Тема: «От сказки к сказке»
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи: Образовательные:
- Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев;
Развивающие:
- Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых; рассматривание иллюстраций к сказкам; беседа по сказкам, чтение пословиц; игры, драматизации по сказкам.
Организационный момент.
(Дети входят под музыку «Цветочная поляна» и каждый называет сказочного героя)
– «Назови, пароль и заходи!»
Приветствие.
- С добрым утром! С ясным днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречаем!
День хороший начинаем!
- Гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь, друзья!
- Доброе утро, чудный день. Нам здороваться не лень!
- Какая красивая поляна! Давайте, мы с вами превратимся в цветы!
(Дети надевают маски, превращаются в спящие цветы)
Мотивация
Звучит музыка «Песня Цветочницы» – Дети превращаются в цветы (цветы спят – сидят на карточках). Музыка меняется – звучит Петров А. «Цветочная страна». (На поляну выходят Петух и Курица. Появляется Аленушка. Узалдына сойлэнэ, киемен алмаштыра: «- Ку-ка-ре-куу! Смотри, ты моя женушка, поляна ещё не проснулась, тут спящие цветы.
- Ко-ко-ко! Да, дорогой мой, все спят. Давай, разбудим всех красот!) )
Аленушка: - Ой! Какие красивые цветы! Проснитесь! Улыбнитесь! Дарите всем доброту!
- А вы узнали меня? Ну, конечно, Я (Аленушка). Я пришла (из сказки). Я очень (послушная, трудолюбивая, скромная, добрая, умеющая прощать, благодарная и искренняя).
- Смотрите! У нас ещё гости! А их узнали? (Да! Петушок и Курочка)
- Ах, красавец, петушок!
На головке гребешок,
А под клювом два бородка,
Очень важная походка.
Лапки к верху поднимает,
Очень важно он шагает.
Раньше всех петух встаёт,
Гроооомко на заре поёт:
Ку-ка-ре-кууу, хватит спать!
Всем давно пора вставать!
Раз-два, раз-два, на занятие нам пора!
- У меня много дел: нужно навести порядок, угадать сказки, стихи, нужно с пальчиками поиграть, вернуть сказочных героев на свои места… Как же мне быть, как успеть?
(Ответы детей)
III. Основная часть
1. Речевая разминка. Ребята, для начало нам нужно угадать,
- что за игрушка попала в беду, маленькая девочка увидела и хотела её спасти (Мячик)
- жила-была игрушка, но её хозяйка оставила одну, забыла про неё (Зайка)
- а эту игрушку очень сильно обидели, сделали ему очень больно (Мишка)
- этой игрушке, наоборот, хотели сделать приятное, прокатить на…. (Грузовик)
- Молодцы, справились на «отлично»! (На экране рисунки к стихам А.Барто)
2. Счастье-то какое! Наша Курочка снесла яичко. Оно какое-то интересное, необычное…
У некоторых сказочных героев двойные имена, нужно их угадать. Игра «Угадай половину и назови героя»
Крокодил (Гена), Змей (Горыныч), Крошечка (Хаврошечка), Кощей (Бессмертный), Василиса (Прекрасная), Почтальон (Печкин), Коза (дереза)
3. Однажды на поляне гуляли сказочные герои. Вдруг налетел сильный ветер и некоторые из них от сильного ветра ушли в разные стороны и потерялись. Игра «Наведи порядок»
«Гадкий цыпленок», «Три волчонка», «Петушок Ряба», «Иван – царевич и белый медведь», «Волк и 7 тигрят», «Саша и медведь», «Царевна-индюшка», «Сестрица Аленушка и братец Никитушка», "Зеленая шапочка», "Пес в сапогах", «Булочка – румяный бок»
Угаданные герои-игрушки: утенок, поросенок, курочка, волк, козленок, девочка, лягушка, мальчик, кукла, кот, колобок
4. Пересказ сказки по выбору. На экране рисунки к сказкам.
IV.Физкультминутка «Игра с вагонами» (разделим слова на слоги и вернем всех на место)
V. Повторение и совместные упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (сжимаем и разжимаем пальчики кулачки)
Будем сказки называть, (на каждое название сказки загибаем)
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок, Есть Снегурочка Краса, Три медведя, Волк, Лиса, Жарь-птица и Сивка-Бурка, Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши)
2. Игра «Наоборот»
Как вы знаете, в сказках есть хорошие персонажи, а есть и плохие. На кого из героев сказки вы бы хотели быть похожи? Почему? (Ответы детей)
– У меня есть волшебная палочка! С ее помощью мы превратим отрицательные черты характера в положительные.
Лживый – правдивый
Трусливый – храбрый
Злой – добрый
Жадный – щедрый
Ленивый – трудолюбивый
Глупый-умный
Слабый-сильный
Грязный-чистый
Хороший – плохой
Веселый - грустный
V. Итог занятия
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в другую сказку пойдём
Я хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.