СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания); обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Просмотр содержимого документа
«Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»»

Урок 43. Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»

Цели: учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания); обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, учебник

Класс: 6

Учитель: Цымбалюк Т.А.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний

1) Беседа по биографии Н.С.Лескова



2) Беседа по 1-16 главам сказа «Левша»

Мы с вами прочитали сказ Лескова “Левша”, прежде чем объявить тему урока, мы повторим пройденный материал: проведём конкурс на внимательного читателя и тестирование по литературным терминам.

а) Конкурс на внимательного читателя.

- С какой буквы автор пишет «Левша»? (со строчной буквы).

- С чего начинается работа «тульских мастеров»? (С молитвы.)

- К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику).

- Как называет сказитель таблицу умножения? («Долбица умножения»).

- Какое море омывает Англию в сказе Лескова? («Твердиземное» - Средиземное море).



б) проверка литературных терминов:

Антитеза - противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

Портрет – изображение внешности героя в произведении.

Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.



III. Работа над темой урока

1) Словарная работа

Кислярка – кислое вино

Средственно – средне (не пей мало, не пей много, а пей средственно)

Студинг- пудинг

Публицейские – публичные и полицейские

Клеветон – фельетон и клевета

АриХметика

Пользительнее

Полусонник – сонник

Правотцы – праотцы

Потомцы – потомки

Грандеву – рандеву (встреча)

Обегаете – избегаете

Ногавки – носки

Плисовая пальма – флисовое пальто

Бойло – побои

Долбица умножения – таблица

Стирабельная дощечка

Цыфири – цыфры,

Твердиземное море

Буфта

Парей – пари

Преламут

Пубель


- Зачем Лескову потребовалось вводить в повествование такие искажённые слова? (Чтобы образ рассказчика был более достоверным, а также чтобы создать мористический эффект).

Юмор (англ. Humour–нрав, настроение)–изображение героев в смешном виде.

Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор – смех весёлый, доброжелательный.

Ирония ( гр. Eironeia–притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение: «Он даёт знать, что само появление такого ученика –редчайший праздник для нашего класса и лично для него...».



2) Беседа

- Куда отправили Левшу и зачем?

- Был ли Левша тщеславным? (нет, его имени даже нет на блохе)

- Что восхитило англичан в Левше и чему они удивились? (мастерство Левши восхитило англичан, но удивило их то, что он нигде ничему не учился).

- Что за границей произвело на Левшу особое впечатление? (Хозяйственные порядки. Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением и живут в сытости).

- Почему Левша вдруг стал «беспокойно скучать» и «затосковал»? (При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за оружием. Они не чистят дульные каналы кирпичом, как в России. Это важная военная информация, и Левша стремится домой).

- Почему Левша отказывается остаться в Англии? Найдите в тексте ответы на вопрос. (Учащиеся находят цитаты. Глава 15).

- Что для него Родина, что вкладывает Левша в понятие «Отечество»? (Прежде всего, это дом и семья. Родина для него - это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине - отказаться от веры, что для русского человека всегда было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Левша стремится служить своему Отечеству делами).

- Как сложилась судьба Левши по приезде в Петербург? (Мастер, прославивший Россию за рубежом, оказывается никому не нужным на родине. Смерть его трагична, но неизбежна. Никто не помог Левше, никто, даже Платов, который знал, что Левша в больнице для умирающих, не сдвинулся с места. Талантливый человек оказался никому не нужен, потому что он «неведомого сословия»).

- Как умирает Левша? Зачитайте его последние слова. (Учащиеся находят в тексте эпизод «смерть Левши» и зачитывают. Гл. 19 со слов «Но только когда Мартын Сольский приехал...» даже перед смертью простой русский мастер думает не о себе, а о своём отечестве).

- Какие чувства вызвал у вас рассказ о судьбе Левши? (Левша вызывает чувство гордости, но и чувство жалости, чувство боли. Жизнь его полна драматизма, а финал трагичен. Горестная судьба героя, а его имя обречено на забвение).

- Из общего стиля повествования "выбивается" 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью? (это наша история; это наши таланты; это эпос, и притом с очень " человечкиной душой").


Игра «Рассыпанные открытки». 
Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность их.

  1. «Англичане дарят русскому императору блоху»

  2. «Николай Павлович посылает Платова в Тулу»

  3. «Работа тульских мастеров»

  4. «Левша на царском приеме»

  5. «Левша в Англии»

  6. «Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»


Работа с таблицей

Наблюдения за языком сказа:

«Использование лексики и фразеологии других стилей:

просторечия

устаревшие слова

заимствованные слова

фразеологические обороты, характерные для устной речи

дерябнул, приноровлено, откудова,

отопрусь, пустяковина,

шабаш

карета,

извозчики

ажидация, плезирная, форейтор,

цейгаузы

дать маху,

как снег на голову






Вывод

В сказе «Левша» широко используется лексика разговорного стиля, что объясняется жанровыми особенностями произведения.

Синтаксические конструкции, которые используются в сказе, характерны для разговорного стиля: здесь много неполных предложений, частиц, обращений, междометий, вводных слои, лексических инверсий. Все это создаёт: иллюзию отсутствия предварительного обдумывания высказывания, которое свойственно устной речи.

Автор прибегает к самым различным средствам художественной выразительности, но отдаёт предпочтение, которые присущи устному народному творчеству



Чтение сказа до конца.



IV. Подведение итогов

Кроссворд. 

1) По какой книге изучал Левша грамоту в России?

2) От чего отказался Левша, не захотев знакомиться с английской девушкой?

3) Какой науки не знал Левша совсем?

4) Кто сопровождал Левшу в Англию?

5) Где поселился Левша в Англии?

6) В какой город Англии привезли Левшу?

7) Кому обещали посылать деньги англичане, если бы Левша остался у них?

8) Что предложили английские мастера Левше, чтобы он, оставшись в Англии, стал удивительным мастером?

9) Что обещали английские мастера показать Левше в Англии?

10) Каким путем вернулся Левша в Россию?



11) Какое чувство свойственно героям Лескова: Левше, Платову, государю Николаю Павловичу?



V. Домашние задание

Прочитать стр. 263-268


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!