Урок 43. Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»
Цели: учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания); обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, учебник
Класс: 6
Учитель: Цымбалюк Т.А.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1) Беседа по биографии Н.С.Лескова
2) Беседа по 1-16 главам сказа «Левша»
Мы с вами прочитали сказ Лескова “Левша”, прежде чем объявить тему урока, мы повторим пройденный материал: проведём конкурс на внимательного читателя и тестирование по литературным терминам.
а) Конкурс на внимательного читателя.
- С какой буквы автор пишет «Левша»? (со строчной буквы).
- С чего начинается работа «тульских мастеров»? (С молитвы.)
- К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику).
- Как называет сказитель таблицу умножения? («Долбица умножения»).
- Какое море омывает Англию в сказе Лескова? («Твердиземное» - Средиземное море).
б) проверка литературных терминов:
Антитеза - противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
III. Работа над темой урока
1) Словарная работа
Кислярка – кислое вино
Средственно – средне (не пей мало, не пей много, а пей средственно)
Студинг- пудинг
Публицейские – публичные и полицейские
Клеветон – фельетон и клевета
АриХметика
Пользительнее
Полусонник – сонник
Правотцы – праотцы
Потомцы – потомки
Грандеву – рандеву (встреча)
Обегаете – избегаете
Ногавки – носки
Плисовая пальма – флисовое пальто
Бойло – побои
Долбица умножения – таблица
Стирабельная дощечка
Цыфири – цыфры,
Твердиземное море
Буфта
Парей – пари
Преламут
Пубель
- Зачем Лескову потребовалось вводить в повествование такие искажённые слова? (Чтобы образ рассказчика был более достоверным, а также чтобы создать мористический эффект).
Юмор (англ. Humour–нрав, настроение)–изображение героев в смешном виде.
Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор – смех весёлый, доброжелательный.
Ирония ( гр. Eironeia–притворство, насмешка) – выражение насмешки.
Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение: «Он даёт знать, что само появление такого ученика –редчайший праздник для нашего класса и лично для него...».
2) Беседа
- Куда отправили Левшу и зачем?
- Был ли Левша тщеславным? (нет, его имени даже нет на блохе)
- Что восхитило англичан в Левше и чему они удивились? (мастерство Левши восхитило англичан, но удивило их то, что он нигде ничему не учился).
- Что за границей произвело на Левшу особое впечатление? (Хозяйственные порядки. Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением и живут в сытости).
- Почему Левша вдруг стал «беспокойно скучать» и «затосковал»? (При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за оружием. Они не чистят дульные каналы кирпичом, как в России. Это важная военная информация, и Левша стремится домой).
- Почему Левша отказывается остаться в Англии? Найдите в тексте ответы на вопрос. (Учащиеся находят цитаты. Глава 15).
- Что для него Родина, что вкладывает Левша в понятие «Отечество»? (Прежде всего, это дом и семья. Родина для него - это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине - отказаться от веры, что для русского человека всегда было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Левша стремится служить своему Отечеству делами).
- Как сложилась судьба Левши по приезде в Петербург? (Мастер, прославивший Россию за рубежом, оказывается никому не нужным на родине. Смерть его трагична, но неизбежна. Никто не помог Левше, никто, даже Платов, который знал, что Левша в больнице для умирающих, не сдвинулся с места. Талантливый человек оказался никому не нужен, потому что он «неведомого сословия»).
- Как умирает Левша? Зачитайте его последние слова. (Учащиеся находят в тексте эпизод «смерть Левши» и зачитывают. Гл. 19 со слов «Но только когда Мартын Сольский приехал...» даже перед смертью простой русский мастер думает не о себе, а о своём отечестве).
- Какие чувства вызвал у вас рассказ о судьбе Левши? (Левша вызывает чувство гордости, но и чувство жалости, чувство боли. Жизнь его полна драматизма, а финал трагичен. Горестная судьба героя, а его имя обречено на забвение).
- Из общего стиля повествования "выбивается" 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью? (это наша история; это наши таланты; это эпос, и притом с очень " человечкиной душой").
Игра «Рассыпанные открытки».
Перед вами иллюстрации, на которых изображены основные эпизоды из произведения. Восстановите сюжетную последовательность их.
«Англичане дарят русскому императору блоху»
«Николай Павлович посылает Платова в Тулу»
«Работа тульских мастеров»
«Левша на царском приеме»
«Левша в Англии»
«Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»
Работа с таблицей
Наблюдения за языком сказа:
«Использование лексики и фразеологии других стилей:
просторечия | устаревшие слова | заимствованные слова | фразеологические обороты, характерные для устной речи |
дерябнул, приноровлено, откудова, отопрусь, пустяковина, шабаш | карета, извозчики | ажидация, плезирная, форейтор, цейгаузы | дать маху, как снег на голову |
Вывод
В сказе «Левша» широко используется лексика разговорного стиля, что объясняется жанровыми особенностями произведения.
Синтаксические конструкции, которые используются в сказе, характерны для разговорного стиля: здесь много неполных предложений, частиц, обращений, междометий, вводных слои, лексических инверсий. Все это создаёт: иллюзию отсутствия предварительного обдумывания высказывания, которое свойственно устной речи.
Автор прибегает к самым различным средствам художественной выразительности, но отдаёт предпочтение, которые присущи устному народному творчеству
Чтение сказа до конца.
IV. Подведение итогов
Кроссворд.
1) По какой книге изучал Левша грамоту в России?
2) От чего отказался Левша, не захотев знакомиться с английской девушкой?
3) Какой науки не знал Левша совсем?
4) Кто сопровождал Левшу в Англию?
5) Где поселился Левша в Англии?
6) В какой город Англии привезли Левшу?
7) Кому обещали посылать деньги англичане, если бы Левша остался у них?
8) Что предложили английские мастера Левше, чтобы он, оставшись в Англии, стал удивительным мастером?
9) Что обещали английские мастера показать Левше в Англии?
10) Каким путем вернулся Левша в Россию?
11) Какое чувство свойственно героям Лескова: Левше, Платову, государю Николаю Павловичу?
V. Домашние задание
Прочитать стр. 263-268