СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Дворцовые перевороты"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

К О Н С П Е К Т урока истории 7 класс

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

Цели урока:

Образовательные: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Развивающие: формирование у учащихся умений работать с различными  источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений; развивать умения и навыки работать в группе;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная 

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

К О Н С П Е К Т урока истории 7 класс

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

Цели урока:

Образовательные: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Развивающие: формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений; развивать умения и навыки работать в группе;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная



 Основные даты и события:

1725-1727 гг. - правление Екатерины I.

1727-1730 гг. - царствование Петра II.

1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.

1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.

1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.

1761-1762 гг. - правление Петра II.

1762 г. - начало царствования Екатерины II.

Основные понятия: дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, конституционная монархия, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, бироновщина, олигархия.

Оборудование: схема «Династия Романовых в XVII-XVIII вв.», раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация «Россия в 1725-1762. Дворцовые перевороты».

Учебное оборудование:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVl – XVIll век. – М.: Издательство Просвещение, 2012.

Технологическая карта урока:

1.Подготовка и актуализация опорных знаний.

2.Изучение нового материала.

3.Закрепление.

4. Рефлексия. Подведение итога урока и домашнее задание.

  1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами закончили изучать правление ПетраI, вошедшего в историю как Пётр Великий. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после его смерти.

Актуализация опорных знаний (5-7мин.). Давайте вспомним два события, произошедшие в последние годы правления Петра I:

1.Что вы знаете о «Деле царевича Алексея?»

Дело царевича Алексея побудило Петра I изменить порядок наследования престола.

2.Каково содержание Указа 1722 года о порядке наследования престола?

В нём Петр I отменял обычай передавать прямым по мужской линии потомкам престол, допускал по воле монарха назначать преемника самостоятельно.

Работа с документом.

«Зловещим местом был Санкт-Петербург в январе 1725 года… Во дворце, надёжно окружённом гвардейскими полками, умирал 1 Император Всероссийский Пётр I . Во дворце не решаются присесть, бросают друг на друга подозрительные взгляды . Кто сядет на Престол, где завтра окажешься в опале или милости. Боли отпускают Царя, он требует бумагу. Из последних сил выводит еле различимые слова: «Всё отдать»… Перо… выпадает из рук, Пётр теряет сознание. На следующий день 28 января 1725 года Пётр I умер, так и не оставив наследника Престола.

- Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее  государя?

  • Учитель предлагает учащимся прочитать документ и ответить на вопросы к нему:

«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой –  в особенностях той среды, которая управляла делами».

С. Ф. Платонов

Вопросы:

  1. О каком  историческом периоде идет речь? Что вам известно об этом периоде?

2. Предположите, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?

Учащиеся записывают тему урока «Дворцовые перевороты». Попытаемся дать определение понятия дворцовый переворот (составляется кластер группами). Учитель корректирует ответы и даёт правильное определение: «Дворцовый переворот- смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков».

Определение понятия записывают в словарь.

Учитель подводит учащихся к формулированию плана урока:

  1. Причины и сущность дворцовых переворотов.

  2. Характеристика дворцовых переворотов.

  3. Итоги дворцовых переворотов.

Всего за 37 лет – с 1725 года по 1762 год на Российском Престоле сменилось 6 правителей.

Вопрос к классу «Объясните, почему это стало возможным? Каковы причины дворцовых переворотов?»

Работа с учебником.

Задание: Выпишите причины дворцовых переворотов, используя материал учебника.

Учащиеся изучают материал учебника (стр.164-165), материалы Ключевского В.О., называют причины. Учитель корректирует ответы, формулирует причины:

  1. Усиление роли гвардии в государственных делах.

  2. Указ Петра о престолонаследии.

  3. Борьба за власть дворцовых группировок.

Учащиеся записывают в тетрадь причины.

Учитель разбивает класс на 5 групп (по количеству дворцовых переворотов)

Раздаёт листы с алгоритмом работы. Организует наблюдение за работой учащихся, проводит инструктаж обучающихся, организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

По итогам деятельности групп составляются таблицы, учитель вносит коррективы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Обучающиеся переносят себе в тетради итоги работы групп.



Дата

Причины

Организатор

Кто осуществлял переворот

Итог переворота

Что получили участники переворота

Значение (рост привилегий дворянства)

1725 год- первый Дворцовый переворот

Пётр не успел назначить преемника.

Александр Меншиков

Семёновский и Преображенские полки.

Воцарение Екатерины I

Создание Верховного тайного совета, в состав которого вошли представители, как старой знати, так и «Птенцов гнезда «Петрова»». А.Д. Меншиков- I министр, ключевые позиции в Верховном тайном совете.

Создание Верховного тайного совета. Сокращение срока службы дворян до 40 лет.

Раздача земель с крестьянами гвардейцам

1727 год- Пётр I (по завещанию Екатерины I.


Влияние Меншикова до 1728 года, после болезни- усиление влияния Долгоруких.

Меншиков с семьёй сослан в Сибирь, (г.Берёзов), изменился состав Верховного тайного совета (преобладает старая родовая знать).


19 января 1730 года смерть Петра II, Верховный тайный совет («верховники») приглашают Анну Иоанновну на условиях «кондиций». См. текст кондиций (учебник с.174)


Дворяне ничего не получили

1730 год - II Дворцовый переворот.

Желание Анны править самостоятельно, самодержавно.

Анна Иоанновна.

Гвардия.

Анна правила единолично, опираясь на фаворитов («бироновщина»), не доверяя гвардейцам, приведшим её к власти Анна сформировала ещё два гвардейских полка, преданных ей- Измайловский и Конногвардейский.

Ключевые позиции в органах государственного управления заняли:

Э. И. Бирон (I министр), А.И.Остерман (вице- канцлер), Б.К.Миних (глава военной коллегии).

Создание Измайловского гвардейского полка, кадетского корпуса для детей дворян, срок службы сокращен до 25 лет, запись на службу с младенчества.

III переворот 9 ноября 1740 года.

Отсутствие поддержки у Бирона в высших кругах двора.

Б.К.Миних арестовал Бирона- регента Ивана Антоновича.

Б.К.Миних

Провозгласил регентшей Анну Леопольдовну- мать Ивана Антоновича.

В гвардии стало формироваться настроение в пользу смены власти.

Одни немцы сменили у власти других немцев.

25 ноября 1741 года- IV переворот

Использовала патриотические лозунги о якобы засилье немцев при дворе.

Гвардия- Преображенский

Полк.


Воцарение Елизаветы Петровны. Анна Леопольдовна и её семья арестованы, сосланы в Архангельскую область.

А.И.Разумовский,

П.И.Шувалов, М.И.Воронцов.

Дворяне были освобождены от телесных наказаний. Получили право собственности над крестьянами

28 июня 1762 года-

V переворот


Угроза Петра IIIотправить Екатерину IIв монастырь и отстранить сына от наследования Престола.

Екатерина жена Петра III.

Гвардия, фавориты братья Орловы.

Непредсказуемость Петра III, пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями породило много противников.

Воцарение Екатерины II Великой.


А.Г.Орлов

Г.Потёмкин




Проблемное задание.

1.С каким периодом русской истории мы можем сравнить эпоху дворцовых переворотов?

2.Какие общие черты и особенности этих периодов вы можете назвать.

Ответ детей:

- с периодом Смутного времени. Общие черты - отсутствие наследника престола.

Особенности: Смуты - гражданская война и интервенция.

Дворцовые перевороты - борьба за власть.

3.Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I — дворцовыми переворотами?

Выслушав ответы учащихся, учитель подводит их к следующим выводам: Все претенденты на престол - царской крови и каждый из них мог претендовать на престол.

Итоги переворотов:

1. Усиление абсолютизма.

2. Рост привилегий дворян

3. Ухудшение положения крестьян.


Рефлексия . Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности своей и своего класса.

Выбери предложение и продолжи его:

- Я уже знал…

- Я узнал…

- Мне было интересно на уроке…

- Как я усвоил материал?

- Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

- Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

- Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.



Подведение итога урока и разъяснение домашнего задания (1-2 мин.)

Сильные учащиеся

Слабые учащиеся

Средние учащиеся

Изучить § 20-21, составить презентацию по теме, ответить на вопросы после параграфа.

§ 20-21 – вопрос 4 письменно в тетради.


§ 20-21 , составить презентацию по одному из правителей (по выбору), вопросы 1-4 устно.




Просмотр содержимого презентации
«дворцовые перевороты»

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ  1725-1762 ГГ.    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ 1725-1762 ГГ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИСТОРИИ

РОССИИ 7 КЛАСС

… со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной…; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой –  в особенностях той среды, которая управляла делами.  С.Ф. Платонов

… со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной…; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой –  в особенностях той среды, которая управляла делами.

С.Ф. Платонов

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ Смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и гвардейскими полками Этот термин впервые использовал  историк В.О.Ключевский.

ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ

Смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и гвардейскими полками

Этот термин впервые использовал

историк В.О.Ключевский.

В 1722 Пётр Алексеевич издал указ о праве монарха назначать наследника. В 1725 – после Петра начинается борьба за престол между детьми Петра и сводного брата по линии Милославских – Ивана. ПётрI

В 1722 Пётр Алексеевич издал

указ о праве монарха назначать наследника.

В 1725 – после Петра начинается борьба за престол между детьми Петра и сводного брата по линии Милославских – Ивана.

ПётрI

ЕКАТЕРИНА I  1725-1727 гг.   А.Д. Меньшиков

ЕКАТЕРИНА I

1725-1727 гг.

А.Д. Меньшиков

ПЕТР II  1727-1730 гг. А. И. Остерман

ПЕТР II

1727-1730 гг.

А. И. Остерман

АННА ИОАНОВНА  1730-1740 гг. Э. И. Бирон

АННА ИОАНОВНА

1730-1740 гг.

Э. И. Бирон

ИВАН VI АНТОНОВИЧ  1740- 1741 гг. Анна Леопольдовна

ИВАН VI АНТОНОВИЧ

1740- 1741 гг.

Анна Леопольдовна

ЕЛИЗАВЕТА  ПЕТРОВНА  1741- 1761 гг. А. Г. Разумовский  И. И. Шувалов

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

1741- 1761 гг.

А. Г. Разумовский И. И. Шувалов

ПЕТР III 1761- 1762 гг.  Е. Р. Воронцова-Дашкова

ПЕТР III

1761- 1762 гг.

Е. Р. Воронцова-Дашкова

ЕКАТЕРИНА II  1762-1796 ГГ. Г.А.ПОТЕМКИН

ЕКАТЕРИНА II 1762-1796 ГГ.

Г.А.ПОТЕМКИН

УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ДЕЯТЕЛЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ И ТЕМ, В КАКОМ РОДСТВЕ ОН  СОСТОЯЛ С ПЕТРОМ I  Деятель Родство 1. Екатерина I А. Племянница 2. Екатерина II Б. Первая жена 3. Анна (императрица) В. Сын 4. Елизавета Г. Жена внука 5. Пётр II Д. Дочь 6 . Пётр III Е. Сестра 7. Алексей Ж. Вторая жена 8. Иван (царь) З. Внук 9. Софья Алексеевна И. Брат

УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ДЕЯТЕЛЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ И ТЕМ, В КАКОМ РОДСТВЕ ОН СОСТОЯЛ С ПЕТРОМ I

Деятель

Родство

1. Екатерина I

А. Племянница

2. Екатерина II

Б. Первая жена

3. Анна (императрица)

В. Сын

4. Елизавета

Г. Жена внука

5. Пётр II

Д. Дочь

6 . Пётр III

Е. Сестра

7. Алексей

Ж. Вторая жена

8. Иван (царь)

З. Внук

9. Софья Алексеевна

И. Брат

СИНКВЕЙН Дворцовые перевороты жестокая безнравственная убивать захватывать преобразовывать Эпоха борьбы за власть фаворитизм

СИНКВЕЙН

Дворцовые перевороты

жестокая безнравственная

убивать захватывать преобразовывать

Эпоха борьбы за власть

фаворитизм

Просмотр содержимого презентации
«Кошкина А.-домашнее задание»

Елизавета Петровна.  Дворцовые перевороты. Презентация по истории Подготовила: Кошкина Анастасия, ученица 7 класса МОУ «СОШ» п. Каджером

Елизавета Петровна. Дворцовые перевороты.

Презентация по истории

Подготовила: Кошкина Анастасия, ученица 7 класса МОУ «СОШ» п. Каджером

Кто такая Елизавета Петровна? Это российская  императрица из династии Романовых  с 25 ноября (6 декабря 1741 года), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.

Кто такая Елизавета Петровна?

Это российская  императрица из династии Романовых  с 25 ноября (6 декабря 1741 года), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.

Рождение будущей императрицы Императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском дворце 18 декабря 1709 года. День этот был торжественным: Пётр I въезжал в Москву, желая отметить в столице свою победу над Карлом  XII. Император намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении младшей дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!», — сказал он.

Рождение будущей императрицы

Императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском дворце 18 декабря 1709 года. День этот был торжественным: Пётр I въезжал в Москву, желая отметить в столице свою победу над Карлом XII. Император намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении младшей дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!», — сказал он.

Детство

Детство

  • Будучи только восьми лет отроду, царевна Елизавета уже обращала на себя внимание своею красотой. В 1712 году обе дочери встречали императора, возвращающегося из-за границы, одетыми в испанские наряды. Тогда французский посол заметил, что младшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасной. В следующем 1713 году введены были ассамблеи, и обе цесаревны явились туда в платьях, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами. Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. Кроме лёгкости в движениях, она отличалась находчивостью и изобретательностью, беспрестанно выдумывая новые фигуры. Французский посланник Леви замечал тогда же, что Елизавета могла бы назваться совершенной красавицей, если бы не её курносый нос и рыжеватые волосы.
  • Систематического образования Елизавета не получила и даже в зрелом возрасте «не знала, что Великобритания есть остров». Под руководством учёного еврея Веселовского она основательно изучила только французский язык и заодно выработала красивый почерк. Именно с Елизаветы принято начинать отсчёт русской галломании. Причина того, что обучение велось по-французски, заключалась в желании родителей выдать Елизавету за её ровесника Людовика XV, либо за юного герцога Орлеанского. К 16-ти годам Елизавета Петровна говорила на французском как на своём родном. Однако, на предложения Петра породниться с французскими Бурбонами те отвечали вежливым, но решительным отказом.
  • Во всём остальном обучение Елизаветы было мало обременительным. Мать её, женщина совершенно безграмотная, просвещением не интересовалась. Юная царевна никогда не читала, проводя время на охоте, верховой и лодочной езде, в заботах о своей красоте.
«Беспорядочная, причудливая, не имеющая определённого времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьёзное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед затем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но, обыкновенно, очень любезная и широко гостеприимная».  Казимир Валишевский.  Портрет юной Елизаветы.    Луи Каравак, 1720-е годы.

«Беспорядочная, причудливая, не имеющая определённого времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьёзное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед затем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но, обыкновенно, очень любезная и широко гостеприимная».

Казимир Валишевский.

Портрет юной Елизаветы.  Луи Каравак, 1720-е годы.

Дворцовый переворот 1741 г.

Дворцовый переворот 1741 г.

  • Недовольные Анной Иоанновной и Бироном возлагали на дочь Петра Великого большие надежды. Тем не менее, наблюдатели не считали её особой достаточно деятельной, чтобы встать во главе заговора. Английский посол Финч, обыграв слова Цезаря в пьесе Шекспира, докладывал на родину: «Елизавета слишком полна, чтобы быть заговорщицей».
  • Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период регентства Анны Леопольдовны, в ночь на 25 ноября (6 декабря 1741 года) 31-летняя Елизавета в сопровождении инициатора заговора Лестока и своего учителя музыки Шварца подняла за собой гренадерскую роту Преображенского полка.
Царствование Императрица Елизавета Петровна не раз провозглашала, что продолжает политику Петра Великого. В основном это было так. Была восстановлена роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднён. Сенат получил право законодательной инициативы. Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом —Конференция при высочайшем дворе. В работе конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашённые императрицей. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии. 1741-1761 год

Царствование

Императрица Елизавета Петровна не раз провозглашала, что продолжает политику Петра Великого. В основном это было так. Была восстановлена роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднён. Сенат получил право законодательной инициативы. Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом —Конференция при высочайшем дворе. В работе конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашённые императрицей. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии.

1741-1761 год

В 1744—1747 годах проведена 2-я перепись податного населения. В конце 1740-х — первой половине 1750-х годов по инициативе Петра Шувалова был осуществлён ряд серьёзных преобразований. В 1754 году Сенат принял разработанное Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны первые русские банки — Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный). В 1744 году вышел указ, запрещающий быстро ездить по городу, а с тех, кто бранился прилюдно, стали брать штрафы. Осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны: повышены сборы при заключении внешнеторговых сделок до 13 копеек с 1 рубля (вместо ранее взимаемых 5 копеек). Был повышен налог на соль и вино. В 1754 году была создана новая комиссия для составления уложения, которая закончила свою работу к концу царствования Елизаветы, но процесс преобразований был прерван Семилетней войной(1756—1763).
  • В 1744—1747 годах проведена 2-я перепись податного населения. В конце 1740-х — первой половине 1750-х годов по инициативе Петра Шувалова был осуществлён ряд серьёзных преобразований. В 1754 году Сенат принял разработанное Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны первые русские банки — Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный).
  • В 1744 году вышел указ, запрещающий быстро ездить по городу, а с тех, кто бранился прилюдно, стали брать штрафы.
  • Осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны: повышены сборы при заключении внешнеторговых сделок до 13 копеек с 1 рубля (вместо ранее взимаемых 5 копеек). Был повышен налог на соль и вино.
  • В 1754 году была создана новая комиссия для составления уложения, которая закончила свою работу к концу царствования Елизаветы, но процесс преобразований был прерван Семилетней войной(1756—1763).
Конная прогулка Елизаветы Петровны

Конная прогулка Елизаветы Петровны

Внешняя политика

Внешняя политика

  • Петербургский двор середины XVIII века продолжал оставаться одной из периферийных арен векового противостояния французских Бурбонов и австрийских Габсбургов. Каждая из сторон стремилась привлечь императрицу на свою сторону. Неизменным сторонником австро-русского союза выступал канцлер А. П. Бестужев-Рюмин, которому удалось заручиться поддержкой фаворита А. Г. Разумовского. Французское внешнеполитическое ведомство через своего посланника маркиза де Шетарди способствовало приходу Елизаветы к власти, а после высылки Шетарди из страны наводнило петербургский двор своими агентами, включая загадочного шевалье д’Эона. На разрыве с Австрией и союзе с французами настаивали Шуваловы, которые выдвинули в противовес Разумовскому нового фаворита — Ивана Шувалова. В 1756 году совершилась т. н. дипломатическая революция: Франция, Австрия и Россия объединили силы для борьбы против прусского короля Фридриха II.
  • Несмотря на явное преобладание западного вектора внешней политики, при Елизавете продолжилось и расширение границ империи на восток. В 1740—1743 годы в состав России добровольно вошёл Средний жуз. Освоением земель на юге Урала руководил Иван Неплюев, заложивший в 1743 году город Оренбург. С. П. Крашенинников занимался исследованием Камчатки, а вторая экспедиция Беринга обследовала берега Аляски.
Проезд Елизаветы Петровны мимо Шуваловского дворца

Проезд Елизаветы Петровны мимо Шуваловского дворца

Личная жизнь императрицы По сообщениям иностранцев, Елизавета ещё в юности отличалась свободой нравов в личной жизни. Среди современников было распространено мнение, что она состояла в тайном церковном браке(морганатическом) с Алексеем Разумовским. Никаких документов на этот счёт не сохранилось. В петербургском обществе конца XVIII века ходили слухи, что у Елизаветы были сын от Алексея Разумовского и дочь от Ивана Шувалова. В связи с этим после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от брака с Разумовским; наиболее известна среди них так называемая княжна Тараканова. Алексей Разумовский

Личная жизнь императрицы

  • По сообщениям иностранцев, Елизавета ещё в юности отличалась свободой нравов в личной жизни. Среди современников было распространено мнение, что она состояла в тайном церковном браке(морганатическом) с Алексеем Разумовским. Никаких документов на этот счёт не сохранилось. В петербургском обществе конца XVIII века ходили слухи, что у Елизаветы были сын от Алексея Разумовского и дочь от Ивана Шувалова. В связи с этим после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от брака с Разумовским; наиболее известна среди них так называемая княжна Тараканова.

Алексей Разумовский

Спасибо за внимание)

Спасибо за внимание)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!