СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Вода. Экологические аспекты водопользования"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно проводить. как учебное занятие, когда изучается вода и как внеклассное мероприятие, приуроченное к дню воды.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Вода. Экологические аспекты водопользования"»



Конспект занятия

Тема занятия: Вода. Экологические аспекты водопользования

Форма проведения занятия – ролевая игра.

Цель: рассмотреть некоторые экологические аспекты водопользования.

Задачи: изучить понятие «экологическое природопользование воды», провести анализ воды, рассмотреть основные источники загрязнения природной воды и обсудить пути решения проблемы охраны вод.

Проблемный вопрос: Какую воду мы пьем? Кто виноват? Что делать?

Эпиграф:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

Е.Евтушенко

Подготовка к занятию: Учащиеся делится на группы: лаборанты (лаборатория № 1, лаборатория № 2), эксперты. Учащиеся предварительно готовятся к занятию, собирая информацию о воде, готовят презентации, лаборанты изучают методику оценки качества питьевой воды.

Оборудование и реактивы:

  • колбы на 250 мл, мерные цилиндры, листочки с текстом, стеклянные пластинки, водяная баня, инструкционные карты, пробы воды, маркеры, аммиак, аммиачный буферный раствор, индикатор (эриохром черный), 0,05 н раствор трилон Б; консервированные пробы воды, роданид калия, соляная кислота, пероксид водорода, пробирки, белый лист бумаги, стеклянные трубочки или пипетки для воды, универсальный индикатор, уксусная кислота, иодид калия.

  • видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора», информация для составления рубрики: «Знаете ли вы, что…»;

  • тест по теме: «Вода» и презентация (Power Point), проектор.

  • для всех групп: оценочные листы, лист с заданием;

  • листочки или таблички с названием отделов.

Структура урока:

I. Организационный этап.

Приветствие.

II. Актуализация. Занятие начинает преподаватель, используя презентацию (Слайды 2-16)

Преподаватель: Здравствуйте! Я приветствую всех, наше занятие посвящается самому удивительному из веществ – воде. Согласитесь, немногие из нас отказались бы: прогуляться по берегу моря, послушать шум водопада, прокатиться на катере или на яхте, искупаться в искристых брызгах фонтана, посидеть на берегу тихой речки, поиграть с морской волной или полежать на пляже ... . Всё это будет летом, а пока мы можем любоваться снегами, умываться чистой водой, закаляться, пить воду и готовить пищу, есть… Можем сходить в бассейн … . Ведь это так прекрасно! ( Слайд 16)

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» – эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.
Мы обычно не задумывается о воде, когда её достаточно, воспринимаем как должное. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник». Так давайте же говорить о воде, о её проблемах, пока источник не иссяк, ведь он уже много лет просит о помощи.

( Слайд 17)
Тема урока: «Вода». При подготовке к занятию, я прочитала утверждение, которое меня очень удивило: «Если воспринимать информацию о воде, при помощи цифр, кодов, символов на самом современном компьютере, в круглосуточном режиме, то на это понадобится 100000 лет земного времени». У нас времени очень мало, поэтому мы всего лишь затронем одну струну этого уникального инструмента под названием «вода», и называется она «Экологические аспекты водопользования».

Цель: рассмотреть некоторые аспекты водопользования.

Задачи:

  • провести анализ воды;

  • выяснить основные источники загрязнения воды;

  • рассмотреть возможные пути охраны природных вод.

III. Постановка проблемы и задания группам

( Слайд 18-19)

Преподаватель: А теперь другая картинка, хорошо знакомая некоторым жителям нашего города. Когда они видят её в своих квартирах, возникают вопросы:

  • Какую воду мы пьем? Кто виноват в загрязнении воды? Что делать? Ответы на эти вопросы сегодня будут искать специалисты различных предприятий и учреждений.

  • Лаборатория № 1 – проводит оценку качества воды.

  • Лаборатория № 2 – проводит оценку качества воды.

Руководители лабораторий получите задания. В обязанности руководителя лаборатории входит организация выполнения задания.

IV. Проверка знаний учащихся

Тест по теме: «Вода» 

Преподаватель: Прежде, чем приступить к работе, необходимо пройти тестирование, которое поможет определить уровень компетенции сотрудников.

V. Изучение нового материала, решение проблемы

Учащиеся работают с информацией, выполняют задания. Включаем музыку.

VI. Выступления специалистов

а) Слово предоставляется лаборантам лаборатории № 1. 

б) Слово предоставляется лаборантам лаборатории № 2. 

Преподаватель: поговорим об охране природных ресурсов. (слайды 20-22)
Конституция РФ. 
Ст. 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии … .
Ст.58. Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

А вот тундра, последствия аварии на нефтепроводе…

А это кит. Кит, выбросившийся на берег, — последствия загрязнения моря отходами химического производства. Северное море. Нидерланды. 
Почему так происходит? Основные источники загрязнения воды, их причины выясняли представители комитета природных ресурсов, им слово.

в) Выступление сотрудников лаборатории (слайды 23-25)

Выступления учащихся сопровождается демонстрацией слайдов.

Основные источники загрязнения воды:

1. Загрязнение твёрдыми частицами.
2. Загрязнение минеральными веществами:

  • соединениями металлов;

  • минеральными удобрениями.

3. Загрязнение органическими веществами.
4. Загрязнение нефтью и её производными.

Пути решения проблемы загрязнения гидросферы:

  • Безотходные технологии – кардинальное решение проблемы.

  • Процесс очистки сточных вод:

  • очистка и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков;

  • очистка стоков предприятий транспорта;

  • очистка стоков, содержащих нефтепродукты.

VII. Пресс-конференция

Возможные вопросы специалистам.

  1. Каковы основные источники загрязнения природных вод в нашем регионе?

  2. Кто осуществляет контроль над состоянием водных объектов?

  3. Как обычный житель может принять участие в охране воды?

  4. Как в домашних условиях оценить качество воды?

  5. Можно ли определить содержание железа в воде визуально?

  6. Какие заболевания возникают у людей, которые употребляют некачественную воду?

  7. Можно ли избавиться от лишнего железа кипячением?

  8. Куда обращаться, если из крана течет вода, непригодная к использованию?

  9. Какова экологическая ситуация в нашем городе?

  10. Каковы основные экологические проблемы в нашем регионе?

  11. Чистая ли вода в наших реках и озерах?

VIII. Закрепление. Подведение итогов, выводы (слайды 26-32)

– Итак, мы сегодня много говорили о воде, о проблемах, связанных с водопользованием.
– Что такое водопользование?
– Можно ли считать водопользование в нашей стране, городе рациональным? Почему?
– Мы искали ответы на вопросы:

  • Какую воду мы пьем?

  • Кто виноват в загрязнении воды?

– Мы выяснили, что пьем мы не всегда чистую воду, что виноват в загрязнении воды сам человек. Наше государство, власти принимают определенные меры по охране вод, но как показывает жизнь, этих мер недостаточно, но не только потому, что эти меры дорого стоят, а еще и потому, что экологическое сознание нашего общества сформировано недостаточно. 
Экологическое водопользование каждый человек понимает по-разному. Обычный человек расскажет о том, как исчезла в реке рыба, а чистое озеро превратилось в болото и появились комары, которых никогда раньше не было; биолог, возможно, будет говорить о исчезновении видов, о мутациях; географ вспомнит мертвый Арал и высохшие реки; эколог обязательно скажет о нарушении связей в экологических сообществах; химик же будет искать причину в использовании веществ.

  • Как вы понимаете термин «экологическое водопользование»?

Вывод: экологическое водопользование означает бережное отношение к воде: рациональное использование, восстановление и охрану природных вод.

«Человек разумный» должен использовать водные источники так, чтобы всем было хорошо: и растениям и животным, главная задача – не нарушать веками устоявшееся равновесие в природе. С другой стороны – мы должны обеспечить источникам воды такие условия, чтобы они дарили нам здоровье и радость. Ведь человеку ничего не стоит из «живой» воды сделать «мёртвую», тому немало примеров.

  • Как мы должны относиться к воде?

– Очень жаль, что у нас мало времени, и мы не поговорили об уровне экологического сознания нашего общества, ведь от него зависит судьба воды и будущих поколений.

Преподаватель:  Вода – наше богатство, она нужна всем: человеку, растениям, дельфинам, рыбкам и другим животным. Занятие заканчиваю словами Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

VI Рефлексия (слайд 33)

ДЗ: нарисовать плакат на тему «Экология»

– Сегодня мы много говорили о воде, о проблемах, связанных с водой, приглашаю вас испить чистой водички! Будьте здоровы! Благодарю всех за сотрудничество!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!