СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности личности одарённого ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

По мнению исследователя А.И.Ерёмкина, одаренность является нормой для любого человека, а ее отсутствие связано неверным воспитанием и образованием. С этим суждением я не согласна, потому что ростки одаренности существуют в каждом, дают каждому возможность творить, развивать этот дар в себе, способствовать созданию условий для развития творческого потенциала в других людях. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности личности одарённого ребёнка»

Кузнецова Альфия Нурисламовна воспитатель

МКДОУ детский сад №21, г. Ревда

Особенности личности одарённого ребёнка. Возможные социально-психологические затруднения одарённых детей.

В настоящее время одарённость остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для меня, как педагога, наиболее важными проблемами являются не научные основания одаренности, а прежде всего особенности личности одарённого ребёнка.

Существует множество понятий к определению «одаренность», поэтому до настоящего времени нет его четкой формулировки. Одаренность определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства.

По мнению исследователя А.И.Ерёмкина, одаренность является нормой для любого человека, а ее отсутствие связано неверным воспитанием и образованием. С этим суждением я не согласна, потому что ростки одаренности существуют в каждом, дают каждому возможность творить, развивать этот дар в себе, способствовать созданию условий для развития творческого потенциала в других людях.

Одарённые дети легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других людей. В общении со сверстниками такой ребенок часто проявляет инициативу, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.

Одаренные дети не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходства и различия. Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами находят себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и этим часто настораживают родителей. Одаренный ребенок чаще ищет общения со взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники. Они более склонны к независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети достигают наиболее высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальных характер.

Таким образом, обладание одаренными детьми, описанными выше качествами, требует к ним особого подхода. Именно поэтому такие дети нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебных программах в специальных школах, в которых учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка, ставят перед ним сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Мною разработан проект программы «Поддержка и развитие детей дошкольного возраста с признаками одарённости». Цель проекта - создание условий в детском саду для поддержки и развития детей с признаками одарённости при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными партнёрами.

Основные задачи проекта:

1.Методически подготовить педагогов.

2.Провести диагностики по выявлению детей с различными видами способностей, создать банк данных детей МКДОУ № 21, имеющих ярко выраженные способности.

3.Использовать эффективные методы и способы; осуществление мониторинга.

4.Оказать квалифицированную консультативную помощь родителям детей с признаками одаренности.

5.Интегрировать основное и дополнительное образование на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов.

6. Корректировать программу по результатам диагностики.

Ожидаемые результаты выполнения проекта

В результате целенаправленной исследовательски - образовательной работы выявлены:

- возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития;

- наличие и пополнение диагностической базы.

Проект состоит из 3 этапов реализации. При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшем эта работа будет продолжаться.

Организационный этап

1.Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с ярко выраженными способностями, готовности коллектива к работе в инновационном режиме.

2.Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность процесса творческого образования, воспитания и развития детей.

3.Интервью и беседы.

4.Разработка и апробация комплекса диагностических методик на основе взаимосвязи и интеграции обследуемых компонентов.

5.Выявление детей, имеющих ярко выраженные способности. (Составление банка данных детей, имеющих ярко выраженные способности).

6.Разработка информационно-методических документов:

7.Разработка системы реализации проекта «Одаренный ребенок» по трем основным направлениям (работа с детьми, работа с родителями, работа с кадрами).

8.Создание в МКДОУ обогащенной предметно-развивающей среды, максимально соответствующей поставленным целям и задачам.

Практический этап

1.Наличие и пополнение базы мониторинга и диагностик.

2.Составление перспективных планов работы кружков и студий на учебный год.

3. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (Центр детского творчества, спортивный комплекс «Темп», библиотека им.А.Гайдара, детская художественная школа, музей «Демидов-центр»). Проведение специально организованных мероприятий, создающих условия для активизации интеллектуально-творческого потенциала старших дошкольников (расширение традиций МКДОУ, презентации проектов, в том числе индивидуальных и семейных; театральные и творческие недели в ДОУ; концерты, в том числе благотворительные)

4. Проведение мониторинга.

5. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).

Формы работы с одаренными детьми:

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- кружки и секции;

- конкурсы, викторины, соревнования;

- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

- опытно-исследовательская деятельность.

Формы работы с родителями одаренных детей:

- родительский клуб;

- индивидуальные консультации психолога;

детско-родительские проекты.

Формы работы с педагогами:

- педагогическое проектирование;

- открытые показы, семинары-практикумы.

Заключительный этап

1.Проведение итоговой комплексной психолого-педагогической диагностики «Готовность детей к обучению в школе», в том числе усложненной для детей с высоким уровнем развития

2.Создание продукта проектной деятельности.

3.Принятие решения о дальнейшей деятельности МКДОУ по данной проблеме, перспективы использования технологии в педагогическом процессе МКДОУ.

4.Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).

5.Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).

6.Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.

7.Конкурсы, фестивали, выставки.

Я не сомневаюсь, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть вполне успешно преодолена, но при этом система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Список литературы:

  1. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004.

  2. Материалы лаборатории одаренности Психологического института РАО./ Под ред. А.М. Матюшина. – М.,2006.

  3. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М. : 2008.

  4. Савенков А.И. У колыбели гения. – М., 2000.

  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: «Академия развития»,2006.

  6. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.- сост. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!