СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности художественного очерка на примере очерков К.Г.Паустовского «Обычная земля» и «Бескорыстие»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок бал опробирован на эксперементальной площадке Гимназии №3 городя Ярославля как урок, выполненный в технологии проблемного диалога.

Просмотр содержимого документа
««Особенности художественного очерка на примере очерков К.Г.Паустовского «Обычная земля» и «Бескорыстие»»

Конспект урока литературы в 5 классе на тему:

«Особенности художественного очерка на примере очерков К.Г.Паустовского «Обычная земля» и «Бескорыстие»

в технологии проблемного диалога с элементами практикума по написанию очерка



Цель: подготовить учащихся к написанию литературного очерка на основе выявленных особенностей очерка как жанра (на примере путевых очерков К.Г.Паустовского «Мещерская сторона»).

Задачи:

1. Дать представление о сущности жанра «очерк»*.

2. Дать необходимый набор творческих приемов для создания собственного очерка*.



Условные обозначения:

* красным цветом выделены вопросы и задания, направленные на достижение 1-й задачи

* синим цветом выделены вопросы и задания, направленные на достижение 2-й задачи урока

* зеленым цветом выделены моменты урока, отражающие особенности технологии проблемного диалога.



1. Актуализация и мотивация:*

- Мы с вами недавно завершили изучение жанра новеллы, и вы попробовали себя в качестве новеллистов, рассказчиков. Лучшие рассказы представлены в нашем периодическом проекте: http://tatjana-kalinina5.wixsite.com/klass2. Надеюсь, вы прочитали, какую высокую оценку вашей работе дали наши эксперты. Однако не все могут найти свое имя среди опубликованных работ. Но не расстраивайтесь, скоро у вас еще появится такой шанс – ведь мы уже готовимся к следующему выпуску! Думаю, вы догадываетесь, в каком жанре вы сможете себя попробовать теперь?

- В жанре очерка.

- Какие очерки вы знаете?

Формулировка и запись темы на доске.

- Мы сталкиваемся с этим жанром впервые. Можете ли вы дать ему определение? Что это за жанр?

- … (ответы учеников).

2. Целеполагание. Проблемный диалог.

- Устраивает ли вас такой ответ? Как можно выяснить правильный ответ? Можно ли получить его в результате самостоятельного исследования?

- … (ответы учеников).

- Итак, мы будем сами исследовать жанр очерка. Какую цель мы поставим на этот урок?

- … (ответы учеников). Вывод цели №1 на доску.

- Достаточно ли просто определить жанр, чтобы создать собственное произведение? Какая дополнительная цель будет у нашего урока?

- … (ответы учеников). Вывод цели №2 на доску.

3. Исследование. Подводящий диалог с элементами проблемного диалога. Творческие задания.

- Итак, очерк (Создание опорного конспекта – элемент «очерк»). Некоторые из вас получили индивидуальное задание и соотнесли содержание произведений с музыкой, а остальные создавали иллюстрацию. Посмотрим, что у нас получилось…

- Д/з (демонстрация презентации – домашнее творческое задание: сведение в форму презентации иллюстраций, выполненных учениками и музыки, подобранной по индивидуальному заданию).

- (Илья), объясни, почему ты выбрал такую музыку?

-… (ответ ученика – домашнее творческое задание: подбор музыкального сопровождения).

- Можно ли передать словами музыкальность? Какой литературный прием лежит в основе этого?

- Звукопись. (Ритмизация – надо подводить, так как этот прием не изучался ранее).

- (Создание опорного конспекта – элемент «музыкальность, звукопись, ритмизация»). Найдите примеры звукописи в текстах Паустовского.

-… (ответы учеников).

- Поскольку нам тоже нужно научиться писать очерк, давайте попробуем описать сосну, которую вы всем классом сажали, используя прием звукописи.

-… (ответы учеников – творческое задание - элемент практикума).

- Как вам кажется, а ваши иллюстрации отражают то, что написал автор очерков словами? Как вам удалось передать красками содержание литературного текста?

-… (ответы учеников).

- Обратите внимание на жанр ваших картин. Что это за жанр?

- Пейзаж. (Создание опорного конспекта – элемент «Пейзаж, изобразительность»)

- Какие существенные признаки жанра удалось нам выявить?

- Очерк обладаем музыкальностью и изобразительностью.

- Но только ли этим? Дома вы должны были исследовать, на какие органы чувств воздействуют очерки Паустовского?

- (ответ группы с примерами и комментариями). (Создание опорного конспекта – элемент «органы чувств»).

- Что нам нужно учесть при написании очерка? Попробуйте описать сосну так, чтобы ваше описание воздействовало на все органы чувств.

-… (ответы учеников – творческое задание – элемент практикума).

- Но ведь есть и собственно литературные художественные средства создания образов. Дима попробовал дома найти их в тестах.

-… (ответ ученика – домашнее творческое задание: поиск тропов и других изобразительно-выразительных средств в очерках Паустовского).

- Как одним словом назвать разнообразные выразительно-художественные средства, которые нашел Дима?

(Создание опорного конспекта – элемент «тропы»). Попробуем создать тропы сами: первый ряд опишет сосенку через сравнение, второй создаст красивые и выразительные эпитеты, а третий попробует поработать с олицетворением или метафорой.

-… (ответы учеников – творческое задание – элемент практикума).

- Сейчас вам придется решить небольшой ребус: (ответ ученика – домашнее творческое задание: подборка фотографий с необычным ракурсом, среди которых одна фотография не имеет связи с текстом, остальные – отражают особенности текста, например, являются пейзажными фотографиями). Как вам кажется, что объединяет эти фотографии? Какая фотография лишняя? Какую связь вы видите с прочитанными произведениями Паустовского?

-… (ответы учеников).

(Создание опорного конспекта – элемент «необычный ракурс»).

- Сам автор видит подобное отражение реальности у известного русского художника. Давайте, посмотрим, в чем схожесть творчества Левитана и Паустовского.

-… (ответ ученика – домашнее творческое задание: подбор анализ картины Левитана, соответствующей текстам Паустовского).

- В чем необычность ракурса Паустовского?

-… (ответы учеников).

- Попробуйте и вы создать свой необычный ракурс: опишите сосну или ее появление на территории гимназии с точки зрения самих себя – пятиклассников, которые ее сажали (1 ряд), с точки зрения муравья или другого насекомого, который живет рядом (2 ряд) и с точки зрения выпускника, который посадил эту сосну, когда только поступил в гимназию).

-… (ответы учеников).

- Почему отрывки получились такими разными? В чем секрет «необычного ракурса»?

-… (ответы учеников).

- Значит, все зависит от повествователя? От какого лица говорит повествователь «Мещерской стороны»?

-… (ответы учеников).

(Создание опорного конспекта – элемент «я-повествование»).

- Еще одно индивидуальное задание касалось биографии писателя. Нам с ребятами интересно узнать, как связана Мещерская сторона с жизнью Паустовского? Отражает ли его творчество реальность или является вымыслом? Совпадает ли повествователь очерков с самим автором?

-… (ответы учеников – домашнее творческое задание: анализ биографии писателя с определением влияния биографии на творчество).

- Мне кажется, мы уже можем дать какие-то определенные характеристики жанра очерка: чем он похож и чем отличается от рассказа, сказки, новеллы, других известных вам жанров?

-… (ответы учеников).

- Какой род литературы интересуется чувствами, эмоциями и мыслями человека?

- Лирика.

- Значит, очерк не вполне эпический жанр. У него есть такая особенность, как вторжение лирического начала, когда автор пропускает все, что он описывает, через свои чувства, передает свои эмоции (можно попробовать получить эту формулировку от детей).

(Создание опорного конспекта – элемент «лирика»).

Попробуйте превратить следующие предложения в предложения с лирическим содержанием. Не забудьте, что в создании лирически ориентированного текста очень помогает я-повествование:

Мусор раскидан около дома.

На месте леса построили супермаркет.

Сосну, посаженную гимназистами, сломали.

-… (ответы учеников).

- Почему я дала вам такие предложения? Что у них общего?

- Тема.

- А где обычно можно найти в тексте тему?

- в заголовке.

- Давайте обратим внимание на заглавие заключительного очерка? Как вы его понимаете?

-… (ответы учеников).

- Интересен ли заголовок Паустовского? Почему? Должны ли мы хорошо обдумать, как назвать свой очерк?

… (ответы учеников). (Создание опорного конспекта – элемент «необычный заголовок»).



4. Рефлексия, совмещенная с выполнением контрольных заданий.

Достигнута ли цель урока, которую мы ставили в начале?

Можем ли мы ответить на вопрос, что такое очерк? Давайте это проверим. Вставьте недостающие слова в предложение:

Очерк – это малый _________________ жанр (эпический, лиро-эпический, лирический) с ярко выраженным ___________________ началом (эпическим, лиро-эпическим, лирическим), поскольку в очерке преобладает повествование от ___________ лица (1-го, 2-го, 3-го).

Задача художественного очерка – привлечь внимание к актуальным ______________ темам (общественно-значимым, экономическим, научным) и воздействовать на читателя через всё многообразие _____________________ (музыкальных, изобразительно-выразительных, живописных) художественных средств, к которым, в частности, относятся: _________________________________ (звукопись, ритмизация прозаического повествования, тропы).

Верный ответ:

Очерк – это малый эпический жанр с ярко выраженным лирическим началом, поскольку в очерке преобладает повествование от 1-го лица.

Задача художественного очерка – привлечь внимание к актуальным общественно-значимым темам и воздействовать на читателя через все многообразие изобразительно-выразительных художественных средств, к которым, в частности, относятся: звукопись, ритмизация прозаического повествования, тропы.



Давайте теперь проверим на практике, можете ли вы определить жанр очерка. Посмотрите, что перед вами – очерк или нет:



Сосна

Перед нами сосна. Она появилась недавно. Ее посадили ученики гимназии. Сосна небольшая. Она растет перед окнами гимназии. Здесь гуляют люди, ходят школьники. Сосна нужна, чтобы воздух был чище. Еще она что-то значит для детей. Они будут ухаживать за ней, пока учатся здесь, а может и позже.

(Ответы учеников)

Можем ли мы создать очерк? Очень надеюсь, что у многих из вас это получится.

5. Творческое и дифференцированное домашнее задание:

Вы можете

  1. создать очерк на основе текста «Сосна»

или

  1. сочинить свой очерк без опоры на текст

но обязательно прислушайтесь к тем советам, которые мы сегодня записали, загляните в опорный конспект. Желаю вам успеха в создании своего уникального и выразительного очерка. Жду ваши работы в третий выпуск «Классной газеты»: http://tatjana-kalinina5.wixsite.com/klass2/anons .

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №1:

Очерк – это малый 1________________ жанр с ярко выраженным 2___________________ началом, поскольку в очерке преобладает повествование от 3_________лица. Очерк опирается на 4___________ события.

Задача художественного очерка – привлечь внимание к актуальным 5________________ темам и воздействовать на читателя через всё многообразие 6__________________ художественных средств, к которым, в частности, относятся: 7__________________________________.



Выбрать правильный ответ в определение «Очерк»:

  1. А. эпический Б. лиро-эпический В. лирический

  2. А. эпическим Б. лиро-эпическим В. лирическим

  3. А.1-го Б. 2-го В. 3-го

  4. А. гипотетические Б. вымышленные В. реальные

  5. А. общественно-значимы Б. экономическим В. научным

  6. А. музыкальных Б. изобразительно-выразительных В. живописных

  7. А. звукопись Б. ритмизация прозаического повествования В. тропы

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №2:

Очерк

Очерк - это малый эпический жанр с ярко выраженным лирическим началом, поскольку в очерке преобладает повествование от 1-го лица.

Задача художественного очерка – привлечь внимание к актуальным общественно-значимым темам и воздействовать на читателя через все многообразие изобразительно-выразительных художественных средств, к которым, в частности, относятся: звукопись, ритмизация прозаического повествования, тропы.

Творческое домашнее задание на выбор:

  1. создать очерк на основе текста «Сосна»:

Перед нами сосна. Она появилась недавно. Ее посадили ученики гимназии. Сосна небольшая. Она растет перед окнами гимназии. Здесь гуляют люди, ходят школьники. Сосна нужна, чтобы воздух был чище. Еще она что-то значит для детей. Они будут ухаживать за ней, пока учатся здесь, а может и позже.

  1. сочинить свой очерк без опоры на текст.

Жду ваши работы в третий выпуск «Классной газеты»: http://tatjana-kalinina5.wixsite.com/klass2/anons .



Опорный конспект


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!