Осуществление метапредметных связей на уроках физики
как средство повышения мотивации, обучающихся в условиях перехода на новые ФГОС (Слайд 1)
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила.
В условиях современного общества перед учителем стоит основная задача научить ребенка учиться. Научить так, чтобы он захотел учиться, потому что человек находится в условиях постоянной потребности в обучении на протяжении всей своей жизни.
Исходя из того, что процесс обучения непрерывен, на первое место для учащегося выходит формирование универсальных учебных действий, что возможно при метапредметном подходе к обучению. ФГОС определил метапредметный подход как одно из приоритетных направлений развития образования.
Что такое метапредметность? (Слайд 2)
«Мета» - означает «стоящее за» («через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Метапредметность основывается на работе с деятельностью учащегося, передачей ему в первую очередь способов работы со знаниями, а не просто знания. Важно научить учащихся применять способы действия не зависимо от предметной области.
Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает иное, он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.
Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «всамделишная» реальность, — полученное знание уже никогда не забудется. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания. Таким образом мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями
Метапредметный подход (Слайд 3)
В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Метапредметный подход обеспечивает достижение метапредметных результатов образовательной деятельности: способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метадеятельность (Слайд 4) - универсальная деятельность, которая является "надпредметной». Метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.
В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: целеполагание, планирование, проектирование, исследование, прогнозирование, сценирование, моделирование, конструирование, анализ, рефлексия. Все это и есть метадеятельность.
Метазнания (Слайд 5) - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Метаспособы (Слайд 6) - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения (Слайд 7) - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки: планировать; производить измерения; представлять результаты в различных знаковых системах; делать логически выстроенное сообщение; работать в команде.
Метапредметные связи (Слайд 8)
Фактические метапредметные связи - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.
Философские метапредметные связи невозможно изучать, например, шкалу электромагнитных излучений без привлечения законов философии: перехода количества в качество, отрицания-отрицания, единства и борьбы противоположностей.
Понятийные метапредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов.
к общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия.
Возможности реализации метапредметного подхода. (Слайд 9)
9.1 Физика — это наука о природе. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.
9.2 Почему возможна метапредметность на физике? Потому что в курсе физики используются такие универсальные константы как заряд электрона, скорость света в вакууме, постоянная Планка, гравитационная постоянная, число «пи» и другие. А они несут в себе смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул, в которые они входят, но и за рамки соответствующих наук и учебных предметов. Когда ученик начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался как раз к метапредметным основам бытия.
9.3 Затем аналогичные, выходящие за предметные рамки функции, были обнаружены и в содержании других учебных предметов. Не только в естествознании, но и в культуре, искусстве есть свои «столпы», которые характеризуют основы существования не только природного, но и культурного мироздания.
9.4 Такие понятия, как число, знак, буква, звук, слово; золотое сечение в архитектуре и искусстве; ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства, времени, мира, человека и т.п. - это примеры метапредметного содержания, которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит человека за его рамки к неким первоединым основам.
Метапредметный подход при преподавании физики рассматривает использование интегрированных уроков с привлечением некоторых знаний обучающихся из смежных предметов (математика, биология, химия, астрономия, география, история и др.) и обобщающих уроков, а также проведение исследовательских работ (например, «Физика в профессии пекаря»).
(Слайд 10) Интегрированные уроки можно проводить с использованием следующих приёмов, например,
- После объяснения условия плавания тел в жидкости в 7классе школьникам в качестве упражнения, предложить задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики.
10.1 Сведения, полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления, расширения и закрепления знаний.
- Перед изучением теплоты сгорания топлива по «Физике-8» предлагается домашнее задание: повторить по учебнику «Химия» об энергетике процесса горения.
Задача про попону (8класс): Зачем вспотевшую лошадь накрывают попоной?
Ученики спрашивают, что такое попона? Сразу выход за предмет физики - вспомнили «Песнь о вещем Олеге» Пушкина: «Покройте попоной, мохнатым ковром».
Одна из задач метапредметного подхода помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество. Например, можно рассмотреть ситуации различных глобальных катастроф или как развитие физики повлияло на ход истории. Как ученые физики помогли советскому флоту в период Великой Отечественной войны.
(Слайд 11) Пословицы и поговорки метапредметного содержания
Механические явления
Колебания. Волны. Звук
Молекулярная физика
Электричество. Магнетизм. Оптика
(Слайд 12) Домашние эксперименты:
Определить свою среднюю скорость;
Определение координат люстры;
Определить плотность мыла;
Вычислить толщину ниток.
Вычислить количество теплоты, которое выделяется при сгорании одной круглой спички.
Вычислить вес воздуха в комнате.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
(Слайд 13) Примерный рефлексивный тест для обучающихся
| Да | Не всегда | Нет |
Я узнал много нового. На занятии было над чем подумать. Я знаю законы физики Я вижу законы физики в химии, биологии, литературе, музыке. Я вижу физику в обыденной жизни. Нужна ли мне физика для повышения моего интеллектуального уровня? Нужна ли мне физика для моей дальнейшей профессиональной деятельности? | | | |
Для поддержания интереса, формирования устойчивой мотивации к познанию, корректировки форм и методов обучения необходимо четко представлять, чему научились семиклассники за год.
С этой целью в конце учебного года проводится урок, который позволяет проверить глубину усвоения знаний, умения применять их в конкретных ситуациях, поддержать интерес ребят к предмету. В основу моего урока положен материал о родном крае. В рамках урока раскрывается нравственная, патриотическая и эстетическая составляющая воспитания детей с помощью фотографий родного края и применения знаний по физике в конкретных ситуациях. См. другую презентацию
Заключение.
Метапредметные связи могут иметь разные цели и выполнять разные задачи. Так, единство понятий и методов, объектов исследования физики с химией, биологией, географией, астрономией может способствовать более глубокому и качественному усвоению физики.
Метапредметные связи с литературой, историей, искусством, музыкой можно использовать для создания на уроке эмоциональной атмосферы и развития образного мышления.
Пытаясь привить ученикам универсальные учебные действия, включая в урок моменты рефлексии, мы и реализуем метапредметные связи, тем самым повышая мотивацию обучения школьников.
Да, использование метапредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач любого учителя. Она требует от учителя много теоретической подготовки: не только знакомство с новыми требованиями ФГОС, но и знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация внутрицикловых метапредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя физики с учителями биологии, химии, географии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков.
Тем не менее, она выполнима. Все зависит от метапредметности мышления самого педагога: насколько он видит эти метапредметные связи и осознает необходимость их реализации в преподаваемом им предмете.