СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности защиты проектов в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные методы и технологии защиты проекта.

Просмотр содержимого документа
«Особенности защиты проектов в начальной школе.»



МОУ «Павловская СОШ»













Особенности защиты проектов в начальной школе









Учитель начальных классов: Каляева Е. Н.





Основные методы и технологии.



Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики: 


  • уровневая дифференциация;


  • проблемное обучение;


  • моделирующая деятельность;


  • поисковая деятельность;


  • информационно-коммуникационные технологии;


  • здоровьесберегающие технологии;



Какие общеучебные умения и навыки

формируются в проектной деятельности?

Цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под

которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности,

включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность

мобилизовать их в необходимой ситуации.

Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому

наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта — выбор

подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже

списка. В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены

перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

Общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

 умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

 умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

 умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия,

привлекая знания из различных областей;

 умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

 умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,

специалиста);

 умение находить несколько вариантов решения проблемы;

 умение выдвигать гипотезы;

 умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 умения коллективного планирования;

 умение взаимодействовать с любым партнером;

 умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

 навыки делового партнерского общения;

 умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

 умение проектировать процесс (изделие);

 умение планировать деятельность, время, ресурсы;

 умение принимать решения и прогнозировать их последствие;

 навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

 умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог,

задавать вопросы и т. д.;

 умение вести дискуссию;

 умение отстаивать свою точку зрения;

 умение находить компромисс;

 навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

 навыки монологической речи;

 умение уверенно держать себя во время выступления;

 артистические умения;

 умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

 умение отвечать на незапланированные вопросы. Некоторые итоги

Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику и еще не

осмыслено до конца.

Но уже ясно: проект многогранен.

Кроме того, проект эффективен.

Проект перспективен.

Проект неисчерпаем!

Подведем некоторые итоги: что же такое проект?

Проект — это метод обучения. Он может быть использован в

изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во

внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся,

и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество

умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт

деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проек-

тирование может быть частью учебного предмета «Технология». Про-

ектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые со-

временные области человеческой деятельности — дизайн и ПК — основаны

на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи,

сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может

стать основой профильных спецкурсов.

Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный

проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока —

принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать

альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе

альтернатив.

Проект — это особая философия образования. Философия цели и

деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от

формирования теоретической образованности. Она была отторгнута

советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой

сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить

несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной

социализации.

Школа будущего — школа проектов?

 Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Различают следующие виды проектов:

      Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного             вида деятельности.

       Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

        Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

       Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами  школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.

           Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

 В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.

Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.

Любая исследовательская работа включает в себя   следующие этапы:

1 этап – мотивационный:

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Однажды, на классном часу, который был посвящен здоровому образу жизни и в том числе вопросам личной гигиены, одна ученица высказалась о том, что мама запрещает пользоваться косметикой. Она интересовалась, почему мама так поступает и  действительно ли это вредно.  Так появилась проблема, над которой мы работали в 3-ем классе.

2 этап – планирование деятельности:  

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

И началась работа по разработке данного проекта, которому мы дали название « Детская косметика: за и против».  К нашему проекту присоединилось еще несколько девочек, которых тоже интересовал этот вопрос. У нас образовалась группа из 5 участниц. На  этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Мы решили искать в школьной и городской библиотеках, и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на подгруппы, и каждой досталось конкретное задание. Стали собирать информацию. 

3 этап. Информационно-операционный:

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. 

Работая над проектом «Детская косметика: за и против» на этом этапе мы вместе просматривали найденный материал,  попутно выясняли, что нужно просмотреть предложение рынка по данному продукту, провести  ещё анкетирование, интервью со специалистами  согласовывали единый дизайн, отбирали лучшее фото и материал для буклета и т.д.

 4 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности.Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

Готовый материал  с помощью родителей был оформлен и представлен в виде презентации. Проектная группа выступила  перед одноклассниками на классном часе, перед родителями, тем самым, приобретая  ораторские  способности. Было решено данную работу представить на школьную научно-практическую конференцию исследовательских и творческих проектов младших школьников « Я – исследователь». Результат нашего выступления – диплом I степени.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская и проектная  деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Таким образом мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

  

 

 










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!