Открытое мероприятие ««Чти отца своего и мать свою…»
(по рассказу В. Осеевой «Бабка»)
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Здороваться – это желать здоровья! Я желаю вам отличного здоровья, чтобы мы могли дружно общаться на интересные темы.
Я, Новикова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы и классный руководитель 7 класса МОУ «СОШ №1» села Новоселицкого Новоселицкого района. Сегодня проведу для вас открытое занятие. Но, чтобы стало нам всем еще уютнее, совсем как дома, давайте зажжем свечу.
СЛАЙД 1
( учитель, зажигает свечу, и обносит внутри круга детей, поднося к каждому)
- Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете? (Тепло)
- Тепло от огонька согревает руки, а что может согреть душу человека? (Любовь, внимание, забота, доброта)
- «Доброта – это солнце, которое согревает душу. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. (М.Пришвин)
Покажите, где душа у человека (дети показывают). Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «От всей души», то прикладывает ладонь к груди.
- У меня к вам просьба: положите ладонь на место, где может быть душа у человека, т.е. на грудь, улыбнитесь друг другу обязательно от души. Когда вы улыбаетесь, у вас очень добрые лица.
- Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.
Сегодня мы будем добрыми волшебниками и попробуем совершить чудо!
СЛАЙД 2
Главное наше волшебство будет доброта наших сердец!
Вы готовы творить добро? Тогда пройдите на свои рабочие места, для свершенья новых добрых дел.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
СЛАЙД 3
Учитель:
- Ребята, в нашей жизни всегда есть люди, которые неизменно дарят нам свою доброту и заботу. Для меня - это моя бабушка. Зовут её Вера Ивановна. Это не просто родной и любимый человек, она моя поддержка и опора. Бабушка заботится обо мне всю жизнь. С самого детства я помню ее голос, рассказывающий сказки, добрый смех, морщинки вокруг глаз, постоянные хлопоты о моем здоровье. Несмотря на то, что я уже совсем взрослая, бабушка ждет меня в любой день, она всегда готова накормить меня вкусным борщом и ароматными пирогами. Я горжусь честностью, добротой и трудолюбием бабушки. Она всегда в хлопотах: прибирает дом, готовит вкусный обед и продолжает заботиться обо всех нас. Моя бабушка – моя опора в жизни!
- Ребята, а у вас есть бабушки? Как вы к ним относитесь?
(Ответы ребят)
-Скажите, а что значит уважать человека?
СЛАЙД 4 (Да, правильно, ведь уважение - это почтительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств.)
- О чем же, по-вашему, мы сегодня будем говорить?(О взаимоотношениях в семье, об отношении к старшим.)
СЛАЙД 5- «Чти отца своего и мать свою» - этой строкой из библейских заповедей мы назовем сегодняшний урок. Рассказ Валентины Осеевой «Бабка», который вы прочли, - это рассказ о болезни общества, в котором мы живем. В наше непростое время, когда попираются вечные ценности, когда черное признается белым, а белое очерняется, святое почитание родителей и старших, исконно отличавшее Русь, стало величайшей редкостью.
СЛАЙД 6 «Старшего уважай, умному подражай», «Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение», «Старых почитай, младых поучай», «Не смейся над старым, сам будешь стар» - не счесть пословиц и поговорок, свидетельствующих о традиции уважать старших.
Мы услышали пословицы об уважении к старшим – любым, даже совершенно посторонним. В Древней Руси приучали именно к этому: не различать, нравится человек, не нравится, знакомый он или нет – он старший и точка. (Слайд 7 )И тем более трепетным было отношение к родителям, как к святым. На протяжении долгих веков сохранялась эта святая традиция – в крестьянской среде за стол не садились без отца-кормильца, родители почитались домашними богами. Дворянство от крестьян не отставало. Известен случай, когда видный и могущественный политический деятель Михаил Михайлович Сперанский прервал беседу с Николаем I, чтобы встретить приехавшую к нему из деревни старую мать-крестьянку. При вельможах и императоре он бросился ей в ноги и просил благословения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
СЛАЙД 8
-Сегодня традиция почитания старших практически забыта. Об этой проблеме - честно и просто - и рассказала нам Валентина Осеева в рассказе «Бабка».
- Прежде чем начать наш разговор о произведении, вспомним его содержание. А поможет нам моя ученица Ковешникова Полина.
СЛАЙД 9 Видеопредставление произведения. (Полина Ковешникова)
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) - Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Что вы почувствовали после его прочтения? (стало очень грустно, нам жалко бабушку)
2) - Как в семье называли бабушку? (бабка, старушенция, старая) Почему она раздражала всех? (гремела, шлёпала…) Слайд 10.
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой.
Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.
- Почему всё делать тихо, осторожно у неё не получалось? (потому что она была уже старенькая)
3) - Заслужила ли она к себе такое обращение? (нет) Почему? (потому что она заботилась обо всех, любила)
4) - Тогда почему к ней так относились? (не ценили её). (Слайд 11)Как друг Борьки обратился к бабушке? (уважительно) Почему? (ему привили уважительное отношение к старшим)
- Что рассказал Борьке товарищ о своей бабушке? (в семье принято уважительное отношение)
- Сравните отношения к бабушкам в двух семьях.
- А у вас в семье? (приводят примеры отношения к старшим в их семьях)
- Как вы обращаетесь к своим бабушкам?
5) - При всём неуважении к бабушке членов семьи, чем она им отвечала? (добром)
6) – Какими словами она им отвечала? (поговорки, прибаутки) Кто запомнил? Найдите в тексте.
СЛАЙД 12 - Тёмный человек глух и нем.
- От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.
- Трудней всего 3 вещи в жизни: богу молиться, долги платить да родителей кормить.
- Обидеть, что ударить, приласкать - надо слова искать.
- Не я учу – жизнь учит.
- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно прочитать.
7) – Почему Борька покраснел, когда сказал товарищу, что бабку никто в доме не обижает? (он обманул) 8) – Бабушка умерла, оставив «богатство» в заветной шкатулке. Так ли это? (она оставила подарки для каждого члена семьи на память)
Что бабушка спрятала в шкатулке? (чтение учителем отрывка со слов «Шкатулку открыли…» до «Внуку моему Б.»)(Слайд 13)
Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:
— «Внуку моему Борюшке». Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».
- Почему Борька так расстроился, увидев содержимое шкатулки? (Он понял, что бабушка, преданно и трогательно его любившая, заслуживала ответной любви, заботы и теплоты, которых она так мало получала.)
10) – Почему, когда Борька вернулся домой, колени его были в свежей глине? (он был на кладбище и просил прощения у бабушки)
- Что понял Борька? (что виноват перед бабушкой)
А теперь бабушка умерла тихо, как будто боялась опять побеспокоить самых дорогих сердцу людей, будто боялась опять что-то сделать не так. Умерла – и ничего нельзя вернуть и исправить.
Аудио
«Что имеем не храним, потерявши плачем». Попробуем объяснить смысл этого высказывания.
Есть у Марины Цветаевой такие простые слова: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
ВИДЕОРОЛИК О СЕМЬЕ )(Слайд 14)
Учитель: )(Слайд 15)
- На чем же должна держаться крепкая, счастливая семья?
( На взаимной любви, взаимном уважении,взаимопонимании и поддержке.)
РАБОТА В ГРУППАХ
- Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо составить Устав вашей семьи, в котором надо записать основные заповеди семейной жизни.(Слайд16)
СЕМЕЙНЫЕ ЗАПОВЕДИ.
В семье должны царить мир, согласие, уважение и любовь ко всем членам семьи.
Так же каждый член семьи должен уважать близких и просто окружающих людей.
Младшие подчиняются старшим. Но старшие не злоупотребляют этим правом.
Каждый член семьи должен заботиться о других: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.
Дети должны почитать родителей.
Ладить между собой и старшим поколением.
В семье должны быть привиты навыки трудолюбия
Семья бережёт и защищает интересы своих членов семьи.
Сохраняйте доверие.
Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща.
Говори обо всём. Речь – золото. Молчание – свинец.
. Будь добрым примером для своих членов семьи
5.ИТОГ УРОКА
Учитель: В заключение мне хочется сказать, чтосамое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первая и главная ценность – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Пауза. Мне кажется, у нас с вами получился теплый, душевный разговор.Мы понимали друг друга с полуслова. А почему?
Учитель: Слайд17 Представьте, что каждый из нас – это цветок. Прикрепите цветы, которые лежат на ваших партах, на доску как можно ближе друг к другу.
- Что у нас получилось? (Букет)
Нет, еще не букет. ( учитель прикрепляет стебли и ленту, их связывающую)
Вот теперь – букет. Почему? (Они связаны между собой) Так и людей в семье и любом количестве должны связывать любовь и уважение. Тогда и семья, и любой коллектив будет крепкими, дружными и красивыми, как цветы в этом букете. (Видео).
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Цель мероприятия: Содействовать углублению моральных знаний учащихся; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию учащихся; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Мероприятие имело большую воспитательную ценность, так как включало различные формы творческой индивидуальной и коллективной работы.
В ходе мероприятия учащиеся активно участвовали в обсуждении рассказа В. Осеевой «Бабка». Вели разговор о роли родителей в жизни каждого человека, об отношении к старшим, об ответственности за свою семью, вспомнили заповедь божию о почитании отца своего и матери. Не секрет, что тема семьи и родителей актуальна для детей-подростков. Разговор с детьми получился эмоциональным, душевным, тёплым. Учащиеся привели положительные примеры почитания старших в своих семьях, выразили любовь и уважение к ним.
Хочется надеяться, что данное мероприятие будет способствовать формированию у учащихся жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культур
Воспитательные технологии. 1.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова. Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.
2.Технология совместного творческого воспитания.Методика КТД впервые была разработана С.Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.Технология совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела. 3._Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий).Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству. 5.Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. 6. Технологии воспитания на основе системного подхода. -Формирование личности – главная цель школы. 7.Технология в современной массовой школе. 8.Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову) Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. 9.Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.