СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности художественного стиля О. Н. Гуссаковской на примере произведений « Лесная свирель» и «Вечер первого снега»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена методике проведения уроков по творчеству О.Н.Гуссаковской и  представляет собой цикл, состоящий из трех уроков, призванных рассмотреть особенности языка автора и продолжить работу над анализом художественных текстов.

Настоящую методическую разработку можно использовать школьным учителям при изучении  творчества писателей и поэтов Костромы и Костромской области в курсе «Литературу родного края», может быть использована на уроках литературы и частично – истории.

Несмотря на то, что  в школьном курсе изучения предмета   выделяется лишь семнадцать часов в год, данный курс регионального компонента актуален и  соответствует веяниям сегодняшнего дня. Он способствует повышению в обществе интереса к культурной истории страны и родного края; возрождению  духовных традиций малой родины; формированию уважения к ценностям костромской культуры. К землякам, так как в произведениях поднимаются такие актуальные проблемы, как проблема взаимоотношения родителей и детей; проблема смысла жизни и роли любви в жизни человека.

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений Костромской области. 

Практический опыт проведения этих уроков показал заинтересованность учащихся в изучении произведений О.Н.Гуссаковской, повышение уровня знаний учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности художественного стиля О. Н. Гуссаковской на примере произведений « Лесная свирель» и «Вечер первого снега»»

Конкурс педагогического мастерства – 2016

Номинация

«Лучшая методическая разработка»


«ЗАВЕРЯЮ»

Директор МБОУ «СОШ № 7»

Шабалкина Н.В.____________




Номинация: Лучшая методическая разработка



Тема: Особенности художественного стиля О. Н. Гуссаковской на примере произведений « Лесная свирель» и «Вечер первого снега»










Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 7»

Смирнова Анна Александровна












Кострома, 2016




АННОТАЦИЯ


Данная работа посвящена методике проведения уроков по творчеству О.Н.Гуссаковской и представляет собой цикл, состоящий из трех уроков, призванных рассмотреть особенности языка автора и продолжить работу над анализом художественных текстов.

Настоящую методическую разработку можно использовать школьным учителям при изучении творчества писателей и поэтов Костромы и Костромской области в курсе «Литературу родного края», может быть использована на уроках литературы и частично – истории.

Несмотря на то, что в школьном курсе изучения предмета выделяется лишь семнадцать часов в год, данный курс регионального компонента актуален и соответствует веяниям сегодняшнего дня. Он способствует повышению в обществе интереса к культурной истории страны и родного края; возрождению духовных традиций малой родины; формированию уважения к ценностям костромской культуры. К землякам, так как в произведениях поднимаются такие актуальные проблемы, как проблема взаимоотношения родителей и детей; проблема смысла жизни и роли любви в жизни человека.

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений Костромской области.

Практический опыт проведения этих уроков показал заинтересованность учащихся в изучении произведений О.Н.Гуссаковской, повышение уровня знаний учащихся.

























СОДЕРЖАНИЕ




Введение……………………………………………………………………..4

Основная часть………………………………………………………………6

    1. Методическая разработка урока по теме: Взаимоотношения отца и сына по произведению О.Н. Гуссаковской «Лесная свирель»………7

    2. Методическая разработка урока по теме: Любовные взаимоотношения по произведению О.Н. Гуссаковской « Вечер первого снега»………………………………………………………………………12

    3. Методическая разработка урока - практикума по теме: пример анализа отрывка из художественных произведений О.Н.Гуссаковской для выявления особенностей языка писательницы…………………...17

Заключение…………………………………………………………………21

Список использованных источников……………………………………23

Приложения 1………………………………………………………………24

Приложение 2………………………………………………………………25

Приложение 3………………………………………………………………26

Приложение 4………………………………………………………………28

Приложение 5………………………………………………………………30

Приложение 6………………………………………………………………31













ВВЕДЕНИЕ


Назначение регионального компонента по ФГОС — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся школ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, сориентироваться в литературно-художественном богатстве Костромского края.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Всем этим требованиям и отвечает курс «Литература родного края» и учебная хрестоматия костромского ученого Ю.В. Лебедева.

Проблема преподавания курса заключается в отсутствии методических разработок по теме и дидактического материала в открытом доступе. Каждый учитель создает свою «копилку» материалов, основываясь на произведениях в учебной хрестоматии и сведениях в сети Интернет о биографии писателей и поэтов Костромы и области. Учебное пособие по курсу выпущено в 2002 году, новых учебных пособий не выпускают.

Данный курс взаимодействует с такими курсами школьной программы как «История родного края», «Истоки», поскольку в них затронуты проблемы актуальные для Костромской области.

Прослеживается связь регионального курса с курсом «Литература » федерального компонента в жанровой специфике произведений, их проблематике.

Данная методическая разработка состоит, как указывалось выше, из трех уроков по творчеству костромской писательницы Ольги Николаевны Гуссаковской, на которых происходит знакомство восьмиклассников не столько с биографией писательницы, сколько с содержательной стороной ее произведений и языком выбранных текстов.

Зачастую в школьном курсе изучения литературы не уделяется должного внимания литературному анализу, и тем более его почти нет при изучении произведений костромских авторов. А между тем анализ текстов даст представление школьникам о быте и нравах костромичей и жителей отдельных районов Костромской области, познакомит их с диалектизмами на страницах таких произведений.

Цель методической разработки: представить опят работы по разновидностям анализа на примере произведений Гуссаковской О.Н.

Первый урок по теме: «Взаимоотношения отца и сына по произведению О.Н. Гуссаковской «Лесная свирель»» направлен на анализ образов-персонажей произведения. Я считаю, что именно такой анализ позволит учащимся глубже понять суть противоречий между поколениями в произведении, поскольку такой анализ способствует утверждению взгляда на литературу как на человековедение.

В основу второго урока по теме «Любовные взаимоотношения по рассказу О. Н. Гуссаковской «Вечер первого снега» положен такой анализ, как проблемно-тематический, в ходе которого учащимся необходимо ответить на вопрос: что может вернуть смысл жизни отчаявшемуся человеку? В заглавии темы урока косвенно дается ответ на данный вопрос («Тема любви в рассказе О.Н. Гусаковской «Вечер первого снега»).

Заключительный урок посвящен более подробному анализу выбранного эпизода, где непосредственно обращается внимание школьников на лексические, синтаксические и семантические особенности текста. Для этого разработан план разбора, включающий и композиционные, стилистические особенности, поскольку чтение и анализ художественных произведений - важнейшее средство литературного развития школьников.

Задачи, которые необходимо решить в процессе подачи информации на уроках по данной тематике:

  • Обучающая: умение работать с языковым материалом текстов, творческое воображение.

  • Развивающая: развивать монологическую речь учеников, формировать умение высказывать собственную точку зрения; развивать эстетические чувства учащихся средствами языка произведения.

  • Воспитывающая:  продолжить работу по воспитанию любви к родному краю.











ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Данная методическая разработка состоит из трех уроков. Последовательность изучения произведений Гуссаковской продиктована структурой учебной хрестоматии Ю.В. Лебедева. Выбор самих произведений не случаен, поскольку в пейзажных зарисовках рассказов автора представлены красоты Костромского края, а также ярко прослеживается мировосприятие писательницы; отражены основные веяния того времени.

Этот раздел следует за уроками, посвященными творчеству В.В.Пашина, и вместе они составляют цикл произведений костромских писателей XX века. Произведения Пашина и Гуссаковской схожи тематикой и проблемами, актуальными в данных период исторического развития страны.

На данную тему в региональном компоненте отводится три часа.

Первые два урока по своему типу являются уроками «Объяснения нового материала» На них используются презентации для лучшего восприятия материала школьниками.

Для подробного языкового анализа не случайно выбрано именно произведение «Вечер первого снега», поскольку именно в нем много языкового материала для анализа. На предыдущих уроках уже поднимались вопросы анализа. Следует отметить и тот факт, что третий рок представляет собой урок-практикум, где школьники показывают свои знания по содержанию произведения, языковым средствам русского языка, умению обобщать и систематизировать материал. Исходный продукт такого урока –таблица с подробным анализом отрывка.

В приложении содержится:

- план литературного анализа персонажа.

- наглядный материал по средствам художественной выразительности.

- отрывок из текста писательницы, который дан для анализа.

- план анализа отрывка из художественного произведения.

- таблица с анализом отрывка.















1.1.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦА И СЫНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ О.Н. ГУССАКОВСКОЙ «ЛЕСНАЯ СВИРЕЛЬ»


тема

Взаимоотношения отца и сына по произведению О.Н. Гуссаковской «Лесная свирель»

цель

Познакомить с биографией писательницы. Раскрыть суть литературного анализа образов и героев произведения. Вскрыть причины непонимания между поколениями в одной семье.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание произведения, уметь определять тему, выделять проблему. Уметь анализировать и сопоставлять образы.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и поступками

Уметь определять и формулировать цель урока; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Точно и ясно выражать мысли. Оценивать свою и чужую речь. Строить продуктивное речевое высказывание. Участвовать в полемике по прочитанному. Принимать другую точку зрения и аргументировать свою.

Извлекать фактуальную информацию из текста произведения. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Находить ответы на вопросы, используя личный опыт, текст произведения и информацию, полученную на уроках.

Основные понятия

Литературный анализ. Образ и герой произведения. Сюжет. Диалектизм. Просторечия. Прямой порядок слов.

ресурсы

Хрестоматия, литературоведческий словарь, презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Организация пространства

Работа индивидуальная, фронтальная, групповая.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

результаты

1.Самоопределение к деятельности. Цель. Включение в деятельность.

Приветствие. Включение в деятельность – задание – на каких ценностях, по вашему мнению, должны строиться отношения в семье между сыном и отцом? На чем должно быть основано общение между родителями и их детьми?

Высказывают свои предположения по заданному вопросу с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс. Коммуникативные УУД: Строить продуктивное речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

2.Актуализация знаний. Цель- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Литературоведческая разминка: вспомнить понятия: сюжет, образ и герой, литературный анализ, эпитет, метафора, прямой порядок слов, диалектизм, просторечия и т.д.

Проверка д.з.: читательский дневник.

Слово учителя, посвященное биографии писательницы. Презентация. Приложение 1.

Приведите примеры опираясь на ранее изученные произведения.


Учитель читает определения, учащиеся проговаривают термины к ним.


Слушают. Записывают основное в тетрадь и читательский дневник.




Коммуникативные УУД: . Строить продуктивное речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


3. постановка учебной задачи. Цель - формулирование темы урока.

Посмотрите на доску и попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Презентация. Слайд 1.



Предполагают, что мы на уроке затронем тему внутрисемейных отношений отца и сына. Мужа и жены, матери и ребенка на примере прочитанного дома произведения «Лесная свирель»

Познавательные УУД: умения делать выводы и обобщать материал; вычленять главное из потока информации.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Самостоятельно делать выводы.

4. «открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом. Цель - отработать навык литературного анализа, познакомить с разновидностями анализа.

Работа по содержанию рассказа.

-Главные герои рассказа?

- Вспомните , как начинается повествование?

- Как оно соотносится с проблемой непонимания между близкими людьми?

- В чем, по вашему мнению, заключается смысл жизни жены главного героя?

Подтвердите цитатами из текста

















-какие отношения у отца и сына?

- Какое событие в рассказе является переломным моментов в их взаимоотношениях? И почему?

- сделайте частичный анализ отрывка: лексический и синтаксический.










- Зачем Саныч рвется спасать корову даже ценой своей жизни?





- считаете ли вы его поступок благородным? И почему?

- Сталкивались ли вы в своей жизни с проблемой, которая поднята Гуссаковской в рассказе? Актуальна ли она в наши дни?



- какой бы совет вы дали героям, чтобы решить их разногласия?






Работа с раздаточным материалом, схемой разбора. Приложение 2.

- Давайте поэтапно разберем каждый пункт плана. Какие мы, по вашему мнению, пункты можем опустить и почему?






Отвечают на вопросы.

Читают отрывок. Саныч и его сын.

Рассказ начинается с эпизода, в котором жена не пускает мужа в лес.

Не понимает его тяги к природе. Считает его хобби никчемным. Смысл видит в материальном благе. Полна зависти и злобы.

Обсуждение пунктов плана характеристики.

Они не понимают друг друга.

Спасение коровы из трясины. Сын, боясь потерять отца, проявляет интерес к его жизни и переоценивает жизненные приоритеты. Лексика: Сердце упало – фразеологизм. Просторечия – сын-то, осёкся. Синтаксис. Диалог- простые предложения эмоционально окрашенные с деепричастными оборотами. В тексте отрывка сложные с подчинительной связью в основном.

Герой вырос в крестьянской семье, где корова была кормилицей и потеря буренки грозила голодом болезнями. Саныч вырос в среде, где уважение было превыше всего не только друг к другу, но и к природе и животному миру.

Несомненно поступок героя заслуживает уважения! Его отвага спасла жизнь живому существу. Такие моральные ценности героя, как доброта, уважение, защита слабых и нуждающихся – неотъемлемые качества Человека с большой буквы!

Да. Родители зачастую не понимают нас, а мы их. Конечно. да. Меняются интересы, увлечения, поэтому нам и сложно принять мнение взрослых за единственно правильное.

Прислушиваться к чужому мнению. Проявить интерес к тому, чем занят другой член семьи. Поддерживать друг друга в сложных ситуациях. Быть опорой и надеждой для членов своей семьи.

3,13 пункты можно пропустить, поскольку критической статьи по данному рассказу нет. Выявление отношения современников к герою представляется затруднительным, так же как и выявление прототипов героев.


Познавательные УУД: умения делать выводы и обобщать материал; вычленять главное из потока информации. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить в тексте разные виды информации. Выделять основную и дополнительную информацию.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Самостоятельно делать выводы.

Личностные УУД: развитие любви к языку, его богатству и выразительным возможностям.

Коммуникативные УУД:

Формировать навыки речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.













Личностные результаты: формирование понятий о семейных ценностях и взаимоотношениях.

5. закрепление материала. Цель – зафиксировать новые знания.

6. самостоятельная работа по тексту. Цель – тренировать способность к самоконтролю.

Работа в парах.

-начертите, пожалуйста, в тетрадях табличку, состоящую из пунктов плана, чтобы мы смогли проанализировать и сопоставить сразу двух героев рассказа. Саныча - на уроке в парах, его сына-дома. Слайд презентации.

- зачитаем заполненную табличку.

Перечерчивают табличку. Начинают ее сообща заполнять, опираясь на текст произведения и наши выводы.

Работа в парах.

Коммуникативные УУД:

Формировать навыки речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.

Познавательные УУД:

Делать выводы и обобщения. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

7. Итоги урока. Рефлексия. Цель – зафиксировать новое содержание.

- О чем вас заставил задуматься данный рассказ?

- Достигли ли мы в ходе урока поставленной учебной задачи?

- Как вы оцените свою деятельность на данном уроке? Давайте заполним наш «Лист оценки»

Ответы на вопросы. Рассказ заставляет нас задуматься над тем, что часто мы обижаем своих родных без видимой причины. Нужно быть терпимее и спокойнее в общении с ними. Просторечия, фразеологизмы. Эмоционально –окрашенная лексика помогают лучше прочувствовать народные корни главного героя. Пейзажные зарисовки раскрывают перед нами красоты природы. Лирические отступления помогают яснее увидеть противоречия между поколениями и членами одной семьи.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

8. Домашнее задание.

Чтение «Вечер первого снега » О.Н.Гуссаковской.

Подготовить пересказ рассказа.

Индивидуальное задание: Сочинение-рассуждение на тему: Смысл названия произведения. 8-12 предложений.












тема

Любовные взаимоотношения по рассказу О.Н.Гуссаковской «Вечер первого снега».

цель

Раскрыть суть проблемно- тематического литературного анализа произведения. Проследить становление любовных отношений героев рассказа и определить в чем их сложность.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание произведения, уметь определять тему, выделять проблему. Уметь анализировать и сопоставлять поступки героев,

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь и поступками.

Уметь определять и формулировать цель урока; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Точно и ясно выражать мысли. Оценивать свою и чужую речь. Строить продуктивное речевое высказывание. Участвовать в полемике по прочитанному. Принимать другую точку зрения и аргументировать свою.

Извлекать фактуальную информацию из текста произведения. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Находить ответы на вопросы, используя личный опыт, текст произведения и информацию, полученную на уроках.

Основные понятия

Проблемно-тематический анализ, и его суть. Проблема, проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация. Понятие моральных принципов.

ресурсы

Хрестоматия, литературоведческий словарь, презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Организация пространства

Работа индивидуальная, фронтальная, групповая.



1.2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ : ЛЮБОВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПО РАССКАЗУ


О.Н.ГУССАКОВСКОЙ «ВЕЧЕР ПЕРВОГО СНЕГА»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

результаты

1.Самоопределение к деятельности.








Приветствие. Проверка д.з.: индивидуального задание- чтение учащимся своего сочинения-рассуждения.

подробный пересказ текста 1 учеником.

Прежде чем перейдем к теме урока, давайте вспомним, что такое литературный анализ?

- Как бы вы охарактеризовали проблемно-тематический анализ?


Зачитывает сочинения. Заполнение читательского дневника.


Отвечают, опираясь на записи и свои знания.




Включение в учебный процесс. Коммуникативные УУД: Строить продуктивное речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.






2.Актуализация знаний. Цель- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».


Включение в деятельность – задание – что такое любовь? Если бы вам предложили нарисовать это чувство, что бы изобразили?





Строят свои предположения.

Высказывают свои предположения по заданному вопросу с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Записывают основное в читательский дневник и в тетрадь.






Коммуникативные УУД: . Строить продуктивное речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


3. постановка учебной задачи. Цель - формулирование темы урока.

Презентация. Вопросы учителя по тексту:

-Зачем героиня приехала на Колыму?



- как приняли нового библиотекаря в поселке?


- Как вы можете охарактеризовать жителей поселка, описываемых в рассказе?







- Как Александр оказался в больнице?


Отвечают на вопросы.

Приехала по распределению техникума на работу в библиотеку.

- Хорошо. Бабушка пустила к себе пожить.

- Добрые, отзывчивые. Вовка – любил читать. Воспитанный.

Дина Марковна – общительная, сердобольная. Вера Ивановна – добродушная и отзывчивая. Врачи и медсестры быстро привыкли к Наташе. Не прогоняли ее.

- работал в шахте. В результате несчастного случая лишился 1 глаза.

Познавательные УУД: умения делать выводы и обобщать материал; вычленять главное из потока информации.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД: правильно строить высказывания.

4. «открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом. Цель - отработать навык литературного анализа, познакомить с разновидностью анализа.

Презентация.

Учитель дает определение проблемно-тематического анализа и тех понятий, без которых невозможно понять суть этого анализа (проблема, проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.)

Работа по тексту.

- Как вы считаете, любовные отношения каких героев мы будем рассматривать сегодня?

- Верно. Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы:

1. одинакова ли любовь во все времена?

2. Можно ли устать от любви? Для этого давайте обратимся к нашим героям.

- Какими качествами характера должен обладать человек, способный на любовь?





-Найдите эпизод, который может свидетельствовать об этих качествах.







- с помощью каких элементов повествования мы можем судить о чувствах героев?









- почему именно эту проблему затрагивает автор, почему она значима и важна.

- каков взгляд автора на эту проблему?







Записывают в читательский дневник.





- Александра и Натальи.





- доброта, честность, способность к самопожертвованию, бескорыстность, уважение.

Стр. 182 – взаимопомощь.

186- доброта и участие в судьбе Александра

189 – поддержка Александра.





- диалоги(о любви) и монологи героев (Натальи с Верой Ивановной, Натальи и женщиной,приехавшей к Сашку, Натальи и Александра ). Пейзажные зарисовки (стр.188-189 приход весны как ознаменование новой жизни героев).


Многие авторы обращаются к теме любви. Это чувство разнообразно и противоречиво.

Гуссаковская верит в любовь, верит, что она сможет все преодолеть.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений. Самостоятельно делать выводы.

Личностные УУД: развитие любви к языку, его богатству и выразительным возможностям.

Коммуникативные УУД:

Формировать навыки речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.








Познавательные УУД: умения делать выводы и обобщать материал; вычленять главное из потока информации. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить в тексте разные виды информации. Выделять основную и дополнительную информацию.



Личностные результаты: формирование понятий о нравственных ценностях и взаимоотношениях между людьми.

5. закрепление материала. Цель – зафиксировать новые знания.



Найдите ответ на вопрос в тексте: как автор отвечает на вопрос: Одинакова ли любовь во все времена? (проверка. Слайд Презентации 8)

- согласны ли вы с утверждением автора?

Устно.

Монолог Натальи в конце произведения.

Устно. Индивидуальные ответы. Полемика по теме.

Познавательные УУД: умения делать выводы и обобщать материал; вычленять главное из потока информации.

Коммуникативные УУД:

Формировать навыки речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.

6. самостоятельная работа по тексту. Цель – тренировать способность к самоконтролю.

- постарайтесь на основе произведения, доказать мысль о том, что от любви устать невозможно. Письменно 5-7 предложений

Письменно.

Познавательные УУД:

Делать выводы и обобщения. Осуществлять самоконтроль и самооценку. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

7. Итоги урока. Рефлексия. Цель – зафиксировать новое содержание.

- решили ли мы проблемы, которые определили в начале урока?

- Достигли ли мы в ходе урока поставленной учебной задачи?

- Как вы оцените свою деятельность на данном уроке?

Ответы на вопросы.

Любовь одинакова во все времена, вне зависимости от социального положения, половой принадлежности, умственного развития и других факторов. Главное верить в любовь, уметь влюбляться, любить. Быть честными друг с другом и открытыми.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

8. Домашнее задание.

Перечитайте произведение «Вечер первого снега». Повторите средства художественной выразительности.

Записывают в дневники.





















1.3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - ПРАКТИКУМА ПО ТЕМЕ: ПРИМЕР АНАЛИЗА ОТРЫВКА ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О.Н.ГУССАКОВСКОЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКА ПИСАТЕЛЬНИЦЫ


тема

Особенности языка О.Н.Гуссаковской на примере рассказа « Вечер первого снега».

цель

Выявить особенности языка писательницы, проанализировав отрывок из ее произведенеия

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание произведения, уметь определять тему, выделять проблему. Уметь анализировать стилистические, лексические, синтаксические особенности произведения.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь.

Уметь определять и формулировать цель урока; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Точно и ясно выражать мысли. Оценивать свою и чужую речь. Строить продуктивное речевое высказывание. Участвовать в полемике по прочитанному. Принимать другую точку зрения и аргументировать свою.

Извлекать фактуальную информацию из текста произведения. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Находить ответы на вопросы, используя личный опыт, текст произведения и информацию, полученную на уроках.

Основные понятия

Отрывок произведения. План анализа отрывка произведения. Средства художественной выразительности.

ресурсы

Хрестоматия, литературоведческий словарь, раздаточный материал

Тип урока

Комбинированный. Урок-практикум.

Организация пространства

Работа фронтальная, групповая.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности. Цель. Включение в деятельность.






Включить в ритм работы.

Сообщить цели и задачи урока.

Цель: Изучить особенности языка О.Н.Гуссаковской.

Задачи: 1. Изучить план разбора.

2. опираясь на план разбора выявить особенности языка.

3. обобщить полученные знания.

Мотивировать учебную деятельность.

Работа в парах над таблицей.

Конечный продукт – таблица с основными особенностями лексического, синтаксического, семантического анализа.

Готовятся к работе.

опорные слова записывают в тетрадь.

Личностные УУД: самоопределение;

Регулятивные УУД: целеполагание; Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний. Цель- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».




Проверка д.з. основные средства художественной выразительности. Приложение 2.





- дайте определение «эпизода произведения».

Работа с читательским дневником и литературоведческим словарем. Ответы с примерами из текстов других авторов. Фронтальный опрос.





- Эпизод — это часть художественного произведения, которая воспринимается зрителем, слушателем как относительно самостоятельный и завершённый отрывок.

Личностные УУД: оценивание своего знания по теме

Познавательные УУД:
анализ слова с целью создания картины мира писателей.

3. постановка учебной задачи. Цель - формулирование темы урока.







Раздать план анализа и таблицу для заполнения.

Создать проблемную ситуацию: каким образом осуществить анализ эпизода?


Читают текст. Подчеркивают опорную лексику .


Регулятивные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить письменное речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

умение слушать товарища и корректно оценивать его работу.

Личностные УУД:

Определение и формулирование собственного мнения,


4. «открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом. Цель - отработать навык литературного анализа, познакомить с разновидностью анализа.

- ознакомьтесь с планом разбора эпизода. приложение 3, 4.

Корректировка выполнения задания.


Первичное обобщение.

- Найдите в тексте по 2-3 эпитета, просторечия, диалектизма.





Обобщение выводов. Приложение5, 6.

- Подумайте над вашим личным восприятием отрывка.


Работают самостоятельно в парах над словом, выстраивают ассоциации.


Письменно формулируют собственное мнение о роли отрывка.






Читают свои работы. Обсуждаются в классе.

Фронтальный опрос.


Регулятивные УУД: контроль, оценка,

коррекция;

познавательные УДД:

общеучебные – умение выделять основную мысль прочитанного,

умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,; коммуникативные УДД:

умение слушать и слышать высказывание товарищей

5. закрепление материала. Цель – зафиксировать новые знания.


- Предлагаю вам вспомнить все, что вы говорили о семантике данного отрывка и записать один общий вывод.

Обсуждение. Записывают в тетрадь вывод по анализу эпизода

Регулятивные УУД: оценка,

Коррекция знаний.

познавательные УДД:

общеучебные – умение выделять основную мысль прочитанного,

умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,; коммуникативные УДД:

умение слушать и слышать высказывание товарищей.

6. Итоги урока. Рефлексия. Цель – зафиксировать новое содержание.

- Сопоставьте отношение к Александру Натальи и пришедших людей. Кого приятнее видеть больному и почему?

-Александру приятнее видеть Наталью. Она не испытывает жалости к нему. Лишь участие и поддержка. А товарищи стесняются того, что они здоровы. Им тягостна встреча с ним. Они не верят в его выздоровление.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные УУД: рефлексия;
личностные УУД:
смыслообразование.

7.Домашнее задание.

Читать Б.И.Бочкарев «Катанки».

Записывают в тетрадь с доски.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основываясь на проделанной работе можно сделать следующие выводы.

1.1.Выводы к уроку на тему: «Методическая разработка урока по теме: Взаимоотношения отца и сына по произведению О.Н. Гуссаковской «Лесная свирель».

  1. Поставленная цель урока была достигнута с помощью сопоставления образов анализа литературных героев.

  2. Наблюдение над отношениями героев и самокритике личных внутрисемейных отношений помогли учащимся наметить пути решения проблемы непонимания между разными поколениями людей.

  3. В ходе работы были рассмотрены вопросы, связанные с моральными ценностями человека: любовь к животным, к родному краю, единение с природой.

  4. В ходе урока были достигнуты как воспитательные, так и развивающие и обучающие задачи.

  5. Творческое домашнее задание способствовало формированию у учащихся личных взглядов на предмет изучения. Анализ работ на уроке другими учащимися и учителем способствовал умению видеть ошибки другого учащегося и умению устранять свои ошибки в будущем

1.2.Методическая разработка урока по теме: Любовные взаимоотношения по произведению О.Н. Гуссаковской « Вечер первого снега».

  1. Конспектирование основных моментов из рассказа в читательский дневник способствовало более быстрому и легкому запоминанию текста.

  2. В силу возрастных особенностей выбранная тема актуальна. Акцентирование на вопросе: что такое любовь? способствовала актуализации знаний и привлечение внимания школьников.

  3. Учащиеся с интересом обсуждали: какая бывает любовь? Какие качества она воспитывает и развивает в человеке? Строили предположения. Делали выводы. Комментировали ответы. Дискутировали.

  4. Проблемно-тематический анализ помог в решении поставленной цели на уроке, поскольку на пути решения проблемы были рассмотрены основные мотивы и идеи произведения. И именно такой анализ и помог в ответе на интересующий нас вопрос.

    1. Методическая разработка урока - практикума по теме: анализ отрывка из художественного произведения О.Н.Гуссаковской «Вечер первого снега »для выявления особенностей языка писательницы» см. приложение 6.

  1. Учащиеся с интересом принялись за самостоятельную работу.

  2. На обсуждение пунктов плана отводилось на уроке немного времени, если же такой план давать впервые, то необходимо четко проговорить основные моменты, разобрать все термины или давать частично, последовательно увеличивая объем пунктов.

  3. Учащиеся последний пункт плана дописывают дома самостоятельно. Поскольку в паре возникают противоречия по личному восприятию, как произведения, так и отрывка.

  4. План затрагивает довольно широкие аспекты произведения, поэтому учащимся необходимо вычленять главное для записи в тетради (табличку).

  5. Семантические особенности и оценочную лексику, по моему мнению, необходимо рассматривать как единый пункт, поскольку в 8 классе, учащимся еще довольно сложно увидеть за внешней стороной языка его суть. Если разграничить семантику, лексику и синтаксис, учащиеся легко могут потерять суть и запутаться в анализе. К тому же, давая в плане сообща эти критерии, мы экономим языковые средства, не переписывая примеры по нескольку раз.

  6. Приведенный мною план анализа и сделанный совместно с учителем анализ эпизода, проводимый в системе при изучении литературы, в будущем поможет при написании итогового сочинения в 11 классе.

  7. При подобном подходе у учащегося развивается и логическое мышление, речевые умения, коммуникативные навыки.

  8. Работа в парах способствует сплочению коллектива.


Таким образом, можно заключить, что данная методическая разработка отвечает требования ФГОС и развивает многие универсальные учебные действия учащихся.

Данная разработка поможет при изучении курса «Литературы родного края».





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Ахтямова З. Интересная встреча//Сев. правда.-1977.-15 февр.
    [Костром. писательница О.Гуссаковская - гостья на Костром. калориферном заводе].

  2. Базанков М. Дверь в волшебную страну // Сев. правда. - 1997. - 14 мая.[О писательнице, костромичке О.Н. Гуссаковской].

  3. Бочарников В. Влюбленность в жизнь//Сев. правда.-1982.-14 мая.
    О творчестве костром. писательницы О.Н.Гуссаковской.

  4. В. Я. Коровина, и. С. Збарский.Литература 8 класс. Методические советы под редакцией В. И. Коровина,изд.: Просвещение 2013

  5. Гуссаковская О. От имени моего поколения//Сев. правда.-1992.-14 мая.
    [Писательнице О.Гуссаковской - 60 лет. Текст и фото].

  6. Литература 7-9 кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/Авт. – сост. Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение, 2002. – 372 с.

  7. Н.М. Азарова. Текст. Пособие по русской литературе. М.: Прометей, 2000. — 504 с. — ISBN 5-7042-1051-1.

  8. Т.Н.Трунцева. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка: М.: «Вакс», 2015.



ресурсы интернета:

  1. http://минобрнауки.рф/documents/336

  2. http://elib-kostroma.ru/avtor/chleny-kostromskoy-oblastnoy-pisatelskoy-organizacii/gussakovskaya-olga-nikolaevna/

  3. http://pandia.ru/text/79/098/90383.php































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

При характеристике героя литературного произведения

Вам поможет план:

  1. Определение места героя среди других персонажей.

  2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

  3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

  4. Анализ имени.

  5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

  6. Речевая характеристика.

  7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

  8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

  9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

  10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

  11. Лексические особенности языка героя (диалектизмы, просторечия, эпитеты и др.), которые характеризуют героя.

  12. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

  13. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

  14. Оценка литературного персонажа его современниками.

  15. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

  16. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

    Помните!С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое любого произведения. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут.











ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ














ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые приведены для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

    • кто они?

    • каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные?)

  4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

  5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

    • автора;

    • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

  6. Выявить и охарактеризовать противоречие (конфликт), лежащее в основе эпизода.

  7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

    • их отношение к событию;

    • к вопросу (проблеме);

    • друг к другу;

    • проанализировать речь участников диалога;

    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

  14. Лексические особенности языка писателя.(просторечия, диалектизмы и т.д.)

  15. Синтаксические особенности языка писателя(виды предложений, прием умолчания, прямой или обратный порядок слов, риторический вопрос и т.д).

  16. Семантический анализ текста. Ответ на вопрос: как лексические и синтаксические особенности влияют на смысл и роль эпизода в тексте и на авторское восприятие действительности?

  17. Ваше личностное отношение к эпизоду.































ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Пункты плана

анализ эпизода стр. 187

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.


  1. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.


  1. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:


    • кто они?


    • каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные?)


  1. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.


  1. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:


    • автора;


    • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.


  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (конфликт), лежащее в основе эпизода.


  1. Охарактеризовать героев - участников эпизода:


    • их отношение к событию;


    • к вопросу (проблеме);


    • друг к другу;


    • проанализировать речь участников диалога;


    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.


  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.


  1. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.


  1. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.


  1. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.


  1. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.


  1. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).


  1. Лексические особенности языка писателя.(просторечия, диалектизмы и т.д.)


  1. Синтаксические особенности языка писателя(виды предложений, прием умолчания, прямой или обратный порядок слов, риторический вопрос и т.д).


  1. Семантический анализ текста. Ответ на вопрос: как лексические и синтаксические особенности влияют на смысл и роль эпизода в тексте и на авторское восприятие действительности?


  1. Ваше личностное отношение к эпизоду.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Отрывок из произведения О.Н.Гуссаковской «Вечер первого снега».


1.Они приехали в субботу.2 Ватага хрипло-горластых парней, пахнущих морозом, табаком и сладковатым спиртным перегаром.

3И среди них- женщина. 4Белая, грудастая, с молодыми щеками и старческим золотозубым ртом. 5Глаза вороньи: опасливые и хваткие.

6Наташа, прижавшись к притолоке, пропустила их в палату.7 Все в ней напряглось от ожидания недоброго.

8Парни ее не замечали. 9Торопливо, по очереди встряхнули вялую руку Александра и , словно боясь остановиться, заговорили о делах участка. 10Наконец смолкли. 11Наступила, выжидательная тишина.12 И тогда на край постели присела женщина, лениво вынула из-под халата бутылку спирта, сверкнула золотом зубов.

13-Сашук, возьмем по маленькой.14 По –старому, а?

15- Не будет он пить с вами!16 Довольно уже пил! 17Неужели не видите?

18Наташа с пылающими щеками, вся дрожа, встала перед женщиной. 19Только сейчас она поняла, в чем беда: в этом почти не слышном, но стойком запахе спирта. 20 Он жил с ними, как их кровь, везде – на отдыхе, дома…и на работе.21 А потом…один неверный шаг, единственная ошибка рук – и падающая, падающая земля.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Пункты плана

анализ эпизода стр. 187

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

Границы эпизода: «…они приехали в субботу….падающая земля». Заголовок: встреча с прошлым.

  1. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

Приезд бывших коллег и друзей в больницу к Сашку. Тягость общения с больным. Неприязнь Натальи к его гостям. Чувство опасности, исходящее от них.

  1. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

Действующие лица, как с именами, так и безымянные.

    • кто они?

Наталья, Александр, «ватага парней», «Грудастая женщина».

    • каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные?)

Наталья, Александр - главные герои. Остальные – второстепенные. Играют немаловажную роль: дают читателю представление о жизни Саши до больницы; его моральных принципах и разгульной жизни.

  1. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Начало эпизода предвещает нечто плохое, злое: «глаза опасливые хваткие», «спиртной перегар». К концу эпизода неясное чувство опасности превратилось в почти ощутимое. Наталья остро почувствовала опасность, исходящую от них. И не столько от соперницы, сколько от их вида и запаха: «стойкий запах спирта», который и погубил Александра.

  1. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

проблема – пьянство, безответственность.

    • автора;

Проблема, которую О.Н.Гуссаковская поднимает в отрывке: аморальное поведение людей. Ведь, по мнению Натальи, именно употребление алкоголя повлияло на невнимательность Александра и как следствие взрыв на шахте. Такая халатность могла бы привезти не только к ранению, но и гибели множества людей.

  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

Проблема приехавших навестить больного в том, что ситуация, происшедшая с Александром , не научила их ничему. Они снова предлагают ему «взять по маленькой»

  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (конфликт), лежащее в основе эпизода.

Противоречия между гепроями эпизода вскрываются в их образе жизни: с одной стороны – безответственность, легкость, разгул, никчемность. С другой – порядочность, уважение, бескорыстие. Именно Наталья возродит в душе Александра надежду на выздоровление своим желанием помочь человеку в трудной ситуации.

  1. Охарактеризовать героев - участников эпизода:


    • их отношение к событию;

Наталья посещает больного, потому что так велит ей сердце. Она не жалеет его. Поддерживает. Проявляет терпимость. Гостям же тягостно находится в палате, смотреть на него. Он стал им не нужен: «словно боясь отсановиться, заговорили о делах участка»

    • к вопросу (проблеме);

Наталья всю свою жизнь жила в соответствии с моральным кодексом, поэтому ей и дики нравы этих людей. Для гостей же смысл жизни составляет – веселое беззаботное существование.

    • друг к другу;

Посетители в начале эпизода не замечают ее, они не видят в ней опасности. К концу мы видим, что из робкой Наталья превращается в защитницу, хищницу. Встает на защиту Александра.

    • проанализировать речь участников диалога;

Наталья образованная уравновешенная натура. ЕЕ речь правильно построена. Из себя ее выводит только поведение гостей: «Не будет он пить в вами! Довольно уже пил!». По реплике женщины, мы можем судить о частотном употреблении в речи героев- шахтеров просторечных слов и диалектизмов («возьмем по маленькой» – выпить стопку спирта).

    • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Наталья в меньшинстве, поэтому до поры не выказывает своего присутствия в палате, но ее негодование к концу, выбивают из колее обычно развязных гостей и они в последующем быстро уходят.

  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

Можно в эпизоде выделить несколько микротем:

  1. Предчувствие беды. Завязка

  2. Встреча с прошлым (Сашком). Основная часть и

  3. Неожиданное и оттого острое понимание причины несчастья, произошедшего с Александром. Кульминация.

  1. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

Золотые зубы – символ внешней неприязни к женщине, неопрятности.

Бутылка спирта, запах спирта - символ разгульной, веселой жизни.

Падающая земля - символ разрушенной жизни, судьбы.

  1. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

Описание второстепенных героев довольно размыто: пахнут морозом, перегаром. Женщина – «Белая, грудастая, с молодыми щеками и старческим золотозубым ртом. Глаза вороньи: опасливые и хваткие». Автор считает нецелесообразным описывать подробнее предметы одежды, интерьер, поскольку важен не внешний вид, а их отношение к происходящему. Действие происходит в палате больницы – все они одинаковые :невзрачные и одинокие.

  1. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

Автор, несомненно, на стороне Натальи. Как мы можем судить, дальше и Александр меняет свое отношение к происходящему. Центром мира теперь для него становится – Наталья, которая научила его радоваться малому, видеть мир иначе.

Идея произведения в том, что даже в безвыходной ситуации веру терять не нужно. Наталья верит в благополучное выздоровление и своей добротой и лаской возрождает ее и в Александре. Как весна символизирует обновление природы, возрождение, так и Наталья стала для Саши символом новой жизни.

  1. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

Идея отрывка: вскрыть противоречия между двумя противоположными жизнями героев; еще раз напомнить читателям к чему может привезти разгульная веселая жизнь.

  1. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Данный эпизод сопоставлен автором с приходом весны (пейзажной зарисовкой). Наталья принесла веточки вербы, и Александр впервые за долгое время улыбнулся. Приход же гостей сделал его опять безучастным, и лишь , когда Наталья их прогнала, он заговорил, проявил интерес и участие. В душе Александр готов к переменам, нужен лишь толчок. Чувство, проснувшееся в эпизоде острее и ощутимее в душе Натальи, и стало такой движущей силой. И именно в этот момент Наталья осознала мысль о том, что любовь «тысячу лет одна», которая оформилась лишь к концу произведения.

  1. Лексические особенности языка писателя(просторечия, диалектизмы и т.д.)

Просторечие – ватага (несколько человек),Сашук- Саша. Диалектизм - притолока (верхняя горизонтальная перемычка в оконном или дверном проёме). Неологизм – золотозубый рот.

  1. Синтаксические особенности языка писателя(виды предложений, прием умолчания, прямой или обратный порядок слов, риторический вопрос и т.д).

Большая часть – предложения с причастными и деепричастными оборотами (пред.6,9). С однородными членами (12). Автор использует их в целях описания и повествования дейсвий. В диалоге преобладают простые предложения с обращением, восклицательные, вопросительные (13-17). Такие предложения эмоционально-экспрессивны по семантике ( негодование, ужас, страх за судьбу героя и т.д.)

Прием умолчания (20,21) – страх перед будущим, осознание того, в чем причина взрыва.

Предложения с пояснением (5,19) – выражение авторского отношения к героям через описание их внешнего вида и мыслей.

Употребление лексики в диалоге между женщиной и Натальей подчеркивает не только внешние отличия, но и уровень культурности и образования; отношение к больному.

  1. Семантический анализ текста. Ответ на вопрос: как лексические и синтаксические особенности влияют на смысл и роль эпизода в тексте и на авторское восприятие действительности?

  1. Ваше личностное отношение к эпизоду.

Данный эпизод, несмотря на маленький объем, заставляет задуматься о смысле жизни и об истинных друзьях и людях, способных на бескорыстные поступки. Герою повезло встретиться с Натальей. Скорее всего, иначе он бы не выжил, поскольку врачи давали пессимистические прогнозы, ведь у героя не было «нити, связывающей его с этим миром».

Наталья – преданная и любящая женщина, которая не прошла мимо человека, который нуждался в поддержке и внимании. Нужно обладать сильным духом, чтобы глядя на обезображенное лицо и душу человека, прийти ему на помощь и связать с ним свое будущее.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей