СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: «Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и  их приспособленности к различным средам обитания.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся знания о многообразии, особенностях строения и образа жизни птиц различных экологических групп, их значение в природе и жизни человека;

-показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания;

-повторить и закрепить знания об особенностях разных сред жизни

Развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей учащихся;

развитие познавательной активности, творческих способностей

- развивать мышление, решая  биологические задачи;

Развивать коммуникативные умения:

-работать в группе, взаимодействуя друг с другом, не бояться совершения ошибок, ощущать комфортность.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование  внимательности

-расширять кругозор учащихся;

-формировать экологическую культуру школьников

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные беседы, групповая работа, взаимоконтроль.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, Таблица «Класс птицы», коллаж Птицы, фотографии птиц, рисунки.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека»»

МКОУ «Хурикская

средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»

МР «Табасаранский район»




Открытый урок на тему: «Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека»











Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна





Хурик, 2016 год

Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и их приспособленности к различным средам обитания.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся знания о многообразии, особенностях строения и образа жизни птиц различных экологических групп, их значение в природе и жизни человека;

-показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания;

-повторить и закрепить знания об особенностях разных сред жизни

Развивающие: развитие речи, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие интеллектуальных способностей учащихся;

развитие познавательной активности, творческих способностей

- развивать мышление, решая биологические задачи;

Развивать коммуникативные умения:

-работать в группе, взаимодействуя друг с другом, не бояться совершения ошибок, ощущать комфортность.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера, формирование внимательности

-расширять кругозор учащихся;

-формировать экологическую культуру школьников

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные беседы, групповая работа, взаимоконтроль.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, Таблица «Класс птицы», коллаж Птицы, фотографии птиц, рисунки.

Структура и ход урока

Актуализация знаний и умений.

Тестовое задание.

Выбери один правильный ответ.

  1. Исключите лишнее понятие:

а) лопатка; б) ключица; в) вороньи кости; г) плечевая кость.

  1. Одним из приспособлений скелета птиц к полету является:

а) срастание нескольких отделов позвоночника; б) наличие ребер; в) большой объем части черепа; г) копчиковая железа.

  1. Количество отделов в позвоночнике птиц равно:

а) 6; б) 5; в) 4; г) 7.

  1. Два пальца на ногах у:

а) дятла; б) страуса; в) стрижа; г) голубя.

  1. К оседлым птицам относится:

а) сорока; б) скворец; в) грач; г) лебедь.

  1. Сердце у птиц:

а) однокамерное; б) двухкамерное; трехкамерное; г) четырехкамерное.

  1. К выводковым птицам относятся:

а) гуси; б) голуби; в) дятлы; попугаи.

  1. У птиц хорошо развиты полушария:

а) переднего мозга; б) среднего мозга; в) мозжечка; г) все верно.

  1. При инкубации яиц поддерживается температура:

а) 32-35˚С б) 39-40˚С в) 37-38˚С г) 55-65˚С

Учащиеся выполняют тест в тетрадях, записывая ответы. На работу выделяется 5 мин. После выполнения заданий проверяются ответы.

Введение новой информации

Ход урока

1.Организационный момент: (1мин)

- Приветствие. Положительный настрой на урок

- Проверка готовности учащихся к уроку (деление на группы)

Лейла Гасангусейновна:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по теме: «Экологические группы птиц». Я желаю вам интересного урока и хорошей работы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым пением, разнообразной окраской оперения

На прошлых уроках вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, познакомились с классификацией птиц.

Целью нашего урока является выделение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц к этим условиям?

2. Изучение нового материала. Технология личностно-коммуникативного обучения.

У учащихся на столе лежат инструктивные карточки урока, с которыми они работают.

Вопрос. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? ( Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, теплокровные, с интенсивным обменом веществ.)

Глядя на различных птиц, невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местах живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.

Вопрос. Что называют экологической группой животных?

Экологическая группа – группа животных, у которых в данных условиях существования выработались определённые, общие черты строения и поведения. По каким признакам может производится отбор? (по типу питания, по месту обитания, гнездования)

По типу питания

По местам обитания

Растительноядные птицы

Водоплавающие птицы

Насекомоядные птицы

Птицы побережий водоёмов и болот

Хищные птицы

Птицы степей и пустынь

Всеядные птицы

Птицы леса

Падалееды

Птицы открытых водных пространств


Вопрос: Где могут обитать птицы?

Информационная викторина: (5 минут)

1). Эта птица на зиму не улетает. От мороза спасается, зарываясь в снег. Может питаться хвоей и даже грибами (глухарь)

2). Эти птицы одни из самых популярных в мифологии Греции. Их впрягал Аполон в свою колесницу. В эту птицу превращался Зевс-громовержец. (Лебедь)

3). Какая птица символизирует доброту , счастье, дом? (Аист)

4). Это самый экзотический и удивительный представитель нашей фауны. Стая птиц напоминает розовые облака. (Фламинго)

5)Они плохо ходят по земле и редко садятся на воду, разбойничают, выхватывая рыбу у других птиц. Сами чёрные, раздувают красные зобы. Так, в старину называли корабли. (Фрегат).

6). Они – все дети ночи. Во тьме сверкают очи.

Обличье человечье, да два крыла в заплечье.

Полёт её беззвучен, пролёт в лесу изучен.

Клюв с когтем очень прочен, а слух её, так точен. (Сова)

7)Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Х.К.Андерсену? (соловей)

Осмысление блока новой информации.

Задание: Инструктивная карточка.

1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

2. Рассмотрите формы клювов, лап, оперения птиц.

3. Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.

4. Подберите интересные факты о жизни птиц. Составьте загадку «По словесному портрету догадайся, кто же это».

Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы, они объединяются в экологические группы.

Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные местообитания. В каждом из них они приспосабливались к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц, с которыми вы познакомитесь на этом уроке. Итак, мы изучаем птиц различных экологических групп. Это птицы леса, водоплавающих и околоводных птиц, птиц открытых пространств, хищных птиц, и птиц города

Птицы леса. Слово учителя.

Первые птицы на Земле появились в лесах и вели древесный образ жизни. Не случайно большинство современных птиц и сейчас связано с лесами. Для лесных птиц характерны укороченные закругленные крылья и относительно длинный хвост. Это позволяет им быстро взлетать, легко маневрировать среди деревьев, точно садиться на ветки.

Королек – птица, характерная для наших лесов. Очень маленькая. Длина не превышает 11 см., а масса 5-7 г. Свое название получил за яркую желтую шапочку на темени. Песня желтоголового королька похожа на скрип телеги. Птички очень подвижны. Постоянно лазают по ветвям, часто «подвешиваясь» на их концах. Держатся в кронах елей, где и устраивают свои гнезда.

Дятел – имеет крепкий хвост, состоящий из жестких перьев. Ноги короткие, на пальцах когти. Два пальца обращены назад, а два вперед. Это позволяет дятлу удерживаться на стволе дерева. Клюв долотообразный, язык длинный, приспособленный для добывания изпод коры насекомых и их личинок. Язык далеко высовывается из клюва, проникая в различные щели и выдолбленные клювом ходы. Зимой питается семенами ели, доставая их из зрелых шишек. Дятел закрепляет шишку в трещину коры, а затем разбивает ее, доставая семена

Глухарь – самая крупная лесная птица. Вес взрослого самца достигает 6,5кг. Походка глухаря быстрая. С земли поднимается тяжело, громко хлопая крыльями. Летом питаются травой, осенью ягодами, зимой хвоей сосны

Вопрос к классу. Назовите птиц леса и их характерные особенности.

Водоплавающие и околоводные птицы. Слово учителя.

Жизнь этих птиц тесно связана с водой. Большинство из них прекрасно плавает, а многие и хорошо ныряют. Тело вытянутое и обтекаемое, ноги расположены ближе к хвосту, что делает их движения быстрыми. У подавляющего большинства видов между пальцами ног развивается плавательная перепонка. По земле ходят медленно и неуклюже. Густое оперение покрыто слоем особого секрета, который выделяется копчиковой

железой. Секрет обладает водоотталкивающим свойством и не позволяет оперению намокать в воде. Питаются животной и растительной пищей.

Утка – кряква. Типичный представитель водоплавающих птиц. Хорошо плавает и обычно не ныряет, а по земле ходит, тяжело переваливаясь с боку на бок. Летает быстро, часто взмахивая крыльями и издавая характерный свистящий звук. С воды поднимается легко, а при опасности может взмыть вертикально. Питается водными насекомыми и их личинками, ракообразными, моллюсками, а также водными растениями. У кряквы образуется цедильный аппарат. Края клюва усеяны мелкими роговыми зубчиками. При неполном смыкании клюва по его краям образуется своеобразное мелкое ситечко, через которое утка отцеживает содержащийся в воде корм. Кормится на мелководье.

Лебеди. Красивые крупные водоплавающие птицы. Голова расположена на длинной, изящной шее, которая по длине равна телу. Оперение пышное, густое. При плавании лебеди глубоко погружают перьевую часть тела в воду, приподнимая заднюю. Шея при этом держится вертикально, а голова направлена вперед. С воды лебеди взлетают тяжело, долго разбегаясь и шлепая лапами по воде. Питаются растительной и животной пищей.

Цапли. Обитают около воды, не являются водоплавающей птицей. Держатся по берегам рек, озер, болот. На лапах нет плавательной перепонки. Длинные пальцы ног широко расставлены и не проваливаются, ходя по топким болотам. Охотятся на рыбу. Земноводных, пресмыкающихся. Шея длинная, заостренный клюв, по краю которого располагаются мелкие зубчики. Прекрасное зрение. Отличный глазомер. Прицеливаясь, они оценивают не только расстояние до жертвы, но и степень его искажения водой. Гнездятся большими колониями

Пингвины. Эти птицы две трети своей жизни проводят в воде. Летать не могут, но отлично плавают и ныряют. Крылья превратились в ласты, которые способны винтообразно вращаться в плечевом суставе. На суше ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. Питаются мелкой рыбой, головоногими моллюсками и ракообразными.

Вопрос к классу. Назовите водоплавающих и околоводных птиц их особенности.

Птицы открытых пространств. Слово учителя.

Обширные площади на различных материках Земли занимают разнообразные открытые ландшафты: степи, саванны, прерии, пампа, а также полупустыни и пустыни. Обитающие в них птицы почти всю жизнь проводят на земле. У них сильные, хорошо развитые ноги.

Некоторые не могут летать так как имеют короткие крылья. Шея длинная, помогающая отыскивать корм и замечать хищников . Окраска неброская.

Страус. Самая крупная современная птица. Рост 2,5 м., масса 120 кг.. Небольшая грудь страуса лишена киля, а крылья развиты слабо, из-за чего страус не может летать. Мощные двупалые ноги позволяют ему прекрасно бегать, совершая шаги до 4-5 метров и развивая скорость до 50 км/час. Сокращение количества пальцев на ногах связано с быстрым бегом.

Дрофа. Самая крупная птица европейских степей. Масса достигает от 10 до 16 кг. Мощные неоперенные ноги, пестрое оперение и отходящие от подбородка «усы» - пучки удлиненных нитевидных перьев. Взлетает с разбегу, тяжело поднимая и опуская громадные крылья. Питается растительным кормом. М ожжет съесть насекомых. Личинок, грызунов, птенцов мелких птиц.

Серый журавль. Рост птицы 1,25 м., вес 5,5 кг., а размах крыльев 2 м. Гнездится на болотистых участках. Питается крупными насекомыми, водными беспозвоночными, мелкой рыбой, лягушками, грызунами. Ест ягоды и семена злаков.

Коростель. Небольшая, пестро окрашенная птица, длиной около 30 см. Обитает в сырых травянистых лугах, клеверных полях, лесных вырубках. Гнездо размещает на земле среди травы и кустарников. Питается различными насекомыми, а также семенами различных растений.

Вопрос к классу. Назовите птиц открытых пространств и их особенности.

Хищные птицы. Слово учителя.

Хищные птицы играют важную роль в природных сообществах. Питаются животными, регулируя их численность Хищные птицы подразделяются на ночных и дневных птиц. У всех птиц сильные ноги, вооруженные мощными и острыми когтями. С их помощью они ловят и умерщвляют добычу. Крепкий, загнутый крючком клюв помогает разрывать добычу на части. У дневных хищных птиц великолепное зрение, у ночных хищных птиц тонкий слух, бесшумный полет. Поселяются на всех континентах , кроме Антарктиды.

Орланы. Орлан - белоплечий. Длина тела 1 м., размах крыльев 2,5 м. Гнезда строит на высоких деревьях или на неприступных скалах. Питается рыбой, схватывая ее с поверхности воды. Иногда нападает на уток, чаек, молодых цапель.

Сокол – сапсан

Имеет узкие и острые крылья. Охотится в воздухе на различных птиц. Летает кругами на большой высоте, а завидев добычу, резко бросается вниз, быстро взмахивает крыльями. В момент броска развивает скорость до 280 км/час. Добычу бьет когтями. Гнездится на скалах и береговых обрывах, в лесах, тундре, на кочках среди моховых болот, а также на высоких зданиях в городах. Обязательным условием для гнездования является наличие поблизости открытых пространств, необходимых для охоты.

Филин. Ночная хищна птица. Размах крыльев 1,8 м., а масса 3 кг. Окрашен пестро. На рыжеватом или желтоватом фоне развит черно-бурый продольный и поперечный рисунок. Брюхо рыжее с черными продольными пятнами и поперечными полосками. Две группы перьев на макушке образуют подобие небольших острых ушей. Охотятся на мышевидных грызунов, мелких птиц, зайцев. Изредка на молодых горных козлов. При ночной охоте ориентируются на слух

Вопрос. Назовите хищных птиц и их особенности.

Птицы городов. Слово учителя.

Вблизи жилья встречается огромное количество птиц. Сюда их привлекает прежде всего доступность корма. Многие птицы лишь на время появляются в городах и поселках, тогда как некоторые виды практически постоянно живут здесь.

Серая ворона обитает в крупных городах. Эти птицы образуют большие стаи. Ночуют на деревьях в парках, садах, скверах. Днем улетают кормиться на окраины и в пригороды, а вечером возвращаются на ночевку. Зимой поедают отбросы и остатки пищи у жилья человека, весной мышевидных грызунов. Летом питаются зерновками хлебных злаков.

Домовый воробей. Широко распространенная птица, обитающая рядом с человеком. Гнездятся парами, а иногда целыми колониями. Плодовиты. Питаются семенами различных растений. Могут приносить ощутимый вред зерновым культурам, ягодникам, подсолнечнику. В период кормления птенцов уничтожают вредных насекомых.

Ласточки живут в городах. У них короткий широкий клюв, узкие длинные крылья, вильчатый хвост и короткие лапки, непригодные для передвижения по земле. Хорошо летают. Значительную часть времени проводят в воздухе и даже пьют на лету, стремительно проносясь над самой поверхностью воды. Садятся на ветви деревьев, крыши домов, а также на провода. Гнезда строят на стенах домов или на деревьях. Гнездо сооружают из комочков глины, склеенных слюной. Внутри выстилают мягкой травой и перьями

Вопрос классу. Назовите птиц городов и их особенности. 3.Закрепление.

Решение экологических задач:

1). Некоторые крупные морские птицы могут «сопровождать» в морях теплоходы, подолгу преследуя их. Почему?

2). Почему цапля, прежде чем съесть рыбу, подкидывает её?

3). Найдите в стихах биологическую неточность.

А это - весёлая птица синица, которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил Джек

4). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною, в сени к нам летит. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой, что из стран далёких принесла с собой.

5). Почему моряки, находясь, долгое время в плавании, так радуются птицам, кружащим в воздухе?

6). Какая птица может дольше обходиться без пищи: зерноядная или насекомоядная?

Работа с карточками: 1) Определите, клювы каких птиц изображены на

рисунках. К каким экологическим группам они относятся?

2)Определите по лапам, где живут данные птицы.

4. Домашнее задание: параграф 52. Заполнить таблицу по птицам, пересказывать, составить план ответа.

Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды птиц

Образ жизни и приспособления к месту обитания





Вопрос: Чем дневные хищники отличаются от ночных ? (сам. изучение).

5.Рефлексия:

-Что сегодня на уроке мне понравилось больше всего?

-Самым сложным для меня сегодня было….

- Сегодня я понял……

- Сегодня на уроке я почувствовал……

- Какие выводы ты сделал для себя?

Оценки !!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!