Отчет руководителя ШМО учителей начальных классов
МКОУ «Большезадоевская СОШ» за 2022 -2023 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов в 2022-2023 учебном году работало над методической темой: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО» и ставило цель: создание условий для профессионального личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, Законом об образовании РФ, учитывая специфику образовательного учреждения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи.
Задачи:
1. Детально изучить общие сведения об изменениях в период перехода на обновлённый ФГОС НОО:
в содержании учебников 1 класса, подготовленные к ФПУ 2022 г., в соответствии с ФГОС НОО (приказ №286 от 31 мая 2021 г.);
в примерных рабочих программах по предметам (одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.);
в программе воспитания;
в планируемых результатах, предметном содержании учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.
2. Произвести отбор содержания и составление рабочих программ по предметам, в электронном ресурсе «Конструктор рабочих программ».
3. Продолжить внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
4. Продолжить использование проектно- исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
5. Продолжить работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального, всероссийского, международного значения.
6. Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.
7. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
8. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
9. Продолжить повышение профессионального уровня педагогов МО через углубленную работу по избранной теме самообразования, изучение педагогической и методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации, внедрение в учебный процесс инновационных технологий, аттестацию педагогов, участие учителей в творческих и профессиональных конкурсах.
10. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться.
В методическом объединении начальных классов – 7 учителей
№ | ФИО учителя | Класс | Образование | Категория | УМК |
1. | | 1 «а» | среднее спец | высшая | «Школа России» |
2. | | 1 «б» | среднее спец | _ | «Школа России» |
3. | | 2 «а» | среднее спец | первая | «Школа России» |
4. | | 2«б» | среднее спец | _ | «Школа России» |
5. | | 3 | среднее спец | | «Школа России» |
6. | | 4«а» | среднее спец | высшая | «Школа России» |
7. | | 4«б» | высшее | _ | «Школа России» |
В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки , взаимопосещение уроков, совместная разработка урока, праздников, экскурсий, планирований. Учителя не только требовательны к себе, но и друг к другу (анализ открытых уроков и мероприятий,),правильно реагируют на критику. Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива учителей. За этот год проведено 5 заседаний ШМО.
В течение учебного года заседания ШМО были направлены на координацию деятельности учителей. В условиях работы по образовательным стандартам проводились по следующим направлениям:
- заседания МО;
- аттестация учителей;
- повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах);
- проведение мониторинговых мероприятий;
- внеурочная деятельность по предмету;
- обобщение и представление опыта работы учителей ввиде творческих отчетов, публикаций, выступлений на различных уровнях;
- обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.
- организация работы с одаренными детьми;
- организация инклюзивного обучения;
- презентация опыта работы, повышение рейтинга учреждения в профессиональном сообществе.
Заседания МО проходили в активной форме: выступления, доклады, обобщение опыта работы аттестующихся учителей и т.д. Особое внимание уделялось вопросам, связанным с образовательным процессом. При этом рассматривались проблемы, возникающие в ходе практической работы учителя.
В течение учебного года проведено 5 заседаний ШМО, на которых рассматривались вопросы, запланированные в начале учебного года.
№ заседания | Тема |
Заседание № 1 | «Организация методической работы учителей начальных классов на 2022 – 2023 учебный год» |
Заседание № 2 | «Особенности обновлённого ФГОС-3 НОО» |
Заседание № 3 | «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся» |
Заседание № 4 | «Как сделать урок воспитывающим?» |
Заседание № 5 | Итоги результатов работы над темой: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО» |
Были подготовлены доклады и заслушаны на заседаниях МО, которые были полезны и нашли положительные аспекты в деятельности каждого педагога. Доклады подготовлены на следующие актуальные темы:
«Обновлённый ФГОС НОО: содержание, механизмы реализации»
2) Выступление по теме самообразования «Формы и методы организации учебной деятельности по обновленным ФГОС»
3) «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников»
4) «Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта».
5) «Формирование функциональной грамотности - как основа развития младших школьников»
6) «Особенности преподавания родного русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»
Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. На заседаниях МО изучены все методические письма, оказывалась своевременная методическая помощь. Выступления и выводы обосновывались на практических результатах.
Учителя начальных классов регулярно проходили курсы повышения квалификации и стараются повысить профессиональный уровень.
№ | ФИО учителя | Названия курсов | Год прохожд |
1. | | «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» «Разговоры о важном» «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях» «Школа Минпросвещения России: Новые возможности для повышения качества образования» | 2022г. 2023г. 2023г. 2023г. |
2. | | «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» «Разговоры о важном» «Школа Минпросвещения России: Новые возможности для повышения качества образования» | 2022г. 2023г. |
3. | | «Школа Минпросвещения России: Новые возможности для повышения качества образования» | 2023г. |
4. | | «Школа Минпросвещения России: Новые возможности для повышения качества образования» | 2023г. |
5. | | «Школа Минпросвещения России: Новые возможности для повышения качества образования» | 2023г. |
6. | | «Школа Минпросвещения России: Новые возможности для повышения качества образования» | 2023г. |
7. | | «Школа Минпросвещения России: Новые возможности для повышения качества образования» | 2023г. |
С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, учителя занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении програмы.
Педагоги 1-х классов знакомились с конструктором рабочих программ на сайте ЕДО. Через конструктор рабочих программ разработали рабочие программы.
№ п/п | Ф.И.О. | Тема | Срок изучения | Где реализуется |
1. | | «Групповая работа как средство формирования УУД» | 1-й год | МО |
2. | | «Формы и методы организации учебной деятельности по обновленным ФГОС» | 2-й год | МО |
3. | | «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС» | 1-й год | МО |
4. | | «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников» | 1-й год | МО |
5. | | «Особенности преподавания родного русского языка и литературы в условиях введения ФГОС» | 1-й год | МО |
6. | | «Развитие творческих способностей младших школьников на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения» | 2-й год | МО |
7. | | « Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» | 1-й год | МО |
Все учителя начальных классов вели преподавание согласно ФГОС по утверждённым рабочим программам и календарно-тематическим планам. Методическое объединение успешно решает проблемы повышения качества знаний учащихся путём применения инновационных образовательных технологий. Работа ведётся по УМК «Школа России».
В период адаптации учителя первых классов вели работу по сплочению детского коллектива, формированию коммуникативных навыков учащихся. В начале года была проведена педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. Для учителей первого класса остаются актуальными задачи по формированию детского коллектива, духовно-нравственному воспитанию учащихся, выработке навыков сознательной дисциплины, повышению учебной мотивации.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность всех педагогов является неизбежным во всех начальных классах в наше время. Все учителя это прекрасно понимают и активно применяют ИКТ в своей работе: презентации, электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы. Это делает уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке, развивает специальные навыки у детей с различными познавательными способностями. Учителя начальных классов успешно работают на интерактивных образовательных онлайн-платформах «Яндекс Учебник», «Учи.ru», «Инфоурок» и др. Принимали участие в вебинарах, онлайн – уроках по финансовой грамотности. Активно работали по обобщению и распространению личного педагогического опыта на заседаниях ШМО и педсоветах, оказывали помощь молодому учителю (Мешитовой Д.Р.)
Вся работа учителей имеет практическую направленность и ориентирована на повышение качества знаний учащихся.
В 2022-2023 учебном году обучающиеся 1-4 классов активно принимали участие в интернет олимпиадах, викторинах и марафонах.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Результат | Ф.И.О. |
1. | Олимпиада по шахматам на Учи.ру | сентябрь | победитель | Ибрагимов Х.(1-б кл.) |
2. | Осенняя олимпиада по русскому языку и литературе | октябрь | победитель | Гаджиева Ф.(2-б кл) ГаджиеваХ.(2-а кл) Халирулаева М. (2-б кл.) |
3. | Олимпиада по ПДД «Безопасные дороги» | ноябрь | победитель | Омаров М.(1-а кл.) Сурхаев И.(2-а кл) Гасанова М. (4-б кл) |
4. | Осенняя олимпиада по математике | ноябрь | победитель | Гасанов Г. (2-а кл.) Магомедова С.(2-б кл.) Бадавиев М.(4-б кл) |
5. | Олимпиада «Безопасный интернет» | декабрь | победитель | Тагиев А.(1-а кл.) Сурхаев И.(1-а кл) Тиномагомедова С. (4-б кл.) |
6. | «Инфоурок» зимний сезон | январь | победитель | Исмаилов Х. (3 кл) Абдулаева П.(4-а кл.) Садикаев С.(4-б кл.) Кудамагомедов И.(4-а кл.) |
7. | Зимняя олимпиада по русскому языку | февраль | победитель | Арсланбекова Ф. (1-а кл) Арсланбекова С. (2-а кл.) Магомедова А.(4-а кл.) Нукбулганов А. (3 кл.) Чучаева Я.(2-б кл) |
8. | Зимняя олимпиада по окружающему миру и экологии | февраль | победитель | Ахмедова С.(1-а кл.) Сурхаев И.(2-а кл.) Раджабова С. (4-а кл.) Халирулаева М. (2-б кл.) |
9. | Олимпиада «Финансовая грамотность и предпринимательство» | апрель | победитель | Магомедова Х. (1-а кл.) Магомедова А. (4-а кл.) Алиев М. (3 кл.) Халирулаева М. (2-б кл.) |
10. | Викторина «Открываем Санкт-Петербург» | май | победитель | Магомедова М.(3 кл.) Арсланбеков А.(4-а кл.) Гаджиева Ф. (2-б кл.) |
11. | Викторина «Открываем Пермский край» | май | победитель | Муршиев И.(2-б кл.) Сурхаев И. (2-а кл.) Арсланбекова Ф.(1-а кл.) Кудамагомедов И. (4-а кл.) Гаджиева Ф. (2-б кл.) |
Учащиеся 3-4 классов принимали участие в Муниципальном туре олимпиады «Юниор» среди младших школьников:
математика: Исмаилов Х. – 3кл.(призер), Бадавиев М. – 4кл.(призер);
русский язык: Абдулаева П.. – 4кл.(участник), Нукбулганов А.- 3кл.(участник);
окружающий мир: Гасанова М.– 4кл. (участник), Магомедова М. – 3кл.(победитель)
В соответствии с ФГОС в начальных классах была организована внеурочная деятельность по различным направлениям. Были разработаны программы внеурочной деятельности.
По уже сложившейся традиции, в школе с 17 по 27 января 2023 года учащиеся начальной школы приняли активное участие в проведении Декады наук. Декада наук проводилась с целью развития познавательного интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Каждый ребенок стал активным участником всех событий недели.
Класс | ФИО учителя | Мероприятие |
1 «а» | | Открытый урок по окружающему миру «Как живут животные?» |
1 «б» | | Урок письма «Путешествие в страну Грамотности». |
2 «а» | | Открытый урок по математике урок – закрепление по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». |
2 «б» | | Открытый урок по русскому языку «Имена существительные». |
3 | | Литературная викторина «Великие русские писатели». |
4 «а» | | Викторина по окружающему миру «Живи в согласии с природой!» |
4 «б» | | Открытый урок по математике на тему «Решение задач на движение». |
Проводимые уроки и мероприятия отмечались разнообразием приемов и методов обучения, форм организации. Учителя относятся к подготовке с большой ответственностью, стараются работать творчески, так как современные уроки и внеклассные мероприятия – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. В тоже время каждый ученик начальной школы является активным участником всех событий в классном коллективе. Он может попробовать себя в разных ролях, пробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать.
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие во многих всероссийских, международных и муниципальных конкурсах. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
Педагоги начальной школы постоянно занимаются решением проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации образовательного процесса. Учителя внедряют образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивают надлежащие гигиенические условия в соответствии регламентациями СанПиНов.
С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья, учителя используют различные приемы и методы.
Основными задачами педагогов являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий.
Итоги успеваемости по начальным классам в 2022-2023 учебном году
Учебная программа 1-4 классов на 2022-2023 учебный год были составлены на основе ФГОС НОО. По окончании текущего учебного года, в рамках ВШК, были подведены итоги прохождения программного материала, выполнение норм проведения контрольных работ, диктантов, тестирования и других форм контроля учащихся. В результате анализа выявлено, что программный материал пройден по всем предметам и во всех классах. Все контрольные работы проведены согласно тематическому планированию в полном объеме. Учебный план на 2022-2023 учебный год выполнен, учебные программы пройдены.
В начальных классах на конец учебного года обучалось -132 уч-ся (3 ученика на домашнем обучении). Из них 14 отличников и 28 хорошистов. Обучение велось по программе «Школа России»
Класс | Кол-во уч. | % успев. | % качества | Ср.балл | СОУ |
1 «а» | 19 | - | - | - | - |
1 «б» | 16 | - | - | - | - |
2 «а» | 23 | 100 | 64 | 3,8 | 60 |
2 «б» | 22 | 100 | 45 | 3,5 | 54 |
3 | 22 | 100 | 32 | 4,1 | 48 |
4 «а» | 16 | 100 | 44 | 3,6 | 55 |
4 «б» | 14 | 100 | 28 | 3,4 | 49 |
В ходе реализации ФГОС НОО у учителей лучше всего удается выстраивать работу в 1 классе в период безотметочного обучения. Требует особых усилий работа в 4-х классах на этапе перехода в среднее звено. Коррекционная работа со слабоуспевающими детьми не всегда ведется в системе. Необходимо упорядочить и систематизировать данную работу. Составить план по работе с так называемой «группой риска». Перед учителями начальных классов стоит проблема повышения качества знаний. Большим резервом являются учащиеся, которые закончили учебный год с одной отметкой «3» при общей успеваемости на «4» и «5».
Многие учителя имеют персональные сайты и странички в социальной сети работников образования, где размещают регулярно свои публикации. О чем свидетельствуют полученные сертификаты, дипломы и благодарственные письма.
Понятно, что большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, материал для индивидуальной работы.
Таким образом, работу коллектива начальной школы можно считать «удовлетворительной».
Но наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива начальной школы имеются недостатки:
- недостаточное количество взаимопосещенных уроков;
- не велась работа по обмену опытом;
- низкая активность участия педагогов в профессиональных конкурсах.
Рекомендации:
1. Создать условия для активизации участия учителей в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
2. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.
3. Рекомендовать педагогам школы обобщить свой педагогический опыт на школьном, районном уровне.
4. Руководителю ШМО способствовать созданию единой системы обучения и воспитания в школе, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
Исходя из вышесказанного ШМО учителей начальных классов на 2023 – 2024 учебный год ставит следующие задачи: - продолжить работу по обеспечению качества обучения.
- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми.
- активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.
- продолжать изучение нормативных документов и образовательной программы третьего поколения ФГОС.
- составить план работы методического объединения на новый учебный год.
- продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
- продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований. Руководитель ШМО начальных классов: