СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Острый ритм-джаза звуки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учеников 8 класса.Материал может быть использован  как на уроках музыки,так и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Острый ритм-джаза звуки"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ВОСХОЖДЕНИЕ»


Конспект урока в 8 классе по теме «Острый ритм-джаза звуки».

Учитель музыки : Волобуева Ольга Ивановна.

Цель урока:

1. Помочь учащимся оперелить связь между музыкой и определить ,какие функции выполняет в обществе музыка легкая и серьезная,показать что их обьединяет,а что различает.

2. Научить учащихся разбираться в водовороте окружающих их песен,оценивать их эстетические и нравственные качества.

3. Через знакомство с произведениями в стиле джаз расширять музыкальный кругозор учащихся.

4. Воспитывать художественный вкус,культуру исполнения песен и слушание музыки.

Задачи:

  • обучающие: формирование навыка слушания музыкальных произведений через  активную творческую деятельность учащихся;

  • развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять, делать выводы;

  • воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность при изучение   новых знаний, потребность к самообразованию.


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: экран, проектор, компьютер, аккордеон.

Формы и методы проведения урока:

  • Беседа учителя,самостоятельная подготовка к уроку(подбор материала по теме).

  • Слушание музыки :анализ прослушанных произведений;

  • Хоровое пение:обработка слаженности при исполнении песен.


Ход урока.

Урок начинается со звучания фрагмента джазовой пьесы.

Вместе с учениками выясняем:

  • Какая музыка прозвучала?

  • Как вы представляете себе джаз?

  • Каких джазовых музыкантов вы знаете?

(ответы учеников).




Слово учителя.

Появившееся в начале 20 века слово джаз стало обозначать тип

новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а так же оркестр, который эту музыку исполнял.

Что же это за музыка и как она появилась?

Сегодня на уроке мне будут помогать мои помощники: ребята, которые увлекаются этим направлением в музыке и немного разбираются в ней.

Итак, как же возник джаз?

Сообщение учащихся.

В начале 17 века прибыли в Америку первые невольничьи корабли

с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга.

Они стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими , изнемо-

гавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение

в музыке.

Негры очень музыкальны. Особенно тонко их чувство ритма. В редкие

часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,ударами

по пустым ящикам, жестянкам-всему, что находилось под рукой.

Учитель продолжает.

Вначале это была настоящая африканская музыка,та, которую невольники

привезли со своей родины.Но шли годы,десятилетия.В памяти поколений

стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь

стихийная жажда музыки,жажда движений под музыку,чувство ритма,темперамент.

На слух воспринималось то,что звучало вокруг-музыка белых.А те пели ,

в основном ,христианские религиозные гимны.И негры тоже стали их петь.

Только пели они их по-своему,вкладывая в них всю свою боль,страстную

надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом.

Так возникли негритянские духовные песни-спиричуэлс.

Что же такое спиричуэлс.

Это христианские гимны на африканский манер,духовные песни-молитвы.

Для них характерно:импровизация,повышенная эмоциональность исполне-

ния,своеобразность ритма.

Импровизировать- значит играть,одновременно сочиняя или сочинять без предварительной подготовки.

Что такое импровизация?

В преводе с латинского-непредвиденный.

Сегодня мы будем слушать «Молитву»,которую с редкой выразительностью,

благородством и одухотворенностью поет Махалия Джексон-одна из

классических исполнительниц спиричуэлс.

Вопрос классу

Можно ли отнести это произведение к легкой музыке?

(ответ учащихся).

Учитель .

В «Молитве» соединяются глубокая скорбь и гордость не уничтоженного

рабством человеческого достоинства.Мелодия широкого дыхания покоряет

своей возвышенной красотой.

Певица не случайно поет без сопровождения: спиричуэлс обычно испол-

нялись a capella.

Что такое a capella?(ответы учащихся).

a capella- пение без музыкального сопровождения.

Причем ,свежесть и неповторимость при пении придавала коллектив-

ная импровизация подголосков,характерная для этого жанра.

В конце 19 века появились и другие песни,песни-жалобы,песни протеста.

Их стали называть блюзами.

Сообщения учащихся.

В блюзах говорилось о нужде,о тяжелом труде,об обманутых надеждах.

Исполнители блюзов обычно аккомпанировали себе на каком-нибудь

самодеятельном инструменте.Например,приспосабливали гриф и струны

к старому ящику.Лишь позднее они смогли покупать себе настоящие гитары.

Очень любили негры играть в оркестрах,но и тут инструменты приходилось изобретать самим.В дело шли гребенки,обернутые папиросной бумагой,

жилы,натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо

корпуса,стиральные доски.

Блюзы-это светские лирические песни негров,живших вдоль реки

Миссисипи.Это были сольные песни в сопровождении банджо или гитары.

Учитель.

По своему содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные,скорб-

ные ,полные веры,страдания и протеста хоровые песнопения-спиричуэлс.

Негритянский поэт л.Хьюз писал: «Блюзы на меня всегда производили

впечатление беспредельно-грустной музыки,гораздо более грустной,чем спиричуэлс.Это потому,что в блюзах горесть не смягчена слезами,

а наоборот,ожесточена смехом-абсурдным ,противоречивым смехом горя,

который рождается,когда нет веры,на которую можно опереться.

Состояние одиночества,социальной неустроенности выразилось в музыке

блюзов. Местом распространения блюзов стали всевозможные притоны,

дешевые кабачки, потому, что на серьезную эстраду негритянские артисты

не имели доступа. Негры имели право показываться на сцене только в

развлекательных представлениях, и то в роли шутов и комедиантов.

За диким ,отчаявшимся весельем блюзов скрывалась трагедия целого народа.

Таков «Блюз Западной окраины»,исполняемый ансамблем Луи Армстронга.

Луи Армстронг

Один из великих джазовых виртуозов,чье влияние на современную музыку

было настолько велико,что, практически,все музыканты,записавшиеся между 1927-1940 г.,звучат,как последователи его стиля.Уникальный голос

его имитировался бесчисленными исполнителями на протяжении многих лет.Прекрасное чувство юмора и лучезарный сценический образ Луи

Армстронга стали основным и естественным фактором популяризации джаза.

В этом произведении говорится: «Блюз наполняет меня с головы до пят,

я печален сегодня,я полон мрачных предчувствий,когда я иду на западную окраину,где меня ждет так много страданий».

Слушаем «Блюз Западной окраины».

Учитель.

После окончания гражданской войны 1861-1865г. в США были распущены

духовые оркестры воинских частей.Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков,где продавались за бесценок.Оттуда негры смогли получить настоящие музыкальные инструменты.Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры.Угольщики,каменщики,плотники в сво-

бодное от работы время собирались и играли для собственного удовольствия.Играли по любому случаю:на праздниках,свадьбах,похоронах.

Чернокожие музыканты играли марши,танцы.

Играя,они подражали манере исполнения спиричуэлс и блюзов-их нацио-

нальной вокальной музыке.На своих трубах,кларнетах,тромбонах они

воспроизводили особенности негритянского пения,его ритмическую свободу.Нот они не знали,т.к.музыкальные школы были закрыты для них.

Играли по слуху,учась у опытных музыкантов,прислушиваясь к их советам,

перенимая их приемы.Так же по слуху сочиняли.В результате переноса

негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу,родилась новая оркестровая музыка-джаз.


Основные особенности джаза.

Импровизациозность,свобода ритма,свободное дыхание мелодии.

Музыканты,исполняющие джаз,должны уметь импровизировать либо

коллективно,либо на фоне отрепетированного аккомпанемента.Что же

касается джазового ритма(он обозначантся словом свинг от англ.

swing-качание),то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так: «Это чувство вдохновенного ритма,который вызывает у музыкантов

ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудер-

жимого движения всего оркестра вперед с непрерывноувеличивающейся

скоростью,хотя темп фактически остается неизменным».

Со временем своего возникновения в южном американском городе

Нью Орлеан джаз успел пройти огромный путь.Он распространился

сначала в Америке, а затем во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли белые музыканты.

Имена выдающихся мастеров джаза известны всем.

Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Глен Миллер.

Это Элла Фиджералд,Бесси Смит,Махелия Джексон.

Джаз звучит и в наше время.Первый из них возник в 20-е годы.

Это был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова.

На многие годы связал с ним творческую судьбу композитор

И.О.Дунаевский.Наверное,вы тоже слышали этот оркестр:он звучит

в жизнерадостном фильме,который до сих пор пользуется успехом.

Это фильм «Веселые ребята».Это была эпоха становления молодого

джаза.

Слушаем музыку из фильма «Веселые ребята»

Вопрос классу.

Какие отличительные черты этой музыки?

Конечно же: задор,жизнеутверждающий характер,оптимизм,маршевость.

Здесь тембр,острота звучания,изобретательность варьирования,ритм схожи

с джазовой музыкой.Это все обогатилось другими интонациями,выросшими

на почве русской и советской музыкальной культуры.

А сейчас мы с вами попробуем исполнить эту песню.

Класс поет песню из к/ма «Веселые ребята».

Учитель.

История джаза романтична и поучительна.С появлением джаза связано

возникновение такого понятия,как массовая культура.Очень разнообразны

по стилю ведущие джазовые коллективы как у нас в стране,так и за рубежом.


Слушаем джазовые произведения в исполнении различных

джазовых коллективов.

1.Джаз в современном исполнении.

2.М.И.Дунаевский «Ветер перемен»

3.Ансамбль «Камерата»(видео)

Советский джаз получает все большее признание во все мире.

Мы сегодня говорили о джазе,слушали его,почему бы нам не спеть джаз!

Весь класс поет песню «Старый рояль».


Подводя итоги сегодняшнего урока,можно сказать,что джаз-это

легкая,развлекательная музыка,но она все чаще звучит в концертных

залах.Она сложная по технике исполнения,а иногда и по содержанию.

Джаз требует от слушателя не только заинтересованности, но хотя бы начальных знаний об истории,стиле и законе джаза.

От музыкантов,певцов-профессионального мастерства,откровенности,

влюбленности в джаз,в его интонации и ритмы.

«Если вы ,слушая музыку,не притоптываете ногой,вам никогда не

понять,что такое джаз»-Луи Армстронг .




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!