СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Обзорный лекторий – практикум «Куклы осеннего цикла. Игровая кукла «Луковка»

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

В любое время года по мимо кукол что делали взрослые, своих куколок делали и девочки. И, конечно, они были игровыми – их создавали для того, чтобы поиграть: создавались целые «семьи», делали даже птичек, домашних животных (зайчиков, собачек, кошечек, коз). Материалы использовались самые различные, все что разрешалось брать и что находилось под руками. И, наверное, вы догадываетесь, что осенью чаще всего использовали плоды деревьев, цветы кустарников, урожай с огорода. Это могли быть и кукурузные початки, клубни картофеля, колоски ржи и пшеницы, яблоки, орехи и многое другое. Такие игрушки были практически на одну игру, а потом материал мыли, чистили и съедали. Вот такая двойная польза – наигрались вдоволь, а за тем и перекусили. Кукла «Луковка", которую мы сегодня сделаем так же игровая и делали ее в основном в южных районах Росси, после сбора осеннего урожая.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Обзорный лекторий – практикум «Куклы осеннего цикла. Игровая кукла «Луковка»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Г ОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Городской Дворец творчества «Академия талантов»

(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»)


ул. Молодёжная, дом 17-А, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306 Телефон (Факс): (3494) 22-04-94 / E-mail: [email protected]

ОКПО 40787978/ОГРН 1028900631022

ИНН 8904022796 /КПП 890401001





Открытое занятие

в рамках методической декады отдела КиТ


«Обзорный лекторий – практикум «Куклы осеннего цикла. Игровая кукла «Луковка»


















Разработала и провела:

Сервуля Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Берегиня»





Новый Уренгой, 2023


Обзорный лекторий – практикум

«Куклы осеннего цикла. Игровая кукла «Луковка»

Форма: Лекторий, практикум.

Цель: знакомство обучающихся с русскими народными куклами годового коловорота, закрепление знаний о куклах осеннего цикла через изготовление игровой куклы «Луковица».

Задачи:

- дать знания о видах и значении народных кукол как атрибута духовной культуры русского народа;

- закрепить знания о народных куклах осеннего цикла;

- познакомить с игровыми народными куклами, с их назначением;

- научить детей делать самостоятельно игровую куклу «Луковица», применяя традиционную технику;

- развивать познавательную активность детей, мелкую моторику рук;

- способствовать формированию творческого потенциала;

- воспитывать интерес к народному творчеству и прикладной культуре русского народа;

- прививать уважение к традициям и обычаям наших предков.

Методическое оснащение: план – конспект открытого занятия, иллюстрации–плакаты кукол «оберегов», «обрядовых», «игровых»; пособие – «Кукольный «Кологод»; образец–эталон куклы «Луковица», технологическая карта.

Оборудование мультимедийное оборудование для презентации, проигрыватель для создания фона во время работы (мелодии русских народных наигрышей).

Материалы: средние луковицы. Деревянные палочки. Лоскуты разных тканей для палочки-основы, для нижней юбки, для верхней юбки, для фартука, треугольник для платка. Ножницы. Крепкие швейные нитки. Клей.

Предварительная работа: работа со специальной литературой, интернет-сайтами, создание тематической презентации, составление конспекта, технологической карты практикума, подбор наглядного материала, фонового музыкального сопровождения, изготовление эталона – образца.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение знаний о традициях, обычаях и прикладном творчестве русского народа;

  • усвоение и определение кукол – самоделок по принадлежности (игровая, обрядовая, обережная);

  • умение самостоятельно изготавливать кукол ручной работы.

Целевая аудитория: обучающиеся 10 – 15 лет.

Продолжительность мастер-класса: 40 мин. (1академический час).

Интернет-источники:

https://podelki-doma.ru/podelki/iz-prirodnyih-materialov/kukla-venichek-blagopoluchiya

https://yandex.ru/video/preview/13358782664365681900

https://yandex.ru/video/preview/15323379431786854802

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

(народная мудрость)


1. История народной куклы

История куклы прослеживается ещё со времён строительства египетских пирамид и до наших дней, кукла является первой среди игрушек. Самая древняя кукла найдена в египетской гробнице, сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она сопровождала в последний путь своего маленького хозяина.

Кукла не рождается сама, ее создает человек. Однажды кукла спасла своего создателя…В самые древние времена люди поклонялись многим богам и считали, что задобрить их надо, принося человеческие жертвы. Эти страшные обряды пугали людей, но возражать вождям никто не смел. Но, одна женщина, из простого полена создала копию своего ребенка, которого хотели сделать очередной жертвой, и вместо ребенка бросила в костер первую жертвенную куклу – имитацию человека и спасла невинного ребенка. С тех пор жертвоприношение превратилось в безобидный ритуал, и кукла заняла свое почетное место в жизни человека.

Кукла, как детская игрушка, появилась у славян более тысячи лет назад, так утверждают проведённые раскопки под Новгородом. До наших дней оригинальных славянских народных кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались (дерево, ткань, солома, береста, глина) недолговечен. В каждой губернии, каждом уезде, деревне или избе были свои особенные «авторские» куклы, и отношение к ним было особенное: нельзя было сломать или выбросить куклу, потому что она приравнивалась к живому существу. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, считалось, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил.

Пока дети были маленькими, кукол им шили мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет куклу – потешку уже могла делать любая девочка. В деревенской кукле в основном предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Названия кукол были очень простыми и даже наивными–люди что видели, то и делали, а по готовой работе и называли кукол. Самодельных кукол наши прабабушки, а за ними и бабушки создали великое множество и изучить их все – просто невозможно.

Оказывается, народных рукотворных куколок делали относительно каждого из четырех времен года, и у каждой куклы есть принадлежность к трем видовым группам: обрядовая, обережная и игровая.

Обрядовые куклыэто куклы-помощники в делах, сохраняли и привлекали достаток в дом. Но главное, это ритуальное назначение обрядовой куклы. Их изготавливали взрослые женщины, сопровождая работу различными ритуалами. Делали их из лоскутов ношенной одежды членов рода, семьи. Отсутствие лица у такой куклы было знаком того, что кукла не сможет быть двойником человека и не навредит ему. Обрядовые куклы, не раз заменяли человека в жертвоприношениях и спасали ему жизнь. На Руси существовало огромное количество обрядовых кукол (см. приложение).

Куклы-обереги выполняли свою основную функцию – подменяли человека, забирала на себя все напасти, болезни, несчастья и тем самым оберегала и защищали своего хозяина. Куклы-обереги создавались исключительно женщинами и без использования иголок и ножниц. Таких кукол любили, берегли, с ними разговаривали, просили о помощи, передавали по наследству.

У каждого оберега разный срок службы. Некоторые могли стоять долго, другие нужно было уничтожать после окончания срока службы, а некоторым давали отдыхать и убирали в укромное место на некоторое время. Еще обережных кукол называли целебными, так как некоторые, по повериям могли не только оберегать, но и лечить, исцелять, укреплять человека. Таких кукол так же было много, и их очень любили наши предки (см. приложение).

Игровая кукла, как и другие виды кукол, берет свое начало в далекой древности. Куклы для игры изготавливались из дерева, соломы, глины. Но, даже в самой бедной семье в деревне была традиционная игровая тряпичная кукла. Ее делали мамы из остатков ситцевой и льняной ткани для маленьких детей, а с 5 лет куколку – закрутку могли «вертеть» для себя сами девочки. Игровые куклы помогали ребенку в отношении со взрослыми и сверстниками. Некоторые игровые куклы выполняли воспитательную функцию: помогали девочкам приучались к аккуратности, порядку, вниманию (см. приложение). Если куколка получалась не красивой, или нарочно небрежно сделанной, ее называли «убоженька» и проявляли к ней сострадание. Считалось хорошей приметой, когда девочки крутили много игровых куколок – значит в деревне появиться много детишек.

Давайте повторим, на какие три основных группы делятся русские народные куклы и какие функции они выполняют? (дети отвечают на вопросы).

Обрядовые – для выполнения ритуальных действий, помощники человека. Обережные или обереги – охраняли и оберегали своего хозяина, а некоторые имели целебные свойства и лечили людей.

Игровые – создавались для игры, забавы, а также выполняли воспитательную роль для детей.


2. Годовой круговорот народной куклы.

Наши предки жили не только тяжело, но и интересно, а иногда и весело – тот круговорот жизни, который свершается в течение года, сопровождался определенными действиями: ритуалами, обрядами и праздниками, и ведущую роль в них всегда отводилась кукле. Перечислим основные значимые праздники 12 месяцев года и обрядовые куклы, которые к этим праздникам делали наши предки славяне.

  • В декабре – (на Екатерину святую) Санницу, (в день зимнего равноденствия для удержания тепла) Спиридона-солнцеворота.

  • В январе в Рождество делали кукол: Козу, Коляду, Веничек благополучия, белых Рождественских Ангелов.

  • В феврале – Желанницу февральскую, Масленицу обрядовую и домашнюю.

  • В марте-апреле – Пасхальную куклу, Вербницу.

  • В апреле – Веснянок, Птицу Радость.

  • В мае – Долюшку, на Егорьев день – Кукушечку.

  • В июне – Кубышку – травницу, Купавку, в засуху Мокридину (для вызова дождя).

  • В июле – Семика и Семичиху, Покосницу (во время Зеленых Святок).

  • В августе – Жницу, Желанницу (на растущей луне).

  • В сентябре – Крупеничку, Зерновушки (из зерна нового урожая).

  • В октябре – Десятиручку (женскую берегиню и помощницу).

  • В ноябре – Параскеву-пятницу, Филипповку, Козьму, Демьяна.

Перечисленные праздники и куклы, связанные с ними, являются маленькой частью великого наследия, накопленного нашими предками за многими столетия.

Как видите, наши предки уделяли большое внимание календарным праздникам, природным явлениям, событиям в жизни семьи, соблюдали традиции и обряды, а символом каждого события неизменно была кукла. Разная по материалу, сложности изготовления и внешности, народная рукотворная кукла всегда сопровождала и служила своему создателю – человеку.

3. Куклы осеннего цикла.

Мы с вами остановимся на куклах осеннего цикла, так как сейчас осень и нам проще будет запомнить названия и назначение кукол, отвечающих за это время года.

В сентябре делали кукол «Крупеничку» и «Зерновушку» из зерна нового урожая. Как вы думаете почему их изготавливали и почему так называли? (ответы детей). В октябре очень популярна среди молодых мам и взрослых женщин была куколка «Десятиручка». Почему ее так называли и для чего делали? (ответы детей). В ноябре были востребованы «Параскева-пятница», «Филипповка», «Козьма и Демьян». Как вы думаете, чем они прославились? (ответы детей).

4. Игровые рукотворные куклы.

В любое время года по мимо кукол что делали взрослые, своих куколок делали и девочки. И, конечно, они были игровыми – их создавали для того, чтобы поиграть: создавались целые «семьи», делали даже птичек, домашних животных (зайчиков, собачек, кошечек, коз). Материалы использовались самые различные, все что разрешалось брать и что находилось под руками. И, наверное, вы догадываетесь, что осенью чаще всего использовали плоды деревьев, цветы кустарников, урожай с огорода. Это могли быть и кукурузные початки, клубни картофеля, колоски ржи и пшеницы, яблоки, орехи и многое другое. Такие игрушки были практически на одну игру, а потом материал мыли, чистили и съедали. Вот такая двойная польза – наигрались вдоволь, а за тем и перекусили.

5. Практикум. Игровая кукла «Луковка».

Кукла «Луковка» игровая, в основном ее делали в южных районах России. Эта куколка редко встречается даже в интернете нашлось всего два мастер-класса, а статей вообще не встретилось.

Для создания такой куколки нам понадобиться

- маленькая или средняя луковица – 13-16 см в диаметре.

- деревянные палочки с заострённым концом с одной стороны – 20 см.

Лоскуты:

- красной ткани красной ткани 3х25см для обмотки палочки-основы;

- светлая ткань 30х20 для нижней юбки;

- цветная ткань 25х30 см для верхней юбки; цветная ткань 16х8 для фартука;

- цветная ткань – треугольник 25х35х25 для платка.

Инструменты: Ножницы. Крепкие швейные нитки. Клей.

6. Практическое выполнение работы.

Перед началом работы дети проговаривают ТБ при работе с ножницами и клеем.

Дети выполняют работу самостоятельно, руководствуясь технологической картой (см. приложение), при необходимости обращаются друг к другу и к педагогу.

7. Рефлексия

Вопросы педагога. Ответы детей по теме практикума.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие виды народных рукотворных кукол вы узнали?

- Что называют кукольным годовым циклом, кологодом?

- Как называется игровая куколка, которую мы сегодня сделали?

- Какой маленький обережный элемент присутствует в кукле?

- Как вы думаете, сколько хранилась кукла «Луковка»?

- Вам понравился наше занятие? Что именно? Какую оценку вы бы поставили?

Спасибо всем за работу.

Приложение


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРОВОЙ КУКЛЫ ОСЕННЕГО ЦИКЛА

«ЛУКОВКА»

Последовательность выполнения работы

Фото порядка создания изделия

Материалы и инструменты

ИГРОВАЯ КУКЛА «ЛУКОВКА»

Подготовка рабочего

места и необходимых материалов.


Маленькая или средняя луковица – 13-16 см в диаметре.

Деревянные палочки с заострённым концом с одной стороны – 20 см.

Лоскуты:

- красной ткани красной ткани 3х25см для обмотки палочки-основы;

- светлая ткань 30х20 для нижней юбки;

- цветная ткань 25х30 см для верхней юбки;

- цветная ткань 16х8 для фартука;

- цветная ткань – треугольник 25х35х25 для платка.

Ножницы. Крепкие швейные нитки. Клей.


Основа – туловище

Закрепить, с помощью клея полоску красной ткани с тупого конца палочки и плотно намотать до острого окончания. Закрепить ткань клеем. Проткнуть луковицу у основания до средины, формируя голову.





Деревянная палочка

Головка луковицы.

Красная полоска ткани.

Клей.

Туловище, нижняя юбка

Крепко закрепить с помощью нитки светлый лоскут ткани на верхнюю часть деревянной палочки под луковицей. головы.





Готовое туловище.

Лоскут светлой ткани.

Крепкая швейная нить.

Ножницы.

Туловище, верхняя юбка.

Крепко закрепить с помощью нитки цветной лоскут по верх светлой ткани.







Готовое туловище.

Лоскут цветной ткани.

Крепкая швейная нить.

Ножницы.

Туловище, фартук.

Крепко закрепить с помощью нитки цветную полоску ткани на верхнюю юбку. Разровнять фартук.





Готовое туловище.

Полоска цветной ткани.

Крепкая швейная нить.

Ножницы.

Платок.

По-крестьянски завязать платочек на луковицу (голову). Завязать кончики на 2 узла для прочности.

Возможны варианты повязки платка. Можно платок заменить лентой.



Готовое туловище.

Треугольник цветной ткани.


Завершение работы.

Игровая кукла «Луковка» готова.

С нею можно играть, убаюкивать, качать, разговаривать. Поставить можно на самодельный конус или небольшую бутылочку.







Куколке Луковке можно сделать подружку или дочку

из более мелкой луковицы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!