К О Н С П Е К Т урока истории 7 класс
ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ
Цели урока:
Образовательные: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
Развивающие: формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений; развивать умения и навыки работать в группе;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные даты и события:
1725-1727 гг. - правление Екатерины I.
1727-1730 гг. - царствование Петра II.
1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.
1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.
1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.
1761-1762 гг. - правление Петра II.
1762 г. - начало царствования Екатерины II.
Основные понятия: дворцовый переворот, фаворитизм, кондиции, конституционная монархия, абсолютизм, династия, Верховный тайный совет, бироновщина, олигархия.
Оборудование: схема «Династия Романовых в XVII-XVIII вв.», раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация «Россия в 1725-1762. Дворцовые перевороты».
Учебное оборудование:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVl – XVIll век. – М.: Издательство Просвещение, 2012.
Технологическая карта урока:
1.Подготовка и актуализация опорных знаний.
2.Изучение нового материала.
3.Закрепление.
4. Рефлексия. Подведение итога урока и домашнее задание.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами закончили изучать правление ПетраI, вошедшего в историю как Пётр Великий. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после его смерти.
Актуализация опорных знаний (5-7мин.). Давайте вспомним два события, произошедшие в последние годы правления Петра I:
1.Что вы знаете о «Деле царевича Алексея?»
Дело царевича Алексея побудило Петра I изменить порядок наследования престола.
2.Каково содержание Указа 1722 года о порядке наследования престола?
В нём Петр I отменял обычай передавать прямым по мужской линии потомкам престол, допускал по воле монарха назначать преемника самостоятельно.
Работа с документом.
«Зловещим местом был Санкт-Петербург в январе 1725 года… Во дворце, надёжно окружённом гвардейскими полками, умирал 1 Император Всероссийский Пётр I . Во дворце не решаются присесть, бросают друг на друга подозрительные взгляды . Кто сядет на Престол, где завтра окажешься в опале или милости. Боли отпускают Царя, он требует бумагу. Из последних сил выводит еле различимые слова: «Всё отдать»… Перо… выпадает из рук, Пётр теряет сознание. На следующий день 28 января 1725 года Пётр I умер, так и не оставив наследника Престола.
- Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшее государя?
«В первые 16–17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренилось, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами».
С. Ф. Платонов
Вопросы:
О каком историческом периоде идет речь? Что вам известно об этом периоде?
2. Предположите, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?
Учащиеся записывают тему урока «Дворцовые перевороты». Попытаемся дать определение понятия дворцовый переворот (составляется кластер группами). Учитель корректирует ответы и даёт правильное определение: «Дворцовый переворот- смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков».
Определение понятия записывают в словарь.
Учитель подводит учащихся к формулированию плана урока:
Причины и сущность дворцовых переворотов.
Характеристика дворцовых переворотов.
Итоги дворцовых переворотов.
Всего за 37 лет – с 1725 года по 1762 год на Российском Престоле сменилось 6 правителей.
Вопрос к классу «Объясните, почему это стало возможным? Каковы причины дворцовых переворотов?»
Работа с учебником.
Задание: Выпишите причины дворцовых переворотов, используя материал учебника.
Учащиеся изучают материал учебника (стр.164-165), материалы Ключевского В.О., называют причины. Учитель корректирует ответы, формулирует причины:
Усиление роли гвардии в государственных делах.
Указ Петра о престолонаследии.
Борьба за власть дворцовых группировок.
Учащиеся записывают в тетрадь причины.
Учитель разбивает класс на 5 групп (по количеству дворцовых переворотов)
Раздаёт листы с алгоритмом работы. Организует наблюдение за работой учащихся, проводит инструктаж обучающихся, организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
По итогам деятельности групп составляются таблицы, учитель вносит коррективы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Обучающиеся переносят себе в тетради итоги работы групп.
Дата | Причины | Организатор | Кто осуществлял переворот | Итог переворота | Что получили участники переворота | Значение (рост привилегий дворянства) |
1725 год- первый Дворцовый переворот | Пётр не успел назначить преемника. | Александр Меншиков | Семёновский и Преображенские полки. | Воцарение Екатерины I | Создание Верховного тайного совета, в состав которого вошли представители, как старой знати, так и «Птенцов гнезда «Петрова»». А.Д. Меншиков- I министр, ключевые позиции в Верховном тайном совете. | Создание Верховного тайного совета. Сокращение срока службы дворян до 40 лет. Раздача земель с крестьянами гвардейцам |
1727 год- Пётр I (по завещанию Екатерины I. | | Влияние Меншикова до 1728 года, после болезни- усиление влияния Долгоруких. Меншиков с семьёй сослан в Сибирь, (г.Берёзов), изменился состав Верховного тайного совета (преобладает старая родовая знать). | | 19 января 1730 года смерть Петра II, Верховный тайный совет («верховники») приглашают Анну Иоанновну на условиях «кондиций». См. текст кондиций (учебник с.174) | | Дворяне ничего не получили |
1730 год - II Дворцовый переворот. | Желание Анны править самостоятельно, самодержавно. | Анна Иоанновна. | Гвардия. | Анна правила единолично, опираясь на фаворитов («бироновщина»), не доверяя гвардейцам, приведшим её к власти Анна сформировала ещё два гвардейских полка, преданных ей- Измайловский и Конногвардейский. | Ключевые позиции в органах государственного управления заняли: Э. И. Бирон (I министр), А.И.Остерман (вице- канцлер), Б.К.Миних (глава военной коллегии). | Создание Измайловского гвардейского полка, кадетского корпуса для детей дворян, срок службы сокращен до 25 лет, запись на службу с младенчества. |
III переворот 9 ноября 1740 года. | Отсутствие поддержки у Бирона в высших кругах двора. | Б.К.Миних арестовал Бирона- регента Ивана Антоновича. | Б.К.Миних | Провозгласил регентшей Анну Леопольдовну- мать Ивана Антоновича. | В гвардии стало формироваться настроение в пользу смены власти. | Одни немцы сменили у власти других немцев. |
25 ноября 1741 года- IV переворот | Использовала патриотические лозунги о якобы засилье немцев при дворе. | Гвардия- Преображенский Полк. | | Воцарение Елизаветы Петровны. Анна Леопольдовна и её семья арестованы, сосланы в Архангельскую область. | А.И.Разумовский, П.И.Шувалов, М.И.Воронцов. | Дворяне были освобождены от телесных наказаний. Получили право собственности над крестьянами |
28 июня 1762 года- V переворот | Угроза Петра IIIотправить Екатерину IIв монастырь и отстранить сына от наследования Престола. | Екатерина жена Петра III. | Гвардия, фавориты братья Орловы. Непредсказуемость Петра III, пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями породило много противников. | Воцарение Екатерины II Великой. | А.Г.Орлов Г.Потёмкин | |
Проблемное задание.
1.С каким периодом русской истории мы можем сравнить эпоху дворцовых переворотов?
2.Какие общие черты и особенности этих периодов вы можете назвать.
Ответ детей:
- с периодом Смутного времени. Общие черты - отсутствие наследника престола.
Особенности: Смуты - гражданская война и интервенция.
Дворцовые перевороты - борьба за власть.
3.Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I — дворцовыми переворотами?
Выслушав ответы учащихся, учитель подводит их к следующим выводам: Все претенденты на престол - царской крови и каждый из них мог претендовать на престол.
Итоги переворотов:
1. Усиление абсолютизма.
2. Рост привилегий дворян
3. Ухудшение положения крестьян.
Рефлексия . Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности своей и своего класса.
Выбери предложение и продолжи его:
- Я уже знал…
- Я узнал…
- Мне было интересно на уроке…
- Как я усвоил материал?
- Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.
- Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.
- Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.
Подведение итога урока и разъяснение домашнего задания (1-2 мин.)
Сильные учащиеся | Слабые учащиеся | Средние учащиеся |
Изучить § 20-21, составить презентацию по теме, ответить на вопросы после параграфа. | § 20-21 – вопрос 4 письменно в тетради. | § 20-21 , составить презентацию по одному из правителей (по выбору), вопросы 1-4 устно. |