СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Декоративная роспись матрешки"(5 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Декоративная роспись матрешки"(5 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4»







Интегрированный урок

(Изобразительное искусство, информатика)

«Декоративная роспись матрешки».

5 класс


Разработали:

учитель изобразительного искусства, высшей квалификационной категории

Грекова Ольга Александровна;

учитель информатики и ИКТ Азаренкова Анастасия Михайловна










Пояснительная записка к интегрированному уроку (изобразительное искусство, информатика) по теме:

«Декоративная роспись матрешки.»

1.

ФИО (полностью)

Грекова Ольга Александровна

Азаренкова Анастасия Михайловна

2.

Место работы

МБОУ «Железногорская СОШ №4 »

3.

Должность

учитель

4.

Направление

Изобразительное искусство

Информатика

5.

Класс

5

6.

Тема урока

«Декоративная роспись матрешки»

7.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

8.

УМК

Программа «Изобразительное искусство» для 5 классов С.П.Ломова «Изобразительное искусство»; учебник С.П.Ломова, С.Е. Игнатьева, М.В. Кармазиной «Изобразительное искусство». Москва «Дрофа» 2013.

Программа «Информатика», автор Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, учебник Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой «Информатика»

9.

Раздел

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

«Компьютерная графика»

10.

Количество часов

в неделю – 1 ч., в год - 34 ч.

11.

Актуальность материалов

Общая тема «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Тема «Компьютерная графика» является разделом информатики, который посвящен созданию и редактированию графических изображений. Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий: архитекторы при проектировании зданий; инженеры-конструкторы при создании новых видов техники; модельеры при конструировании моделей одежды; мультипликаторы при создании мультфильмов; специалисты по рекламе. Применение графического редактора Paint на уроках развивает познавательный интерес, творческую активность, аккуратность и внимание.

12.

Учебные цели и задачи

Цель урока: Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной матрешки (авторской).

  1. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

  2. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы матрешки и украшением ее декоративной росписью.

  3. Воспитывать культуру общения в процессе совместного творчества. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: владеют основами языка декоративно-прикладного искусства, умеют создавать авторскую декоративную композицию на основе исторических и этнографического материала; учатся самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.

Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм, стремиться к достижению поставленной цели.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: имеют представления о видах матрешек, различают их; понимают общее и особенное в русских деревянных игрушках; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану; приобретают навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).

Коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.

Цель урока: Обобщить знания по теме «Графический редактор», проследить связь информатики с изобразительным искусством.

Задачи:

1) закрепить умения работы в графическом редакторе;

2) закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе;

3) сформировать умения создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов;

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Метапредметные: умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности;


14.

Формы работы учащихся на уроке

Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.

15.

Техническое оборудование

Компьютерная презентация, компьютер у учителя и обучающихся, проектор.

16.

Методы и приемы обучения

Проектный метод обучения, методы развивающего обучения, объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод (эвристический).

Приемы: организационные ( начало урока с элементами театрализации), «Тонкие и толстые вопросы», «Найди соответствие». Активизация УПД. Игра, творческая работа.





Технологическая карта урока.

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты работы

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.


- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

- Здравствуйте, садитесь! Я рада видеть все на нашем уроке! А у нас сегодня гости!

(заходят ученики в костюмах матрешек по одной)

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.
Садятся на места.


Организовать детей.

Проверить готовность к уроку(шаблон матрешки, гуашь, набор кисточек, палитра, салфетки).


Личностные:

- развитие познавательного интереса; управление своим настроением.

2.Актуализация знаний.

Ученица 1:

-Жила-была матрешка

В руках ее лукошко.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Учитель ИЗО:

- Откуда наша первая гостья?


Ученица 2:

-Красный низ и желтый верх у матрешек этих всех. Держит розочки в руке, и спиральки на платке. Наша русская матрешка не стареет сотню лет! В красоте, в таланте русском весь находится секрет.


Учитель ИЗО:

- А эта матрешка, откуда к нам пришла?


Ученица 3:

-Я матрешка хоть куда,

Под платком русая коса.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

Ягоды шиповника, на диво всем горят.

Украшают разноцветный мой наряд.




Учитель ИЗО:

- Ребята догадались, откуда гостья?


Ученицы 1,2,3:

-Мы на ярмарке бывали и подарки выбирали.

Принесли вам сундучок- позолоченный бочок.

Сундучок тот непростой, и товар в нём расписной.

(из сундука появляется еще одна матрешка - Авторская).

Ученица 4:

-Я матрешка-сувенир

В расписных сапожках

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска берёзы

До чего румяна я;

Щеки, словно розы!

Встречают гостей и отвечают на вопросы.




-Из Сергиева Посада








-Из Семенова















- из Полхов- Майдана.


Закрепить знания о видах матрешек. Театрализованное представление матрешек, которые представляют разные виды матрешек России (Загорская, Семеновская, Полхов-майдановская, авторская), угадывают откуда они прибыли к ним в гости.

Личностные:

-развитие познавательного интереса узнать откуда пришла матрешка;

Регулятивные:

-выделение и осознание того, что уже известно учащимся, что матрешка формировалась в каждой местности со своими особенностями.

Познавательные:

-извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания о том, что матрешки все разные. Есть современные матрешки- авторские.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

- обмениваются мнениями, слушают друг друга. (выступление своих одноклассниц)


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель ИЗО:

- Кто попробует сформулировать тему урока?


Учитель ИЗО:

-Не просто русская матрешка, мы сегодня поговорим об авторской матрешке и тема нашего урока: «Декоративная роспись матрешки».


Откуда пришла к нам матрешка?



- Хоть она и иностранная гостья, а стала за 120 лет настоящим символом России. Мастера создавали образы русской красавицы, передавая традиции и культуру русского народа из поколения в поколение. Сама природа подсказывала, какие орнаменты должны появиться на сарафане или переднике русской красавицы. Их большое множество и каждый по- своему неповторим.


- Давайте вспомним, что такое орнамент?


- На прошлом уроке мы познакомились с видами орнамента, давайте повторим виды орнамента. У вас на столах лежат карточки, вам необходимо подобрать к изображению название орнамента . (карточка№1)


-Внимание на экран, проверьте, правильно ли вы выполнили работу?(слайд с правильными ответами)

-С помощью ключа к карточкам оцените свою работу.



- Ребята, подскажите, что мы с вами должны сегодня сделать на практической части нашего урока?














Учитель ИКТ:

- Стоп, стоп, стоп! Ребята, я думаю для создания авторской матрешки можно использовать не только гуашь и кисти! С помощью чего мы можем создавать рисунки на уроке информатики?


Учитель ИКТ:

-Какие инструменты мы используем в работе?



Учитель ИЗО:

-Мастера в свою работу душу вкладывают. Нарядные и яркие, словно с ярмарки к нам приехали.


Учитель ИКТ:

-И мы можем применить цвета разных оттенков. Сколько цветов и оттенков в палитре компьютера?


Учитель ИЗО:

-Можно долго спорить, а давайте на деле покажем. Кто из вас ребята останется в нашей мастерской?


Учитель ИКТ:

-Кто со мной пойдет в компьютерный класс?

(класс делится на две группы)


Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока.

-«Русская матрешка», «Роспись матрешки»


-Из Японии











Орнамент- (лат)- украшение.

Выполняют работу на карточках «Виды орнамента» (Приложение №1)



Самопроверка и выставление оценки




Выдвигают предположения

(-Создать образ авторской матрешки…

-Применить навыки работы красками.

-Презентовать и оценить свою работу в картах самооценки.)

Формулируют цели урока, опираясь на слова.





- С помощью графического редактора.


-Кисть, карандаш, заливка, овал и т. д.








-Более 16 млн.

Сформулировать тему и цели урока, закрепить знания по теме «Виды орнамента». Определить алгоритм практической работы создания авторской матрешки.

Выбирают инструменты и материалы для выполнения практической работы и делятся на группы. Одни выбирают графический редактор, другие кисти и краски.

Регулятивные:

-самостоятельно формулируют тему урока, определяют цель и проблему учебной деятельности. Принимают учебную задачу.

Познавательные:

- извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

- дополняют и расширяют имеющиеся знания, делают правильный выбор, опираясь на полученные знания ранее по видам орнамента.

Личностные:

- осознают свои возможности в учении;

-установление связи между целью и её мотивом;

-определяют уровень своих знаний по теме «Виды орнамента»

-формируется стремление к познанию нового и расширяют свои знания об особенностях орнамента на матрешке.

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в споре между двумя педагогами.

- учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


5.Первичное закрепление.


1 группа(в кабинете ИЗО)

Физминутка.«МАТРЕШКИ»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

Хлопки перед собой.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Руки на пояс, поочередно то правую ногу выставит вперед на пятку, то левую.

Влево, вправо наклонились,

Наклоны влево – вправо.

Всем знакомым поклонились.

Наклоны головы влево – вправо.


Учитель ИЗО:

-Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

-Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма, раскинуться русский пейзаж.

- Как вы думаете, какие цвета мы будем использовать в своей работе?


Учитель ИЗО:

-Мы с вами сегодня мастера! У каждого на столе лежит заготовка матрешки.

-Что вам необходимо сделать?




2 группа(в кабинете ИКТ)


Учитель ИКТ:

-Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу художником.

На доске заготовка матрешки


-Скажите, каких элементов не хватает? Какими инструментами и преобразованиями можно закончить нашу матрешку?

























Отвечают на вопросы




- Теплые, холодные, яркие.





-Нарядить, раскрасить, составить узор….










- Кисточки на платке, орнамент, украшение платка и рубашки, корзинки и пр.

-Кривая, овал, заливка, повернуть, отразить, копировать, вставить и т. д.

Учащиеся – мастера определяются с выбором орнамента, цвета, выстраивают алгоритм выполнения работы. Работают гуашью, кисточками, используют палитру.



































Работа на компьютере.
















Познавательные:

-осваивают этапы работы над макетом, выполняют творческую работу с помощью разных инструментов и материалов.

Регулятивные:

-планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели, для создания своей авторской матрешки.

Личностные:

-осознают свои интересы и цели на уроке; осваивают практические умения и навыки работы различными инструментами и материалами;

-умеют использовать знания для достижения своих творческих замыслов.

Коммуникативные: -вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Учитель:

-Давайте приступим к работе! А помощником сегодня будет музыка!

(звучит русская народная музыка).










Учитель ИЗО и ИКТ:

- Время работы над созданием авторской матрешки подходит к концу. Нам необходимо приготовить презентацию своей работы в целом всей группы. Выберите главного мастера, который будет представлять ваш проект. Воспользуйтесь карточкой №2.


Выполняют практическую работу. Создают эскизы авторской матрешки. Определяют цветовое решение, место расположения орнаментальных полос.



Работают в группе.

Отработать полученные умения и навыки использовать их в практической работе. Создают свою авторскую матрешку.









Учащиеся должны представить свою работу. В группе выбирают главного мастера, который будет представлять общий проект. Вспоминают цель урока, поставленные задачи.


Регулятивные:

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (создать авторскую матрешку)

-формирование умения работать в малых группах.

Познавательные:

-формирования навыков преобразования информации в практику, продукт.

Личностные:

- развитие логического мышления;

- творческий подход к выполнению работы.

7.Подведение итогов, рефлексия и запись домашнего задания.

Пришла 2 группа учащихся из компьютерного класса.


Учитель ИЗО:

Мы с вами отправляемся в путешествие на выставку в Париж. Видео. «Выставка в Париже».


Учитель ИЗО:

- Как русские мастера представляют свои шедевры в Париже, так и мы с вами представим свои работы на нашей выставке.


(Презентация своих работ)


Учитель ИЗО:

-Ребята я приглашаю вас представить свои работы.


Учитель ИКТ:

- Ребята я приглашаю вас представить свои работы.


Каждая работа хороша по-своему, каждый из вас вложил в свою работу старание, знания, полученные на уроках. Оцените свою работу. У вас на столах есть карты самооценки , поставьте баллы за свою работу. (Карта самооценки).





Смотрят видео







Презентуют свои работы с помощью шаблона. (приложение №2)






Оценивают свою работу.

Представляют свои проекты каждая группа. Оценивают свои работы и делают вывод, какие матрешки ярче, наряднее, аккуратно выполненные. Анализируют, что удалось выполнить, что нет.

Личностные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику.

Коммуникативные:

Излагают свое мнение в диалоге, аргументируют его, отвечают на вопросы.

Рефлексия.


Учитель ИЗО:

-Кто из вас считает, что у него все удалось и получилось?- похлопайте.


Учитель ИКТ:

-Кто считает, что не совсем всё получилось?- потопайте.


Запишите домашнее задание: принести тетрадь, принадлежности для ИЗО.


Учитель ИКТ:

-Сколько бы мы не доказывали, какими бы материалами и инструментами не пользовались, каждая матрешка: загорская, семёновская, майдановская, вятская, авторская хороша по-своему. Но у них и много общего – все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.


Учитель ИЗО:

-Пока будет жить матрёшка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину – Россию с её традициями, культурой.






Отвечают на вопросы.






Записывают домашнее задание.

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности.

Осознанно строят выводы о проделанной работе (создание авторской матрешки).

Выражают собственное мнение о работе в группе, и полученном результате.

Оценивают правильность выполненных действий, вносят коррективы.

Осуществляют итоговый контроль



Личностные:

- осознают значение знаний полученных на уроке для человека.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят логически выстроенный рассказ о своей работе.

Регулятивные:

контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;

-дают оценку деятельности на уроке;

-уметь прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

-осознанно фиксируют информацию для выполнения домашнего задания.














Приложение1.


Карточка№1

«Виды орнамента».

Задание: соедини в соответствии, рисунок и вид орнамента.


Зооморфный



Антропоморфный



Шрифтовой



Геометрический



Геральдический




Растительный



Комбинированный


Ф.И.

Самооценка

Итог


__________________________________________

1.0-1 ошибка – 5баллов

2.2 ошибки-4 балла

3.3 ошибки- 3 балла



Приложение №2

Карточка№2

«Самопрезентация».


Задание: вставь пропущенные слова.


Мы творческая группа «Мастера-________________________________________________________________________

Создавали образ_______________________ матрешки, с помощью____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Они у нас получились___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Мы считаем, что наши матрешки___________________________________________________________________________


Мы матрешку сбережем,

Через годы пронесем.

Чтобы наши дети, внуки

Тоже брали ее в руки.


Карточка№2

«Самопрезентация».


Задание: вставь пропущенные слова.


Мы творческая группа «Мастера-________________________________________________________________________

Создавали образ_______________________ матрешки, с помощью____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Они у нас получились___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Мы считаем, что наши матрешки___________________________________________________________________________

Миловидны, простодушны,

Так улыбчивы, радушны

Наши русские матрёшки

И загадочны немножко.


Кто в гостях у нас бывал

И матрёшек не видал,

Тот и матушку Россию

До конца не разгадал.




Скачать

© 2024, 74 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!