СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по теме « Память о великом», внеурочное занятие , 5-9 класс.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по теме « Память о великом», внеурочное занятие , 5-9 класс.»

Внеурочное занятие по тема «Память о великом».

Цель внеурочного занятия:  формировать у учащихся патриотическое отношение к малой родине.

Задачи :

Воспитательные:

-воспитание патриотизма;

- воспитание чувства долга и ответственности;

- привитие интереса к истории родной страны, города, семьи.

Образовательная:

-расширить знания учащихся об истории родного города;

Развивающая:

-развивать уважение к старшему поколению и к истории своей страны ;

- развивать у учащихся умение аргументировать свою точку зрения.

Функция внеурочного занятия: просветительская .

Тип внеурочного занятия: информационно - тематическое. 

Форма внеурочного занятия: час общения.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Добрый день ребята. Сегодняшнее внеурочное занятие проведу у вас я, Лагутина Е.Г.

Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение.

2. Актуализация знаний

- На презентации вы видите дату? Кто прочитает её? (29 января)

- Что она означает? (ответы детей)

3. Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Правильно, Дню освобождения г. Сухиничи)

- На сегодняшнем занятие мы будем вспоминать, а может быть, кто и изучать историю освобождения г. Сухиничи.

Война… Произносишь это слово, и страшные картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась…

- А сколько же она длилась? 1418 дней и ночей…

Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких.

Как трудно было выстоять , обеспечить армию всем необходимым для Победы! Победа на фронте во многом зависела от успехов в тылу. На предприятии, в поле вышли и стар, и млад, ковали оружие победы, растили хлеб.

Цифры, факты, события утверждают, что Сухиничане - люди героические. Многие женщины и мужчины не вернулись к своим близким, друзьям, родным, к любимым.

По некоторым сведениям 12365 человек ушли на фронт.

4. Работа по теме занятия

Фашисты вступили в город 7 октября 1941 года. Из всей созданной ранее группы партизан в живых смог остаться только Ефим Ильич Осипенко.

Ребята , а вы знаете какой подвиг он совершил?

Во время одной из операции, было решено подорвать состав. Но боеприпасов в отряде было мало. Бомбу сделали из обычной гранаты. Взрывчатку должен был устанавливать сам Осипенко. Он подполз к железнодорожному составу и кинул гранату, но она не взорвалась. Тогда партизан сам ударил шестом от железнодорожного знака, сработало. Состав пошёл под откос. Осипенко выжил, но полностью потерял зрение.

-Кто знает имя и фамилию второго секретаря ВКП(б) , который погиб в 1941году?( ОРЁЛ ГРИГОРИЙ КОРНИЛОВИЧ )

В г. Сухиничи была создана партизанская группа на случай вражеской оккупации. Ее руководителями были первый секретарь Сухиничского райкома ВКП(б) П.Ф. Шорохов и второй секретарь Г.К. Орел. Будучи неопытными в подпольной и партизанской борьбе, они допустили ряд непоправимых ошибок. Во-первых, они оставили без охраны созданную ими продовольственную базу у Богдановых Колодезей, и она оказалась разграбленной. Во-вторых, не сумели вовремя вывести из Сухиничей в лес членов партизанской группы. Все они до последней минуты оставались в городе, занимаясь эвакуацией народного имущества. Ворвавшиеся в Сухиничи немецкие мотоциклисты открыли по ним огонь. П.Ф. Шорохов и Г.К. Орел были схвачены и зверски замучены гитлеровцами.


1 января 1942 г. 239 я стрелковая дивизия 10 й армии вела успешный бой на рубеже Хотень – Клесово. 324 я дивизия в 14.00 освободила Татаринцы и Мурдасово. В этот же день воины 323 й стрелковой дивизии ворвались на станцию Сухиничи-Главные, уничтожили находившихся там немцев и овладели Михалевичами.

- Посмотрите на карту, какие дивизии вы видите? Назовите их.

Со 2 января 1942 г. начались многодневные тяжелые кровопролитные бои за Сухиничи. Город был хорошо укреплен оккупантами. Целых три месяца гитлеровцы вели в нем оборонительные работы. Каменные здания фашисты превратили в долговременные огневые точки – доты. На чердаках были установлены пулеметы, в стенах пробиты бойницы.

- Ребята, кто знает, что такое ДОТ и как это слово расшифровывается?








2 января соединения 10 й армии предприняли попытку штурмом взять Сухиничи. Но она оказалась неудачной.



3 и 4 января 10 я армия производила перегруппировку сил. 325 я стрелковая дивизия получила приказ двигаться через Хотень и Глазково к Мещовску. Части 239 й стрелковой дивизии у Уколова разгромили отряд фашистов.

В д. Уколово прибыл большой немецкий обоз с военным снаряжением и продовольствием в сопровождении роты солдат. Гитлеровцы потребовали от жителей указать им дорогу на Шлиппово. Вызвавшаяся это сделать Вера Синицына направила гитлеровский обоз по ложному пути, и те вместо Шлиппова оказались прямо перед расположением наших частей. В коротком бою немцы потеряли не только обоз, но и сопровождавших его солдат.




На поле боя, у д.Уколово, осталось до 300 убитых гитлеровцев. Были захвачены 2 противотанковых орудия, танк и 50 подвод с продовольствием. Но все же под давлением противника части 239 й дивизии отошли на линию Глазково – Протасово – Кольское – Руднево. 326 я стрелковая дивизия, обойдя Сухиничи, вышла в район Брынь – Сорочка – Попково. Части 324 й стрелковой дивизии вновь ворвались на станцию Сухиничи-Главные.

В результате перегруппировки сил под Сухиничами была оставлена лишь одна 324 я стрелковая дивизия (командир генерал-майор Н.И. Кирюхин), а остальные силы 10 й армии получили приказ продолжать наступление на запад и северо-запад – в Барятинский и Кировский районы, а также в направлении Жиздры.




- Ребята, а кто такой Кирюхин и на кого похож? ( на Гитлера)

Генерал-лейтенант. Герой Советского Союза. Командир 324-ой стрелковой дивизии. 15 декабря части его армии освободили г. Богородицк, затем в ходе Калужской наступательной операции вели бои на подступах к г. Сухиничи.

- Почему вы так думаете? (Очень похожи усы, раньше была такая мода)


6 января 1942 г. Сухиничи были окружены. Не единожды бойцы Н.И. Кирюхина атаковали Сухиничи, но все безуспешно. Силы были очень неравными.

6 января Ф. Гальдер с тревогой докладывал на совещании Гитлеру о том, что Сухиничи окружены. Фюрер приказал: «Сухиничи удерживать как можно дольше. Обеспечить снабжение боеприпасами».



На фото: Франц Гальдер

-Ребята, а кто знает, кто такой Франц Гальдер?

-А зачем им нужно было удержать Сухиничи? Посмотрите на карту.

( был железнодорожный узел, было легче прорваться к Москве)




-Как вы думаете, как осуществлялось снабжение немцами?

Снабжение блокированных Сухиничей немцы осуществляли по воздуху. Но это было малоэффективно, поскольку сбрасываемых в город грузов не хватало для многочисленного гарнизона Сухиничей.

9 января Ф. Гальдер с тревогой отметил в дневнике, что у Сухиничей складывается неблагоприятная обстановка. В тот же день Гитлер гневно спрашивал на совещании командующего 4 й полевой армии генерал-фельдмаршала фон Клюге: «Когда будут сформированы лыжные батальоны?.. Каким образом и когда будут доставлены армиям сани?.. »



9 января 1942.
324 стрелковая дивизия развернула бой по уничтожению блокированного в городе противника. В ночном бою на окраине с. Татаринцы один из батальонов 1093 сп неожиданно попал под огонь вражеских автоматчиков. Цепь залегла. Тогда красноармеец Громов смело бросился вперед, увлекая за собой группу товарищей и в рукопашной схватке разгромил засаду. Настигая удиравших немцев, он троих заколол штыком. Роты ворвались в село, засевшая в школе другая группа автоматчиков, численностью до 25 человек отчаянно сопротивлялась. И снова богатырь Громов вступил в единоборство с врагом. Через окно он проник в здание и забросал немцев гранатами. Уцелевшие гитлеровцы в панике разбежались.









10 января Гитлер говорил на совещании: «Рейхенау выделяет две дивизии. Решение о Сухиничах принимает командование группы армий. Удерживать оборудованные оборонительные позиции».

-Прочитайте,что писал Гурьев в своём дневнике.

В своем дневнике П.Т. Гурьев пишет: "В 15.00 батальон 31-й гвардейской стрелковой дивизии перешел в наступление и завязал бой у депо."
На руках выкатывая пушки, артиллеристы батареи 45 мм орудий в упор били по засевшим в укрытиях немцам, помогая продвигаться пехоте.
Дружно грянули залпы. Часть пулеметов и минометов противника были уничтожены, в стенах появились зияющие проломы, пехота ворвалась в депо. Внутри здания завязался ожесточенный бой. Наши бойцы храбро сражались и ценою больших потерь отбили половину здания. Но поредевший в предыдущих боях полк не в состоянии был полностью сломить сопротивление окруженного гарнизона врага.



На фото: Гурьев Павел Титович

- Найдите пожалуйста воспоминания Гурьева из буклета.Прочитайте его.

«Из обычной простыни и палки был изготовлен белый флаг. Наши солдаты получили приказ прекратить огонь и внимательно наблюдать за нашим продвижением вперёд в направлении противника. Шли мы неспеша по снегу, размахивая белым флагом, который хорошо был виден на открытой местности».

-Что сделали наши солдаты?

-Давайте и мы с вами сделаем флаг.

1 1 января 1942
Из дневника Ф Гальдера: «Обстановка в районе прорыва под Сухиничами и западнее Ржева складывается весьма неблагоприятно. Положение начинает становится угрожающим. Фюрер приказывает предпринять наступление на Сухиничи. Прежде всего – удержать Сухиничи»








На фото рисунок Петра Кривоногова "Сухиничи. Фронтовые дороги", 1942 год.


Начиная с 15 января на левом фланге 10-й армии развернулись напряженные бои. Противник стал продвигаться вперед.
- Какая фамилия была у командующего 10-й армии? (Голиков)

Из воспоминаний А Петрыша, участника боев за Сухиничи: «Хорошо запомнились бои за Николаево, Гусово и Воронеты. Они были длительными и упорными. Это было связано с некоторыми причинами. Не хватало боевой техники: тяжелой артиллерии, танков, самолетов и зенитной артиллерии.
Во время боев за Николаево (помню, что они велись на открытой местности) сильно свирепствовал мороз. Здесь мы понесли большие человеческие потери, но раненых вывезли на себе по пояс в снегу. Тоже самое было между деревнями Гусово и Воронеты. Все было мерзлое: и земля, и хлеб, и концентраты. Многие обмораживались, но мы продолжали воевать, потому что знали: нам нужно удержать деревню Гусово. Это был наш земельный пятачок, откуда велся бой. И удержали.»


На фото танкисты 24 танковой бригады. Слева направо: Попов В.И. - начальник боеприпасов, Попов А.А. - батальонный комиссар, Жилин А.А. - зам.ком.бриг. по тех. части, Лифанов А. - уполномоченный особ. отдела, Александровский - секретарь комсом. орг. Январь 1942

16 января 1942 в этот день 1091-й полк 324-й дивизии подготовил и умело провел атаку позиций противника в районе водокачки на станции Сухиничи-Главные. Противник с участка водокачки был выбит.

- Кто может сказать, что это за здания в наше время?

это рисунок Анатолия Горпенко, 1942 год. Современные здания сбербанка и музыкальной школы

В ночь с 20 на 21 января 1942 года свой боевой подвиг совершила 17- летняя Лариса Васильева. Лариса входила в разведывательно-диверсионный отряд 9903, который прибыл в д. Попково. Завязался сильный бой. По улице бежали, отстреливаясь, разведчики. От церквушки бил батальонный миномет. Мины рвались с железным треском. С запада часто били самоходные орудия.
По улице, паля из пушки, двигался немецкий танк. Лариса увидела его, вытащила из кармана слишком большой для нее шинели зеленую гранату, вставила в нее длинный золотистый запал и бросила гранату в немецкий танк. Это был подвиг! Хотя он и не принес желаемого результата: взрывом броня не была повреждена.

Фашисты схватили Ларису и долго пытали, потом, еще живую, подняли на штыки. Поскольку смерть девушки решили сделать назидательной для местного населения, ее долго не разрешали хоронить…

- Ребята, а с кем можно сравнить подвиг Ларисы Васильевой?

Из воспоминаний Анны Емельяновны Данилкиной-Матюшиной "Когда началась война, я училась в четвертом классе. Во время боя за Попково моя мать Наталья Ивановна укрылась с нами в подвале, где мы сидели трое суток. Когда мучили девушку, было слышно, как она кричала. Ее пытали в нашем доме. Потом, полураздетая, разутая, она лежала у ракиты замученная. Люди видели, как ее поднимали на штыки. Она еще кричала. Семь немцев в черных шинелях окружали ее со всех сторон. Потом немцы заставили маму похоронить девушку. Но маме было очень страшно, и она не могла ее утащить. Мама попросила это сделать соседа-дедушку. Он стащил ее в овраг и там прикрыл снегом. Так она и лежала, пока не пришли наши и ее похоронили.
Когда Ларису схватили многие слышались ее последние слова: "Вы меня убьете, но ни одна фашистская гадина не уйдет живой с нашей земли!.."
Подвиг Ларисы Васильевой сравним с подвигом Космодемьянской, Матросова, Чекалина."


- В д.Попково (около д.Брынь) стоит памятник Ларисе Васильевой. Как вы думаете, почему?(Ларису Васильеву замучили там).

Советские воины героически сражались вдоль всего кольца окружения. Многие окрестные населенные пункты по нескольку раз переходили из рук в руки. 23 января на помощь частям, сражавшимся под Сухиничами, подошла 12 я гвардейская дивизия той же 10 й армии. Придавая большое значение Сухиничам, советское командование решило привлечь к освобождению города 16 ю армию. Были продуманы все детали предстоящей операции. Решили, что нужно будет ввести противника в заблуждение. Пусть он думает, что к Сухиничам движется вся 16 я армия в полном составе.

-Кто был командующий этой армией? (Рокоссовский)

-Что вы знаете про него?

(командующий 16 й армией. Советский и польский офицер, ставший маршалом Советского Союза)

Немцам было хорошо знакомо имя К.К.Рокоссовского в связи с успешными действиями его 16 й армии в Подмосковье. Они знали это имя и боялись его. Поэтому предпринятая штабом 16 й армии широкая дезинформация противника имела успех. Головному эшелону штаба было дано указание вести по радио разговоры открытым текстом, называть номера якобы прибывших с К.К. Рокоссовским дивизий, называть его фамилию.

-Как немцы называли Рокоссовского? (генерал – кинжал)

-А кто знает почему?

Интересно, что «Генералом Кинжалом» Константина Рокоссовского прозвали в немецком Генштабе — за его точечные и проникающие — кинжальные — удары. Действительно, свои полководческие таланты генерал, тогда еще только мечтавший о маршальском звании, продемонстрировал и в битве за Москву, и в Сталинграде, и на Курской дуге, и др. сражениях.

- Что произошло с ним под г.Сухиничи? (он повредил позвоночник)


В книге И. Свистунова «Сказание о Рокоссовском» читаем: «Следует сказать, что проведение операции по освобождению города, по существу, возлагалось на штаб 16 й армии, поскольку под Сухиничи прибыл только он. Дивизии оказались те же, что и сражались здесь в составе 10 й армии. Другими словами, К.К. Рокоссовскому предложили прежними силами овладеть Сухиничами».




27 января штаб 16 й армии готовился к штурму Сухиничей, продолжая дезинформацию противника в отношении прибытия под Сухиничи 16 й армии К.К. Рокоссовского в полном составе.

В стане врага поднялась паника. Из дневника Ф. Гальдера видно, что в армии обнаружились разногласия по вопросу о том, удерживать или оставить Сухиничи. Гитлер требовал удержать, генералы же считали, что Сухиничи нужно оставить.

К.К.Рокоссовский отдал приказ о начале штурма города утром 29 января. Он быстро произвел перегруппировку, усилил подразделения.

Буквально за несколько минут до начала артподготовки командир 11 й гвардейской дивизии сообщил в штаб армии, что немцы спешно покидают город и что части 324 й и 11 й гвардейской дивизий начали их преследование.

Впрочем, отступление 216 й пехотной дивизии фон дер Гильса из города скорее походило на бегство. Немцы не успели ни заминировать, ни поджечь здания, ни угнать железнодорожные составы. 16 й армии достались богатые трофеи: 20 паровозов, 499 вагонов с грузами, 10 вагонов с боеприпасами, 108 грузовых и 34 легковые машины, 6 тягачей, 2 танка, склад авиабомб и много другого имущества. При отступлении противник потерял до 2500 человек убитыми. Советские войска утром 29 января вошли в Сухиничи.

В эту удивительную новость не сразу поверил Г.К. Жуков, а потом поздравил, сказав: «Давно известно, что смелость города берет. Оказывается, города берет и хитрость».

Город встречал наших русских солдат ликованием.

-Ребята, а какую военную песню, самую распространённую, вы знаете? (День Победы)

-Давайте её споем.

А сейчас, я бы хотела задать вам вопрос:

«Как вы думаете, какой мог, был быть исход войны за г.Сухиничи, если бы главнокомандующий не пошёл на хитрость?»

Дети рассуждают.


5. Рефлексия.

Кроссворд.

1.Что согласно дневнику Гальдера,предлагали сделать генералы 27 января 1942 г. с г. Сухиничи? (оставить)

2.На что походило отступление 216-й пехотной дивизии фон дер Гильса? (бегство)

3. Куда был ранен Рокосовский в боях под Сухиничами? (позвоночник)

4.Какая фамилия была у командующего 10-й армией? (Голиков)

5. 24 танковая …? (бригада)

6. Кто был командующий 16 ю армией? (Рокосовский)

Константин Константинович …. Назовите фамилию .

7. Как по другому называли Рокосовского? (генерал – кинжал)

8. Как назывались долговременные огневые точки? (дот)

9. Ефим Ильич ? (Осипенко)

10. Фамилия генерала – майора 324-ой стрелковой дивизии? (Кирюхин)

11. Фамилия жительницы г. Сухиничи, которая направила гитлеровский обоз по ложному пути? (Синицина)

12.Второй секретарь РК ВКП (б) , который погиб в 1941 году, честь него названа одна из улиц г. Сухиничи? (Орёл)

А теперь давайте прочитаем выделенное слово. Какое оно?

(ОСВОБОЖДЕНИЕ)



- Наши деды и прадеды воевали за нашу Родину. И сейчас многие бойцы защищают суверенитет нашей страны в СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ. Давайте мы с вами сделаем голубей.

Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз. Выражение получило популярность после окончания Второй мировой войны. Эмблема была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Но и само выражение, и изображение голубя мира появились гораздо раньше. Выражение восходит к Библейскому рассказу о голубе, принёсшем Ною в ковчег ветвь маслины, тем самым рассказав об окончании потопа и примирении стихии.

Я уверена, что эта операция закончится нашей победой. Поэтому ,после того, как мы сделаем голубей, мы отправим их ребятам на фронт, чтобы они чувствовали нашу поддержку.

А так же голубь является символом волонтёрского движения в которое я вхожу.

4. Подведение итогов урока.

Чему было посвящено наше занятие? Что вам запомнилось больше всего?

В память о сегодняшнем занятии у вас останутся брошюры, чтобы эти дни вы никогда не забывали. Помнили всю хронологию января 1942года.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!