СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по вокальному ансамблю " Звуковедение и голосообразование"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель открытого занятия: "Улучшение качества звука путем работы над основной формой звукообразования – связным непрерывным пением". Конспект разработан для обучающихся второго года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по вокальному ансамблю " Звуковедение и голосообразование"»

Конспект открытого занятия


на тему: «Звукообразование и голосоведение»

педагог: Кунгурцева Е.В.

объединение (предмет, направленность): вокальный ансамбль «Камелия»

образовательная программа: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Камелия»

год обучения: 2 год обучения

возраст детей (класс): 2 класс, 8 лет

учебная группа: 1 группа

база проведения: ЦДТ «Азино»

дата проведения: 15.01.2019


Цель: Улучшение качества звука путем работы над основной формой звукообразования – связным непрерывным пением.


Задачи:


  • правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко;


  • при атаке звука не должно быть шумовых призвуков и подъездов;


  • формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно, прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса;


  • использование высокой певческой позиции;


  • чувствовать опору звука, используя певческое нижне - диафрагмальное дыхание;


  • уметь петь на legato - плавное, непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой.


Методы обучения:


  • наглядный (слуховой и зрительный);


  • словесный (рассказ, объяснение, диалог)


  • эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для учащегося слов, определения вокальных приемов).


Методические приёмы:


  • творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;


  • побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);


  • поощрение (с целью закрепления полученных навыков).


Психологические условия на уроке:


  • психологически-комфортная атмосфера;

  • личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;


  • учёт индивидуальных особенностей;


  • дифференцированный подход.


Оборудование и материалы:


  • просторное светлое помещение;


  • фортепиано;


  • магнитофон.


Методическое обеспечение занятия:


  • фонотека (фонограммы исполняемых песен).



ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ



I. Организационный этап.


а) приветствие;


б) сообщение темы урока и его задач;


в) мотивация;


г) вступительная часть.


д) объяснение темы



  1. Основная часть.


  1. Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;


  1. Вокальные упражнения;


  1. Исполнение упражнения "Урок пения" сл.З.Петрова, муз. А.Островский.


  1. Начальный этап работы над песней "Музыка зовет" сл. и муз. А. Петряшева.


  1. Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне «Притяженье земли» музыка Д. Тухманов, слова Р. Рождественский.


  1. Исполнение песни "Взгляни на мир" сл. и муз. А Петряшева.


Концертное исполнение песни.



  1. Заключительная часть. Подведение итогов.



Подведение итогов (осуществление оценки эффективности занятия). Структура урока.


ХОД ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ



  1. Организационный этап.


Педагог: Здравствуйте! Тема нашего урока – «Звукообразование и голосоведение».


Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.


Сегодня на уроке мы будем работать над приемами звукообразования и голосоведения. Занимаясь по программе «вокальное искусство», мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки, певческого дыхания, дикционной активности. Т.о. подошли к этапу усовершенствования навыков и умений совершенствования вокально-певческих приемов, необходимых для поставленного голоса - пение на legato. Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса.


II. Основная часть.


Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий .


  1. Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка» Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить


плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем.


Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.


  1. Дыхательные упражнения.


Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:


восстанавливают нарушенное носовое дыхание,


улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные


процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной


ткани,


повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно


— психическое состояние организма.


Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.


Упр. №1


Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:

«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.


  1. Вокальные упражнения.


Упр. №2


Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м)


При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.


а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука


б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.


Упр. №3


На подвижность голосовых связок:


воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «да-дэ-ди-до-ду», «ра-рэ-ри-ро-ру», «гра-грэ-гри-гро-гру» .


Упр. №4


Для выравнивания звука:


Пропевание трезвучий, с задержкой на верхнем звуке с выработкой вибрато на слоги «зи-и-за».


Упр. №5


Для активизации голосовых связок, полезны при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке.


Для упражнения используется слоги «зи -за», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Зи-и-и-и-зи-и-и-и-за…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным повышением, а затем понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.


Упр №6


для выработки кантилены (плавное, напевное исполнение мелодии): "Баю- бай"





















Упр. №7


для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок


"У пенька пять опят"; "Из под топота копыт пыль по полю летит"; "по бревну бобры бредут".



  1. Исполнение упражнения "Урок пения" сл.З.Петрова, муз. А.Островский Пение данного упражнения направлено на выработку кантилены, выравнивания звучания, для развития подвижности и беглости, способствует расширению диапазона и развитию дыхания.


Упр. №8


"Урок пения" сл.З.Петрова, муз. А.Островский.


Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки певческого голоса, в процессе которых происходит


усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.


  1. Начальный этап работы над песней "Музыка зовет" сл. и муз. А. Петряшева.


а) слушание песни, беседа;


б) работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам; в) работа над кантиленой; г) исполнение.

    1. Работа над приемами звукоизвлечения и звуковедения песни «Притяженье земли» музыка Д. Тухманов, слова Р. Рождественский.


Работаем над концертным исполнением, включающим приемы звукоизвлечения: сглаживание регистровых порогов в припеве; пение куплета на legato (легато).


  1. Исполнение песни "Взгляни на мир" сл. и муз. А Петряшева.



Концертное исполнение песни.


  1. Заключительная часть. Подведение итогов.


Подведём итоги нашего занятия.


Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями. Назвать их.


(понятие кантиленного пения; звукообразование; звуковедение; типы звуковедения)


- До свиданья!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!