СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: «Архимедова сила»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Архимедова сила»»

















Открытый урок на тему: «Архимедова сила».













Подготовила:

Учитель физики

Чураева Ж.А.













2024 гг.



Аннотация урока по теме: "Архимедова сила".

Предмет: физика

Класс:7

Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещают такие уроки. Также нужно отметить широту диапазона использования компьютера – объяснение нового материала, выполнение практических заданий, тестирования.

Применение ЦОР предусматривает владением учителя компьютера, умение его работать в программах Microsoft Word и Power Point, а также знание проектной методики. Учитель при подготовке ЦОРов к уроку должен учитывать возрастные особенности.

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет отметить такие положительные качества:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся;

  • развитие творческих способностей школьников;

  • воспитание интереса к предмету. ЦОРы вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

  • обеспечение качественного усвоения программного материала;

  • информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

  • ЦОРы позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

  • компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.

Занятие начинается с проверки домашнего задания, продолжительностью не более 10 минут. В начале изучения новой темы рекомендуется восстановить в памяти учащихся основные понятия, относящиеся к данной теме, поэтому проводится фронтальный опрос.

Изучение новой темы сопровождается показом презентации, в которой, для эффективного проведения урока, были размещены необходимые материалы.

Данный план–конспект урока по теме: «Архимедова сила» предназначен для проведения урока по физике в 7 классе общеобразовательной школы и используется для объяснения нового материала.

Применить данный урок можно на уроках физики для выполнения лабораторных и практических работ, решения задач, тестирования.

Количество часов: 1

Техническое обеспечение: урок проводиться с использованием компьютера и интерактивной доски.

Форма организации работы детей: урок – изучение нового материала

Форма организации работы учителя: изучение новой темы «Архимедова сила» с применением цифровых образовательных ресурсов

Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, что на любое погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости.







































Структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. Взаимные приветствия

учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка состояния

классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку;

организация внимания и внутренней готовности

Приветствуют

учителя,

проверяют свою

готовность к

уроку

2

Постановка учебных проблем.

Сообщение.

Запись темы урока в тетради.

3

Изучение нового материала.

«От каких факторов зависит Архимедова сила»

Формула «Сила Архимеда»

«Вычисление выталкивающей силы»

Записи в тетрадях, исследование выталкивающей силы, запись формулы Архимедовой силы.

4

Применение закона выталкивающей силы и наблюдение    её в быту, технике, природе.

Демонстрация опытов.

Сообщения учащихся о применении и наблюдении выталкивающей силы в быту, технике.

5

Первичная проверка понимания изученного. Решение задач

«Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы»,
Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы»

С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду?

Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.

6

Итоги урока.

Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске.

Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках.





План-конспект урока

Тема урока: Сила Архимеда

Предмет: Физика

Класс: 7

Цели урока: Формирование знаний у учащихся о силе Архимеда.

     Задачи урока:

- обучающие: формировать понятие об архимедовой силе (выталкивающая сила), учить выводу правила для вычисления архимедовой силы;

-развивающие:  формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки; развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики;

-воспитательные:  воспитывать самостоятельность мышления, чувство ответственности, культуру умственного труда;

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, штатив, ведёрком Архимеда, динамометр, разновес, таблица, стакан отливной, набор тел разной массы.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

Сообщение темы, цели и задачи урока

  1. Проверка усвоения изученного материала

Фронтальный опрос по пройденной теме.

а) (физический диктант)10мин.

Проводится физический диктант по теме «Давление». Данный диктант выполняется с целью проверить практическое наличие сохранение знаний и умений, рассмотренных в ходе изучения предыдущих тем. Вводное задание актуализирует опорные знания, умения, личный опыт учеников. Учащиеся сами оценивают выполненную работу с помощью листа правильных ответов, который показывается на экране доски (слайд №4-правильные ответы на вопросы диктанта).

1) Отношение силы к площади, на которую в перпендикулярном направлении действует сила … (давление).

2) Формула, для вычисления силы давления ( )

3) Ученый, который установил, что жидкости и газы передают давление во все стороны одинаково (Блез Паскаль).

4) Единица измерения давления. (Паскаль)

5) Кто из ученых впервые измерил атмосферное давление (Торричелли).

6) Какой из слоев атмосферы испытывает максимальное давление? (тропосфера).

7) Прибор, для измерения атмосферного давления (барометр).

8) При тщательных измерениях, Паскаль установил, что (на каждые 120 м высоты над уровнем моря столбик ртути опускается на 1 см).

9) Прибор, предназначенный для контроля давления (манометр)



  1. Какой ученый вывел закон, который утверждает: “Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа”. (Паскаль.)

  2. Прибор для измерения силы. (Динамометр.)

  3. Назовите направление выталкивающей силы? (Вверх.)

  4. С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)

  5. Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем)

  6. Сила, действующая на опору или подвес. (Вес.)

  7. А ну-ка, быстро посмотри,

И разреши сомненья

Скажи нам, как узнать внутри

У жидкости... (Давление.)

  1. Что получилось по вертикали в выделенных клетках:

Скажи, какой великий человек

Прославил свой далекий, древний век

Тем, что открыл для жидкости закон,

Тем, что навек был в физику влюблен.* (Архимед.)

  1. Мотивационный этап

Учитель.  Сегодня речь пойдет о выталкивающей силе – Архимедовой силе. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).
Научное открытие свойства выталкивающей силы было открыто древнегреческим ученым, математиком и механиком Архимедом. (слайд № 8-10)

Проблемная ситуация:

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. 
Например , предскажите, чем закончатся следующие события:

  • если положить в полный стакан ложку ,то…;

  • если маленький мячик утопить в воде ,то…;

  • если вытащить ведро в колодце на поверхность воды ,то…;

  • если погрузиться в воду, то…;

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит. 

4. Изучение нового материала 

Сейчас мы с вами экспериментальным путем определим от чего же зависит Архимедова сила?

Чтобы ответить на этот вопрос проведем работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос.

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске в виде таблицы:

Архимедова сила

не зависит от:

зависит от:

1) формы тела;

2) плотности тела

3) глубины погружения.

1) объема тела;

2) плотности жидкости.

Мы узнали о том, что архимедова сила зависит от объема тела и плотности жидкости. Как теоретически объяснить действие жидкости на погруженное в неё тело. Опыты показывают, что действие жидкости направлено вверх.

На основании этого опыта делаем вывод: выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной телом.

Формулируется закон Архимеда (Слайд № 11): на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная по величине весу жидкости, вытесненной телом.

Итак, опыт подтвердил, что архимедова (или выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме тела, т.е. FA = РЖ = g m ж.

Массу жидкости m ж , вытесняемую телом, можно выразить через её плотность (ρж) и объем тела (Vт) погруженного в жидкость (так как Vж – объем вытесненной телом жидкости равен Vт – объему тела, погруженного в жидкость , Vж = Vт), т.е. mж = ρжVт.

Тогда получим

FА = gρжVт. (Слайд № 13)



Опыт №1
Погружаем мяч в воду и быстро убираем руку. Мяч «выпрыгивает» из воды.
-Почему мяч всплыл? (На мяч подействовала сила со стороны воды)
-Куда она направлена? (Вертикально вверх)
-Как ее называют? (Ее называть выталкивающей силой)

Опыт №2
Опускаем в воду деревянный брусок. Брусок плавает на поверхности воды.
- Какие силы действуют на брусок?
(Сила тяжести выталкивающая сила )

Опыт №3
Возьмем железный брусок. Поместим в воду: брусок тонет.
-Действует ли на него выталкивающая сила?
(Тело утонуло, значит выталкивающая сила на него не действует)

-Как можно рассчитать выталкивающую силу?
(Выталкивающую силу можно найти, если из веса тела в воздухе вычесть вес тела в воде. Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе) Fвыт. = Рв возд. – Рв воде





5. Применение закона выталкивающей силы и наблюдение    её в быту, технике, природе.

6. Первичная проверка понимания изученного. Решение задач. Устно (Слайд № 16- 19)

1. Рассмотрим два случая нахождения Архимедовой силы.

Задача 1

Необходимо рассчитать, сколько весит в воде камень массой 500 кг и объемом 0,2 м3. (Слайд 20)

Запишем исходные данные задачи.

 

Дано:               

mТ =500 кг       

VТ =0,2 м 3    

 

Р в.ж. - ?         

Решение:

Итак, для того чтобы рассчитать силу Архимеда необходимо из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости:

FA= PВ В. – РВ Ж.  РВ Ж = PВ В - FA

            

Ответ: Р в .ж =3кН.


Задача 2

Каково значение Архимедовой силы, действующей на полностью погруженное в воду медный брусок массой 890 г. (Слайд 21)

Запишем краткое условие задачи.

 

Дано:              СИ             Решение:

        0,89 кг            

                            

                     

FA - ?                                 Ответ: FA=1 Н.

2. Решите самостоятельно задачу (работа в парах): С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду? (слайд № 22)

Дано:

СИ

Решение:


m = 800 г

0,8 кг

На тело действует архимедова сила: Fa =g жVтела.


д = 400 кг/м3

 

Найдем объем тела из формулы плотности: V =

в = 1000 кг/м3

 

Проводим вычисления.

Найти: Fa.

Сделайте вывод: что такое архимедова сила и от чего она зависит? (Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела.)

Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? (Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше.)

7. Анализ и рефлексия.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Спасибо дети за урок.

Выставление оценок.

Домашнее задание. § 49 упражнение 24.







ЛИТЕРАТУРА

1.Пёрышкин А.В. Физика 7 класс

2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-8

3. И.Т.Кириллова. Книга для чтения по физике

4. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл.

Ссылки на ресурсы Интернет

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник)

3. Видеоролик "Закон Архимеда" http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d2e612da-bafa-4bc8-9638-e4a7e9815cd9/view/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!