Тема занятия: «22 апреля - Всемирный день Земли»
Цель: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
Задачи:
формировать представления о празднике «День Земли»;
способствовать развитию экологической грамотности;
формировать представление об акции День Земли, вспомнить правила поведения в лесу;
воспитывать бережное отношение к природе и всему, что нас окружает;
развивать творчество, внимание, мышление;
развивать экологическую грамотность, интерес к экологическим проблемам на Земле, желание сохранять и охранять природу.
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация «Планета Земля», «Проблемы экологии», видеоролик – мультфильм «Мальчик и Земля», глобус, карта мира, выставка книг.
Предварительная работа: беседы о правилах поведения в лесу, чтение художественной литературы о природе, рассматривание объектов природы на прогулках, в детских энциклопедиях.
Формы и методы:
1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2. Наглядный метод
3. Проблемно – поисковый метод
4. Применение ИКТ (презентация)
Планируемые результаты занятия:
Предметные:
находить связи в природе, между природой и человеком;
овладевать знаниями, которые в дальнейшем могут быть применены в познавательной деятельности воспитанников.
Метапредметные:
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
принимать, сохранять цель и следовать им в учебной деятельности.
Личностные:
осознание необходимости учения;
обучаться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
работать над осознанием ответственности за общее дело;
обучаться выражать свое мнение.
Ход занятия
Орг. Момент.
Земля – наш дом, но
не одни мы в нем живем!
Настрой на занятие.
Весна пришла! Всё расцветает.
Щебечут птицы, цветут цветы.
И мы готовы для открытий
Секретов матушки Земли.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости! Вы, конечно, все знаете, что у всех людей на Земле есть день рождения! В этот день и дети, и взрослые ждут поздравления и подарки. В этот день звучат песни, добрые слова и даже солнце светит ярче. Сегодня мы собрались здесь на необычный день рождения. Кто сегодня именинник, вы узнаете, отгадав загадку: (Слайд 1)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар,
Что она – огромный шар. (Земля)
Воспитатель: Правильно, это планета Земля! (Слайд 2), демонстрация модели земного шара – глобуса.
Значит, чей день рождения 22 апреля? Кто назовет тему нашего занятия? (22 апреля – Всемирный день Земли)
Дети: Тема нашего занятия: «Всемирный день Земли» (Слайд 3)
– Цель нашего занятия….
Узнать, почему появился этот праздник.
Выяснить, почему именно 22 апреля.
Узнать, как отмечают этот день.
Воспитатель: - Ребята, а кто вообще знает, что такое Земля, какая она? Может, сведения интересные знаете? (просмотр видеоролика «планета Земля» факты для детей).
«История праздника» (Слайд 4)
История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. (Слайд 5)
В конце 19 века Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы, для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева. В течение первого Дня дерева, жители штата высадили 1 млн. деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником, он отмечался в день рождения Джона Мортона – 22 апреля. (Слайд 6)
Традиция отмечать день Матери – Земли зародилась в США по инициативе экологического активиста Гейлорда Нельсона. Впервые праздник отметили 22 апреля 1970 года, в различных мероприятиях приняли участие более 20 миллионов американцев.
22 апреля мы отмечаем не просто большой, а поистине глобальный праздник - Всемирный день Матери - Земли (International Mother Earth Day), проводимый под эгидой ООН.
ООН – Организа́ция Объединённых На́ций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. (Слайд 7)
В1990 году этот день стал международной акцией. В 1995 году за свой вклад в становление традиции празднования этого Дня Гейлорд Нельсон был награжден «Медалью Свободы» — высшей наградой, которой может быть удостоено гражданское лицо в США. (Слайд 8)
В России его отмечают с 1992 года. В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии — осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды. Ежегодно ученые стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем. В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия и акции. Это конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев.
День Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха - всего, что необходимо для жизни. В этот день люди всего мира наводят порядок в своем большом доме – планете Земля, очищают от мусора улицы, дома, парки, сажают новые деревья и кусты. А как жители нашего поселка отмечают этот день? (воспитанники выходят на субботники, родители убираются на улицах, в огородах). (Слайд 9)
Есть флаг Земли. Он представляет собой фотографию планеты из космоса на тёмно-синем фоне. (Слайд 10)
Есть и символ, это зеленая греческая буква (тета) на белом фоне. (Слайд 11)
В День Земли, в разных странах по традиции звучит Колокол Мира. (Слайд 12)
Колокол Мира – символ дружбы, спокойствия и солидарности народов. Первый Колокол Мира был установлен в 1954 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Он был отлит в Японии из монет, собранных детьми разных стран, наград и медалей.
Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового. (Слайд 13)
Первое капитальное сооружение в России — арка «Колокол Мира» —
возведено в Новосибирске на территории Музея Н.К. Рериха, открыто 25 июня 2009 года. (Слайд 14)
Архитектор - Юрий Бурика, литье - Новосибирский завод цветного литья, отлит из бронзы. По периметру колокола размещена надпись "Колокол мира" на десяти языках, а внутри - "Колокол мира. Город Новосибирск". Общая масса колокола - 260 кг. Высота - 830 мм. (Слайд 15)
Летчик-космонавт Анатолий Березовой на открытии арки «Колокол Мира» (Слайд 16).
Колокол мира в Новосибирске звучит трижды: 22 апреля - в День
Земли, 21 сентября - в День Мира и в последнее воскресенье июня - в день города Новосибирска.
Видеоролик «Звучит Колокол Мира!»
Воспитатель: Как вы думаете, почему в День Земли в течение минуты звучит Колокол Мира? (призывает людей сохранить красоту нашего общего дома)
Данное действо совершается с тем, чтобы позволить (или заставить?) ощутить всех и каждого потребность в объединении усилий, направленных в сторону созидания красоты и здоровья планеты, а не разрушения.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте посмотрим мультфильм «Мальчик и Земля», (обсуждение мультфильма).
Воспитатель: С каким настроением вы смотрели? Какие действия совершал мальчик?
Дети: Плохие, мальчик очень сильно навредил природе.
Воспитатель: Мы увидели, насколько хрупкой и беззащитной может быть наша Земля. И именно мы должны заботиться о ней, беречь и сохранять ее красоту.
Физминутка.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Да - Нет» и мы узнаем, как вы относитесь к природе. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе.
- На правильное утверждение хором «Да», на неправильное - «Нет».
Чем больше растений на Земле, тем чище воздух? (да)
Ядовитые растения нужно уничтожать? (да)
Необходимо весной высаживать саженцы деревьев? (да)
Когда берешь весной от березы сок, надо замазывать ранку? (да)
С прогулки всегда надо приносить домой букет полевых цветов? (нет)
После пикника на полянке нужно собрать за собой мусор? (да)
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Воспитатель: - Молодцы!
Музыкальная пауза
Воспитатель: Наше занятие продолжается, и девочки сейчас исполнят для нас экологические частушки:
Мы, веселые подружки,
Пропоем для вас частушки.
Будем петь при всем народе,
Как относимся к природе.
По лесочку мы пойдем,
Мусор вместе уберем.
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари!
До чего ж природу жалко!
Не губи ее красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
Охранять природу надо.
Реки, рощи и поля.
И тогда цветущим садом
Станет русская земля.
Мы ходили за грибами:
Думали набрать маслят,
Но под нашими ногами
Только стёклышки хрустят!
Мы частушки вам пропели
Все об экологии…
А ведь так на самом деле
Поступают многие!
(Видеоролик «Международный день Земли -- 22 апреля).
Сценка «Бабочка»
В зал вбегает «Бабочка»:
Я сама на цветок похожа,
Мои крылышки, как лепестки.
Я летаю в денек пригожий
И над полем и у реки.
Обучающийся: Целый день ты летала? И совсем не устала? Расскажи, как ты живешь? Что ты ешь, что ты пьешь?
Бабочка: Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье – ароматы цветов,
Но живу я недолго –
Всего лишь три дня.
Очень прошу – не губите меня!
Воспитатель: Ребята, но не все так хорошо у нас на планете Земля, есть и экологические проблемы. Сейчас я предлагаю, вам посмотреть, какие существуют экологические проблемы Земли, (просмотр видеоролика «Проблемы экологии»).
Воспитатель: Обсуждение просмотренного видеоролика.
Воспитанник читает стихотворение «Не надо мусорить в лесу!»
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Просмотр видеоролика «Экология».
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, давайте беречь нашу планету! Закончить наше занятие я хочу стихотворением!
Любите родную природу
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля!
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Воспитатель: Прошу, ответьте мне на вопросы:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Что нового вы узнали?
- Какого числа отмечают праздник «День Земли»?
- Что больше всего понравилось?
- Почему возникла необходимость создать такой праздник?
- Что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?
Воспитатель: Посмотрите на доску, вы уже заметили на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника, дерево нужно одеть. У вас на столе лежат листочки, если вам понравилось занятие, вы можете приклеить зеленые листочки!
- Мне очень понравилось с вами работать, вы сегодня молодцы.