1. | ФИО (полностью) | Грекова Ольга Александровна | Азаренкова Анастасия Михайловна |
2. | Место работы | МБОУ «Железногорская СОШ №4 » |
3. | Должность | учитель |
4. | Направление | Изобразительное искусство | Информатика |
5. | Класс | 5 |
6. | Тема урока | «Декоративная роспись матрешки» |
7. | Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
8. | УМК | Программа «Изобразительное искусство» для 5 классов С.П.Ломова «Изобразительное искусство»; учебник С.П.Ломова, С.Е. Игнатьева, М.В. Кармазиной «Изобразительное искусство». Москва «Дрофа» 2013. | Программа «Информатика», автор Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, учебник Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой «Информатика» |
9. | Раздел | «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» | «Компьютерная графика» |
10. | Количество часов | в неделю – 1 ч., в год - 34 ч. |
11. | Актуальность материалов | Общая тема «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. | Тема «Компьютерная графика» является разделом информатики, который посвящен созданию и редактированию графических изображений. Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий: архитекторы при проектировании зданий; инженеры-конструкторы при создании новых видов техники; модельеры при конструировании моделей одежды; мультипликаторы при создании мультфильмов; специалисты по рекламе. Применение графического редактора Paint на уроках развивает познавательный интерес, творческую активность, аккуратность и внимание. |
12. | Учебные цели и задачи | Цель урока: Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной матрешки (авторской). Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы матрешки и украшением ее декоративной росписью. Воспитывать культуру общения в процессе совместного творчества. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Планируемые образовательные результаты: Предметные: владеют основами языка декоративно-прикладного искусства, умеют создавать авторскую декоративную композицию на основе исторических и этнографического материала; учатся самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности. Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм, стремиться к достижению поставленной цели. Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: имеют представления о видах матрешек, различают их; понимают общее и особенное в русских деревянных игрушках; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану; приобретают навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников). Коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения. | Цель урока: Обобщить знания по теме «Графический редактор», проследить связь информатики с изобразительным искусством. Задачи: 1) закрепить умения работы в графическом редакторе; 2) закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе; 3) сформировать умения создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы Планируемые образовательные результаты: Предметные: умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов; Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Метапредметные: умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности; |
14. | Формы работы учащихся на уроке | Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная. |
15. | Техническое оборудование | Компьютерная презентация, компьютер у учителя и обучающихся, проектор. |
16. | Методы и приемы обучения | Проектный метод обучения, методы развивающего обучения, объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод (эвристический). Приемы: организационные ( начало урока с элементами театрализации), «Тонкие и толстые вопросы», «Найди соответствие». Активизация УПД. Игра, творческая работа. |
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты работы | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. - Здравствуйте, садитесь! Я рада видеть все на нашем уроке! А у нас сегодня гости! (заходят ученики в костюмах матрешек по одной) | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Садятся на места. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку(шаблон матрешки, гуашь, набор кисточек, палитра, салфетки). | Личностные: - развитие познавательного интереса; управление своим настроением. |
2.Актуализация знаний. | Ученица 1: -Жила-была матрешка В руках ее лукошко. Мне художниками дан яркий русский сарафан. Я имею с давних пор на переднике узор. Знаменит платочек мой разноцветною каймой. Учитель ИЗО: - Откуда наша первая гостья? Ученица 2: -Красный низ и желтый верх у матрешек этих всех. Держит розочки в руке, и спиральки на платке. Наша русская матрешка не стареет сотню лет! В красоте, в таланте русском весь находится секрет. Учитель ИЗО: - А эта матрешка, откуда к нам пришла? Ученица 3: -Я матрешка хоть куда, Под платком русая коса. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками Ягоды шиповника, на диво всем горят. Украшают разноцветный мой наряд. Учитель ИЗО: - Ребята догадались, откуда гостья? Ученицы 1,2,3: -Мы на ярмарке бывали и подарки выбирали. Принесли вам сундучок- позолоченный бочок. Сундучок тот непростой, и товар в нём расписной. (из сундука появляется еще одна матрешка - Авторская). Ученица 4: -Я матрешка-сувенир В расписных сапожках Прогремела на весь мир Русская матрешка! Мастер выточил меня Из куска берёзы До чего румяна я; Щеки, словно розы! | Встречают гостей и отвечают на вопросы. -Из Сергиева Посада -Из Семенова - из Полхов- Майдана. | Закрепить знания о видах матрешек. Театрализованное представление матрешек, которые представляют разные виды матрешек России (Загорская, Семеновская, Полхов-майдановская, авторская), угадывают откуда они прибыли к ним в гости. | Личностные: -развитие познавательного интереса узнать откуда пришла матрешка; Регулятивные: -выделение и осознание того, что уже известно учащимся, что матрешка формировалась в каждой местности со своими особенностями. Познавательные: -извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания о том, что матрешки все разные. Есть современные матрешки- авторские. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. - обмениваются мнениями, слушают друг друга. (выступление своих одноклассниц) |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Учитель ИЗО: - Кто попробует сформулировать тему урока? Учитель ИЗО: -Не просто русская матрешка, мы сегодня поговорим об авторской матрешке и тема нашего урока: «Декоративная роспись матрешки». Откуда пришла к нам матрешка? - Хоть она и иностранная гостья, а стала за 120 лет настоящим символом России. Мастера создавали образы русской красавицы, передавая традиции и культуру русского народа из поколения в поколение. Сама природа подсказывала, какие орнаменты должны появиться на сарафане или переднике русской красавицы. Их большое множество и каждый по- своему неповторим. - Давайте вспомним, что такое орнамент? - На прошлом уроке мы познакомились с видами орнамента, давайте повторим виды орнамента. У вас на столах лежат карточки, вам необходимо подобрать к изображению название орнамента . (карточка№1) -Внимание на экран, проверьте, правильно ли вы выполнили работу?(слайд с правильными ответами) -С помощью ключа к карточкам оцените свою работу. - Ребята, подскажите, что мы с вами должны сегодня сделать на практической части нашего урока? Учитель ИКТ: - Стоп, стоп, стоп! Ребята, я думаю для создания авторской матрешки можно использовать не только гуашь и кисти! С помощью чего мы можем создавать рисунки на уроке информатики? Учитель ИКТ: -Какие инструменты мы используем в работе? Учитель ИЗО: -Мастера в свою работу душу вкладывают. Нарядные и яркие, словно с ярмарки к нам приехали. Учитель ИКТ: -И мы можем применить цвета разных оттенков. Сколько цветов и оттенков в палитре компьютера? Учитель ИЗО: -Можно долго спорить, а давайте на деле покажем. Кто из вас ребята останется в нашей мастерской? Учитель ИКТ: -Кто со мной пойдет в компьютерный класс? (класс делится на две группы) | Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока. -«Русская матрешка», «Роспись матрешки» -Из Японии Орнамент- (лат)- украшение. Выполняют работу на карточках «Виды орнамента» (Приложение №1) Самопроверка и выставление оценки Выдвигают предположения (-Создать образ авторской матрешки… -Применить навыки работы красками. -Презентовать и оценить свою работу в картах самооценки.) Формулируют цели урока, опираясь на слова. - С помощью графического редактора. -Кисть, карандаш, заливка, овал и т. д. -Более 16 млн. | Сформулировать тему и цели урока, закрепить знания по теме «Виды орнамента». Определить алгоритм практической работы создания авторской матрешки. Выбирают инструменты и материалы для выполнения практической работы и делятся на группы. Одни выбирают графический редактор, другие кисти и краски. | Регулятивные: -самостоятельно формулируют тему урока, определяют цель и проблему учебной деятельности. Принимают учебную задачу. Познавательные: - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; - дополняют и расширяют имеющиеся знания, делают правильный выбор, опираясь на полученные знания ранее по видам орнамента. Личностные: - осознают свои возможности в учении; -установление связи между целью и её мотивом; -определяют уровень своих знаний по теме «Виды орнамента» -формируется стремление к познанию нового и расширяют свои знания об особенностях орнамента на матрешке. Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в споре между двумя педагогами. - учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Первичное закрепление. | 1 группа(в кабинете ИЗО) Физминутка.«МАТРЕШКИ» Хлопают в ладошки Дружные матрешки. Хлопки перед собой. На ногах сапожки, Топают матрешки. Руки на пояс, поочередно то правую ногу выставит вперед на пятку, то левую. Влево, вправо наклонились, Наклоны влево – вправо. Всем знакомым поклонились. Наклоны головы влево – вправо. Учитель ИЗО: -Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуемной страсти, Истинную русскую красу. -Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма, раскинуться русский пейзаж. - Как вы думаете, какие цвета мы будем использовать в своей работе? Учитель ИЗО: -Мы с вами сегодня мастера! У каждого на столе лежит заготовка матрешки. -Что вам необходимо сделать? 2 группа(в кабинете ИКТ) Учитель ИКТ: -Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу художником. На доске заготовка матрешки -Скажите, каких элементов не хватает? Какими инструментами и преобразованиями можно закончить нашу матрешку? | Отвечают на вопросы - Теплые, холодные, яркие. -Нарядить, раскрасить, составить узор…. - Кисточки на платке, орнамент, украшение платка и рубашки, корзинки и пр. -Кривая, овал, заливка, повернуть, отразить, копировать, вставить и т. д. | Учащиеся – мастера определяются с выбором орнамента, цвета, выстраивают алгоритм выполнения работы. Работают гуашью, кисточками, используют палитру. Работа на компьютере. | Познавательные: -осваивают этапы работы над макетом, выполняют творческую работу с помощью разных инструментов и материалов. Регулятивные: -планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели, для создания своей авторской матрешки. Личностные: -осознают свои интересы и цели на уроке; осваивают практические умения и навыки работы различными инструментами и материалами; -умеют использовать знания для достижения своих творческих замыслов. Коммуникативные: -вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Учитель: -Давайте приступим к работе! А помощником сегодня будет музыка! (звучит русская народная музыка). Учитель ИЗО и ИКТ: - Время работы над созданием авторской матрешки подходит к концу. Нам необходимо приготовить презентацию своей работы в целом всей группы. Выберите главного мастера, который будет представлять ваш проект. Воспользуйтесь карточкой №2. | Выполняют практическую работу. Создают эскизы авторской матрешки. Определяют цветовое решение, место расположения орнаментальных полос. Работают в группе. | Отработать полученные умения и навыки использовать их в практической работе. Создают свою авторскую матрешку. Учащиеся должны представить свою работу. В группе выбирают главного мастера, который будет представлять общий проект. Вспоминают цель урока, поставленные задачи. | Регулятивные: - осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (создать авторскую матрешку) -формирование умения работать в малых группах. Познавательные: -формирования навыков преобразования информации в практику, продукт. Личностные: - развитие логического мышления; - творческий подход к выполнению работы. |
7.Подведение итогов, рефлексия и запись домашнего задания. | Пришла 2 группа учащихся из компьютерного класса. Учитель ИЗО: Мы с вами отправляемся в путешествие на выставку в Париж. Видео. «Выставка в Париже». Учитель ИЗО: - Как русские мастера представляют свои шедевры в Париже, так и мы с вами представим свои работы на нашей выставке. (Презентация своих работ) Учитель ИЗО: -Ребята я приглашаю вас представить свои работы. Учитель ИКТ: - Ребята я приглашаю вас представить свои работы. Каждая работа хороша по-своему, каждый из вас вложил в свою работу старание, знания, полученные на уроках. Оцените свою работу. У вас на столах есть карты самооценки , поставьте баллы за свою работу. (Карта самооценки). | Смотрят видео Презентуют свои работы с помощью шаблона. (приложение №2) Оценивают свою работу. | Представляют свои проекты каждая группа. Оценивают свои работы и делают вывод, какие матрешки ярче, наряднее, аккуратно выполненные. Анализируют, что удалось выполнить, что нет. | Личностные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику. Коммуникативные: Излагают свое мнение в диалоге, аргументируют его, отвечают на вопросы. |
Рефлексия. Учитель ИЗО: -Кто из вас считает, что у него все удалось и получилось?- похлопайте. Учитель ИКТ: -Кто считает, что не совсем всё получилось?- потопайте. Запишите домашнее задание: принести тетрадь, принадлежности для ИЗО. Учитель ИКТ: -Сколько бы мы не доказывали, какими бы материалами и инструментами не пользовались, каждая матрешка: загорская, семёновская, майдановская, вятская, авторская хороша по-своему. Но у них и много общего – все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия. Учитель ИЗО: -Пока будет жить матрёшка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину – Россию с её традициями, культурой. | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности. Осознанно строят выводы о проделанной работе (создание авторской матрешки). Выражают собственное мнение о работе в группе, и полученном результате. Оценивают правильность выполненных действий, вносят коррективы. Осуществляют итоговый контроль | Личностные: - осознают значение знаний полученных на уроке для человека. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят логически выстроенный рассказ о своей работе. Регулятивные: контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности; -дают оценку деятельности на уроке; -уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; -осознанно фиксируют информацию для выполнения домашнего задания. |
«Виды орнамента».
Мы творческая группа «Мастера-________________________________________________________________________
Создавали образ_______________________ матрешки, с помощью____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Они у нас получились___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Мы считаем, что наши матрешки___________________________________________________________________________
Через годы пронесем.
Тоже брали ее в руки.
Мы творческая группа «Мастера-________________________________________________________________________
Создавали образ_______________________ матрешки, с помощью____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Они у нас получились___________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Мы считаем, что наши матрешки___________________________________________________________________________
И загадочны немножко.
До конца не разгадал.