СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Процесс выявления, обучения и развития одаренных детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. 

Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ

А.А. Астафьева

(МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2», учитель биологии)

Процесс поиска, обучения и развития одаренных детей является одной из важныших задач современного роскийского образования. Актуальность работы с одаренными детьми определяется следубщими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением скорости жизни, возрастанием эмоциональной и информационной нагрузок на человека, множеством проблем, для решения которых требуется огромные интеллектуальные усилия; требованиями общества к профессиональной деятельности личности, которая должна быть активной, творческой, социально ответственной, высокообразованной ,с развитым интеллектом, и др. Важное место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. [5]

В истории развития психологии одаренности и в ее современных направлениях можно выделить несколько основных подходов к теории и практике понимания, диагностики и развития одаренности. Перечислим некоторые из них.

1. Одаренность, представляемая как высокий уровень развития системы когнитивных процессов (памяти, внимания, воображения и мышления). Иногда к указанным процессам добавлялись воля и мотивация (Г.Мюнстерберг, Г.И.Россолимо, В.Мёде, Г.Пиорковский; У.Штерн и др.).

2. Одарённость, исследуемая как высокий уровень развития интеллекта, умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта.

3. Одаренность, представляемая как характеристика дифференциальных различий, которые выражаются в общих или специальных способностях (Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес, В. Д.Небылицын, Э.А.Голубева, В.А.Крутецкий, В.Д.Шадриков, В.Н.Дружинин). [2,5,12]

4. Одаренность, рассматриваемая как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся в высокой исследовательской активности человека, в его возможностях легкого и творческого учения, к созданию новых творческих «продуктов» в науках, искусствах, технике, социальной жизни (А. М.Матюшкин, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлева, Д.Б.Богоявленская и др.).[1,3,4]

Такое разнообразие привело Министерство образования и науки РФ к необходимости создания «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), которая была разработана в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», как своеобразный компромисс основных позиций во взглядах ведущих специалистов па проблему. [7]

Согласно данной концепции [7] одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Особенности подготовки одаренных детей к предметным олимпиадам можно рассмотреть в виде алгоритма, включающего в себя нескольких этапов . [6]

I этап- выявление. Целью этого этапа является поиск одаренных детей.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс , связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности с помощью какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей требуется направлять усилия на поэтапный, постепенный поиск одаренных детей в процессе их обучения не только по основным, но и по специальным программам (в системе дополнительного образования).

Следует снизить возможность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, по различным критериям , как по положительному, так и по отрицательному , при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда свидетельствуют об одаренности, низкие же его значения еще не свидетельствуют о ее отсутствии. Данное свидетельство особенно важно при оценке итогов тестирования. Так, на высокие результаты тестов интеллекта может влиять социализации и мера обученности ребенка. В свою очередь, низкие результаты по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И наоборот, высокие резулььаты могут быть следствием невротизации , высокой мотивации достижений, нарушения избирательности мыслительного процесса, или психологической защиты. [8]

При поиске одаренных детей необходимо дифференцировать:

  1. актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

  2. особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в разных видах деятельности

  3. потенциальные возможности ребенка к развитию

Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за вероятности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на развитие личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью. Поиск одаренных детей важно связывать с задачами их обучения и воспитания , а также с оказанием им психолого-педагогической помощи и поддержки. Другими словами, проблема поиска одаренных детей и подростков должна быть переформулирована в проблему создания условий для личностного и интеллектуального роста детей в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы найти как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

II этап –интерес. Цель этапа- вызвать интерес к определенной предметной области.

Вызвать интерес и спрогнозировать результаты индивидуальной работы с одаренным ребенком - трудный и важный этап общения педагога и ученика. Ведь необходимо привлечь одаренного школьника именно к своей предметной области, «обрисовать »перспективу его личной образовательной траектории, помочь сформировать круг его дальнейших научных интересов и создать вокруг него благоприятное эмоциональное поле. [9]

Немаловажна в развитии интереса к какой-либо научной области и личная симпатия обучающегося к педагогу, увлеченность учителя своим предметом, его профессиональная компетентность. Ведь в любом поиске важна не только цель, к которой идешь, но и важно, с кем ты идешь к этой цели.

Познавательный интерес к предмету формируется и стимулируется следующим образом:

  • использование интереса обучающегося к самому себе, к своему жизненному опыту, накопленным знаниям;

  • выделение яркого или нового элемента в учебном материале, возможно чего-то неожиданного;

  • внутренняя и внешняя мотивация .

Познавательная активность –это характеристика деятельности учащегося, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи.

Познавательный интерес- это избирательная направленность личности на предмет и явления окружающей действительности. Данная направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию и новым, более полным и глубоким знаниям.

Познавательный интерес -сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлых лет утверждала: «Смертельный грех учителя – быть скучным».

Приемы и методы познавательного интереса могут следующими:

  • метод проблемного обучения (создание ситуации и формулировка научных проблем, которые вызывают интерес);

  • метод алгоритмизированного обучения (последовательность действий, операций, приведших к конечному результату);

  • метод исследовательского обучения (проверка результатов, поиск границ их применения);

  • метод эвристического обучения (поиск законов и закономерностей решения проблемы).

Необходимо помнить, что с интересом человек не рождается - его приобретают. Важным эмоциональным фактором мотивации и интереса является нацеленность на успех, который зависит от степени трудности поставленной задачи перед учеником и мастерства учителя.

Можно сказать, что успех – это умение преодолеть планку в «интеллектуальных» прыжках. Для одаренного ребенка эта планка не должна быть такой, чтоб ее «мог взят любой». Чем чаще ученики добивались успехов в прошлом, тем оптимистичнее они ждут новых испытаний. Даже если возрастает риск неудачи, обучающиеся, познавшие вкус успеха, все равно продолжат свои попытки. [10]

III – программа. Целью данного этапа является создание программ индивидуально-групповой подготовки учащихся к предметным олимпиадам.

В обучении одаренных детей применяются четыре подхода к разработке содержания учебных программ.

1.Ускорение. Этот подход позволяет учесть возможности и потребности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не возможно.

Высокую популярность приобрели мастер-классы, творческие мастерские, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам.

2.Углубление. Эффективно по отношению к детям, которые обнаружижили свой интерес по отношению к той или иной определенной области знания или области деятельности. Однако использование углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью рано проявляют интерес к какой-то конкретной сфере знания или деятельности, их интересы зачастую носят более широкий, неопределенный характер. Во –вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин способствует очень ранней специализации, приченяющей ущерб общему, всестороннему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, способны привести к перегрузкам, психическому и физическому истощению обучающихся.

3.Обогащение. Этот подход направлен на установление связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются следующим образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей их виду одаренности. Также, обогащенная программа способствует развитию разнообразных приемов умственной работы, формированию таких качеств, как самоконтроль, инициатива, критичность, широта умственного кругозора. Такое обучение может реализоваться в рамках инновационных образовательных технологий, а также с помощью погружения учащихся в разнообразные исследовательские проекты.

4.Проблематизация предполагает стимулирование развитие личности учащихся. Особенность состоит в использовании оригинальных, необычных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, выявлении новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что стимулирует развитие у учащихся личностный подход к изучению различных областей знаний.

Необходимо иметь в виду, что два последних подхода наиболее перспективны. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

Большие возможности содержаться в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских объединений или секций, дающих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

IV этап- результат. Цель: личностный рост одаренных обучающихся и их психолого-педагогическое сопровождение.

Практика работы с одаренными детьми говорит о постоянно возникающих педагогических и психологических трудностях, обусловленных разнообразием видов одаренности, вариативностью современного образования, недостаточной разработанностью проблем детской одаренности.

Психолого-педагогическое сопровождение развития и обучения одаренных детей в условиях среднего общего образования должно представлять собой систему, реализующую разнообразные программы, диагностику индивидуальных способностей, интересов детей с начальной школы, запросов родителей, свободу выбора ребенком образовательной программы, сознание благоприятных условий для проявления творческих возможностей обучающихся, моделирование индивидуальных планов развития ребенка.

Основными показателями, подтверждающими эффективность выбранной модели развития одаренного ребенка, являются показатели качества образовательного процесса, его интеллекта, интеллектуальной активности, обученности , креативности. [11]


Литература

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

3. Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.

4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

7. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

9. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

10. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.

11. Хеллер К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К.А. Хеллер, К. Перлет, В, Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 120-127.

12. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., 1991.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!