опыта взаимодействия с другими людьми, работы в команде.

3) чтение по ролям. Чтение по ролям небольших тематических отрывков художественных произведений в данном случае используется как способ вовлечение детей в определенную ситуацию по средством индивидуальной визуализации прочитанного. Использованию данного метода на уроке предшествует подготовительный этап. Важно выполнить следующие действия:

1) Правильно подобрать текст. В содержание должно быть представлено как можно больше элементов описания, для того чтобы при визуализации ученики смогли представить яркую картинку. Уровень текста должен соответствовать уровню владения учениками английского языка.

2) Распределить роли между учениками. Отрепетировать чтение текста. Ученики должны отработать произношение слов и интонацию прочтения всего текста и отдельных слов. «Family is a small world. Воспитание детей на основе традиций различных культур» ученикам 7 класса был прочитан следующий отрывок произведения «Маленькие женщины» Луизы Мей Олкотт. Для усиления эффективности данного метода, при прочтении можно включить соответствующее музыкальное сопровождение или создать подходящую обстановку предметами мебели и декора. По окончанию прочтения ученики начинают обсуждать прочитанное их одноклассниками. Учитель помогает им и задает вектор дискуссии наводящими вопросами.

Заключение. Использование на уроках различных визуальных способов подачи информации способствует формирования глобальной компетенции учащихся, успешно применяемых при личном взаимодействии с людьми по средствам развития коммуникативного навыка. Иллюстрации превращаются в стимул для вовлечения детей в речевые ситуации, в которых дети делятся своими рассуждениями по определенным темам. Ученики делятся своими мнениями, освоим опытом. Данный способ помогает затронуть личность ученика в целом и вовлечь в процесс обучения его чувства, эмоции. В таких ситуациях учитель не является центральной фигурой обучения, используя метод сотрудничества, задает лишь определенный вектор коммуникации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!