Разработка школьного урока по химии на тему: «Расчеты по химическим уравнениям» в восьмом классе с учётом заданий ОГЭ и ЕГЭ и требований ФГОС ООО
(учебник – Габриелян О. С.)
Учитель химии: Абдулгапурова Дж. Р.
Декабрь, 2019 год
Структура урока:
1) оргмомент
2) актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
3) формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
4) применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
5) рефлексия (итог)
Цели урока:
Обучающие: сформировать умения и навыки в решении расчётных задач по заданному алгоритму применимо к заданию №22 в ОГЭ, и №29 в ЕГЭ.
Развивающие: развитие памяти, путём актуализации раннее изученного материала, акцентировать на правильном изложении формулировок и суждений, работать над развитием грамотного научного изложения материала.
Воспитательные: организовать взаимодействия между учащимися в коллективе путём групповых и индивидуальных заданий и взаимооценивание по заданным критериям.
Средства обучения: таблицы (таб. Растворимости солей, ПС), слайды, индивидуальные карточки.
Ход урока
Оранизационный момент
Поздороваться, представиться, отметить отсутствующих, подготовка к уроку учащихся: проверка наличия необходимых принадлежностей (учебников, рабочих тетрадей)
Актуализация знаний учащихся
Кислоты и их химические свойства
Соли и их химические свойства
Основания и их химические свойства
Оксиды и их химические свойства
Формулы для нахождения количества вещества
Формулы для нахождения доли вещества
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Задача – слово для большинства из нас довольно тяжёлое, предполагающее что-то очень сложное и непосильное. Но данный тип задач, встречающиеся в задании №22 – ОГЭ, и в задании №29 – ЕГЭ, решаются довольно просто, если хорошо разбираться в свойствах веществ и в составлении уравнении реакций.
Задача №1: К 53 г фосфата калия с массовой долей этой соли 8% добавили избыток раствора хлорида цинка. Определите массу выпавшего осадка.
Ключевым моментом в данном типе задач является нахождение количества вещества (далее приступая к решению расчётных задач, будем строго придерживаться алгоритму):
Составление уравнения
Подписать данные под соответствующими веществами в уравнении реакции
Обозначить вопрос под исследуемым веществом
Начать составление формул, начиная с того столбика, где поставлен вопрос
Количество вещества найти в столбце с данными задачи
Перевод количества вещества во второй столбец через пропорцию
Вычисление и запись ответа
t
2K3PO4 + 3ZnCl2 = 6KCl + Zn3(PO4)2↓.
m = 53 г ? m = nM = 3,85 г
Ꞷ = 0, 08 M = 385 г/моль
n = m/М =0,02 моль 2/1 n = 0, 01 моль
m(чист) = Ꞷm = 4,24 г
М = 212 г/моль
Ответ: m (Zn3PO4) = 3,85 г
Закрепление
Каждый ученик получает карточку с тремя тестовыми заданиями №22 OГЭ и ориентируясь на вышеизложенные правила и таблицу на слайде самостоятельно решает их. По истечении времени, отведённого на выполнение заданий, проводит самопроверку (ответы: слайд)
Рефлексия
Обсуждение хода урока и анализ усвоения новых знаний. Подведение итогов и выставление оценок, исходя из активности учащихся в ходе урока и индивидуального тестового задания.
Задание на дом (слайд №5)
Задание №22 на сайте «Решу OГЭ - химия», составить уравнения реакций в первых пяти заданиях; задание №1: решить задачу.