СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической-помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты особенности организации индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической-помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической-помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации


Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Васильева Наталья Владимировна,

зам. заведующего по инклюзивному образованию,

МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

г. Ефремова Тульской области


Щепетинникова Ирина Витальевна,

зам. заведующего по ВМР,

МКДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

г. Ефремова Тульской области



Аннотация. В статье раскрыты особенности организации индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: индивидуально-ориентированная психолого-медико-педагогическая помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольная образовательная организация, логопедическое, дефектологическое, психолого-педагогическое сопровождение.



В условиях логопедических групп педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) обеспечивают индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом их возрастных возможностей, особенностей речевого, психофизического развития и индивидуальных характеристик, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

В системе развивающего образования важно различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок может подняться на оптимальный для него уровень развития (он может быть как выше, так и ниже среднестатистического уровня). За коррекционной работой закрепляется смысл исправления отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, а ориентирована на факторы, определяющие продвижение в учебной работе.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется учителями-логопедами образовательного учреждения. Основными задачами их работы являются:

  1. Развитие высших психических функций, являющихся базой для развития речи.

  2. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, общих речевых навыков (дыхание, сила голоса, просодика).

  3. Развитие фонематического слуха.

  4. Формирование правильного звукопроизношения и работа над слоговой структурой слова.

  5. Формирование лексико-грамматических представлений:

  • обогащение словаря;

  • усвоение различных грамматических категорий;

  • формирование связной речи.

  1. Реализация индивидуального подхода.

  2. Ведение документации.

Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования воспитанников, которое проводится в начале и конце учебного года и позволяет скорректировать учебно-развивающую работу с детьми. Его результаты учителя-логопеды отражают в речевых картах и аналитических отчетах. По результатам обследования составляется план коррекционной работы.

Основными формами коррекционной работы являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Они проводятся с воспитанниками в соответствии с учебным планом ДОО. Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся не менее 2-3 раз в неделю (в зависимости от сложности дефекта). Содержание занятий отражается в индивидуальных тетрадях. Тетради оформляются красочно. Записи в них учитель-логопед делает 1 раз в неделю. В тетради пишутся задания для родителей: упражнения для развития голоса, дыхания, фонематического слуха, грамматического строя речи, обогащения словаря. Индивидуальные задания на автоматизацию звуков включают в себя отработку произнесения звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, скороговорках. Материал предлагается с постепенным усложнением. В индивидуальной тетради детям так же даются задания для развития памяти, мышления. Они способствуют коррекции познавательных процессов и сенсомоторных навыков детей.

Все виды заданий прорабатываются вначале учителем – логопедом на подгрупповых и индивидуальных занятиях, а затем тетрадь ребенок забирает домой и повторяет изученный материал с родителями.

Привлечение родителей к работе по индивидуальной тетради позволяет:

    1. Родителям составить представление о содержании занятий.

    2. Систематизировать и закрепить материал по изучаемой теме.

    3. Повысить интерес ребенка к занятиям.

4. Увеличить время и частоту речевых упражнений дома, добиться более устойчивого и быстрого результата в постановке и автоматизации звуков.

По мере формирования произносительных навыков, исправления речевого дефекта дети с ОВЗ могут объединяться по дифференцированному принципу в подвижные микрогруппы (2-3 ребенка) по характеру речевого нарушения.

Дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляет учитель-дефектолог образовательного учреждения. Целью его сопровождения является своевременная помощь детям с ОВЗ в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, подготовка к школьному обучению, максимальная коррекция отклонений в развитии.

Основными направлениями работы учителя-дефектолога являются:

  • изучение познавательного развития ребенка с помощью обследования в начале и конце учебного года, которое позволяет скорректировать учебно-развивающую работу с детьми;

  • развитие высших психических функций, коррекция недостатков познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процесса;

  • развитие временных и пространственных представлений;

  • развитие зрительного гнозиса;

  • развитие фонематического восприятия;

  • подготовка руки к письму;

  • формирование элементарных навыков чтения;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • определение индивидуального образовательного маршрута ребенка по реальным достижениям и уровню его развития;

  • реализация индивидуально-личностного подхода в коррекционных занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных);

  • консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения, воспитания и коррекции по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.

Дефектологическое сопровождение осуществляется на основе обследования воспитанников, которое проводится в начале и конце учебного года и позволяет скорректировать учебно-развивающую работу с детьми. Его результаты учитель-дефектолог отражает в аналитических отчетах, справках. По результатам обследования составляет план коррекционной работы, комплектует подгруппы.

Основными формами коррекционной работы являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Они проводятся с воспитанниками в соответствии с учебным планом ДОУ. В них включены в занимательной форме задания для развития речи (развитие фонематического слуха, формирование операций фонематического восприятия, овладение элементарными навыками чтения, закрепление навыков различных видов рассказывания, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти с целью предупреждения дисграфии), памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, мелкой моторики. Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся по мере необходимости (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка и степени усвоения программного материала). Учитель-дефектолог использует в работе «Букварь» Н.С.Жуковой, рабочие тетради по ФЭМП и индивидуальные тетради с заданиями по подготовке руки к письму, предупреждению дисграфии и др.

Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала детьми с ОВЗ, положительной динамикой в развитии интеллектуальной сферы ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет педагог-психолог. Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • предупреждение возникновения проблем эмоционально-личностного развития ребенка;

  • определение готовности к обучению в школе;

  • диагностика индивидуальная (по запросу);

  • помощь ребенку с ОВЗ в социализации;

  • коррекционно-развивающая (индивидуальная и групповая) работа;

  • помощь родителям и педагогам по развитию их психолого-педагогической компетентности;

  • адаптация необходимых программ, учебных пособий, проектов к условиям работы с контингентом детей.

Педагог-психолог проводит психогимнастику, релаксационные паузы, тренинги, кинесиологию, учит детей с ОВЗ управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный эмоциональный тонус, формирует бесконфликтное поведение, создает благоприятный микроклимат в детском коллективе, корректирует нарушенные у ребенка психические функции, отклонения в поведении ребенка, развивает его потенциальные возможности, эмоционально-волевую сферу.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку с ОВЗ в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Педагог-психолог владеет методиками диагностики, способствующей выявлению трудностей в развитии интеллектуально-познавательной деятельности (психологическая готовность детей к школьному обучению, выявление уровня сформированности эмоционально-волевой сферы, изучение познавательных процессов) и компенсаторных возможностей, методиками консультирования с целью ознакомления с технологиями оказания помощи ребенку, испытывающему трудности в социальной адаптации (индивидуальные, коллективные, информационно-ознакомительные консультации), методиками коррекции (индивидуальная и подгрупповая форма работы), обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, планированию деятельности, направленной на их разрешение в рамках взаимодействия участников образовательного процесса. Важнейшим направление психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников является сохранение и укрепление здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

Педагог-психолог использует в своей деятельности: нормативно-правовое обеспечение, комплекты диагностик для разных групп, отчеты, перспективный план работы на год, тетрадь учета видов работы, наглядно-дидактические материалы для занятий.

Музыкальный руководитель использует различные виды занятий (традиционное, доминантное, тематическое, комплексное и логоритмическое), на которых воспитываются любовь и интерес к музыке, развиваются музыкальное восприятие (умение анализировать музыкальное произведение, высказываться о его характере, используя различные определения, что обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности ребенка) и слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый и др.), развивается общая музыкальность путем развития основных и неосновных музыкальных способностей, творческая активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности; формирует навыки пения, элементарного музицирования, выразительных движений под музыку.

Пение используется как одно из реабилитационных средств для детей с ОВЗ. Оно помогает исправлять ряд речевых недостатков (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов), автоматизировать звуки и закреплять правильное произношение. Особое внимание уделяется работе по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию.

Музыкальное воспитание способствует нормализации психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, выдержки и волевых черт характера. Музыка сопровождает детей в повседневной жизни (утро, встреча детей; утренняя гимнастика; занятия, в том числе логопедические; прогулка; сон; пробуждение; праздники и развлечения). Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают положительные эмоции, легче устанавливают контакт с окружающими.

Организуемые праздники вызывают у детей эмоциональный отклик, закрепляют и расширяют их знания, умения и навыки в различных видах деятельности. Родителям праздники позволяют увидеть результаты работы с детьми, а педагогическому коллективу – подвести итоги за определенный период и наметить задачи на следующий отрезок времени. Праздники и развлечения помогают детям с речевыми нарушениями адаптироваться в разных условиях. Организуемые в детском саду досуги и развлечения не требуют большой подготовки со стороны детей и готовятся силами взрослых (музыкальные концерты, дни рождения детей, вечера шуток, загадок, просмотр мультфильмов и т.д.).

Кроме того, применяемая музыкальная терапия содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей детей с ОВЗ, коррекции чувств, помогает преодолеть психологические барьеры, формировать ценностные практические навыки (игры на музыкальных инструментах, пение, слушание музыки), занять ребенка увлекательным делом (музыкальными играми, танцами, движением под музыку, импровизацией), повышает самооценку на основе самоактуализации, оказывает помощь в установлении межличностных отношений.

Воспитатель группы компенсирующей направленности осуществляет коррекционно-развивающую работу (индивидуальную, подгрупповую), создает необходимую развивающую предметно-пространственную среду, с учетом специфики ДОО организует режимные моменты, видовую деятельность, работает в рамках лексической темы учителя-логопеда, сотрудничает с педагогами, специалистами, родителями для достижения устойчивого положительного результата при коррекции речевого и психофизического развития детей. Индивидуальная коррекционная работа с ребенком проводится в течение дня в соответствии с режимом. Во время этих занятий другие дети заняты настольными и настольно-печатными играми для достижения коррекционных целей и задач. Допустимо объединение детей в микрогруппы (2-3 ребенка). Планируя коррекционную работу, воспитатель использует: показ и рассматривание предметов, иллюстраций, выполнение действий с предметом, развитие мелкой моторики, выполнение элементарных поручений, развитие элементарных математических представлений, коммуникативных навыков, игровой деятельности, особенно, применение звукоподражательных и словесно-дидактических игр, с помощью которых дети соблюдают последовательность игровых и речевых действий, учатся общаться, отвечать на вопросы. Воспитатель в игровой форме проводит с детьми артикуляционную гимнастику, фиксируя внимание ребенка на положение и движения органов артикуляционного аппарата, звучании и артикуляции звука, поставленного учителем-логопедом. Повторяет с детьми стихи, рассказы, проводит беседы, организует специальные упражнения по закреплению материала, пройденного на логопедических занятиях, оречествляет режимные моменты для коррекции звукопроизношения и развития речи детей. Воспитатель ведет тетрадь взаимосвязи в работе с учителем-логопедом (учителем-дефектологом), в которой фиксируются виды заданий, их разъяснения и учет выполнения детьми.

Инструктор по физической культуре проводит работу по обучению детей в соответствии с программным содержанием, методиками физического воспитания и спецификой ДОО (использование дыхательных, мимических упражнений, психофизических пауз, подвижных игр, сопровождающихся стихотворным текстом). Определяет цели по формированию у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, задачи по развитию физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта, формированию потребности в двигательной активности. Учитывает здоровье детей, возрастные возможности, уровень подготовленности, индивидуально-личностные и психофизические особенности детей. Совместно с медицинской сестрой дозирует нагрузку, следит за общим состоянием здоровья детей, способствует его укреплению в общей системе физкультурно-оздоровительной работы. Направляет и организует работу с родителями совместно с воспитателями групп, способствует распространению и формированию представлений о здоровом образе жизни среди родителей и воспитанников ДОО.

Инструктор по плаванию проводит работу по обучению детей плаванию в бассейне, выполняет цели и задачи по развитию физических качеств. Организует профилактическую работу по корректировке равномерного развития мышечной системы, опорно-двигательного аппарата. Систематическая работа инструктора по плаванию способствует гармоничному физическому развитию воспитанников с ОВЗ через повышение пластичности нервной системы, увеличение силы и подвижности нервных процессов, укрепление дыхательной системы.

Медицинская сестра осуществляет медицинское обслуживание детей, С-витаминизацию, профилактику заболеваний, консультирует и информирует родителей.

Правильное построение психолого-педагогического сопровождения внутри коррекционно-развивающего пространства позволяет решить проблемы коррекции (компенсации) различных специфических речевых нарушений и сопутствующих отклонений у детей с ОВЗ, раскрытия потенциальных возможностей ребенка в процессе его развития, дальнейшей социализации в обществе.

Список источников

1. Баранова Г.А. Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях повышения квалификации.- Тула: Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», Тульское образовательное пространство, 2018. - № 3. – с.13-16.

2. Баранова Г.А., Васильева Н.В. Реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации компенсирующего вида программ коррекционно-развивающего обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Тула: Изд-во Изд-во ТугГУ, 2019. – 83 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!