СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по теме: «Весенний пейзаж»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: расширить и систематизировать знания воспитанников о пейзаже; познакомить с особенностями лирического пейзажа, этапами выполнения рисунка; учить выявлять общий тон и цветовые отношения между объектами пейзажа; развивать технику работы с акварелью; воспитывать художественный вкус.

Оборудование: слайды или репродукции картин А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Март», «Весна», «Большая вода»; образец педагогического рисунка.

Словарь: лирический пейзаж.

Ход занятия

I. Организация занятия.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности воспитанников к занятию.

3.Смачивание красок.

П. Сообщение темы занятия.

Педагог. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, и породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем. Правдиво передавая красоту природы, учась выражать свое эмоциональное отношение к ней, художник вместе с тем растет как живописец. Поэтому мы так часто возвращаемся к этому жанру. Работа над пейзажем всегда интересна, потому что неисчерпаемо количество сюжетов. Даже один и тот же объект можно рисовать не раз, и он все время будет разным. Вот и мы сегодня будем срисовать весенний пейзаж, пытаясь посмотреть на него с новой точки зрения.

III. Повторение пройденного материала.

Опрос воспитанников:

1) Что означает понятие «графика»?

2) К какому виду изобразительного искусства относят плакат?

3) Расскажите о плакате, который вы подобрали для иллюстра­ции темы.

4) Назовите крупнейшие художественные музеи мира.

5) Расскажите об одном из этих музеев.

2. Заслушивание   реферата о восстановлении или рес­таврации одного из памятников архитектуры, истории или культуры.

IV. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстрированный рассказ о лирическом пейзаже.

Педагог. Пейзаж - это не механическое воспроизведение окружающей человека среды; это художественный образ природы или города, то есть эстетически осмысленное, опоэтизированное их изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника. Следовательно, пейзаж - не случайно попавший в поле зрения живописца уголок природы или города, а всегда сознательно выбранный мотив - единичное явление природы, которое имеет определенный характер, обусловленный точкой зрения, освещением и погодой, определенное состояние природы, которое наиболее импонирует художнику, наиболее соответствует его настроению. Поэтому так разнообразны пейзажи по своему содержанию, такие разные чувства они вызывают у зрителя.

Воспринимать природу целостно, видеть в ее проявлениях вечное, бессмертное, в обычном мотиве значительное, величественное -особое индивидуальное свойство художественного мышления. Таким мышлением обладали выдающиеся мастера живописи: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов и др.

Вы знаете, что пейзажи могут быть и эпическими, монумен­тальными, и камерными, и лирическими.

- Чем эпический пейзаж отличается от лирического?

Педагог. В эпическом пейзаже даже на маленьком по размеру полотне перед зрителем открываются величественные просторы земли. А в лирическом пейзаже в сравнительно небольшом про­странстве запечатлевается совсем маленький уголок природы с приближенной к нему точкой зрения, с весьма ограниченной перспективой.

Педагог. Мотив лирического пейзажа часто носит интимный, камерный характер. Но это не значит, что этот пейзаж менее значителен, чем эпический.

Русский лирический пейзаж часто заключает в себе глубокое содержание. Объект лирического пейзажа - не неизменная, навечно данная, неподвластная времени природа, а ее состояние в разное время года, под воздействием внутренних сил – природных явлений: ветра, дождя и т. д.

И еще одна важная особенность лирического пейзажа, которая определяет и его название, - природа, ее состояние соотнесены в нем с переживаниями, настроениями самого художника. Если пейзаж монументальный можно сравнить в литературе с высоким стилем эпических сказаний, то пейзаж лирический - с поэтической лирикой.

В русском искусстве XIX века ведущее место занял именно пейзаж лирический, или, как его еще называют, пейзаж настроения.

- А какое произведение в русском искусстве считается образцом лирического пейзажа?

Педагог. Такой картиной является знаменитый пейзаж А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

2. Лирический пейзаж в произведениях русских художников.

Педагог. Маленькая, скромная картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» до сих пор не утратила своей притягательности, хотя и стала давно хрестоматийно известной. Расскажите по памяти, что на ней изображено.

Воспитанник. Художник запечатлел уголок сельской природы среднерусской полосы в один из дней ранней весны. Снег еще не везде сошел, но уже появились лужи. Деревья голы, но на них уже хлопочут грачи. Вдали виднеется церквушка.

Педагог. Да, этот уголок не блещет особыми красотами. Но как тонко здесь подмечены признаки прихода весны - времени пробуждения природы: неяркий, даже серый день и вместе с тем -удивительная звонкость красок, прозрачность воздуха, кажется, сейчас услышишь крики грачей. Пейзаж наполнен радостным чувством ожидания светлого, теплого, доброго. В этом маленьком уголке сельской природы узнается Россия.

Также всем известен пейзаж Исаака Ильича Левитана «Март». Здесь то же время года, что и на картине Саврасова. Но краски уже другие. Соседство теплых (золотистых) и холодных (белых, голубых) тонов усиливает их звучание и вместе с контрастами света и тени наполняет пейзаж ослепительным солнцем и свежим воздухом. Даже не зная названия пейзажа, мы смогли бы его определить сами, настолько точно художником переданы характерные именно для марта нюансы цвета и света в природе. Такая яркая синева в небе и в тенях бывает только в марте. Чувство природы в пейзаже Левитана, ее лирика - интимно-камерные.

Очень мне нравится и картина Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

По колено застыли в воде, Как неловкие сестры-подростки, И дрожат на весеннем ветру Тонкоствольные эти березки.

Лирическое настроение этого полотна рождает в нас те же чув­ства просветленной радости. Это одно из самых музыкальных творений Левитана. Тончайшая гармония мягких цветовых отношений - неба, земли, воды, деревьев - рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Ритм тоненьких хрупких стволов, их отражение в воде словно дает начало прозрачной и легкой мелодии, заполняющей пространство картины.

Мы посмотрели только три пейзажа, посвященных весне, три картины природы. Скромные по краскам, они проникнуты чувством радостного, светлого покоя.

И не только деревья, избы, речку видим мы на этих пейзажах. В каждом из них перед нами открывается душа художника, его внутренний мир, потому что, постоянно наблюдая и изучая природу, настоящий художник старается уловить в ее жизни мгновение наиболее близкое и дорогое его сердцу, наиболее полно выражающее его чувства.

3. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением весенней природы.

Воспитанники под руководством педагога рассматривают изображение природы весной, определяя: какой весенний месяц изображен, какое состояние природы показано, какое настроение вложил в свою картину художник (грусть, радость, тревогу).

V. Актуализация знаний учащихся.

1. Поэтические зарисовки весеннего пейзажа.

Педагог. Как вы уже догадались, сегодня вы будете рисовать лирический пейзаж на тему «Весна идет».

Вами были подготовлены поэтические зарисовки весенней природы, послушаем их.

Например:

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно - радостно мне!

А. А. Фет

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

А. Майков

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа белолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Н. А. Некрасов

2. Музыкальная зарисовка.

Воспитанники прослушивают музыкальную зарисовку на тему весны П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

3.Устное рисование.

Педагог. Вы прослушали музыкальные и поэтические зарисовки, посвященные весне. Какие сюжеты они навеяли вам? Расскажите о том, что бы вы хотели нарисовать, какое настроение пе­редать в рисунке.

VI. Сообщение теоретических сведений.

Приступая к работе над пейзажем, надо помнить, что основными этапами выполнения рисунка являются:

1) композиция:

- выбор сюжета;

- образное обобщение натуры средствами графики;

- образное обобщение натуры средствами живописи;

- выбор фрагмента изображения;

2) подготовительный рисунок:

-  определение пропорций движения и характера пространственных планов;

- типизация основных форм;

- индивидуализация деталей композиционного центра;

3) обобщенное живописно-пластическое изображение (лепка формы цветом):

- определение общего цветового тона;

- передача общих больших тоновых и цветовых отношений;

- выявление градаций светотени и их тщательная живописная проработка с учетом воздушной перспективы;

4) завершение рисунка:

- окончательное выявление главного и второстепенного в цветовом строе рисунка;

-  подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности.

Рассмотрим подробнее третий этап выполнения рисунка. На этом этапе прежде всего выявляется общий тон и строятся цветовые отношения между объектами пейзажа.

Ключевым моментом создания колорита рисунка, является определение общего тонового и цветового состояния освещенности натуры. Оцениваем это состояние по трем свойствам цвета (цветовой тон, насыщенность и светлота). Затем следуют разработки гра­даций светотени, главным образом на первом и втором плане.

Уточняя общее состояние тонально-цветовых отношений, следует найти контрольные отношения в рисунке:

1) между самым светлым и самым темным объектом натуры;

2) между самым теплым и самым холодным цветами натуры;

3) между самым интенсивным и самым «блеклым» цветами натуры.

Попытки сразу написать предметы дальнего и среднего планов в полную силу красок, как правило, приводят к тому, что к концу работы первый план оказывается как бы «чужим» по светлоте и насыщенности цветовых тонов. Поэтому, рисуя, необходимо пом­нить, что, например, деревья на первом плане заметно различаются между собой по своей окраске. Немало различий есть и в цветовых оттенках кроны листьев отдельных деревьев. На некотором удалении от первого плана индивидуальные качества отдельных деревьев уже трудно различимы и по цвету объединяются в локальные цветовые пятна.

Пространство в пейзаже между первым и дальним планами условно считают средним планом, который тоже имеет» свой цветовой тон.

Цветовые тона каждого из планов нельзя понимать буквально, например: теплый - для первого, тепло-холодный - для второго и холодный - для третьего плана. Каждый указанный цветовой тон служит только основой для многих других тепло-холодных сочетаний.

Затем определяется цветовой тон по насыщенности. Для этого сначала находятся наиболее подходящие и затем учитывается их взаимосвязь в пейзажном пространстве. Завершая работу над рисунком, необходимо контролировать резкость границ цветовых пятен изображения. Для того чтобы убрать чрезмерную резкость, надо иметь чистую кисть и воду. Кисть должна быть достаточно мягкой и упругой. Для ослабления общего тона акварельного рисунка кисть периодически смачивают водой и пользуются ею. так, чтобы в местах резких границ и чрезмерно жестких контуров нажим был более значительным, чем на других участках живописной поверхности. Там, где тоновые и цветовые контрасты не создают искажений цветового строя, проходят кистью легко, без нажима, едва задевая поверхность бумаги.

Толковый словарь.

Локальный цвет - основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.

Это понятие было введено Леонардо да Винчи в «Книге о живописи». Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо в свои картины на заднем плане. Он отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.

Применение локального цвета характерно для изобразительного искусства Средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики. Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например Перов.

Локальный цвет был отвергнут импрессионизмом, но впоследствии стал вновь использоваться многими направлениями живопи­си XX века (кубизмом, лучизмом, экспрессионизмом).

VII. Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок - пейзаж - на тему «Весна идет» (карандаш, акварель).

Целевые обходы педагога:

1. Контроль за организацией рабочего места.

2. Контроль за правильностью выполнения приемов работы

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

Физкультминутка

1. И. п. - стоя, руки опущены. На счет «раз» - хлопок впереди; на счет «два» хлопок за туловищем; на счет «три» - хлопок впе­реди, на счет «четыре» - сгибая руки, хлопок за головой. Движения рук широкие, размашистые.

2.  И. п. - стоя, ноги врозь. На счет «раз-два» - сжимая кисти в кулаки, с силой согнуть руки в локтях (на уровне плеч), на счет «три-четыре» - свободно опустить руки. Грудь развернута, голову держать прямо.

3.  И. п. - стоя, руки опущены. Поднимаясь на носки, развести руки в стороны.

VIII. Итог занятия.

1.Выставка работ воспитанников.

2. Заключительное слово педагога.

Весна всегда сочетается у нас с ожиданием чего-то необычного, сказочного. Именно весна наполняет наши души этим особым чувством, вселяет надежду в нас. Вот это ожидание необычайного очень хорошо передается в лучших ваших работах. Вы не только изобразили приметы весны, но и запечатлели свои чувства, переживания. И хотя краски на палитре не равносильны краскам природы, вы заставили их звучать так, что они смогли выразить ваше ощущение жизни в этот момент.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!