СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме самообразования " Нравственное воспитание младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования " Нравственное воспитание младших школьников".»

Отчет по теме самообразования: «Нравственное воспитание младших школьников».

Подготовила:

Цуканова Е.А.

2023 – 2024 г.г.



По наблюдениям за деятельностью  своих учеников, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема нравственного воспитания младших школьников.


Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.
Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Формирование привычек нравственного поведения младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.


Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д.Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
В практической деятельности мы с детьми реализуем учебно-методический комплект под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение». Идеологическая основа учебно-методического комплекта под редакцией Л.Ф.Климановой в целом соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся в данном УМК отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Так, знакомясь с былинами, летописями на страницах учебника, учащиеся испытывают чувство гордости, любви к своей Родине, её защитникам. Читая Житие Сергия Радонежского, произведения Сельмы Лагерлёф « Святая ночь», «В Назарете», дети соприкасаются со святыней, узнают о детстве и жизни Сергия Радонежского, постигают тайны любви, всепрощения, предательства.
Рассказы и стихи, включённые в раздел «Мир классики» помогают ребятам лучше понимать и видеть мир природы, быть ближе к ней, любить её, охранять.
Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб» воспитывает в учащихся преданность, верность, умение быть верным данному слову, а также учит ценить людей не за их внешний облик, а за их внутреннее душевное состояние.
В.М.Гаршин в «Сказке о жабе и розе» дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов. Работа учащихся над произведением и умелое ненавязчивое направление учителя позволит сделать главный вывод, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.
В сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» перед ребятами предстаёт положительный герой Кокованя, который подаёт пример милосердия, взяв себе на воспитание сиротку Дарёнку, да в придачу к ней ещё и кошку Мурёнку. Затем перед ребятами стоит сложная задача, им нужно ответить на главный вопрос: Почему всем героям хотелось увидеть Серебряное копытце? Все герои верили в чудеса и хотели увидеть это чудо или потому, что герои были бедны и хотели разбогатеть?
На уроках окружающего мира мы реализуем учебно-методический комплект под редакцией А.А.Плешакова, который включает разделы: «Природа России», направленный на привитие таких качеств, как любовь к природе, Родине, своему краю, раздел «Страницы всемирной истории», «Страницы истории человечества», раскрывающими детям исторические события из жизни нашего государства, знакомят с выдающимися людьми. Всё это способствует воспитанию патриотизма, любви и чувства гордости за свою Родину.
В 1,2,3 классах программный материал в учебнике позволяет рассматривать вопросы гигиены, культуры поведения, культуры общения и вопросы, связанные с личной безопасностью. Большую помощь в работе оказывают интернет-ресурсы, серии картинок, плакаты по данной тематике.
Хорошим подспорьем в моей работе являются классные часы, на которых я провожу беседы с последующим обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова», «Что такое чуткость?» и др.
В ходе учебного года проходят праздники – Дни именинника. Уже традиционным стал праздник «День матери», «Мамы, бабушки и мы», посвященный 8 марта. Подготовка к 8 марта начинается за месяц: ребята разучивают песни, частушки, стихотворения, оформляют выставку рисунков и поделок; «День отца», «23 февраля» - ни один праздник не остается без внимания.

Работу по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом,  но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.  В последнее время все чаще наблюдается безразличие родителей к формированию нравственно-эстетических качеств ребенка, процесс воспитания они практически полностью доверили школе, учителю. Для решения данной проблемы я провожу индивидуальные беседы, собрания на темы: «Семья – главный воспитатель», «Антиалкогольное воспитание детей в семье», «Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста» и др..

Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длительный, продолжается всю жизнь.

Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.

 Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!